Внешняя торговля России услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 21:28, реферат

Краткое описание

Улучшение ситуации в сфере услуг в России сильно зависит от иностранных инвестиций, но в, то, же время, либерализируя эту сферу, необходимо поддерживать баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в инновациях для создания современной инфраструктуры. Без крупномасштабной сферы услуг с развитым транспортом, связью, торговлей, финансово-кредитным и страховым секторами, комплексом деловых услуг, сферами образования и здравоохранения, отвечающим современным требованиям, Россия не сумеет создать эффективное рыночное хозяйство и достойно войти в мировую экономику

Оглавление

Введение. 3
1.Особенности развития сферы услуг России. 4
1.2.Формирование законодательной базы регулирования сферы услуг. 6
1.2. Участие иностранных поставщиков в развитии отраслей услуг России. 7
2.Внешняя торговля России услугами. 11
2.1. Транспорт. 16
2.2.Поездки. 22
2.3.Другие виды услуг. 25
Заключение. 32
Список литературы. 33

Файлы: 1 файл

Внешняя торговля услугами России.docx

— 589.78 Кб (Скачать)

     Одновременно  благодаря комбинации сравнительно низких цен, роста профессионализма и предприимчивости, российские производители, несмотря на наплыв в ряд секторов услуг мощных иностранных конкурентов после либерализации внешней торговли, смогли закрепиться на многих рынках, а после кризиса 1998г. даже расширить свое присутствие (розничная торговля, реклама, аудиторские, консультационные услуги, компьютерные услуги, туризм и др.).

     Благодаря притоку иностранного капитала российский бизнес получает крайне необходимые для развития финансовые ресурсы и, что не менее важно, передовые технологии, эффективные методы реализации услуг и управления; приобщается к высокой культуре деловых отношений и обслуживания клиентов и т.д.

     В целом в России созданы достаточно привлекательные условия для  вложения иностранных инвестиций. Однако за последнее десятилетие поток прямых иностранных инвестиций в Россию оказался меньше, чем можно было бы ожидать. Так, в 2000 г. объем иностранных инвестиций составил 10,96 млрд. долл. США (из них 4,43 млрд. – прямые инвестиции), из них на услуги приходится около 50%. Общий эффект иностранных инвестиций с позиций интересов страны положителен: в результате ускорилось создание целого ряда новых услуг, произошла модернизация традиционных видов услуг.

  1. Внешняя торговля России услугами.
 

       В 2009 году внешняя торговля  услугами Российской Федерации  сформировалась в условиях ухудшения  внешнеэкономической конъюнктуры. Сокращение количества трансграничных операций вследствие спада деловой активности, а также их стоимостных параметров привело к снижению внешнеторгового оборота услуг до 102, 9 млрд. долларов США или на 19% по сравнению с предыдущим годом.

     При равных темпах падения, как экспорта, так и импорта произошло сокращение дефицита баланса услуг на 4,5 млрд. долларов США до 19,9 млрд. долларов.

 

      Экспорт услуг оценивался в 41,5 млрд. долларов, или на 19% меньше показателя предыдущего года, снижение наблюдалось по всем основным видам услуг.

     Поступления по важной для российской экономики  статье баланса услуг – транспорту – составили 12,4 млрд. долларов США, сократившись на 18%. Их удельный вес в общем объеме экспортных операций существенно не изменился и составил 30%.

     Международные операции, связанные с поездками  также снизились практически  до уровня 2007 года: экспорт услуг  по данной статье составил 9,3 млрд. долларов.

       Существенное снижение зарегистрировано по оказанным услугам страхования (31%), строительным (29%) и государственным услугам (27%).

     На  фоне отрицательной динамики значимых для российского экспорта отраслей услуг, только роялти и лицензионные платежи увеличились относительно предыдущего года на 9%.

     Анализ  отраслевой структуры предоставленных  внешним потребителям российских услуг показывает, что продолжается процесс их диверсификации. Если в 2001 году на долю операций, не относящихся к транспорту и поездкам, приходилось 28% совокупного экспорта, то в 2005 году – уже 41%, а в 2009 году этот показатель составил 48%.

     Импорт  услуг по сравнению с 2008 годом снизился на 19% до 61,4 млрд. долларов США.

     Доминирующее  положение в импорте сохранили  услуги, оказываемые гражданам России во время их пребывания на территории иностранных государств, отражаемые в платежном балансе по статье «Поездки». Расходы по этой статье составили 20,8 млрд. долларов США, что на 13% ниже показателя предыдущего года. В последние годы удельный вес данной категории услуг снижался: если в 2001-2005 годах он достигал 45-48%, то в 2006 году уменьшился до 41%, а в 2008 году – до 32%. В 2009 году на фоне опережающего падения импорта услуг, потребляемых корпорациями, доля «поездок», преимущественно оплачиваемых домашними хозяйствами, несколько выросла – до 34%.

       Географическая  структура торговли услугами в 2009 году складывалась в пользу преобладания операций с резидентами стран дальнего зарубежья. Их доля во внешнеторговом обороте по сравнению с предыдущими годами практически не изменилась и составила 87%. Отрицательное сальдо баланса услуг по этой группе стран сократилось до 21,2 млрд. долларов, что на 23% ниже показателя 2008 года.

     Объем услуг, оказанных странам дальнего зарубежья, снизившись на 16% относительно уровня 2008 года, составил к 33,9 млрд. долларов или 82% совокупного экспорта. Почти  половина операций пришлась на страны Европейского Союза (16 млрд. долларов), традиционно крупными потребителями российских услуг остались также страны АТЭС (6,6 млрд. долларов).

     Среди стран дальнего зарубежья основными  потребителями российских услуг были резиденты Соединенного Королевства и Соединенных Штатов (по 11%), Германии (9%), Кипра (6%), Швейцарии (5%). На долю десяти основных стран-партнеров пришлось более 55% всего экспорта.

     Распределение импорта услуг по группам стран  также фактически не меняется на протяжении ряда лет. Основной его объем (90%) приходится на дальнее зарубежье. В 2009 году он равнялся 55,1 млрд. долларов, снижение за год составило 13 млрд. долларов (19%). По-прежнему внутри этой группы важную роль играли страны Европейского Союза: их доля в совокупном импорте равнялась 26,6 млрд. долларов США или 48%. На потребление услуг, оказанных резидентами стран АТЭС, пришлось 12% импорта.

     В рейтинге стран-поставщиков услуг  лидировали Германия, Соединенное Королевство и Турция (по 8 %), Соединенные штаты (7%), Кипр (5%) удельный вес десяти основных стран-партнеров - 53%(см. Приложение 1).

       Внешнеторговый  оборот услуг Российской Федерации со странами СНГ в 2009 году составил 13,9 млрд. долларов США, снизившись по сравнению с предыдущим годом на 23%.

     В отчетном году произошло сокращение как экспортных, так и импортных операций до уровня 2007 года при опережающем падении экспорта. Сальдо, оставшись положительным, уменьшилось до 1,4 млрд. долларов.

     Экспорт услуг оценивался в 7,6 млрд. долларов, что на 28 % ниже показателя 2008 года, стоимость импорта услуг из стран СНГ сократилась на 17% - до 6,2 млрд. долларов.

     В 2009 году страновое распределение экспорта и импорта услуг осталось достаточно стабильным. Основной объем торговли пришелся на Украину, экспортные операции с этим государством составили 2,1 млрд. долларов (27%), импортные – 2,6 млрд. долларов (42%). С другим основным торговым партнером Российской Федерации – Республикой Казахстан, на долю которой пришлось 16% оборота услуг СНГ, по-прежнему фиксировалось положительное сальдо обмена услугами – 0,6 млрд. долларов США. Во взаимоотношениях с Республикой Беларусь сохранился традиционно складывающийся дефицит баланса услуг, составивший 0,3 млрд. долларов.

     Удельный  вес внешнеторгового оборота  России со странами ЕврАзЭС в совокупном обороте услуг со странами СНГ в 2009 году составил 43%(см. Приложение 2).

     Следует  обратить внимание, что дефицит баланса внешней торговли услугами в 2010 году, максимальный в ряду сопоставимых данных, - 27,8 млрд. долларов США был на 40,1% выше уровня 2009 года и на 14,4% - 2008 года. Основной причиной стал опережающий рост российского импорта услуг по сравнению с их экспортом. Вместе с тем наивысшие показатели, как экспорта, так и импорта, зафиксированные в 2008 году, не были достигнуты.

     Экспорт услуг составил 44,5 млрд. долларов США и увеличился на 6,9% при разнонаправленной динамике по основным видам услуг. Стоимость обслуживания транспортными компаниями зарубежных потребителей выросла до 14,9 млрд. долларов США (на 20,5%), в том числе на четверть больше, чем в 2009 году, были вспомогательные и дополнительные услуги, а также услуги пассажирского транспорта. Объем оказанных деловых, профессиональных и технических услуг увеличился 7,0% и составил 11,4 млрд. долларов США. Наряду с тем, как и в 2009 году, сокращался экспорт строительных работ (на 20,3%) и предоставленных нерезидентам услуг, связанных с их поездками в Россию (на 4,1%).

     Импорт  услуг повысился на 17,6% до 72,3 млрд. долларов США. Свыше половины прироста обусловлено значительно возросшими расходами резидентов на поездки за рубеж, которые превысили 26,5 млрд. долларов США. Подавляющая часть этих затрат (82,8%) приходилась на личные поездки в страны дальнего зарубежья. Импорт транспортных услуг был на 26,8% выше, чем в 2009 году, компьютерных и информационных услуг было приобретено резидентами почти на треть больше.

     Основными потребителями российских услуг в 2010 году, остаются всё те же страны (см. Приложение 3).

2.1. Транспорт.

 

     Потоки  операций по статье транспортные услуги в 2009 году отражали страну как нетто-экспортера. Во многом это объясняется как конкурентными тарифными ставками, предлагаемыми российскими перевозчиками, так и особенностями географического положения нашей страны.

     В 2009 году профицит баланса транспортных услуг вырос до 2,9 млрд. долларов. В 2007 году значение этого показателя равнялось 2,5 млрд. долларов, а в 2008 году – 2,1 млрд. долларов.

     В 2009 году экспорт транспортных услуг  составил 12,4 млрд. долларов, в том числе в страны дальнего зарубежья – 10,5 млрд. долларов, в страны СНГ – 1,9 млрд. долларов. На первую группу стран пришлось более 75% объемов грузоперевозок, 85% - пассажирских перевозок и 95% - вспомогательных транспортных услуг.

     Структура экспорта транспортных услуг остается неизменной на протяжении ряда лет. Стабильно  свыше 40% составляют грузовые перевозки.

     Лидирующее  положение в этом сегменте услуг  сохранили предприятия трубопроводного и воздушного транспорта, совокупная доля которых приблизилась к 60%.

     Однако  если стоимость услуг трубопроводного  транспорта по транзитному перемещению нефти и газа стран Азиатского региона упала за год почти на 30% до 1,5 млрд. долларов США, то по перевозкам грузов воздушным транспортом снижение составило, лишь 4%. При этом наблюдалось разнонаправленная динамика в секторе воздушных перевозок: услуги, предоставленные резидентам стран СНГ, сократились на 31%, а доходы от операций с резидентами стран ДЗ выросли на 11%.

     Объемы  транзитных перевозок грузов по территории Российской Федерации железнодорожным  транспортом снизились на 23 % и  составили 1 млрд. долларов, в том  числе на долю стран дальнего зарубежья  пришлось 59% совокупного объема грузовых перевозок железнодорожным транспортом, на долю стран СНГ – 41%.

     Существенно сократились поступления от грузовых перевозок водным транспортом, падение составило 32% до 0,8 млрд. долларов. При этом почти все экспортные доходы судоходных компаний были получены от операций со странами дальнего зарубежья.

     Более чем на треть уменьшились экспортные услуги грузового автомобильного транспорта, их объем составил 0,2 млрд. долларов.

     Экспорт услуг космического транспорта сократился до 39 млн. долларов США или более чем в 4 раза по сравнению с 2008 годом и в 2 раза по сравнению с 2007 годом.

     В прошедшем году доходы российских операторов от проданных на территории иностранных  государств билетов составили 3,0 млрд. долларов, что на четверть меньше показателя 2008 года.

     Основным  видом транспорта, обслуживавшим  международный пассажирский поток, оставался воздушный, его доля составила 89%, практически не изменившись по сравнению с предыдущими годами. В странах дальнего зарубежья реализовано 93% билетов, почти половина из них в странах ЕС.

     На  долю железнодорожного транспорта пришлось 10% перевозок. В их структуре традиционно  преобладали операции со странами СНГ: из 0,3 млрд. долларов экспортных поступлений  ОАО «РЖД» году на долю стран Содружества  пришлось 88%.

     

       Обслуживание  иностранных компаний, выполняющих  международные перевозки, позволяет российской транспортной системе получать стабильный доход. По итогам 2009 года экспортная выручка по статье вспомогательных и дополнительных транспортных услуг составила более трети от совокупного экспорта транспортной отрасли, ее размер практически не изменился по сравнению с показателями предыдущего года и равнялся 4,3 млрд. долларов. Наиболее значимый вклад (85%) в формировании этого показателя принадлежал предприятиям, относящимся к водному и воздушному секторам.

Информация о работе Внешняя торговля России услугами