Влияние ТНК на мировую экономическую активность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - на базе раскрытия сущности международных корпораций как продукта эволюционных процессов развития мировой экономики определить их роль в развитии мирового хозяйства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) рассмотреть понятие и сущность международных корпораций;
2) определить этапы эволюции и развития международных корпораций;

Оглавление

Введение 4
1. Транснациональные корпорации как фактор глобализации международных экономических отношений 6
1.1. Сущность и формы современных международных корпораций 6
1.2. Этапы эволюции международных корпораций 11
1.3. Причины существования и развития международных корпораций 14
2. Анализ роли международных транснациональных корпораций в мировом хозяйстве 17
2.1. Влияние транснациональных корпораций на международное хозяйство 17
2.2. Анализ деятельности транснациональных корпораций до мирового финансового кризиса 21
2.3. Транснациональные корпорации в условиях мирового финансового кризиса 24
3. Перспективы развития транснациональных корпораций и мирового хозяйства в посткризисном периоде 27
Заключение 32
Список использованных источников 33

Файлы: 1 файл

Влияние ТНК на мировую экономическую активность_курсовая.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

Обобщая чисто  экономические критерии, среди факторов их измерения можно выделить следующие: число иностранных государств, в  которых они действуют; процент  денежной массы, выплачиваемой за рубежом; процент иностранных капиталовложений; число занятых за рубежом; процент прибыли, получаемой из других стран; процентное соотношение продукции и прибыли, получаемой от нее в странах базирования и за рубежом; общий уровень продаж за рубежом.

Для  определения  понятия ТНК  используются также  коэффициенты соотношения зарубежных и всех продаж, зарубежной и всей прибыли, соотношение занятых за рубежом и всех занятых;

данные увеличения и сокращения имущества и вкладов  за рубежом, увеличения и сокращения прибыли за рубежом, выявление их соотношения с аналогичными показателями страны, где расположены ТНК. Происходит ли это изменение пропорционально или наблюдается определенная диспропорция?

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что, хотя и проделана большая работа по определению ТНК, тем не менее проблема самой дефиниции остается. На наш взгляд, она связана с тем, что прежде всего необходимо разделить понятия «многонациональная» и «транснациональная» корпорация. На практике это, конечно, осуществить весьма и весьма трудно. Но существующий уровень анализа властно требует это сделать. Полагаем,  что  мультинациональные  или  многонациональные корпорации - это такие корпорации, которые осуществляют определенную деятельность в других странах, но она не оказывает качественно большого влияния на индустриализацию и другие процессы, прежде всего политические и экономические, протекающие в этих странах. Транснациоанальные корпорации -   это такие предприятия, деятельность которых носит наднациональный, надгосударственный характер и ведет к созданию и управлению связей, стоящих над государствами, оказывает очень активное влияние на процессы, протекающие в других странах.

В плане конкретизации  ТНК за основу можно принять следующий  критерий:

- достаточно крупный  размер фирмы,  позволяющий использовать весь арсенал средств эффективной международной деятельности;

- элементы монопольного положения на рынке;

- интернациональная производственная структура с развитым внутрифирменным разделением труда;

- значительная доля зарубежных операций в общей деятельности, транснациональный характер операций;

- верховенство центра при принятии стратегических решений и контроль всех звеньев;

- единая глобальная стратегия.

По нашему мнению, ТНК можно определить как институт или организацию, осуществляющую производство или услуги, не менее, чем в шести странах, в которых не менее 25 % зарубежных занятых и не менее 25 % капиталовложений за рубежом. Деятельность данного предприятия-института, его управление и интересы обусловлены не внутренними, а внешними факторами, причем нужды местного развития, как правило, либо игнорируются, либо мало принимаются во внимание, и сама деятельность связана прежде всего с глобальной капиталистической экономикой.

Отличительной чертой ТНК является космополитизм  их интересов, глобальность операций, что отражает специфику международных  монополий. Независимо от того, в какой  стране была первоначально учреждена корпорация, она рассматривает весь мир как единое целое, как арену своей деятельности и проникает во все уголки земного шара в поисках рынков, техники, технологии, людей, идей, капиталов и т. д.

Мировые рынки  имеют для них огромное значение, даже если они происходят из крупных промышленно развитых стран и могли бы рассматривать зарубежные операции как второстепенное дополнение к основной деятельности внутри своей страны происхождения.

Таким образом, общая тенденция состоит не просто в количественном росте транснационального монополистического капитала - увеличении числа ТНК, их активов, оборотов, но и в постепенном повышении их заинтересованности в глобальных операциях, т.е. созданию собственных глобальных сетей научно-технической и производственно-сбытовой деятельности во всем мире.

Суть этой стратегии  заключается в такой организации  производства,   закупок,   сбыта,   планирования,   управления, технологической  и финансовой политики, при которой  деятельность всех элементов интернационального экономического комплекса ТНК подчиняется   интересам   фирмы   как   единого   механизма, функционирующего в глобальном масштабе.

Обладая разветвленным, многострановым производственным комплексом, ТНК под влиянием объективных  предпосылок и потребностей развития производительных сил и для получения дополнительных          возможностей          рационализации внешнеэкономического обмена в рамках своей внутрикорпорационной структуры развивают различные формы международного разделения труда - попредметную, подетальную, пооперационную (технологическую) специализацию.

Отличительной чертой является не просто перенос  какой - то части производственной или  сбытовой операции в другую страну, а размещение   производства   деталей   и   полуфабрикатов   на предприятиях, обслуживающих целые регионы и континенты. Сборка же готовых изделий приближается к конкретным рынкам. При этом идет учет специфических особенностей и запросов конкретного местного потребителя.

Стратегия глобальных операций ТНК позволяет успешно  проводить стратегию долгосрочных максимальных прибылей. Это предполагает отказ от краткосрочных выгод ради укрепления рыночных позиций в будущем и обеспечения стабильного дохода на длительную перспективу. Такая политика ориентации на многолетнее получение   стабильного   дохода   под   силу   действительно могущественным   предприятиям,   располагающим   гигантским финансовым и политическим влиянием.

1.2.  Этапы эволюции международных корпораций

 

Международные корпорации, возникнув в конце XIX в., прошли достаточно долгий путь эволюционного развития.

Первыми компаниями, созданными для  функционирования на мировом рынке, стали следующие: Dutch East India Company (1600), British East India Company (1602), Hudson’s Bay Company (1670). Объектами их собственности были медные рудники, чайные и кофейные плантации, джутовые и хлопкопрядильные фабрики и т.п. Эти компании вели бизнес в сырьевом секторе экономики колоний, ведомые доступом к зарубежным природным ресурсам и ограниченностью их на территории своих стран.

Состоявшаяся в развитых странах  во второй половине XIX в. промышленная революция расширила инфраструктурные возможности экономики, снизив затраты  на транспортировку товаров. Это  повысило эффективность работы крупных предприятий и обеспечило дальнейшее увеличение объема прямых иностранных инвестиций. Организовывать производство за пределами своей страны стали предприниматели, производящие товары потребительского назначения. Так, вместо экспорта швейных машин американская компания «Зингер» в 1867 г. организовала первую фабрику по их производству в Шотландии. К началу XX в. эта компания стала глобальным производителем, разместив свои фабрики и центры продаж в Европе, Канаде и России, что позволило ей захватить около 80% мирового рынка швейных машин. По некоторым оценкам, к 1913 г. соотношение накопленных объемов мировых инвестиций к глобальному валовому выпуску достигло 9% [11, с.4].

Итак, возникновение транснациональных  корпораций как субъектов мировой  экономики берет начало в конце XIX в. В учебной литературе выделяют четыре этапа эволюции МК [10 с.254], однако в некоторых научных публикациях генезис МК представлен в пяти этапах [6, с.63].

Рассмотрим эволюцию международных корпораций, основываясь на последнем подходе.

На первом этапе –  конец XIX – начало ХХ вв. – деятельность МК была основана на использовании сырьевых ресурсов колоний. В 1913 г. в добывающем секторе мировой экономики было сосредоточено 55% накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ), в инфраструктурном секторе (транспорт, торговля и распределение продукции) – 30%, в обрабатывающей промышленности – 10% [11, с.4]. На этом этапе развития начала формироваться стратегическая цель компаний, действующих за пределами своей страны – доступ не только к ресурсам, но и к рынкам сбыта принимающих стран. Для достижения этой цели страны-протектораты (США и большинство стран Европы) стали проводить политику протекционизма. В начале XX в. средневзвешенный размер импортных тарифных ставок США на продукцию обрабатывающей промышленности составил 44%, в Японии – 30%, Франции – 21%, Германии – 20%. Эти действия способствовали развитию импортозамещающих производств и способствовали вывозу капитала как альтернативы экспортных поставок готовой продукции.

2. На втором этапе эволюции МК (1914 – 1960 гг.) по своей организационно-экономической форме и механизму функционирования они представляли собой горизонтальные картели, синдикаты и тресты, сформировавшиеся в отсутствии унифицированного антимонопольного законодательства. МК стали ограничивать конкуренцию на мировом рынке, что привело к её монополизации, международные картели и синдикаты позволяли извлекать дополнительные прибыли и снизить риск. Дальнейшей транснационализации мирового хозяйства на втором этапе эволюции МК препятствовали такие события, как две мировые войны и Великая депрессия 1929 – 1933 гг. Сырьевая ориентация ТНК была дополнена промышленным производством. Корпорации начали сотрудничать с правительствами материнских стран, превращаясь в своеобразные «автономные экономические государства» [6, с.63] внутри принимающих стран.

3. На третьем этапе эволюции МК (1960 – 1970-е гг.) доминирующее положение на мировом рынке заняла американская экономика. Инвестиции американских ТНК направились в обрабатывающую промышленность Западной Европы, где начались процессы европейской интеграции, в том числе и образование таможенного союза. В этот период произошло большое количество конгломератных слияний, охвативших фирмы различных стран и отраслей, стремящихся проникнуть и закрепиться на зарубежном рынке. Кроме того, падение колониального режима и стремление правительств освободившихся стран получить полный суверенитет, включая возможность экспроприировать объекты собственности иностранных ТНК, привела к тому, что капиталы стали вывозить не по направлению «Север – Юг», а по направлению «Север–Север». Это факторы обусловили дальнейшее снижение значения первичного сектора для ТНК, а низкий уровень совокупного спроса и общеэкономических условий хозяйствования в развивающихся странах делали неэффективными инвестиции ТНК в обрабатывающую промышленность.

4. На четвертом этапе (1970 гг.- конец ХХ в.) процессы диверсификации зарубежных производств были приостановлены. Возникли новые прибыльные сферы для вложения транснационального капитала – инновационный бизнес, новые технологии в транспорте, информатике и средствах связи. В это же время увеличилась открытость развивающихся стран по отношению к транснациональному капиталу, повышалась квалификация рабочей силы, и МК развитых стран инвестировали в организацию «отверточных» предприятий либо среднетехнологичной трудоинтенсивной продукции в тех странах, где относительно низкая оплата труда.

Стремление предпринимателей снизить издержки производства обусловило выход на мировую арену европейских  и японских МК, а либерализация международной торговли привела к интеграции таких форм предпринимательской деятельности, как реализация товаров, управление и организация работы персонала, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, маркетинг, послепродажное обслуживание – все они унифицировались в соответствии с общими стандартами и принципами. МК были вынуждены повысить прозрачность своего функционирования и отказаться от громоздких многоотраслевых структур – конгломераты уступили место специализированным вертикально-интегрированным корпорациям.

5. Современный, пятый этап эволюции МК связывают со становлением сетевых структур и новых типов «глобальных компаний», превосходящих предыдущие не только по количественным показателям, но и по качественным характеристикам, таким, как координация действий филиалов на основе новых информационных технологий, гибкая организация отдельного производства, адаптивность организационной структуры корпорации, единая организация бухгалтерского учета и аудита и пр.

При этом на новый уровень  функционирования выходят не только МК развитых стран, но и корпорации из развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Важным фактором создания предприятий за рубежом становится стремление снизить экономические и политические риски. МК стран с нестабильной политической ситуацией либо иными высокорисковыми факторами ищут безопасные места для размещения своих активов. Примерами этому может служить зарубежная экспансия российских предприятий нефтегазовой и металлургической отраслей.

Количественный потенциал, приобретенный МК на этапах своего развития (по данным ЮНКТАД, на долю МК в международной торговле приходится 2/3) [8, с.300], становится основой для качественных изменений: МК последнего поколения функционируют как самостоятельный экономический субъект мирового рынка, имеющий собственные цели развития и специфическую структуру.

1.3. Причины существования и развития международных корпораций

 

Основной причиной существования МК являются преимущества, предоставляемые глобальной организацией производства и сбыта. Такие преимущества возникают при вертикальной и горизонтальной интеграции с иностранными филиалами.

При помощи вертикальной интеграции большинство МК может обеспечить поставку сырья и промежуточных товаров на наиболее выгодных условиях из соответствующих зарубежных регионов. При этом появляется возможность избежать (используя более эффективную внутрифирменную торговлю) часто встречающееся несовершенство иностранных рынков, которое могло бы в полной мере проявиться, если бы необходимые ресурсы пришлось бы приобретать у независимых местных фирм. МК также могут предоставить лучшую дистрибьютерскую и сервисную сеть. Вертикально-интегрированные МК, опираясь на свои иностранные филиалы, могут лучше охранять и использовать свое доминирующее положение на рынке, приспосабливать свою продукцию к местным условиям и вкусам, а также гарантировать высокое качество товаров [5, с.52].

МК могут эффективно использовать эффект масштаба в производстве, финансировании, организации и использовании результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), конъюнктурных исследованиях рынка. Большие объемы производства позволяют МК осуществлять рациональное разделение труда и специализацию намного лучше, чем более мелким национальным фирмам.

Информация о работе Влияние ТНК на мировую экономическую активность