Влияние нефтяного фактора во внешней политике стран СНГ: Азербайджан

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 19:05, реферат

Краткое описание

Недра Азербайджана содержат ценные полезные ископаемые: нефть и природный газ, алуниты, медную руду, золото, молибден и другие. В республике также имеется разнообразное сырьё для отделочной промышленности: мрамор, каолин, туф, доломит.
С природными ресурсами Каспия тесно связаны такие отрасли народного хозяйства, как нефтедобывающая и рыбная промышленность, морской транспорт и судоремонт.

Файлы: 1 файл

Влияние нефтяного фактора во внешней политике стран СНГ- Азербайджан.docx

— 60.13 Кб (Скачать)

      

                 Министерство образования и науки  Республики Казахстан

                                        Университет Международного Бизнеса

 

                                                                    

                                            Реферат на тему:

         «Влияние нефтяного фактора во внешней политике стран СНГ: Азербайджан»

                                                                                                                                                                      

 

                                              По дисциплине: «Нефтяной фактор в МО»  

                                              Кафедра      Журналистики и МО                                                                                                             

                                              Выполнила:    Ларионова  Эльвира , МО 871гр                                                                                                                                  

                                              Проверил:       Абдыхалыков Х.С.

                                                       

 

                            

                                                    Алматы 2014г

 

 

Азербайджа́нская Респу́блика — государство, расположенное в восточной части Закавказья, в Передней Азии и на Ближнем Востоке, а также, по мнению некоторых источников, частично и в Восточной Европе (0-10 %). Население, по оценочным данным на январь 2013 года, составляет более 9 миллионов человек, территория — 86 600 км², по обоим этим показателям является крупнейшей страной региона. Занимает девяносто первое место в мире по численности населения и сто двенадцатое по территории.

Столица — Баку. Государственный язык — азербайджанский. Большинство населения исповедует ислам.

Унитарное государство, президентская республика. В октябре 2003 года пост президента занял Ильхам Алиев.

 Подразделяется на 66 районов, 11 городов республиканского подчинения  и 1 автономную республику — Нахичеванскую Автономную Республику. Часть территории Азербайджана контролируется непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, часть — Арменией (эксклавы Кярки, Бархударлы, Софулу,Верхняя Аскипара).

Омывается водами Каспийского моря. Имеет сухопутную границу с Россией, Грузией, Арменией и Ираном. Нахичеванская Автономная Республика — эксклав Азербайджана — граничит с Арменией на северо-востоке, Ираном на юго-западе, Турцией на северо-западе.

Аграрно-индустриальная страна с динамично развивающейся экономикой. Объём ВВП по паритету покупательной способности за 2012 год составил 98,776 миллиарда долларов США (10 624 доллара США на душу населения)[8]. Денежная единица — азербайджанский манат.

Независимость страны провозглашена 28 мая 1918 года. Азербайджанскую Демократическую Республику, провозглашённую в 1918 году, называют первой демократической светской республикой в мусульманском мире.

Полезные ископаемые

Недра Азербайджана содержат ценные полезные ископаемые: нефть и природный газ, алуниты, медную руду, золото, молибден и другие. В республике также имеется разнообразное сырьё для отделочной промышленности: мрамор, каолин, туф, доломит.

С природными ресурсами Каспия тесно связаны такие отрасли народного хозяйства, как нефтедобывающая и рыбная промышленность, морской транспорт и судоремонт.

Современный Азербайджан

Современный Азербайджан образовался в результате распада СССР (1991). Первым президентом стал представитель партийной номенклатуры Аяз Муталибов. 30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял декларацию «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики», а 18 октября был принят конституционный акт «О государственной независимости Азербайджанской Республики», которым были заложены основы государственного, политического и экономического устройства независимого Азербайджана. В июне 1992 года Аяза Муталибова сменил руководитель националистического Народного фронта Азербайджана Абульфаз Эльчибей. Временно исполняющими обязанности президента Азербайджана были также председатели Парламента Азербайджана Ягуб Мамедов (1992) и Иса Гамбар(1993). Неудачи в ходе военного противостояния и некомпетентность правительства, сформированного НФА, вызвали кризис власти, в результате которого 4 июня 1993 года в Гяндже вспыхнул мятеж полковника Сурета Гусейнова.

Чтобы избежать гражданской войны, Эльчибей пригласил в Баку Гейдара Алиева, который в то время жил в Нахичевани. Таким образом к власти пришёл Гейдар Алиев. В ходе этих событий группа офицеров-талышей во главе с полковником Альакрамом Гумматовым провозгласила в ЛенкораниТалыш-Муганскую автономную республику в составе Азербайджана. Алиев не признал талышской автономии, 23 августа мятеж был подавлен.

Внешняя политика Азербайджана

Азербайджан поддерживает дипломатические отношения со многими странами. Основными странами-партнёрами являются: Италия, Россия, Германия, США, Турция, Израиль. Дипломатические отношения отсутствуют с Арменией из-за её участия в Карабахской войне. Азербайджан участвует во многих мировых и региональных международных организациях:

  • ООН;

  • ОБСЕ;

  • Совет Европы

  • СНГ;

  • Движение неприсоединения

  • ГУАМ;

  • ОЭС;

  • Организация черноморского экономического сотрудничества;

  • Организация Исламская конференция;

  • Тюркский совет.

Азербайджан участвует в программе НАТО Партнёрство во имя мира.

 

 

 

Вот уже около ста лет "нефтяной фактор" остается одним из решающих элементов, влияющих на международные отношения. В свое время "Стандард Ойл", "Ройял Датч", "Бритиш Петролеум" были инициаторами некоторых существенных изменений в мировой политике. По временам они даже подталкивали правительства крупнейших западных держав на неожиданные и довольно радикальные внешнеполитические решения. И хотя период безусловного могущества крупнейших нефтепромышленников в определении политики своей страны за рубежом уже остался в прошлом, и ведущие государства мира, и развивающиеся страны по-прежнему находятся под сильнейшим воздействием энергетического, в том числе нефтяного, фактора.

Относительно большое влияние нефтяной проблемы на международные отношения может быть объяснено по крайней мере тремя основными причинами. Во-первых, все государства мира крайне заинтересованы в обеспечении энергетической безопасности. Постоянно возрастающее значение энергоресурсов в мировой политике вызывает новое обострение как скрытого, так и открытого противоборства между ведущими державами за контроль над ними. Отсюда же вытекает появление некоторых долгосрочных союзов, которые определяют обстановку в ключевых нефтедобывающих регионах. Скажем, уже несколько десятилетий существует теснейшее сотрудничество между Саудовской Аравией и странами Запада.

Во-вторых, существенно влияет на внешнюю политику тот факт, что бизнес на "черном золоте" остается одним из самых прибыльных видов предпринимательства. Открытие нефтегазовых месторождений в Северном море позволило значительно улучшить экономическое развитие Великобритании и Норвегии. Обнаружение в Ливии значительных запасов нефти быстро превратило отсталую страну в относительно влиятельное на международной арене государство, которое может позволить себе роскошь иметь главным внешнеполитическим противником самую мощную державу мира - Соединенные Штаты.

Прибыльность нефтяного бизнеса хорошо осознается в настоящее время в нефтедобывающих странах СНГ, включая Азербайджан, где правительственные круги видят в нем один из факторов, который может вывести страну из нынешнего экономического кризиса. Скажем, наличие в стране огромных запасов нефти весьма существенно сказывается и будет сказываться на решении вопросов реструктурирования экономики. Кроме того, возрождение нефтяной промышленности может быть использовано как "локомотив", который потянет за собой машиностроение, обеспечив его крупными заказами на нефтедобывающее и нефтеперерабатывающее оборудование.

В-третьих, следует учесть, что нефтяная промышленность по природе своей носит интернациональный характер и ведет к образованию очень крупных компаний. Последние действуют невзирая на границы суверенных государств, не считаясь с политическими разногласиями между ними. Более того, крупнейшие нефтяные компании ведут переговоры с национальными правительствами и достигают с ними договоренностей, выступая, по сути дела, на равных. Именно так обстоят дела, кстати говоря, в случае контактов крупнейших корпораций с правительствами таких прикаспийских государств, как Россия,  Казахстан,  и Туркмения.

Примечательно, что воздействие нефтяного фактора на международные отношения по большей части ведет к традиционным решениям. Снова и снова внешнеполитические подходы нефтедобывающих государств к энергетическим вопросам и взаимоотношениям с иными странами повторяют позиции, выработанные десятилетия назад и, возможно, нуждающиеся в замене. Вновь и вновь западные державы демонстрируют в целом ту же линию поведения, что была апробирована еще в конце XIX в. и должна быть заменена хотя бы уже потому, что с тех пор кардинально изменились как мировая система, так и принципы международных отношений.

Так, существует давнее "правило" жестких выяснений отношений между главными действующими лицами нефтедобычи (государства, нефтяные компании, банки и др.). Во многом эта особенность объясняется прибыльностью нефтяного бизнеса, во многом - тем обстоятельством, что нефтедобыча часто осуществляется в конфликтных и политически неустойчивых регионах. Еще одна причина - сравнительная слабость нефтедобывающих стран в прошлом, что позволяло оказывать на них давление всеми возможными средствами без особых опасений получить резкий отпор. Эта ситуация изменилась только во второй половине ХХ в., когда арабские нефтедобывающие страны впервые использовали эмбарго на поставки нефти в качестве мощнейшего политического оружия и на несколько лет изменили соотношение сил на мировой арене.

Существующая традиция "силовых" решений по нефтяным проблемам объясняет частоту военных конфликтов и военных столкновений в этой области. Они случались в различных регионах мира - от Латинской Америки до Юго-Восточной Азии. Последние крупномасштабные боевые действия такого рода имели место в 1990-1991 гг. после захвата Кувейта Ираком. Тогда против Багдада выступила широкая коалиция государств во главе с Соединенными Штатами. Кстати говоря, самые серьезные конфликты по территориальным вопросам между постсоветскими странами (между Литвой и Латвией, Туркменией и Азербайджаном) каждый раз возникали опять-таки из-за претензий на месторождения нефти.

Жесткость "нефтяной политики" проявляется, разумеется, не только посредством военных решений или угрозы прибегнуть к ним. В этой связи заслуживает внимания характер "выяснения отношений" между заинтересованными сторонами в борьбе за будущие маршруты транспортировки нефти из стран СНГ на мировой рынок. Ставкой в этой схватке является контроль за трубой, который станет важнейшим фактором геополитического влияния в Закавказье и Средней Азии в будущем веке. Турция и Россия оспаривают направления транспортировки в Европу каспийской и казахстанской нефти, не прибегая к военному давлению, однако действуют весьма и весьма жестко.

Характерно, что жесткость в энергетических вопросах демонстрируют и только что возникшие постсоветские государства. Общеизвестно, какому нажиму подвергают по временам Киев российские нефтяные компании и российское государство, используя проходящие по украинской территории экспортные трубопроводы. Такая же ситуация возникла и в Средней Азии. Так, в сентябре 1995 г. президент Туркменистана Сапармурад Ниязов отменил свой визит в Узбекистан. Причиной были возникшие разногласия между Ташкентом и Ашхабадом по поводу принадлежности гидротехнических объектов и крупнейшего нефтегазоконденсатного месторождения Кокдумалак (около 200 млн. тонн), находящихся на туркмено-узбекской границе.

Практически с самого начала проявления нефтяного фактора в международных отношениях изменились и основы формирования внешней политики заинтересованных государств. В качестве основных действующих лиц стали выступать правительства и крупнейшие нефтяные компании. При этом последние являлись инициаторами большинства внешнеполитических шагов на международной арене. Кроме того, в прошлом сами крупнейшие нефтяные компании нередко были готовы представлять свое государство в нефтедобывающих регионах. Кроме того, они имели в соответствующих регионах свои постоянные представительства, которые по ряду параметров оказывались влиятельнее официальных национальных дипломатических представительств своих стран. Обратим также внимание, что крупнейшие нефтяные компании имели в нефтедобывающих государствах свою собственную разведку, которая по ряду параметров опять же превосходила соответствующие службы США, Великобритании и Франции.

Информация о работе Влияние нефтяного фактора во внешней политике стран СНГ: Азербайджан