ВЭД, основные понятия, виды и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 12:01, лекция

Краткое описание

ВЭД – это процесс продвижения товара или услуг на внешний рынок с целью получения прибыли в соответствии с экспортной стратегией предприятия и с учетом форм и методов работы на внешнем рынке. Предприятие само разрабатывает экспортную стратегию, выбирает экспортную продукцию, выбирает товарную номенклатуру, выбирает иностранного партнера, определяет условия сделки, экспортную цену на данный товар, способы поставки, условия транспортировки.

Файлы: 1 файл

Организация и регулирование ВЭД - лекции.doc

— 251.50 Кб (Скачать)
 
 

  Маркетинг во внешнеэкономической  деятельности. 

  Маркетинг – это бизнес процессы с точки зрения движения товаров и услуг от производителя к потребителю. Маркетинговые функции состоят из следующих понятий: нужда, потребности, спрос, товар, обмен, сделка и рынок. В международном маркетинге важную роль имеют следующие понятия:

  1. информация о рынке и рыночной конъюнктуре
  2. методы и формы международного сотрудничества
  3. собственный потенциал предприятия
  4. унифицированные обычаи, правила и нормы.

  Международный маркетинг включает в себя следующие этапы по выходу предприятия на внешний рынок:

  1. Изучение составляющих окружающей среды: исследование политических, экономических факторов, факторов конкуренции, структуры распределения, уровня технического развития, географии страны и инфраструктуры, культурной среды.
  2. Выбор рынка:
    1. Проведение маркетинговых исследований. Маркетинговые исследования предполагают систематический сбор, запись и анализ данных по товару.
    2. Сегментация рынка предполагает агрегирование потребителей по их предпочтениям с целью выделения однородных рыночных сегментов. Сегментация рынка осуществляется на основе: социально-демографических потребностей, выгод, которые потребители ищут в товаре, стиль жизни, особенностей поведения при покупке
    3. Позиционирование продукта
  3. Участник ВЭД, предприятие, выбирает способ выхода на внешний рынок: прямой способ – экспорт товаров услуг, либо косвенный способ через посредников.
  4. Происходит позиционирование собственного товара на основе разработанного маркетингового комплекса, ориентированного на обеспечение конкурентоспособности данного товара.

 

  Внутренняя  и внешняя среда  маркетинга.

  Маркетинговая среда фирмы – это совокупность активных сил и субъектов, имеющих место на самом предприятии и вне его и оказывающие влияние на экономическую эффективность деятельности предприятия. Среда состоит из микросреды и макросреды. Микросреда – это сам товар, его параметры, технология производства, квалификация персонала, реклама и т.д. На микросреду фирмы оказывают влияние: поставщики, конкуренты, посредники, клиентура. Существует 5 типов клиентурных рынков:

    1. потребительский рынок
    2. рынок производителей
    3. рынок промежуточных продавцов
    4. рынок государственных учреждений
    5. международный рынок.

  Эти типы клиентурных  рынков относятся к неуправляемым  факторам маркетинговой среды.

  В процессе исследования внешней среды важное значение имеет  выдвижение цели присутствия на данном рынке. Цели бывают:

  • рыночные: доля рынка, перечень возможных рынков, наиболее перспективные рынки
  • маркетинговые: имидж фирмы, объемы продаж, объем прибыли, наличие параметров превосходства над конкурентами
  • структурно-управленческие: желательная структура, состав и численность подразделений, квалификационные требования к специалистам
  • контрольные: ежедневный или периодический контроль

  Макросреда  – это факторы, которые действуют  в системе международных экономических  отношений на данный момент времени, а также имеют стратегическое воздействие на данный рынок (регион, в ближайшей перспективе). 

  Разработка  маркетинговых стратегий  предприятия. 

   Стратегия выхода на внешний рынок включает в себя проработку следующих этапов:

  1. Анализ всех сторон внешнеэкономической деятельности предприятия или фирмы
  2. Анализ рынка на перспективу
  3. Анализ возможностей фирмы
  4. Анализ налоговой политики
  5. Разработка долгосрочной стратегии

  В международной  практике существуют следующие виды стратегий выхода на внешний рынок:

  • Рынок конечных потребителей
  • Стратегия контрольной точки (единственный поставщик)
  • Стратегия снятия сливок (набег)
  • Стратегия внедрения товара на рынок, стратегия прорыва, вытеснения
  • Стратегия восприимчивости ценности товара
  • Реализация группы товаров
 

    Таможенно-тарифное регулирование. 

  Таможенно-тарифное регулирование основывается на действия таможенного тарифа. Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, которые применяются к товарам, перемещаемых через границу. Ставки таможенных пошлин систематизированы в соответствии с международной товарной номенклатурой: гармонизированная система описания и кодирования товаров. Таможенный тариф вводится:

  1. как элемент протекционизма
  2. как элемент пополнения гос бюджета
  3. как элемент сокращения импорта для уменьшения дефицита торгового баланса
  4. как элемент поддержки национальных товаропроизводителей

  Таможенный  тариф содержит ставки таможенных пошлин, которые дифференцированы в зависимости  от страны происхождения товара. Таможенный тариф выполняет фискальные, защитные и регулирующие функции. В международной практике и в России таможенный тариф построен по принципу классификации товаров гармонизированной системы описания и кодирования товаров. Она была разработана в 1983 г., вступила в силу в 1988 г., ее используют 190 стран.

  Таможенный  тариф включает в себя:

  • Номенклатурную часть
  • Примечания к разделам и группам
  • Правила интерпретации

  Гармонизированная система предполагает, что товары должны быть квалифицированы в соответствии с объективными критериями, а классы должны быть простыми и точными. В  гармонизированной системе используются следующие критерии классификации:

      • Сырье и основные материалы
      • Степень обработки
      • Пути использования и функции

  Основной принцип  классификации – однозначность  отнесения товара к квалификационным группировкам. Гармонизированная система  состоит из 21 раздела, 96 групп, 1221 товарной позиции, 5052 субпозиций. Все эти цифры имеют единое значение для 190 участников системы. Все товары имеют шестизначный код, который состоит из трех пар двузначных цифр. В некоторых странах год гармонизированной системы состоит из 8 или даже 10 цифр.

  В таможенном тарифе каждый знак кода перед названием  товара позволяет подробно идентифицировать данный товар. Пример:

  64 ОБУВЬ, ГЕТРЫ И АНАЛОГИЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ; ИХ ЧАСТИ

  64.03 ОБУВЬ С ПОДОШВОЙ ИЗ РЕЗИНЫ, ПЛАСТМАССЫ, НАТУРАЛЬНОЙ ИЛИ КОМПОЗИЦИОННОЙ КОЖИ И С ВЕРХОМ ИЗ НАТУРАЛЬНОЙ КОЖИ

  64.03.51 ПРОЧАЯ ОБУВЬ С ПОДОШВОЙ ИЗ НАТУРАЛЬНОЙ КОЖИ, ЗАКРЫВАЮЩАЯ ЛОДЫЖКУ, НО НЕ ЧАСТЬ ИКРЫ, С ДЛИННОЙ СТЕЛЬКИ

  64.03.51.1900 ОБУВЬ С ПОДОШВОЙ ИЗ НАТУРАЛЬНОЙ КОЖИ, ЗАКРЫВАЮЩАЯ ЛОДЫЖКУ, НО НЕ ЧАСТЬ ИКРЫ, С ДЛИННОЙ СТЕЛЬКИ 24 СМ ИЛИ БОЛЕЕ, ЖЕНСКАЯ 

  Товары в  гармонизированной системе группируются: по происхождению, по назначению, степени  обработки. По назначению товары подразделяются на продовольственные товары и напитки, промышленное сырье, топливо и смазочные материалы, машины и оборудование, транспортные средства, промышленные товары народного потребления. По степени обработки: сырье, полуфабрикаты, готовые изделия.  

  В таможенном тарифе указываются ставки таможенных пошлин для товаров производимых в странах с режимом наибольшего благоприятствования (РНБ) и в странах с преференциальным режимом. (в таможенном тарифе указываются ставки).

  Таможенные  пошлины бывают:

  1. По способу взимания
    • Адвалорные - определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости
    • Специфические устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм
    • Комбинированные при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм
  2. По способу движения товара:
    • Экспортные
    • Импортные
  3. По способу воздействия на товар:
    • Антидемпинговые предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортера, чем страны-импортера
    • Компенсационные водятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров

  Таможенные  пошлины также бывают: автономные, максимальные, минимальные, сезонные, специальные. 

  Таможенная  стоимость товара и методы ее определения. 

  Таможенная  стоимость товара – это цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате на момент пересечения таможенной границы РФ. Таможенная стоимость товара используется также для таможенной статистики и является основой для исчисления акцизов, таможенных сборов и налоговых платежей.

  Таможенная  стоимость товара исчисляется исходя из заполнения унифицированного документа  для таможенных целей – грузовой таможенной декларации. В грузовой таможенной декларации указываются вид внешнеторговой операции, торгующая страна, страна назначения, валюта платежа, общая фактическая стоимость. ГТД является стандартным документом с 1988 г. для стран ЕС, России; ГТД заполняется в 8 экземплярах и каждый экземпляр имеет свой цвет и назначение. Первые 3 остаются в стране экспортере, остальные 5 – в стране импортере.

  Определение таможенной стоимости товара является сложным процессом, так как к  таможенному оформлению имеют отношение 5 стоимостных оценок:

  • Контрактная цена
  • Цена сделки
  • Фактурная стоимость
  • Статистическая стоимость
  • Таможенная стоимость как база для налогообложения

  Способы заявления  таможенной стоимости товара:

  1. в контракте
  2. в ГТД
  3. в товарно-сопроводительных документах

  При расчете  таможенной стоимости товара учитываются  условия контракта; цена товара входит в расчет таможенной стоимости и подтверждением является наличие следующих документов:

    • экспортная декларация
    • прайс-лист продавца
    • цена по прейскуранту
    • цена по каталогу

  Также в расчет таможенной стоимости товара включаются расходы по доставке – это транспортные расходы, погрузочно-разгрузочные работы, страховка. Для подтверждения расходов по доставке необходимо предоставить следующие документы:

    • железнодорожную или авиа накладную
    • коносамент для морских перевозок
    • счет фактуры на оплату других перевозок

  Все расходы  по доставке определяются базисными условиями поставки (Инкортем-2000).

  Важное значение имеет определение места ввоза  или вывоза товара: при авиа поставках  – это аэропорт назначения или  первый аэропорт разгрузки товаров, для морских, речных – первый порт разгрузки или перевалки товара. Для перевозки другим транспортом – пункт пропуска на таможенной границе. 

  Способы определения таможенной стоимости товара. 

  1. По цене сделки с ввозимым товаром. Это метод применяется, если нет ограничений на права покупателя и права продавца. В таможенную стоимость товара включаются следующие расходы:
    • Транспортировка ввозимых товаров
    • Погрузка-выгрузка
    • Страхование
    • Расходы на комиссионные и посреднические вознаграждения
    • Стоимость контейнеров
    • Упаковка
    • Упаковочные материалы
    • Бесплатные услуги и работы
    • Инструменты, штампы, формы
    • Лицензирование
    • Доходы импортера от любой следующей перепродажи данного товара
  2. Метод оценки сделки с идентичными товарами. Идентичным является товар одинаковый с нашим во всех отношениях по следующим параметрам:
    • Назначение и характеристики
    • Качество
    • Товарный знак
    • Репутация на рынке
    • Страна происхождения
    • Производитель

Информация о работе ВЭД, основные понятия, виды и формы