Венесуэла в современных международных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:35, реферат

Краткое описание

Венесуэла оказывает значительное влияние на политику стран латиноамериканского региона и активно развивает свои внешнеполитические связи, распространяя все большее влияние на страны латиноамериканского региона. Значение Венесуэлы для России также неуклонно растет. Помимо этого, Венесуэла интересна тем, что приводит в жизнь новый социалистический проект «Социализм XXI века», который противопоставляет себя Западному капитализму в лице США. Это существенно отражается на внешней политике Венесуэлы, как в отношении США, так и в отношении стран региона.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..….…3 стр.
1. Характеристика и основные особенности и направления внешней политики Венесуэлы в современный период…………………………………….……4 стр.
2. Российско-Венесуэльские отношения…………………………………...5 стр.
3. Отношения между Венесуэлой и США..........................…………….....8.стр.
4. Политика Венесуэлы в Латиноамериканском регионе…………….….11 стр.
5. Дипломатия Венесуэлы в Движении стран неприсоединения……….16 стр.
Заключение………………………………………………………………….18 стр.
Список использованной литературы………………………………………20 стр.

Файлы: 1 файл

венесуэла.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Империалистическая держава  представляется как разрушительная сила, угроза, надвигающаяся на всю  планету. Образ страны раскрывается через криминальную метафору: Америка  предстается как вор, живущий за счет награбленного добра и страдании обнищавших людей. Согласно Чавесу, политика США – это насилие, скрывающееся под маской нравственной политики. В своей речи в ООН, Чавес сравнил США с дьяволом.

Несмотря на это, в настоящее время главными торговыми партнерами Венесуэлы продолжают оставаться Колумбия и США, товарооборот между которыми достигает больше половины всей внешнеэкономической деятельности страны. В 2005 году по поставкам нефти в США на первые три места вышли Канада, Мексика и Венесуэла. На эти три страны приходится теперь около 41,3% американского импорта нефти.

Венесуэла и США разорвали дипломатические отношения в сентябре 2008 года после того, как Каракас выслал американского посла  в знак солидарности с таким же решением президента Боливии. Тогда Чавес обвинил правительство США в том, что оно организует заговоры с целью свержения правительства президента Боливии. Чавес также пригрозил прекратить поставки нефти в США в случае агрессии против Венесуэлы. В свою очередь, Соединенные Штаты выслали главу венесуэльского диппредставительства. Но в 2009 году  Венесуэла вернула посла в Соединенные Штаты, что стало одним из результатов установившихся личных отношений между венесуэльским президентом Уго Чавесом и главой администрации США Бараком Обамой. Несмотря на всю политическую риторику Чавеса, Венесуэле, как показывают статистические данные торговых связей между двумя странами, крайне не выгодно разрывать отношения с США. Разорвав дипломатические отношения, Венесуэла даже в тот момент не разорвала торговые отношения с Америкой. При этом в США все так существуют опасения, что Венесуэла выполнит свою угрозу прекратить поставки нефти в Америку, что существенно ударит по интересам США. Согласно некоторым исследованиям международных отношений, вся политика президента Венесуэлы, направленная против США проводится только для того, что бы найти внешнего врага для народа страны и тем самым, объединить народ и укрепить позиции Чавеса у власти.  Как бы то ни было, Венесуэла проводит крайнюю антиамериканскую политику на международной арене, делая все от нее возможное, для развития многополярности в мире, что сближает ее позиции с позицией России.

 

 

4. Политика  Венесуэлы в Латиноамериканском  регионе

 

С первых дней своего президентства, Чавес сослался на уже сложившееся призвание Венесуэлы в отношении стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Исходя из этого, он уделял значительное внимание региональным направлениям: Карибскому бассейну, Андам и Амазонке. Эти слова президента подтвердились той важностью, которую Венесуэла вкладывалапо началу в свои отношения с Андским сообществом наций и особенно с Колумбией. Венесуэла традиционно поддерживает дружественные отношения со странами Кариком. Экономические связи во многом выстраиваются через созданную в июне 2005 года по инициативе Каракаса нефтяную компанию «Петрокарибе». В 2004 году по инициативе Уго Чавеса и Фиделя Кастро был создан  альянс стран Латинской Америки и Карибского бассейна (АЛБА), куда вошли Боливия, Венесуэла, Куба,  Эквадор,  Никарагуа,  Доминика,  Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины. Основной целью альянса было провозглашено содействие торговле и кооперации между ее участниками. В 2006 г. Венесуэла присоединилась к МЕРКОСУР в качестве полноправного члена. В апреле 2000 г. президент, почти единственный среди латиноамериканских лидеров, принял деятельное участие в первой встрече глав государств и правительств стран - участниц Группы 77 в Гаване. Он выступил там за формирование нового миропорядка, основанного на принципах многополярности, повышении роли ООН как универсального инструмента поддержания мира и стратегической стабильности. У.Чавес высказался за углубление сотрудничества Юг - Юг, за более инициативную позицию развивающихся стран на переговорах с Севером по вопросам экономического развития и мировой торговли. Наступательная и конструктивная позиция Каракаса, энергичность его дипломатических усилий на направлениях Юг - Юг и Юг - Север, харизматическое подвижничество самого президента У.Чавеса в деле продвижения интересов Юга получили признание со стороны развивающихся стран и их лидеров. Это нашло свое отражение в том, что в 2001-2003 гг. Венесуэла председательствовала в Группе 15, а в течение 2002 г. возглавляла Группу 77. Таким образом венесуэльский президент возглавлял эти два ведущих объединений Юга.

Реалии последнего времени, то, что амбициозный проект ALCA не сработал, ставит перед Венесуэлой новые задачи. Она пытается решить их за счет построения новой геополитической конструкции "Каракас - Бразилиа - Буэнос-Айрес", к которой могут подключиться и другие латиноамериканские страны. Встреча президентов Венесуэлы, Бразилии и Аргентины в марте 2004 г. в Монтевидео свидетельствует о том, что латиноамериканская интеграция вступает в новый этап. Уго Чавес с его выделенным антиамериканизмом, неприятием идеи АЛКА и политики стран, разделяющих ее принципы, стремится создать в регионе «антиимпериалистический фронт» в составе Венесуэлы, Кубы и. К уже существующему тесному сотрудничеству Венесуэлы с Кубой со временем присоединились Боливия и Никарагуа. В  итоге, первыми успехами существования ALBA можно считать социальные сдвиги, сделанные например: в деле справедливого перераспределением земельных наделов, расширения деятельности кредитных кооперативов и значительное расширение системы образования и медицинского обслуживания. Причём, эти изменения коснулись не только стран, входящих в организацию. В контексте регионального сотрудничества, президент Венесуэлы Уго Чавес подписал в 2000 году «соглашения Каракаса» в области энергетического сотрудничества с президентами 10 стран Центральной Америки и Карибского бассейна. В соответствии с этим соглашением, Венесуэла соглашалась поставить в  эти страны в общей сложности 80 тысяч баррелей сырой нефти, нефтепродуктов и сжиженного нефтяного газа на особых условиях. А именно, страны-участницы обязались иметь общий бюджет, до 15 лет платить за амортизацию капитала, с льготным периодом в один год и годовой процентной ставкой от 2%.

Также, была поставлена цель - углубить сотрудничество с Бразилией, основы которого были заложены с середины 90-х годов. Несомненно после победы в 2002 году на президентских выборах Лулы да Силвы перспективы интенсификации отношений двух стран улучшились, благодаря близости политических взглядов  лидеров двух государств.  
В регионе у Венесуэлы существуют как реликтовые конфликты, так и современные. К реликтовым конфликтам латиноамериканского региона можно отнести спор между Венесуэлой и Гайаной из-за территории Эссекибо, провинции Гайаны. Территориальный спор между этими странами затрагивает территорию Эссекибо площадью в 160 тыс. кв. км, которая путем арбитражного решения была присуждена Британской Гвиане (ныне Гайана). В своем непризнании решений этого арбитража Венесуэла в ХХ в. традиционно рассчитывала на поддержку США, которые были недовольны антиимпериалистической политикой лидеров Гайаны. Однако после прихода к власти У. Чавеса ситуация изменилась. Понимая это, сам Чавес пошел на установление отношений с восточным соседом. В ходе визита в Джорджтаун в феврале 2004 г. он заявил о готовности бесперебойно снабжать Гайану нефтью и об отсутствии у него возражений против планов экономического развития Эссекибо. Однако на современных венесуэльских картах эта территория обозначена как «спорная зона» и находится в границах Венесуэлы.

К современным конфликтам Венесуэлы в регионе можно  отнести ее конфликт с Колумбией Стремление У. Чавеса найти для Венесуэлы иное «цивилизационное решение» наталкивается на «непонимание» со стороны соседней Колумбии, которая является привилегированным партнером США в регионе и одним из крупнейших получателей американской помощи.  Венесуэла, ориентировавшаяся вместе с Колумбией на ускоренное вхождение в НАФТА, после 1998 г. изменила направление своей политики, развернувшись в сторону Бразилии и Меркосур. Отношения Венесуэлы с Колумбией осложняется застарелым колумбийским внутренним конфликтом. Правительство Колумбии тесно сотрудничает с США, которые помогают ему противостоять левым и правым радикальным вооруженным формированиям, объединившимися с наркодельцами и представителями организованной преступности. За это оппозиционеры обвиняют власти в «потере суверенитета». При этом Колумбия упрекает Венесуэлу в оказании помощи леворадикальным вооруженным формированиям «Революционные вооруженные силы Колумбмии» (ФАРК) и «Армия национального освобождения» (ЭЛН), предоставлении убежища их лидерам и создании партизанских лагерей на венесуэльской приграничной территории. Эти обвинения не лишены оснований. Конфликты Венесуэла и Колумбия с 1941 г. не могут поделить воды Венесуэльского залива, на дне которого была обнаружена нефть. После 1980 года, когда напряженность между двумя странами достигла опасного уровня, спор по решению обеих сторон был «заморожен» на неопределенное время. Наблюдатели не исключают, что в случае перехода к бурным выяснениям отношений Венесуэлы и Колумбии он может быть активизирован, но уже в более широком контексте. Примечателен  в этой связи кризис, произошедшими между двумя странами. Двусторонние контакты были заморожены по инициативе Каракаса после того, как прежний президент Колумбии Альваро Урибе обвинил венесуэльские власти в укрывательстве левых повстанцев из группировки ФАРК. Две страны приняли решение увеличить присутствие военного контингента вдоль своих границ. Из уст Уго Чавеса даже прозвучал приказ военным силам своей державы готовиться к войне с Колумбией. Однако уже спустя две недели колумбийский президент Мануэль Сантос и его венесуэльский коллега Уго Чавес договорились о восстановлении дипломатических отношений.

Отдельно стоит изменение отношений с Островом Свободы. Венесуэла подписала энергетическое соглашение о сотрудничестве с условиями аналогичными «договору Каракаса» с президентом Кубы Фиделем Кастро. В свою очередь, Куба обеспечила  в ответ  предоставление гуманитарных услуг, в частности, в области образования и здравоохранения,  а также продуктами питания, которые были направлены для поддержки программы продовольственного развития в Венесуэле. Это соглашение стало камнем, вокруг которого и десятилетие спустя продолжает развиваться уникальное стратегическое партнёрство. Однако на деле большинство венесуэльцев недолюбливает кубинцев, и жалуется на притеснение с их стороны – они заполонили всю инфраструктуру страны, заняв ключевые посты в сельском хозяйстве, нефтегазовой промышленности, медицине, телекоммуникации, таможне и, конечно же, в армии и спецслужбах.

Таким образом, на сегодняшний момент в Латинской Америке критическим является противостояние групп государств в регионе Анд и Центральной Америки. В этих регионах идет наиболее жесткая борьба между правой и левой альтернативами развития региона. С одной стороны это ориентирующиеся на разорительную неолиберальную модель экономики и полную зависимость от США правоавторитарные правительства Колумбии, Перу, Гондураса. Панамы, Мексики, а  с другой – ориентированные на независимое экономическое развитие и рост социального благополучия своих народов правительства Венесуэлы, Боливии, Кубы, Эквадора, Сальвадора, правительство Гондураса в изгнании. В этой борьбе, определяющей будущее миллионов людей, Венесуэла и Уго Чавес играют решающую роль. В итоге – политика Венесуэлы рассматривается многими как угроза для региональной безопасности.

Иными словами, политика Венесуэлы в Латиноамеркианском регионе с одной стороны направлена на увеличение своего влияния в этом регионе и на углубление процессов вплоть до введения единой валюты, но, с другой стороны, проводя довольно резкую политику в регионе, Венесуэла способствует нарастанию конфликтности в регионе, многие страны Латинской Америки выступают жесткими оппонентами линии, проводимой Чавесом. Также, во многих странах вызывает отторжение проводимая Венесуэлой политика поддержки левых движений в этих странах. В результате Америка оказывается расколота на два лагеря – лагерь сторонников Венесуэлы, с правительствами левого направления, с одной стороны и страны, направленные на развитие сотрудничества с США и построение демократии, с другой стороны. Поэтому, проводимая Чавесом политика в регионе носит как позитивный, так и негативный характер.

 

 

5. Дипломатия  Венесуэлы в Движении стран  неприсоединения

 

Каракас также активизировал  участие в Движении неприсоединения, которое расценивается там как "один из важнейших механизмов политического  сотрудничества в формате Юг - Юг, приобретающий особый вес и значение в современных условиях, как путь к диалогу и взаимопониманию, как фактор равновесия и влияния в мире". Венесуэла полностью разделяет задачи и цели ДН, зафиксированные в Заключительном документе его XIII саммита, - Куала-Лумпурской декларации: укрепление мира и международной безопасности, упрочение роли ООН в международных отношениях, разоружении, противодействие новым вызовам и угрозам современности, содействие устойчивому экономическому развитию и реализации успешной социальной и гуманитарной политики в эпоху глобализации, совершенствование механизма деятельности ДН. Стратегический вопрос, который, по мнению правительства Венесуэлы, сегодня стоит на повестке дня Движения неприсоединения, - искоренение бедности и обеспечение устойчивого развития стран "третьего мира". Продвижению вперед в решении этой наиболее актуальной для них задачи подчинена деятельность ее дипломатии в ДН. Венесуэла проецирует выход на практический результат при сочетании коллективных действий на двух направлениях: расширении взаимодействия Юг - Юг и развитии более сбалансированного диалога Север - Юг. Важнейшим для Каракаса является первое направление. Новую динамику обрела деятельность венесуэльской дипломатии в ДН по вопросам социально-гуманитарной проблематики и защиты прав человека. Каракас продвигает тезис о неразрывной связи успешной социальной политики, стабильной демократии и устойчивого экономического развития в условиях глобализации, которая, открывая "возможности для будущего развития и жизнеспособности всех государств, в ее нынешнем виде сохраняет и углубляет развивающиеся страны", ведет их не к процветанию и усилению, а к "продолжению обнищания и росту зависимости от богатого и развитого мира".

Деятельность венесуэльской дипломатии по формированию нового многополярного мира получала признание, отмечаются ее усилия по укреплению сотрудничества Юга и стремление перевести глобальную дискуссию с Севером по проблематике устойчивого развития из области общетеоретических рассуждений и декларативных резолюций в практическую плоскость. Но под воздействием целого комплекса внутренних и внешних факторов объективного и субъективного характера в 2002-2004 гг. возникает постепенно нарастающая радикализация внешней политики и дипломатии Венесуэлы в Движении. Каракас подвергает сомнению сформировавшиеся в 90-е годы прошлого века  солидарность и партнерство, в основе которых лежат принципы взаимозависимости и взаимной заинтересованности Юга и Севера в устойчивом развитии. В его действиях прослеживается тенденция к возрождению былого левого радикализма, возвращению ДН в русло внутренней и внешней. Такая трансформация внешнеполитических подходов Венесуэлы в отношениях с Севером ведет к ее изоляции на мировой арене и в рядах Движения.

 

 

 

 

 

 

 

                                                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Линия на расширение влияния  Каракаса в "третьем мире" стала  основой проводимого венесуэльским  президентом курса на диверсификацию политических и дипломатических  связей Венесуэлы. Приоритетом этого курса является, в том числе и в многостороннем формате, развитие отношений с ведущими развивающимися государствами - Бразилией и Аргентиной, Индией, Ираном и Малайзией, ЮАР, Алжиром и Марокко, такими влиятельными мировыми державами, как Россия, КНР, Франция. Также преследуются цели плотного участия Венесуэлы в решении актуальных мировых проблем, достижения достаточной степени независимости от США в международных делах, повышение роли страны в межамериканской и мировой политике. В этом смысле намеченный курс полностью соответствует внешнеполитической программе венесуэльского правительства и расценивался как средство реализации конкретных внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Венесуэлы и обеспечения международной поддержки амбициозных проектов осуществления внутренних реформ, воплощаемых в жизнь под лозунгом идей "боливарийской революции". Однако становится очевидно, что новая доктрина "боливарийской дипломатии" отражает процесс дальнейшей идеологизации внешней политики Венесуэлы. Она соответствует растущему популистскому и националистическому направлению в общем курсе президента Уго Чавеса.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что внешняя  политика Венесуэлы на современном  этапе с одной стороны имеет  позитивное содержание, т.е. направлена на увеличение своего влияния в мире, углубление сотрудничества Юг-Юг, Юг-Север и с другими странами, разоружение, построение многополярного мира и т.д. С другой же стороны, неоднозначный характер Уго Чавеса и его склонность к радикализму в международных отношениях приводит часто к неприятию его политики и роли самой Венесуэлы в мире и ее усиления. Внешняя политика Венесуэлы носит резкий, непоследовательный характер. В этой связи, необходимо проводить курс на смягчение политики Венесуэлы, уменьшая количество резких высказываний Чавеса, что не способствует укреплению роли Венесуэлы в мире. С другой стороны, следует сохранять позитивные тенденции развития самой Венесуэлы и взаимовыгодных отношений со странами мира.

Информация о работе Венесуэла в современных международных отношениях