Венесуэла в современных международных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:35, реферат

Краткое описание

Венесуэла оказывает значительное влияние на политику стран латиноамериканского региона и активно развивает свои внешнеполитические связи, распространяя все большее влияние на страны латиноамериканского региона. Значение Венесуэлы для России также неуклонно растет. Помимо этого, Венесуэла интересна тем, что приводит в жизнь новый социалистический проект «Социализм XXI века», который противопоставляет себя Западному капитализму в лице США. Это существенно отражается на внешней политике Венесуэлы, как в отношении США, так и в отношении стран региона.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..….…3 стр.
1. Характеристика и основные особенности и направления внешней политики Венесуэлы в современный период…………………………………….……4 стр.
2. Российско-Венесуэльские отношения…………………………………...5 стр.
3. Отношения между Венесуэлой и США..........................…………….....8.стр.
4. Политика Венесуэлы в Латиноамериканском регионе…………….….11 стр.
5. Дипломатия Венесуэлы в Движении стран неприсоединения……….16 стр.
Заключение………………………………………………………………….18 стр.
Список использованной литературы………………………………………20 стр.

Файлы: 1 файл

венесуэла.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

 

Российский  Государственный Торгово-Экономический  Университет

 

 

 

 

Кафедра Политологии

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине

 

Современные международные  отношения

 

Тема

 

«Венесуэла  в современных международных  отношениях»

 

 

 

 

 

                                                                                            Работу выполнила

                                                                                            Студентка 4 курса ФСТ

                                                                                             Группа 41 СО з/о

                                                                                             Шишкина Т.М.

                                                                                             Проверил 

                                                                    Кузнецов А.А.

 

 

 

 

 

Москва, 2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………..….…3 стр.

1. Характеристика и основные особенности и направления внешней политики Венесуэлы в современный период…………………………………….……4 стр.

2. Российско-Венесуэльские  отношения…………………………………...5 стр.

3. Отношения между  Венесуэлой и США..........................…………….....8.стр.

4. Политика Венесуэлы  в Латиноамериканском регионе…………….….11 стр.

5. Дипломатия Венесуэлы в Движении стран неприсоединения……….16 стр.

Заключение………………………………………………………………….18 стр.

Список использованной литературы………………………………………20 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С каждым годом Венесуэла  играет все более заметную роль на международной арене. Во многом это связано с личностью президента страны, Уго Чавеса Фриаса, пришедшего к власти в 1998 году, который, не только существенно поменял курс и внешней и внутренней политики Венесуэлы, но также и методы ее ведения. Его неординарная личность, необычный стиль ведения политики, оригинальные проекты вызывают интерес во всем мире. В последнее время существенно увеличилось количество научных публикаций, посвященных Венесуэле.

 Венесуэла оказывает  значительное влияние на политику  стран латиноамериканского региона и активно развивает свои внешнеполитические связи, распространяя все большее влияние на страны латиноамериканского региона. Значение Венесуэлы для России также неуклонно растет. Помимо этого, Венесуэла интересна тем, что приводит в жизнь новый социалистический проект «Социализм XXI века», который противопоставляет себя Западному капитализму в лице США. Это существенно отражается на внешней политике Венесуэлы, как в отношении США, так и в отношении стран региона.

В данной работе рассмотрены основные и наиболее приоритетные направления внешней политики Венесуэлы в период правления президента Уго Чавеса с 1998г. и по настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика и основные особенности и направления внешней политики Венесуэлы в современный период

 

Правительство У.Чавеса стремится активно участвовать в мировых и региональных делах, так как динамичная внешняя политика способствует обеспечению интересов страны, укреплению ее международного авторитета, становлению в качестве одного из лидеров развивающихся стран. Каракас выступает за построение многополярного мира, отказ от применения силы в разрешении международных споров и конфликтов, незыблемость принципа национального суверенитета и территориальной целостности, а также за мир, свободный от ядерного оружия и за использование ядерной энергии в мирных целях.

Венесуэла является членом ООН и Организации американских государств  (ОАГ) и принимает активное участие в их работе. Она была также в числе стран-основателей Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), созданной в 1960. Венесуэла входит в Латиноамериканскую ассоциацию  и вместе с Боливией, Колумбией, Эквадором и Перу — в Андский пакт и в Движении неприсоединения, где Венесуэла проводит активную политику, считая, что посредством своего участия в этом Движении она может повысить свое влияние на международной арене. Помимо этого, Венесуэла является участником некоторых организаций и международных форумов: ВТО, Группа 77, Группа 15 и Ассоциация Карибского бассейна.

Энергетический фактор - один из главных рычагов венесуэльской внешней политики. Льготные поставки нефти активно используются для укрепления международных позиций. Каракас выступает за поддержание «справедливо высоких» цен на углеводороды и проводит соответствующую линию в ОПЕК.

Каракас проводит линию на ускоренную и многоплановую интеграцию стран Латинской Америки. Администрация президента выдвигает и активно пропагандирует «боливарианскую альтернативу для Америки», конкретным воплощением которой должно быть формирование Южноамериканского сообщества наций. 

Венесуэла продолжает наращивать свои торговые и иные связи с Кубой, рассматривая ее в качестве своего стратегического партнера и одного из самых близких идеологических союзников.

Политические отношения Венесуэлы с США характеризуются крайней напряженностью и взаимным недоверием. Режим У.Чавеса обвиняет Вашингтон в стремлении установить однополярный миропорядок. В то же время торговые отношения между двумя странами развиваются успешно.

Одним из важнейших направлений  внешней политики Венесуэлы считается развитие отношений с Россией, Китаем, Индией, Ираном, которые рассматриваются в качестве основных стратегических партнеров.

 

2. Российско-Венесуэльские  отношения

 

На всем протяжении развития двусторонних отношений между нашими странами, они характеризовались цикличностью. Связано такая неоднозначность с тем, что Венесуэла, являясь развивающейся страной, одной из стран Латинской Америки, вынуждена была на протяжении всего XX века лавировать между двумя гигантами мировой политики – США и, на тот момент, СССР. В начале 1990-х годов, после длительного периода "холодной войны", они получили новый импульс. В годы, когда пост министра иностранных дел РФ занимал Е.М.Примаков, был подписан первый договор о дружбе и сотрудничестве с латиноамериканской страной, и этой страной была Венесуэла. Венесуэла рассматривает Россию как наиболее приоритетное направление внешней политики. В Венесуэле считают, что в мировом политическом процессе России предназначена особая роль, чем и объясняются частые визиты президента в нашу страну  и с каждым годом увеличивающийся размах сотрудничества. После знаменитой «Мюнхенской речи», Чавес в одном из интервью объявил российского президента своим ближайшем союзником и братом, подчеркивая схожесть позиций двух стран в области международных отношений, в первую очередь в вопросе построения нового миропорядка, основанном на многополярности. Оба государства эволюционируют в одинаковом направлении, уделяя большое внимание развитию демократии, борьбе с бедностью, противостоят терроризму. Ни одно латиноамериканское государство не высказывает такой "предрасположенности" к развитию связей с нами, как это происходит в последние годы с Венесуэлой. Этому способствует и истории развития двух стран: несмотря на то, что обе являются "нефтяными гигантами", это не принесло им процветания. На разных этапах в них проводился своеобразный "исторический эксперимент" по построению "социального государства".

Развитые политические отношения между нашими странами способствовали тому, что в 2009 году, вслед за Россией и Никарагуа, Венесуэла признала независимость  Абхазии и Южной Осетии. "Наша поддержка независимых республик - абсолютно справедливое и необходимое решение. Оно исходит из совпадения нашего видения многополярного мира", - сказал Чавес. Путин отметил также, что он доволен тем, как на сегодняшний день развивается сотрудничество между Россией и Венесуэлой. Он отметил, что "общий объем сотрудничества не очень большой, но движение значительное". При этом Путин пояснил, что речь идет о сотрудничестве в энергетической сфере, подчеркнув хорошие перспективы в сфере электроэнергетики, развитии инфраструктуры. Отдельно премьер остановился на взаимодействии в военно-технической сфере, подчеркнув, что "конечно, это не является главным определяющим фактором сотрудничества двух стран". "Мы рады, что наши венесуэльские коллеги, друзья удовлетворены сотрудничеством в этой чувствительной сфере", - добавил Путин.

В 2001 году была создана  межправительственная российско-венесуэльская  комиссия высокого уровня. С 2004 года заседания  комиссии стали ежегодными. В том же году из числа депутатов Федерального Собрания РФ была создана и ныне действующая группа дружбы с Венесуэлой. В октябре 2010 года депутаты Федерального Собрания РФ приняли участие в программе Международных наблюдателей за избирательным процессом в Венесуэле во время выборов в Парламент Венесуэлы, называемый Национальная Ассамблея, на котором представители правящей партии получили большинство мест.

В настоящее время Венесуэла - один из важных партнеров России в Латинской  Америке. Регулярно проводятся взаимные консультации в ходе сессий ООН, активно развиваются межпарламентские связи, осуществляются контакты представителей Верховных судов, Российской счетной и Венесуэльской контрольной палат.

  На встрече в Москве в 2007 году, Уго Чавес и Владимир Путин детально проанализировали состояние и перспективы торгово-экономических отношений и согласились с необходимостью дальнейшей активизации двусторонних связей в этой сфере.

  За три года в период с 2005 по 2007, товарооборот между Россией и Венесуэлой вырос в 7 раз и составил 517 млн. долларов. При этом доля российских товаров с высокой степенью обработки составила в 2007 году 70% экспорта в Венесуэлу.

Имеется солидная договорно-правовая база по таким вопросам, как борьба с незаконным оборотом наркотиков, избежание двойного налогообложения и др. В 2005 году был подписан первый контракт в военно-технической области, большое внимание уделяется научно-техническому сотрудничеству, в том числе в топливно-энергетической сфере. Во время визита президента Венесуэлы в Российскую Федерацию, который занял всего 2 дня ( октябрь 2010 года), президенты подписали 16 документов в различных областях двусторонних отношений: топливно-энергетическая, сельскохозяйственная области (договоры о поставке венесуэльского кофе и маниоки в Россию), подписаны договоры о создании совместного российско-венесуэльского банка, строительстве социального жилья в Каракасе и закупке российских самолетов для нужд Венесуэлы. Как мы можем видеть, с каждым годом наблюдается диверсификация связей между Россией и Венесуэлой.

Все активнее развиваются  связи между штатами Венесуэлы и городами и округами России. Таким образом, из схожести политических представлений и целей начали развиваться и тесные торгово-экономические и культурные отношения между нашими странами, что представляет собой позитивную тенденцию, как для Венесуэлы, так и для России. Венесуэла является перспективным рынком сбыта для России.

Но следует отметить и негативные черты наших отношений, и внешней политики Венесуэлы в частности. Если в Венесуэле придет к власти оппозиционное правительство или президент, может произойти кардинальная переориентация Венесуэлы в международных отношениях, что существенно скажется на связях наших стран. Иными словами, отношения между нашими странами во многом зависят от направленности правительства Венесуэлы. Поэтому, как отмечают многие исследователи, в будущем не исключен спад в наших отношениях, также как и в дальнейшем развитие, и укрепление двусторонних отношениях. Можно сказать, что судьба отношений между нашими странами является достаточно неоднозначной.

 

3. Отношения  между Венесуэлой и Соединенными  Штатами Америки

 

Несмотря на общую  напряжённость венесуэльско-американских отношений времён предыдущего президента Рафаэля Кальдеры, они были стабильны  и США полностью доминировала в них, беспрепятственно вмешиваясь в венесуэльские дела: начиная с контроля над нефтяным сектором и его регулирования и заканчивая предельным вниманием к борьбе с наркотиками внутри страны и контроля над колумбийской границей во избежание помощи повстанцам. С приходом же к власти Уго Чавеса  общение с Соединенными Штатами Америки приняло другой характер; не теряя при этом приоритет, традиционный для коммерческих связей. Что же касается программ сотрудничества в других отраслях, то они были приостановлены либо полностью свёрнуты. Так одним из первых внешнеполитических шагов Чавеса было требование вывода американской военной миссии из Форт Тиуна, где она располагалась достаточно долгое время. В тот момент, Чавес ещё задумывался об установлении нормальных, пусть и крайне прагматических отношений с Вашингтоном. После неудавшейся попытки государственного переворота в апреле 2002 года, Чавес начал политическое и дипломатическое наступление на США на внутреннем и внешнем направлениях.

В настоящее время главная негативная речь Чавеса направлена именно против США и Колумбии. Он обвиняет их в подрыве стабильности Венесуэлы, империалистических происках США, заискивании Колумбии перед Вашингтоном, шпионаже.  И это при том, что основной поставщик импорта в Венесуэлу — США (23,7 % в 2009 году), а также Колумбия 14,4 %, Бразилия 9,1 %, Китай 8,4 %, Мексика 5,5 %, а экспорт из Венесуэлы (57,6 млрд. долларов в 2009) идет в основном в США (35,2 % в 2009 году).

С его точки зрения, США в настоящее время, являются источником мирового дисбаланса. Чавес является последовательным противником создания Обще американской зоны свободной торговли (АЛКА), считая эту организацию инструментом влияния США, и в качестве альтернативы продвигает собственный проект боливарианской альтернативы для Америки (АЛБА).

Информация о работе Венесуэла в современных международных отношениях