Валютно-финансовые и платежные условия внешнеэкономических контрактов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:50, контрольная работа

Краткое описание

Наиболее сложными и требующими высокой квалификации банковских работников являются расчеты по международным торговым контрактам. От выбора форм и условий расчетов зависят скорость и гарантия получения платежа, так же сумма расходов, связанных с проведением операций через банки. Поэтому внешнеторговые партнеры в процессе переговоров согласовывают детали условий платежа и затем закрепляют их в контракте.

Оглавление

1. Валютно-финансовые и платежные условия внешнеэкономических контрактов………………………………………………………………...2
2. Региональные фалютно-кредитные и финансовые организации….9

Файлы: 1 файл

междун.вал.-кред.и фин. отн..docx

— 39.63 Кб (Скачать)

Содержание

1.   Валютно-финансовые и платежные условия внешнеэкономических              контрактов………………………………………………………………...2

2.   Региональные фалютно-кредитные и финансовые организации….9

 

 

     13. Валютно-финансовые и платежные условия внешнеэкономических контрактов.

 
Наиболее сложными и требующими высокой квалификации банковских работников являются расчеты по международным  торговым контрактам. От выбора форм и  условий расчетов зависят скорость и гарантия получения платежа, так  же сумма расходов, связанных с  проведением операций через банки. Поэтому внешнеторговые партнеры в  процессе переговоров согласовывают  детали условий платежа и затем  закрепляют их в контракте. При составлении  валютно-финансовых и платежных  условий контрактов обычно проявляется  противоположность интересов экспортера, который стремится получить максимальную сумму валюты в кратчайший срок, и импортера, заинтересованного  в выплате наименьшей суммы валюты, ускорении получения товара и  отсрочке платежа до момента его  конечной реализации. 
 
Выбор валютно-финансовых и платежных условий сделок зависит от : характера экономических и политических отношений между странами,  
соотношения сил контрагентов, их компетенции, а также от традиций и обычаев торговли данным товаром.  
 
Межправительственные соглашения устанавливают общие принципы расчетов, а во внешнеторговых контрактах четко формулируются подробные условия. Внешнеэкономический договор (контракт) — это материально оформлено соглашение субъектов внешнеэкономической деятельности и их иностранных контрагентов, направленное на установление, изменение или прекращение их взаимных прав и обязанностей во внешнеэкономической деятельности. 
 
 К валютно-финансовым и платежным условиям внешнеэкономической сделки входят такие элементы: 
 
    -  валюта цены;  
 
    -  валюта платежа;

    - условия платежа;  
 
    - средства платежа;  
 
     - формы расчетов и банки, из-за которых эти расчеты будут осуществляться. 
 
К валютно-финансовым условиям, которые должны присутствовать в договоре (контракте): 
 
1. Цена и общая стоимость договора (контракта). В этом разделе контракта определяется цена единицы измерения товара и общая стоимость товаров или стоимость выполненных работ, предоставленных услуг согласно договору (контрактом) и валюта платежей. 
 
2. Условия платежей. Этот раздел контракта определяет способ, порядок и сроки финансовых расчетов и гарантии выполнения сторонами взаимных платежных обязательств. В зависимости от избранных сторонами условий платежа в тексте договора (контракта) указываются: условия банковского перевода к аккредитиву, или инкассо (с гарантией); условия гарантии, если она есть или когда она необходима (вид гарантии - «по требованию» и «условная», условия и срок действия гарантии, возможность изменения условий контракта без изменения гарантий). 
 
Валюта цены и валюта платежа. От выбора валюты цены и валюты платежа (помимо уровня цены, размера процентной ставки по кредиту) зависит в определенной степени валютная эффективность сделки. Экспортные и импортные контрактные цены разнообразны и зависят от включаемых в них дополнительных расходов по мере продвижения товаров от экспортера к импортеру; пребывание на складе страны-экспортера; путь в порт; нахождение в порту; путь за границу; складирование за рубежом; доставка товара импортеру.  
Существуют пять основных способов определения цен товаров. 
 
1. Твердая фиксация цен при заключении контракта, при которой цены не меняются в период его исполнения. Этот способ применяется при тенденции к снижению цен на мировых рынках. 
 
2. При подписании контракта фиксируется принцип определения цены (на основе котировок того или иного товарного рынка на день поставки), а сама цена устанавливается в процессе исполнения сделки. Этот способ обычно практикуется при тенденции к повышению рыночных цен. 
 
3. Цена твердо фиксируется при заключении контракта, но меняется, если рыночная цена изменится по сравнению с контрактной, скажем, в размере, превышающем 5%. 
 
4. Скользящая цена в зависимости от изменения элементов издержек, например при заказе оборудования. В условиях высокой конъюнктуры в интересах заказчика вводятся ограничения (общий предел изменения цены или распространения «скольжения» цены лишь на часть издержек и короткий период). 
 
5. Смешанная форма: часть цены твердо фиксируется, часть устанавливается в скользящей форме. 
 
Валюта цены — валюта, в которой определяется цена на товар. При выборе валюты, в которой фиксируется цена товара, большое значение имеют вид товара и перечисленные выше факторы, влияющие на международные расчеты, особенно условия межправительственных соглашений, международные обычаи. Иногда цена контракта указывается в нескольких валютах (двух и более) . к примеру , Это может быть валюта страны-экспортера, валюта страны-импортера, валюта третьей страны или международная расчетная денежная единица (евро)целях страхования валютного риска. 
 
Валюта платежа — валюта, в которой должно быть погашено обязательство импортера (или заемщика). При нестабильности валютных курсов цены фиксируются в наиболее устойчивой валюте, а платеж — обычно в валюте страны-импортера. Если валюта цены и валюта платежа не совпадают, то в контракте оговаривается курс пересчета первой во вторую (либо по паритету, который фиксируется МВФ на базе СДР(Специальные права заимствования), либо по рыночному курсу валют). В контракте устанавливаются условия пересчета:  
 
1) курс определенного вида платежного средства — телеграфного перевода по платежам без тратт или векселя по расчетам, связанным с кредитом;  
 
2) уточняется время корректировки (например, накануне или на день платежа) на определенном валютном рынке (продавца, покупателя или третьей страны); 
 
 3) оговаривается курс, по которому осуществляется пересчет: обычно средний курс, иногда курс продавца или покупателя на открытие, закрытие валютного рынка или средний курс дня. 
 
Несовпадение валюты цены и валюты платежа — один из простейших методов страхования валютного риска. Если курс валюты цены (например, доллара) снизился, то сумма платежа (во французских франках) пропорционально уменьшается, и наоборот. Риск снижения курса валюты цены несет экспортер (кредитор), а риск ее повышения — импортер (должник). 
 
Условия платежа — важный элемент внешнеэкономических сделок. Среди них различаются:  
 
  1) наличные платежи;  
 
  2) расчеты с предоставлением кредита; 
 
  3) платеж авансом; 
 
  4) кредит с опционом (правом выбора) наличного платежа. 
 
Понятие наличных платежей в международных расчетах подразумевает оплату экспортных товаров после их передачи (отгрузки) покупателю или платеж против документов, подтверждающих отгрузку товара согласно условиям контракта. Однако в современных условиях в большинстве случаев товар прибывает в страну импортера раньше документов, подлежащих оплате, и покупатель может получить товар до его оплаты, как правило, под сохранную (трастовую) расписку, банковскую гарантию. Таким образом, платеж фактически производится после прибытия товаров в порт назначения, за исключением платежей против извещения об отгрузке товара. Традиционно в зависимости от договоренности контрагентов, а также специфики продаваемых товаров импортер осуществляет платеж на определенной стадии: 
 
 -  по получении подтверждения о завершении погрузки товара в порту отправления;  
 
  -  против комплекта товарных документов (счет-фактура, коносамент, страховой полис и др.), иногда с правом отсрочки платежа на 5 - 7 дней, а по поставкам нефти — 30 дней;  
 
  -  против приемки товара импортером в порту назначения.  
 
В зависимости от вида товара иногда применяют смешанные условия расчетов: 
 частично — платеж против вручения товарных документов;  
окончательно — после приемки товаров, которые по прибытии в порт назначения необходимо смонтировать или проверить качественные характеристики товара, так как они могли ухудшиться в период транспортировки. 
 
Международные расчеты переплетаются с обменом валют и предоставлением кредита внешнеторговыми партнерами друг другу. В этом проявляется взаимосвязь международных валентно-кредитных и расчетных операций. В зависимости от вида продаваемого товара (например, машины и оборудование), а также в связи с усилением конкуренции на рынке продавцов и их стремлением использовать кредит для расширения рынков сбыта новой продукции расчеты по внешнеторговым операциям осуществляются с использованием коммерческого кредита. Коммерческий кредит предоставляется продавцом товара покупателю на сроки от нескольких месяцев до 5 - 8 лет, а в отдельных случаях и на более длительные сроки. При внешнеторговых операциях в счет коммерческого кредита импортер выписывает долговые обязательства на погашение полученного кредита в форме простого векселя либо дает письменное согласие на платеж (акцепт) на переводных векселях — траттах, выписанных экспортером. 
 
Расчеты за товары в форме коммерческого кредита могут сочетаться с наличными платежами, когда определенный процент стоимости оплачивается против представления коммерческих документов, а остальная часть — через установленный в контракте период времени. Кроме коммерческого кредита на отдельных этапах исполнения внешнеторгового контракта стороны могут также вынужденно кредитовать друг друга, например, при платежах в форме аванса импортер кредитует экспортера а при расчетах по открытому счету — поставщик кредитует покупателя. 
 
Альтернативная форма условий расчетов — кредит с опционом наличного платежа. Если импортер воспользуется правом отсрочки платежа за купленный товар, то он лишается скидки, предоставляемой при наличной оплате. Расчеты осуществляются при помощи различных средств платежа, используемых в международном обороте, — векселей, платежных поручений, банковских переводов (почтовых и телеграфных), чеков, пластиковых карточек. Иностранные инструменты — чеки, векселя (простые и переводные) и другие кредитные средства обращения подлежащие оплате в другой стране, где они депонированы. Наиболее сложной частью платежных условий контракта являются выбор формы расчетов и формулирование деталей проведения расчетов. Увязка противоположных интересов контрагентов в МЭО и организация их платежных отношений реализуются путем применения различных форм расчетов. 
 
Для страхования от валютных рисков используют валютные предостережения — договорные условия, которые включаются во внешнеэкономическое соглашение и могут быть пересмотрены в процессе выполнения соглашения. 
 
Раньше применялось золотое предостережение, которое базировалось на фиксации золотого содержимого валюты платежа на дату заключения соглашения и на перерасчете суммы платежа пропорционально изменению этого золотое содержимого на дату выполнения соглашения. 
 
На современном этапе применяют: 
 
·   валютные предостережения;  
 
·   товарные-ценовые предостережения.  
 
Валютное предостережение — это условие международной внешнеэкономической сделки, которая предусматривает пересмотр суммы платежа пропорционально изменению курса валюты предостережения (фактически валюты цены) с целью страхования экспортера (или кредитора) от риска обесценения валюты платежа. Валюта платежа относится в зависимость от более стойкой валюты предостережения (валюты цены). 
 
В условиях усиления нестабильности плавающих валютных курсов широко применяется многовалютные (мультивлютные) предостережение. 
К товарно-ценовым предостережениям принадлежат: 
   - предостережение относительно сменной (скользкой) цены, когда цена повышается при условии роста ценосоздательных составных;  
   - индексация, которая предусматривает пересмотр суммы платежа пропорционально изменению индекса цен за период с даты подписания к моменту соглашения.  
 
Существуют комбинированные валютно-товарные предостережения, которые предусматривают регулирование суммы платежа в зависимости от изменения товарных цен и валютных курсов: 
   - если товарные цены и курсы валюты предостережения изменяются в одном направлении, то сумма платежа пересчитывается на наибольший процент отклонения;  
   - если направления динамики не совпадают, то сумма платежа изменяется на разность между отклонениями товарных цен и валютного курса.  
 
Правильность определения валютно-финансовых условий при заключении внешнеэкономического контракта - ручательство эффективности осуществления внешнеэкономических операций. 

Ныне нет единого, закрепленного  многосторонним соглашением, универсального механизма валютных расчетов между  странами. Только в пределах отдельных  экономических и финансовых группировок  стран могут существовать определенной мерой единые механизмы расчетов. В современной системе международных  хозяйственных связей расчеты за торговыми и неторговыми операциями регулируются основными принципами, закрепленными в Женевской конвенции  о чеках и векселях, а также  сведениями постановлений Международной  торговой палаты (Париж).

 

 

 

 

 

 

 

42. Региональные  валютно-кредитные и финансовые организации ЕС.

Институциональная структура интеграционного комплекса  ЕС включает ряд региональных валютно-кредитных  и финансовых организаций. Это обусловлено  следующими причинами:

• развитием экономической, в том  числе валютно-кредитной и финансовой, интеграции; созданием единого рынка;

• стремлением стран Западной Европы укрепить свои позиции в мировой  экономике в противовес другим центрам  — США и Японии;

• поисками путей расширения совместных фондов для оказания помощи ассоциированным с «Общим рынком» развивающимся странам.

Региональные  валютно-кредитные и финансовые организации ЕС преследуют разнообразные  цели:

- укрепление западноевропейской интеграции и мирового центра путем создания собственной институциональной структуры;

- развитие экономики стран ЕС; проведение единой сельскохозяйственной политики;

- создание экономического и валютного союза в соответствии с Маастрихтским договором, вступившим в силу с ноября 1993 г.;

- проведение согласованной политики по отношению к ассоциированным странам.

  В соответствии с поставленными  целями эти организации осуществляют межгосударственное и частично наднациональное регулирование экономики на региональном уровне и играют важную роль в развитии западноевропейской экономической интеграции. Целевая установка ЕС на создание экономического и политического союза определила специфику функционирующих в его рамках региональных финансовых институтов. Во-первых, они являются составным элементом институциональной структуры ЕС, которая включает наднациональные институты — Европейский парламент, Совет европейских сообществ, КЕС, Суд. Во-вторых, материальной основой их создания и деятельности служат совместный бюджет и фонд, концентрирующий 20% официальных золото-долларовых резервов стран-членов. За счет централизованного бюджета ЕС, объединяющего 2,5—3% суммы национальных бюджетов стран-членов, сформирован ряд совместных фондов. В-третьих, в деятельности региональных институтов использовалась международная валютная единица ЭКЮ, замененная евро с января 1999 г.

Создание  региональных финансовых институтов в  рамках ЕЭС происходило постепенно, в основном в соответствии с определенными этапами развития интеграционных процессов в Западной Европе. На первой стадии экономической интеграции, когда создавался таможенный союз путем отмены ограничений во взаимной торговле стран ЕЭС и введения единого тарифа по отношению к импорту из третьих стран, для осуществления глобальных задач в соответствии с Римским договором в 1958 г. был учрежден Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).

Банк  предоставляет долгосрочные кредиты  сроком от 7—12 (промышленность) до 20 лет (инфраструктура); развивающимся странам, кредиты на малорентабельные проекты  — до 40 лет из 1—2% годовых. Кроме  того, ЕИБ дает гарантии частным  и государственным предприятиям. Цель кредитной деятельности ЕИБ: освоение наименее развитых районов стран ЕС; реконструкция и строительство предприятий, которые не могут быть осуществлены за счет ресурсов одной страны; модернизация отраслевой структуры в рамках специализации и кооперирования производства; создание совместных хозяйственных объектов, представляющих общий интерес для стран ЕС; развитие приоритетных отраслей — производства стали, угля, энергетики. С 1987 г. ЕИБ участвовал в проектном финансировании сооружения туннеля под Ла-Маншем. Это крупнейший объект в истории ЕИБ. Членами ЕИБ являются 15 стран ЕС. Это институт с автономным юридическим и финансовым статусом. Его руководящие органы — Совет управляющих в составе министров финансов стран-участниц, который определяет кредитную политику, утверждает годовые балансы, принимает решения о предоставлении кредитов и гарантий, выпуске займов, устанавливает процентные ставки, и Директорат. Оперативное руководство возложено на президента и его 5 заместителей. Правление — в Люксембурге.

Источниками ресурсов являются уставный капитал (62 млрд евро, в том числе 7,5% оплаченный, 92,5% гарантийный), резервы, выпуск облигационных  займов. Квоты подписки на капитал  распределены неравномерно по странам: от 19,8% (ФРГ, Франция, Великобритания, Италия) до 1,5% (Греция) и 0,1% (Люксембург). В связи с нехваткой ресурсов практикуются заимствования ЕИБ на финансовых рынках стран ЕС и на мировом рынке капиталов. Облигации выпускаются в нескольких валютах (до 12), 4/5 их объема — в валютах стран ЕС и ЭКЮ, с 1999 г. — в евро. Доля доллара и иены составляла в 90-х годах по 6% займов ЕИБ, швейцарского франка — 3%.

За 1959—1990 гг. ЕИБ предоставил кредитов на сумму более 100 млрд ЭКЮ из них  более 75% странам-членам, в основном на развитие энергетики, транспорта, телекоммуникаций, за 1992— 1996 гг. — более 101,2 млрд. ЭКЮ. Эти кредиты покрывают 50% стоимости проектов в дополнение к капиталам заемщика. 70% кредитов ЕИБ направлены на региональное развитие. Распределение кредитов сопровождается острыми разногласиями, так как каждая страна, имеющая отсталые районы, претендует на большие суммы. Кредиты предоставляются в нескольких валютах, реже в одной, до 1999 г. в ЭКЮ, а с 1999 г. в евро. Процентная ставка определяется Советом управляющих Банка исходя из рыночных ставок. ЕИБ, действуя как агент ЕС, предоставляет льготные кредиты из специальных фондов для развития инфраструктуры, включая энергетику, а также управляет займами Европейского сообщества по атомной энергии.

ЕИБ выделяет средства специальным кредитным  институтам стран-членов, которые кредитуют  мелкие и средние смешанные компании по согласованию с Банком. Операции ЕИБ вне Сообщества в соответствии со статьей 18 Римского договора осуществляются с разрешения Совета управляющих Банка в целях кредитования проектов, важных для ЕС, например для обеспечения стран-членов энергетическими ресурсами. Деятельность ЕИБ распространяется на развивающиеся страны, ассоциированные с ЕС. В деятельности ЕИБ проявляется характерная и для Всемирного банка тенденция к взаимодействию с мировым рынком ссудных капиталов. Через этот межгосударственный институт перераспределяется часть ссудных капиталов на рыночных условиях в целях развития западноевропейской экономической интеграции и укрепления позиций этого мирового финансового центра.

Европейский фонд развития (ЕФР) (1958 г.) создан для проведения коллективной политики ЕС по отношению к ассоциированным с ним развивающимся странам. Поскольку он не имеет статуса юридического лица, им управляет Генеральный директорат КЕС по вопросам сотрудничества и развития. Развивающиеся страны располагают лишь правом совещательного голоса. ЕФР формируется при подписании очередной конвенции об ассоциации на пять лет за счет взносов стран ЕС. В соответствии со второй Ломейской конвенцией (1981—1985 гг.) его объем определен в 4,5 млрд ЭКЮ; с третьей конвенцией (1986—1990 гг.) — около 8 млрд ЭКЮ. ЕФР предоставляет кредиты на компенсацию потерь при экспорте сельскохозяйственного и минерального сырья и на конкретные объекты развития в соответствии с установленными Конвенцией ориентирами кредитования каждой ассоциированной страны в определенный период. Функцией ЕФР является координация двухсторонних программ официальной помощи развитию ассоциированным странам. 80% операций ЕФР составляют субсидии и льготные кредиты сроком до 40 лет с грационным периодом 10 лет из 1% годовых.

Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА) был учрежден в 1962 г. в целях создания общего аграрного рынка («Зеленая Европа»). Включение сельского хозяйства в процесс интеграции потребовало создания специального межгосударственного фонда для финансирования совместной сельскохозяйственной политики с целью подтянуть уровень развития, концентрации и специализации производства, накопления капитала в сельском хозяйстве до уровня промышленности и тем самым сгладить противоречия воспроизводства. Руководство ФЕОГА осуществляет КЕС при содействии Постоянного комитета Фонда по вопросам структурной сельскохозяйственной политики. Источником ресурсов ФЕОГА служит общий бюджет ЕС, 70% которого используется для финансирования совместной сельскохозяйственной политики. В соответствии с этим механизм формирования ресурсов ФЕОГА аналогичен принципам построения доходов бюджета ЕС, в который отчисляются: компенсационные сборы, таможенные пошлины, 1% НДС (налог на добавленную стоимость). В ФЕОГА поступают компенсационные сборы с импортеров сельскохозяйственных товаров, определяемые разницей между гарантированными («защитными») ценами, установленными в ЕС на многие из этих товаров, и мировыми. Гарантированные цены применяются при скупке органами ЕС излишней продукции, которая складируется или экспортируется. В связи с этим ФЕОГА покрывает расходы экспортеров по хранению, переработке и реализации сельскохозяйственных товаров. За счет Фонда экспортеры получают субсидии в размере разницы между внутренними и мировыми ценами. В итоге ФЕОГА привлекает значительные суммы от импортеров сельскохозяйственной продукции, а основные его ресурсы получают страны-экспортеры в порядке субсидирования вывоза этой продукции в третьи страны. Поэтому проблема формирования и распределения средств ФЕОГА вызывает разногласия между странами-членами, а также между ЕС и США, которые. выступают против субсидирования экспорта сельскохозяйственных продуктов из ЕС.

ФЕОГА осуществляет поддержку «зеленых»  курсов валют, применяемых для расчетов в аграрном общем рынке. Страны, рыночные валютные курсы которых ниже «зеленых», при импорте сельскохозяйственных товаров получают субсидии из ФЕОГА, а при экспорте вносят в Фонд компенсационный  налог. Напротив, страны, у которых  валютный курс превышает «зеленый», при экспорте сельскохозяйственных товаров получают компенсационные субсидии, а при импорте платят налог. С конца 90-х годов появилась тенденция к уменьшению этих субсидий.

В соответствии с целевым назначением  средства ФЕОГА распределяются по двум основным разделам: гарантирование и ориентация. 90% средств ФЕОГА — фонд гарантирования — используются для поддержания единых сельскохозяйственных цен, введенных с 1962 г., а также для субсидирования экспорта аграрной продукции ЕС, занимающего второе место после США. Около 75% средств ФЕОГА затрачивается на поддержание стабильности рынков молочной продукции, сахара и зерновых. Фонд ориентации служит для финансирования мероприятий для развития аграрно-промышленного комплекса. С конца 90-х годов наметилась тенденция к уменьшению субсидий сельскому хозяйству.

Европейский фонд регионального развития учрежден в 1975 г. за счет совместного бюджета ЕЭС для кредитования мероприятий по выравниванию региональных диспропорций в странах-членах. Распределение ресурсов сопровождается конкуренцией между ними. Проблемы выравнивания региональных диспропорций в странах ЕС остались нерешенными, хотя это важное условие создания экономического и валютного союза и дальнейшего развития экономической интеграции.

Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) (1973— 1993 гг.) был создан в связи с введением Европейской валютной системы; предназначен для регионального межгосударственного валютного регулирования. Фонд предоставлял кредиты странам — членам ЕВС для погашения дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с регулированием валютного курса, ЕФВС объединил фонд краткосрочных кредитов (сроком на 3—6 месяцев с правом пролонгации), существовавший с февраля 1970 г., и фонд среднесрочных кредитов (от 2 до 5 лет), созданный 22 марта 1971 г. Кредиты предоставлялись при условии выполнения страной-заемщиком стабилизационной программы (по образцу МВФ). Ресурсы ЕФВС были увеличены с 6,6 млрд до 25 млрд ЭКЮ в связи с внесением на его счет 20% официальных золото-долларовых резервов стран — членов ЕВС в обмен на выпускавшиеся им ЭКЮ.

Операции, связанные со взаимной поддержкой валютных курсов, осуществлялись через многосторонний клиринг, созданный в 1985 г. при БМР. В целом деятельность ЕФВС была недостаточно эффективна, объем его кредитов невелик (страны-члены предпочитали заимствовать еврокредиты для погашения дефицита платежного баланса).

Информация о работе Валютно-финансовые и платежные условия внешнеэкономических контрактов