Валютное регулирование и валютный контроль в РФ современных условиях, формы и методы его осуществления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:00, реферат

Краткое описание

В период интенсивного развития рыночных отношений в нашей стране иностранная валюта весьма прочно вошла в российский гражданский оборот. Несмотря на постепенное укрепление российской валюты, вопросы, связанные с применением валютного законодательства, занимают важное место во многих отраслях экономики. Необходимо обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Переход России от жесткого администрирования и существования абсолютной валютной монополии государства в условиях существования Союза ССР к рыночным отношениям обусловил переход к либерализации валютных отношений.

Оглавление

Содержание
Введение……………………………………….…………………………3
1. Взаимоотношения субъектов валютного рынка…………………….4
2. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации………………………………………………………………………..7
3. Характерные черты правового регулирования валютного экспортного и импортного контроля………………………………………….11
4. Органы и основные законодательные нормы, обеспечивающие надзор и контроль за обращением валюты в РФ……………………………...16
Список использованной литературы…………………………………….20

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

      Сегодня, учитывая особенности действующего законодательства в области валютного  регулирования и валютного контроля Российской Федерации, клиенты зачастую до момента подписания внешнеторгового договора обращаются в банк за консультационными услугами относительно соответствия проекта внешнеторгового договора требованиям валютного законодательства РФ. При этом специалистам банка приходится обращать внимание клиента не только на необходимость отражения в условиях договора положений, связанных с требованиями валютного законодательства РФ, но и на четкое определение в договоре таких важных положений, как базис поставки, оплата банковских комиссий, рассмотрение споров, форс-мажорные обстоятельства, с тем чтобы избежать как временных, так и финансовых потерь при исполнении сделки.

      Традиционно наиболее распространенной формой международных  экономических отношений является внешнеторговая деятельность, на долю которой из всего объема внешнеэкономических отношений приходится около 80%. Кроме товаров, экспортироваться (импортироваться) могут работы, услуги, информация, интеллектуальная собственность, так как понятие «внешнеторговая деятельность» российским законодательством определяется в п. 4 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее — Закон № 164-ФЗ) как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

      Факт  оказания услуг, выполнения работ, передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности должен подтверждаться документом, определенным в Письме Банка России от 11.09.97 № 518 «О перечне документов, подтверждающих выполнение работ, предоставление услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых сделок».

      Под термином «внешняя торговля товарами»  Законом № 164-ФЗ устанавливается  импорт и (или) экспорт товаров. Перемещение товаров с одной части таможенной территории РФ на другую часть таможенной территории РФ, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией РФ, через таможенную территорию иностранного государства не является внешней торговлей товарами.

      Таким образом, признаком внешнеторговой сделки является пересечение товаром  границы Российской Федерации. При  проведении российскими фирмами экспортных операций в расчетах с иностранными покупателями особое внимание должно уделяться своевременному поступлению выручки, причитающейся экспортеру по заключенному договору. Это обстоятельство следует учитывать при подписании договора, когда оговариваются формы платежа, порядок и сроки расчетов между покупателем и продавцом.

      Оговаривая  условия расчетов с иностранными покупателями, фирмы должны особое внимание обращать на финансовое положение  фирм. Первоначально даже «с фирмой с самой хорошей репутацией» рекомендуется работать на аккредитиве. Задачей валютного регулирования и валютного контроля Российской Федерации является обеспечение соблюдения норм валютного законодательства РФ всеми резидентами и нерезидентами на территории страны.

      В области валютного регулирования  главенствующее положение занимает Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ). Этим Законом на резидентов РФ возлагается  обязанность обеспечения своевременного поступления экспортной выручки при осуществлении экспортной внешнеторговой деятельности в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором (если иное не предусмотрено Законом № 173-ФЗ)6.

     Новый Закон значительно расширил права  российских участников внешнеэкономической деятельности и заложил основы для дальнейшей либерализации валютных отношений. Из него были исключены:

     - статьи о резервировании средств  по валютным операциям, об обеспечении исполнения обязательств и обязательной продаже валютной выручки;

     - понятие "специальный счет" и все ограничения, связанные  с его использованием;

     - механизмы регулирования капитальных  валютных операций Правительством РФ и Банком России;

     - нормы, дающие Банку России  право устанавливать порядок  купли-продажи иностранной валюты российскими организациями.

     Разработчики  Закона попытались придать ему характер документа прямого действия. Об этом свидетельствуют ст. 4 и 5, где приводятся общая структура валютного законодательства и допустимые пределы вмешательства в него органов валютного регулирования. Тем не менее, прописать в Законе все детали не удалось. Многие вопросы организации по-прежнему решают, опираясь на постановления Правительства РФ и инструкции Банка России. В то же время Закон существенно ограничивает их инициативу в деле создания новых подзаконных актов и само содержание дополнительных документов.

     В нем получили правовое закрепление  принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации в новых экономических условиях, а также полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

     Действующий Закон подразделяет все акты в сфере валютного регулирования и валютного контроля на три группы: акты валютного законодательства, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля.

     Согласно  абз. 1 ч. 1 ст. 4 Закона валютное законодательство Российской Федерации состоит из Закона о валютном регулировании и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее - акты валютного законодательства). Из диспозиции указанной нормы следует: во-первых, вопросы валютного регулирования относятся к исключительной прерогативе Российской Федерации, что соответствует п. "ж" ст. 71 Конституции РФ,  во-вторых, иные федеральные законы, затрагивающие вопросы валютного регулирования и валютного контроля, могут приниматься исключительно по вопросам, прямо установленным Законом. Принятые в соответствии с Законом федеральные законы могут регулировать следующие вопросы:

     - действие актов валютного законодательства  и актов органов валютного регулирования во времени (ч. 3 ст. 4 Закона);

     - осуществление валютного контроля  и компетенции органов валютного контроля при издании актов валютного контроля (ч. 1 ст. 22 и ч. 5 ст. 4 Закона);

     - порядок идентификации личности  при купле-продаже физическими  лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (абз. 2 ч. 2 ст. 11 Закона).

     Исходя  из изложенного, можно сделать вывод, что те или иные нормы валютного  законодательства могут содержаться  в федеральных законах, регулирующих банковские, налоговые, таможенные правоотношения; в федеральных законах, регулирующих вопросы инвестиционной деятельности, оборота ценных бумаг, борьбы с  "отмыванием" доходов, добытых преступным путем и финансированием терроризма, и т.д.

     При этом такие нормы, содержащиеся в  иных федеральных законах, не могут противоречить Закону. 

 

      4. Органы и основные законодательные нормы, обеспечивающие надзор и контроль за обращением валюты в РФ 

      Денежное  обращение представляет собой подотрасль финансового права, включающую несколько  институтов: институты наличного и безналичного денежного обращения и институт валютного обращения. Автору представляется возможным согласиться и с аргументами названных авторов, касающимися отнесения группы норм, регулирующих валютное обращение (валютные операции), к институту права денежного обращения. 

     На  основании структуры (группировки  норм) подотрасли финансового права  – права денежного обращения, можно утверждать, что контроль за денежным обращением включает в себя несколько направлений7:

  • контроль за наличным денежным обращением;
  • за безналичным денежным обращением;
  • за валютным обращением (валютный контроль);
  • контроль в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.
 

     Задачами  государственного финансового контроля за денежным обращением являются:

  • контроль за состоянием и обращением наличной денежной массы, в том числе и за соблюдением порядка ведения кассовых операций;
  • обеспечение выполнения действующего законодательства в сфере безналичных расчетов;
  • обеспечение соблюдения правил обращения наличной и безналичной иностранной валюты, включая обеспечение соблюдения порядка об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;
  • предотвращение и минимизация нелегального денежного обращения и противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.

      Денежное  обращение в Российской Федерации  регулируется Федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О валютном регулировании  и валютном контроле», а также  изданными Центральным банком в  рамках своей компетенции Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации и Порядком ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ.

      В систему контроля за денежным обращением в качестве одного из направлений  его проведения входит валютный контроль – контроль обращения иностранной валюты, в сферу которого попадают те отношения, которые связаны с оборотом иностранной валюты и валютных ценностей.

      Валютный  контроль является составляющим элементом  государственной валютной политики, неразрывно связанным с государственным регулированием валютных операций, и выступает как один из видов финансового контроля.

      Мировой опыт показывает, что успешное развитие валютных отношений, внутреннего валютного  рынка происходит, как правило, при  активном регулирующем участии государства и эффективном контроле валютных операций со стороны уполномоченных органов.

      Валютный  контроль можно охарактеризовать как  деятельность государства в лице органов и агентов валютного  контроля, направленную на обеспечение  соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных видов валютных операций.

      В соответствии с Законом «О валютном регулировании…» целью валютного  контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при  осуществлении валютных операций.

     Основные  направления валютного контроля таковы:

  • определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
  • проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств продажи иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;
  • проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
  • проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
 

      В свою очередь, Центральный банк обладает всеми государственно-властными  инструментами воздействия на деятельность кредитных организаций (включая  право применения санкций), что позволяет  сделать контроль со стороны Банка России более эффективным и обеспечить действия кредитных организаций в рамках установленных предписаний. 

     Можно выделить несколько направлений, по которым осуществляется взаимодействие Банка России и коммерческих банков в процессе проведения финансового контроля денежного обращения:

  • Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля и осуществляют свои полномочия в рамках лицензии на валютные операции, выданной Центральным банком РФ.
  • В сфере валютного контроля за соблюдением операций, связанных с движением капитала, уполномоченные банки контролируют наличие разрешений, выданных территориальным учреждениями ЦБ РФ, а также соблюдение юридическими лицами условий полученных ими разрешений.
  • Являясь одним из субъектов валютной операции, кредитные организации контролируют соответствие каждой конкретной операции, непосредственными сторонами которой являются юридические и физические лица, как резиденты, так и нерезиденты.
  • В целях реализации установленного Порядка ведения кассовых операций кредитные организации устанавливают кассовые лимиты предприятиям, учреждениям и организациям. В свою очередь, Центральный банк устанавливает лимит кассы для каждого банка и иной кредитной организации.

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль в РФ современных условиях, формы и методы его осуществления