Трансграничные связи: правовой аспект (на примере взаимодействия Калининградской области и Белоруссии)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:27, реферат

Краткое описание

В настоящее время в числе механизмов регионального развития выделяют набирающие обороты новые для России элементы трансграничного экономического сотрудничества. В условиях сочетания одновременно разнонаправленных процессов глобализации и регионализации трансграничное экономическое сотрудничество является важным фактором успешного хозяйственного развития любой страны. Этот тезис исключительно актуален для России в связи с тем, что, с одной стороны, 46 субъектов федерации расположены вдоль государственной границы, а с другой стороны, значительная часть территории страны, площадью 17,7 млн км2, данного преимущества не имеет. Таким образом, трансграничное экономическое сотрудничество в российских условиях — это важный фактор, влияющий на социально-экономическое развитие страны.

Файлы: 1 файл

Развитие союзнических отношений Республики Беларусь с Россий.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

КАЛИНИНГРАДСКОЙ И ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТЕЙ

 

 

  Развитие союзнических отношений Республики Беларусь с Российской Федерацией обусловлено географической и культурно-исторической  близостью  этих  стран  и народов,  взаимодополняемостью  экономик,  тесными  кооперационными  связями  белорусских  и  российских компаний. 

Начало интеграции между  Российской Федерацией и Республикой

Беларусь  было  положено 2  апреля 1996  г.,  когда  главами  двух  государств был подписан Договор  об образовании Сообщества Беларуси и 

России. Позже, 8  декабря 1999  г.,   был  подписан Договор  о  создании

Союзного государства. Тогда у России и Беларуси появились более весомые  интеграционные  признаки:  органы  власти  и  союзный  бюджет.

В результате  данного  договора между  странами  развиваются  интеграционные процессы не только в  экономике, но и в других сферах.

На  сегодняшний  день  сотрудничество  Беларуси  и  Калининградской области осуществляется на трех уровнях:

  1) межгосударственный уровень — эффективно работает постоянно действующий российско-белорусский Совет по долгосрочному сотрудничеству Калининградской области Российской Федерации  с областями,  министерствами  и  органами  государственной  власти  Республики Беларусь;

  2) региональный уровень — подписаны  соглашения о  сотрудничестве Калининградской области с Гродненской, Гомельской и Брестской областями;

  3) муниципальный уровень — восемь  белорусских районов имеют

муниципалитеты-побратимы  в Калининградской области.

  Межрегиональное  сотрудничество  подразумевает  налаживание

прямых связей между  субъектами хозяйствования, организацию взаимной  торговли,  производственное  кооперирование,  оказание  транспортных услуг и услуг в сфере строительства.

  Одно из важных направлений российско-белорусского сотрудничества —  сотрудничество  с Калининградской областью. Так, в январе —

апреле 2011 г. товарооборот Беларуси с Калининградской областью со-

ставил 40,5 млн долл. (здесь  и далее — доллары США) — 39-е место среди регионов России — и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 35,9 %; экспорт — 24,3 млн долл. (29-е место), вырос на

22,6 %;  импорт — 16,2 %  млн долл. (40-е место),  увеличился  на 62,6 %.

  Внешнеторговое  сальдо  сложилось  положительное —  в 8,1  млн  долл.

Основой  экспорта  стали  продовольственные  товары  и  строительные

материалы.

  В рамках межрегионального сотрудничества заключено шесть соглашений  между  субъектами  Калининградской  и  Гродненской  областей:  Гвардейский-Слонимский,  Гурьевский-Щукинский,  Зеленоградский-Мостовский,  Нестеровский-Вороновский,  Озерский-Дятловский,  Полесский-Зельвенский.  Кроме  того,  сотрудничество  с

Гродненской  областью  осуществлялось  в  рамках  реализации  Комплексного плана мероприятий по  сотрудничеству между областями

на 2003—2005 гг.

  В  последние  годы  существенные  изменения  в  развитие  торгово-экономических  отношений  регионов  внес  мировой финансовый  кризис — как на межгосударственном, так и на региональном уровнях, —

что  привело  к  падению  темпов  роста  экономики  и,  как  следствие,  к снижению товарооборота.

  За 9 месяцев 2009 г. товарооборот Калининградской области с Гродненской  составил 18,2 млн  долл.,  в  том  числе  экспорт — 0,9 млн  долл.;

импорт — 17,3  млн  долл.;  сальдо  сложилось  отрицательное  — 

16,4 млн долл. (4,6 %).

Основные импортные  позиции: цемент — 9,0 млн долл. (увеличение  в 2,7  раза);  изделия  из  камня,  гипса,  цемента,  бетона — 

4,9 млн долл. (увеличение  в 2,2 раза); известь — 1,4 млн долл. (увеличение в 2,1 раза); овощи — 0,6 млн долл. (темп роста — 171,8 %).

Основные  экспортные  позиции:  химические  продукты — 

0,3 млн долл. (увеличение  в 6 раз); рыба — 0,3 млн долл. (темп роста — 

150,5 %); готовая продукция  из мяса и рыбы — 0,2 млн долл. (увеличение в 2,9 раза).

 

 

На рисунке представлен  экспорт и импорт товаров в  Калининград-

скую область за 2007—2009 гг.

            

 

  За  анализируемый  период  товарооборот  сократился,  в  том  числе

экспорт в 2009 г. — на 252,8 млн долл., импорт — на 50,5 млн долл. К одной из причин снижения товарооборота между регионами следует отнести  рост тарифа  на  определенные  виды  грузов.  К  примеру,  перевалка  основной части  калийных  удобрений  в  Европу  осуществляется через порты Литвы и Латвии, что значительно дешевле, чем через калининградские  порты.  Сегодня  правительство  Калининградской  области готово предоставить оферту по транспортным расходам, что значительно снизит издержки.

  Сейчас, по мнению  экспертов, в межрегиональном  сотрудничестве

существует  три  основных проблемных  блока,  требующих  тщательной доработки: нормативно-правовая база, экономическое регулирование и

инфраструктура.

 

 

  В настоящее  время  нормативно-правовая  база  сотрудничающих  регионов (Калининградская и Гродненская области) несовершенна и не-

обходимы  дополнительные  проекты,  предусматривающие особый льготный  режим  осуществления  предпринимательской  деятельности, налоговый  и  таможенный  режимы,  а  также  проекты  сотрудничества органов местного самоуправления, предприятий и организаций. Необходимо учесть различия в законодательствах России и Беларуси. Так,  в Гражданском  кодексе  Беларуси,  в  отличие  от  Гражданского  кодекса России, имеется ст. 31 «Ограничение предпринимательской деятельности гражданина». Суть содержащихся в ней предписаний  заключается в  возможности ограничения предпринимательской деятельности  в  судебном порядке на срок до трех лет. Случаи такого ограничения определяются  законодательными  актами.   В качестве  субъекта, предпринимательская деятельность которого может быть ограничена,  выступают как  индивидуальный  предприниматель,  так  и  учредитель,  участник, собственник имущества или руководитель юридического  лица.   Этот пример показывает, что для российско-белорусского  сотрудничества  в предпринимательской сфере требуется доработка таких нюансов.

  Остаются  неотрегулированными  и  такие  общие  проблемные  вопросы,  как рынок  труда, мероприятия по  охране  окружающей  среды,

согласование таможенно-тарифной и налоговой политики.

  В совершенствовании экономического регулирования между Калинин-

градской и Гродненской  областями особое внимание необходимо уде-

лить налоговой и  таможенной сферам, валютно-финансовым условиям

при  осуществлении  торговли. Местными  органами  управления могут 

создаваться  более  выгодные  условия  для  привлечения  инвестиций  в 

регион и создания совместных предприятий на уровне трансграничного сотрудничества, но это должно быть обеспечено правовой и информационной поддержкой.

  Система  инфраструктуры  требует  улучшения  пограничного  и

транспортного обслуживания, создания складских помещений, обеспечения услугами связи.

  По мнению  российских  и  белорусских  ученых,  для  совершенствования партнерства Калининградской и Гродненской областей необходима модель последовательного и постадийного сотрудничества, которую можно представить как четыре этапа:

  1-й этап — сбор  необходимой информации  о сотрудничающих территориях.  На  данном  этапе осуществляется  подбор  и обмен ин-

формацией между  сотрудничающими  областями;  в результате происходит мониторинг их состояния по определенным показателям за рассматриваемый  период.  Такой  мониторинг  проводится  постоянно,  на протяжении всего периода сотрудничества.

  2-й этап — выбор сфер деятельности, наиболее подготовленных  к

сотрудничеству, и их оценка. В результате данного этапа разрабатывается проект сотрудничества.

  3-й этап — организация институциональных  структур,  регулирующих сотрудничество в выбранных сферах. В результате разрабатывается региональная стратегия и составляется план сотрудничества.

  4-й этап — реализация  проекта и подведение  результатов  сотрудничества областей.

  Предложенная  модель  позволит  минимизировать нескоординированность деятельности областей и создать базу для дальнейшего моделирования межрегионального сотрудничества.

  В  последние  годы  трансграничная торговля  и торгово-экономическое сотрудничество на местном уровне превратились в существенный компонент  двусторонних  отношений.  Трансграничные  связи приобрели перспективный многоплановый  характер,  возросли  возможности

прямого выхода предприятий, фирм и организаций на непосредственное сотрудничество с зарубежными партнерами.

  Приграничные  регионы  заинтересованы  в  решении  вопросов  раз-

вития и расширения  торгово-экономических  связей,  таможенных проблем  и  в  обеспечении  более  совершенного  режима  пересечения  государственной границы. В рамках сотрудничающих приграничных районов имеется хорошая возможность решать вопросы эффективного использования природных ресурсов, налаживания экологически чистого

сельскохозяйственного  производства,  организации  совместных  пред-

приятий  пищевой  промышленности,  улучшения  транспортного  сообщения, модернизации  средств коммуникаций и других объектов приграничного хозяйства.

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Бильчак В. С. Приграничная экономика : монография. Калининград, 2001.

2. Давыденко Л. Н., Литвинюк А. И.  Трансграничное  сотрудничество:  эконо-

мические и институциональные  основы. Минск, 2006. 

3. Никитенко П. Г. Межрегиональное приграничное сотрудничество — при-

оритетный фактор союзной интеграции Беларуси и России. Минск, 2008. 

4. Винокуров Е. Ю. Мирохозяйственные связи Калининградской области: экономическое развитие в условиях анклавности: дис. … д-ра экон. наук. М., 2008.

5. Межевич Н. М. Региональная экономическая политика в РФ: влияние трансграничного сотрудничества на традиционные и новые механизмы реализации: дис. … д-ра экон. наук. СПб., 2003.

6. Социально-экономическое положение Калининградской области в 1  полугодии 2009  года:  стат.  сб. Калининград, 2009.


Информация о работе Трансграничные связи: правовой аспект (на примере взаимодействия Калининградской области и Белоруссии)