Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:27, реферат
В настоящее время в числе механизмов регионального развития выделяют набирающие обороты новые для России элементы трансграничного экономического сотрудничества. В условиях сочетания одновременно разнонаправленных процессов глобализации и регионализации трансграничное экономическое сотрудничество является важным фактором успешного хозяйственного развития любой страны. Этот тезис исключительно актуален для России в связи с тем, что, с одной стороны, 46 субъектов федерации расположены вдоль государственной границы, а с другой стороны, значительная часть территории страны, площадью 17,7 млн км2, данного преимущества не имеет. Таким образом, трансграничное экономическое сотрудничество в российских условиях — это важный фактор, влияющий на социально-экономическое развитие страны.
РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
КАЛИНИНГРАДСКОЙ И ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТЕЙ
Развитие союзнических отношений Республики Беларусь с Российской Федерацией обусловлено географической и культурно-исторической близостью этих стран и народов, взаимодополняемостью экономик, тесными кооперационными связями белорусских и российских компаний.
Начало интеграции между Российской Федерацией и Республикой
Беларусь было положено 2 апреля 1996 г., когда главами двух государств был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и
России. Позже, 8 декабря 1999 г., был подписан Договор о создании
Союзного государства. Тогда у России и Беларуси появились более весомые интеграционные признаки: органы власти и союзный бюджет.
В результате данного договора между странами развиваются интеграционные процессы не только в экономике, но и в других сферах.
На сегодняшний день сотрудничество Беларуси и Калининградской области осуществляется на трех уровнях:
1) межгосударственный уровень — эффективно работает постоянно действующий российско-белорусский Совет по долгосрочному сотрудничеству Калининградской области Российской Федерации с областями, министерствами и органами государственной власти Республики Беларусь;
2) региональный уровень — подписаны соглашения о сотрудничестве Калининградской области с Гродненской, Гомельской и Брестской областями;
3) муниципальный уровень — восемь белорусских районов имеют
муниципалитеты-побратимы в Калининградской области.
Межрегиональное сотрудничество подразумевает налаживание
прямых связей между субъектами хозяйствования, организацию взаимной торговли, производственное кооперирование, оказание транспортных услуг и услуг в сфере строительства.
Одно из важных направлений российско-белорусского сотрудничества — сотрудничество с Калининградской областью. Так, в январе —
апреле 2011 г. товарооборот Беларуси с Калининградской областью со-
ставил 40,5 млн долл. (здесь и далее — доллары США) — 39-е место среди регионов России — и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 35,9 %; экспорт — 24,3 млн долл. (29-е место), вырос на
22,6 %; импорт — 16,2 % млн долл. (40-е место), увеличился на 62,6 %.
Внешнеторговое сальдо сложилось положительное — в 8,1 млн долл.
Основой экспорта стали продовольственные товары и строительные
материалы.
В рамках межрегионального сотрудничества заключено шесть соглашений между субъектами Калининградской и Гродненской областей: Гвардейский-Слонимский, Гурьевский-Щукинский, Зеленоградский-Мостовский, Нестеровский-Вороновский, Озерский-Дятловский, Полесский-Зельвенский. Кроме того, сотрудничество с
Гродненской областью осуществлялось в рамках реализации Комплексного плана мероприятий по сотрудничеству между областями
на 2003—2005 гг.
В последние годы существенные изменения в развитие торгово-экономических отношений регионов внес мировой финансовый кризис — как на межгосударственном, так и на региональном уровнях, —
что привело к падению темпов роста экономики и, как следствие, к снижению товарооборота.
За 9 месяцев 2009 г. товарооборот Калининградской области с Гродненской составил 18,2 млн долл., в том числе экспорт — 0,9 млн долл.;
импорт — 17,3 млн долл.; сальдо сложилось отрицательное —
16,4 млн долл. (4,6 %).
Основные импортные позиции: цемент — 9,0 млн долл. (увеличение в 2,7 раза); изделия из камня, гипса, цемента, бетона —
4,9 млн долл. (увеличение в 2,2 раза); известь — 1,4 млн долл. (увеличение в 2,1 раза); овощи — 0,6 млн долл. (темп роста — 171,8 %).
Основные экспортные позиции: химические продукты —
0,3 млн долл. (увеличение в 6 раз); рыба — 0,3 млн долл. (темп роста —
150,5 %); готовая продукция из мяса и рыбы — 0,2 млн долл. (увеличение в 2,9 раза).
На рисунке представлен экспорт и импорт товаров в Калининград-
скую область за 2007—2009 гг.
За анализируемый период товарооборот сократился, в том числе
экспорт в 2009 г. — на 252,8 млн долл., импорт — на 50,5 млн долл. К одной из причин снижения товарооборота между регионами следует отнести рост тарифа на определенные виды грузов. К примеру, перевалка основной части калийных удобрений в Европу осуществляется через порты Литвы и Латвии, что значительно дешевле, чем через калининградские порты. Сегодня правительство Калининградской области готово предоставить оферту по транспортным расходам, что значительно снизит издержки.
Сейчас, по мнению экспертов, в межрегиональном сотрудничестве
существует три основных проблемных блока, требующих тщательной доработки: нормативно-правовая база, экономическое регулирование и
инфраструктура.
В настоящее время нормативно-правовая база сотрудничающих регионов (Калининградская и Гродненская области) несовершенна и не-
обходимы дополнительные проекты, предусматривающие особый льготный режим осуществления предпринимательской деятельности, налоговый и таможенный режимы, а также проекты сотрудничества органов местного самоуправления, предприятий и организаций. Необходимо учесть различия в законодательствах России и Беларуси. Так, в Гражданском кодексе Беларуси, в отличие от Гражданского кодекса России, имеется ст. 31 «Ограничение предпринимательской деятельности гражданина». Суть содержащихся в ней предписаний заключается в возможности ограничения предпринимательской деятельности в судебном порядке на срок до трех лет. Случаи такого ограничения определяются законодательными актами. В качестве субъекта, предпринимательская деятельность которого может быть ограничена, выступают как индивидуальный предприниматель, так и учредитель, участник, собственник имущества или руководитель юридического лица. Этот пример показывает, что для российско-белорусского сотрудничества в предпринимательской сфере требуется доработка таких нюансов.
Остаются неотрегулированными и такие общие проблемные вопросы, как рынок труда, мероприятия по охране окружающей среды,
согласование таможенно-
В совершенствовании экономического регулирования между Калинин-
градской и Гродненской областями особое внимание необходимо уде-
лить налоговой и таможенной сферам, валютно-финансовым условиям
при осуществлении торговли. Местными органами управления могут
создаваться более выгодные условия для привлечения инвестиций в
регион и создания совместных предприятий на уровне трансграничного сотрудничества, но это должно быть обеспечено правовой и информационной поддержкой.
Система инфраструктуры требует улучшения пограничного и
транспортного обслуживания, создания складских помещений, обеспечения услугами связи.
По мнению российских и белорусских ученых, для совершенствования партнерства Калининградской и Гродненской областей необходима модель последовательного и постадийного сотрудничества, которую можно представить как четыре этапа:
1-й этап — сбор необходимой информации о сотрудничающих территориях. На данном этапе осуществляется подбор и обмен ин-
формацией между сотрудничающими областями; в результате происходит мониторинг их состояния по определенным показателям за рассматриваемый период. Такой мониторинг проводится постоянно, на протяжении всего периода сотрудничества.
2-й этап — выбор сфер деятельности, наиболее подготовленных к
сотрудничеству, и их оценка. В результате данного этапа разрабатывается проект сотрудничества.
3-й этап — организация институциональных структур, регулирующих сотрудничество в выбранных сферах. В результате разрабатывается региональная стратегия и составляется план сотрудничества.
4-й этап — реализация проекта и подведение результатов сотрудничества областей.
Предложенная модель позволит минимизировать нескоординированность деятельности областей и создать базу для дальнейшего моделирования межрегионального сотрудничества.
В последние годы трансграничная торговля и торгово-экономическое сотрудничество на местном уровне превратились в существенный компонент двусторонних отношений. Трансграничные связи приобрели перспективный многоплановый характер, возросли возможности
прямого выхода предприятий, фирм и организаций на непосредственное сотрудничество с зарубежными партнерами.
Приграничные регионы заинтересованы в решении вопросов раз-
вития и расширения торгово-экономических связей, таможенных проблем и в обеспечении более совершенного режима пересечения государственной границы. В рамках сотрудничающих приграничных районов имеется хорошая возможность решать вопросы эффективного использования природных ресурсов, налаживания экологически чистого
сельскохозяйственного производства, организации совместных пред-
приятий пищевой промышленности, улучшения транспортного сообщения, модернизации средств коммуникаций и других объектов приграничного хозяйства.
Список литературы
1. Бильчак В. С. Приграничная экономика : монография. Калининград, 2001.
2. Давыденко Л. Н., Литвинюк А. И. Трансграничное сотрудничество: эконо-
мические и институциональные основы. Минск, 2006.
3. Никитенко П. Г. Межрегиональное приграничное сотрудничество — при-
оритетный фактор союзной интеграции Беларуси и России. Минск, 2008.
4. Винокуров Е. Ю. Мирохозяйственные связи Калининградской области: экономическое развитие в условиях анклавности: дис. … д-ра экон. наук. М., 2008.
5. Межевич Н. М. Региональная экономическая политика в РФ: влияние трансграничного сотрудничества на традиционные и новые механизмы реализации: дис. … д-ра экон. наук. СПб., 2003.
6. Социально-экономическое положение Калининградской области в 1 полугодии 2009 года: стат. сб. Калининград, 2009.