Таможенные союзы и зоны свободной торговли в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 03:33, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассмотрены первые две формы экономической интеграции: зона свободной торговли и таможенный союз ,их место и роль в мировой экономике .

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты зон свободной торговли и таможенных союзов……………………………………………………………………………...5
1.1. Зоны свободной торговли: сущность, формы и роль в мировой экономике………………………………………………………………………….5
1.2. Таможенные союзы: сущность, формы и роль в мировой экономике…8
Глава 2. Механизм функционирования зон свободной торговли
и таможенных союзов на примере НАФТА и Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана……………………………………………………...14
2.1. Особенности Североамериканская зона свободной торговли………...14
2.2. Особенности Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.19
Заключение……………………………………………………………………...25
Список литературы……………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

 

     Среди статический эффектов наибольшее значение имеют «эффект создания торговли» и «эффект отрицания торговли»

    «Эффект создания торговли» возникает в  связи с устранением импортных пошлин в рамках таможенного союза и переориентации местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товара на более эффективный внешний источник.      

В результате масштабы торговли возрастают, а благосостояние всех стран, в том числе и не участвующих в процессе интеграции, увеличивается.     

«Эффект отклонения торговли» по сути является противоположным «эффекту создания торговли» и заключается в  переориентации местных потребителей с закупки товара у более эффективного вне интеграционного источника поставки на менее эффективный внутри интеграционный.[8]     

Существующие  расчеты показывают, что «эффект  отклонения торговли» перекрывается эффектом создания торговли, что в целом приводит к росту благосостояния. Так, по оценке Б. Балассы, образование ЕС имело весьма существенный эффект создания торговли. Если до создания ЕС каждый процент роста ВНП приводил к увеличению торговли между странами на 2,4%, «эффект отклонения торговли» практически отсутствовал .     

В рамках таможенного союза, проводя единую внешнеторговую политику по отношению к таможенным тарифам, различные внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это дает импульс к изменению структуры потребления и производства.[9]     

Возможны  два варианта развития событий: устанавливаемый  на внешних границах таможенного союза внешний тариф на какой-либо товар может быть выше средневзвешенного тарифа, существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры, или ниже. Если внешний тариф выше, то странам-членам таможенного союза приходится отказываться от более дешевого внешнего источника снабжения в пользу более дорогих внутри интеграционных ресурсов. Такие меры могут применяться исходя из самых различных соображений, например из стратегических посылок: страны сообща решают приступить к интенсивной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д. с тем, чтобы уйти от внешней зависимости.     

В мире насчитывается 11 таможенных союзов ,включая недавно созданный Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси.[10]

    Во многих  частях мира таможенные союзы  созданы давно и успешно действуют.

    К примеру, Южноафриканский таможенный союз – один из старейших таможенных союзов в мире. Он был основан в 1910 году. по Соглашению о таможенном союзе между Союзом Южной Африки (Union of South Africa), Бечуаналендом (the High Commission Territories of Bechuanaland), Базутолэндом (Basutoland) и Свазилендом (Swaziland), а впоследствии, когда его участники получили независимость, соглашение было переутверждено 11 декабря 1969 года. Союз, заключенный между ЮАР, Ботсваной, Лесото и Свазилендом, был назван Южноафриканским таможенным союзом [11].     

Около 20 лет назад оформилась одна из крупнейших зон свободной торговли, позднее  преобразованная в таможенный союз – МЕРСОКУР. Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай начали процесс интеграции несколько раньше, чем НАФТА, и добились к настоящему времени значительных успехов в экономической и политической областях. Реализация положений Асунсьонского договора в 1991 году позволила им не только увеличить масштабы взаимной торговли более чем в 3 раза, но и заложить основы экономического союза. В соответствии с соглашением об учреждении МЕРКОСУР (январь 1995 года) в зоне свободной торговли четырех стран ликвидированы таможенные пошлины и другие ограничения на 90% товаров, согласованы общие внешние тарифы на 85% импортируемых товаров, налажен механизм регулярных консультаций на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел, экономики, финансов, торговли, социального обеспечения, культуры, в ходе которых осуществляется координация национальных политик. Для руководства процессом интеграции в переходный период в конце 1994 г. были созданы Совет общего рынка (в составе министров иностранных дел), Группа общего рынка – исполнительный орган, функционирующий постоянно и имеющий административный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео, а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики.[12]      

Договор МЕРКОСУР предписывает отмену нетарифных ограничений, за исключением  мер регулирования торговли вооружением, боевой техникой, боеприпасами, радиоактивными материалами, драгоценными металлами, а также рестриктивных мер, направленных на защиту здоровья и нравственности граждан, национального культурного достояния. Кроме того, сохраняется ряд нетарифных регулирующих мер, не имеющих ограничительного характера, которые подлежат упорядочению и гармонизации. Однако эта сложная и объемная работа, проводимая специальным комитетом МЕРКОСУР по нетарифным ограничениям, пока не завершена. В настоящее время Комиссия по торговле разрабатывает общий регламент по защите от демпинга.     

Как и было условлено, с 1 января 1995 года на внешних границах блока стали  действовать общие таможенные тарифы (ОТТ) на импорт из третьих стран, охватывающие примерно 85% товарных позиций единой таможенной номенклатуры МЕРКОСУР.[13]     

В настоящее время МЕРКОСУР –  это крупнейший интегрированный  рынок Латинской Америки ,где  сосредоточено 45% населения ( более 200 миллионов  человек) , 50% совокупного ВВП( свыше 1 трлн.долл.) , 40% прямых зарубежных инвестиций , более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли континента .

    Одним из совокупных результатов экономической интеграции этих стран служит возросшая привлекательность данного субрегиона для иностранных инвесторов и других стран – потенциальных участников процесса объединения (присоединение Боливии, заявления Чили, Венесуэлы, Колумбии о намерении вступить в МЕРКОСУР).     

 

 

 

 

     

Глава 2.Механизм  функционирования зон свободной торговли  
и таможенных союзов на примере НАФТА  
и Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана

2.1 Особенности Североамериканская зона свободной торговли

 

     Успех западноевропейской интеграции заставил США кардинально изменить свою экономическую  и внешнюю политику, делать ставку не на бывшие десятилетиями приоритетными отношения с западноевропейскими "друзьями-соперниками" и союзниками по НАТО, а на более тесное взаимодействие с соседями по континенту, а также всестороннее экономическое, а посредством его и политическое сотрудничество со странами гигантского бассейна Тихого океана.     

В развитие этих идей и был разработан и заключен договор о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА).

     НАФТА представляет сегодня крупнейшую региональную зону свободной торговли, где 392 млн. человек производят совокупный ВНП стоимостью 8,7 трлн. долл. (1997 г.), и ее участником являются США, Канада и Мексика.[14]      

Объединение дало дополнительный импульс взаимной торговле, и уже за первые шесть месяцев 1994 г. только Соединенным Штатам рост экспорта их товаров и инвестиций в Канаду и Мексику принес дополнительно 100 тысяч рабочих мест, а темп роста этого экспорта за тот же период вдвое превысил аналогичный темп роста во все остальные страны мира. Возрос и импорт США из этих двух стран – благодаря ослаблению взаимного таможенного режима. В целом же в соответствии с подписанным Соглашением о североамериканской интеграции на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между странами должны быть ликвидированы (за исключением некоторых, особо важных для каждой страны отраслей, специально поименованных в соглашении), таможенные барьеры – отменены.     

Создание  в 1994 г. НАФТА отражает новый подход в теории и практике интеграции. Впервые государство «третьего мира» добровольно объединилось с двумя высокоразвитыми странами. Разница по показателю ВНП на душу населения составляет более 8 раз (3 680 в Мексике против 28 740 в США и 19 290 долларов в Канаде в 1997 году).     

С полномасштабным вступлением в  силу соглашения об интеграции Мексика  должна получить дополнительные возможности  доступа к передовой североамериканской технологии. Однако большинство специалистов отмечают негативный характер влияния интеграции на Мексику. В США – увеличение числа рабочих мест, в Мексике – рост безработицы, сильнейший финансовый кризис зимой 1995 г., снизились темпы экономического роста, прежде всего в промышленности.     

Для Мексики членство в НАФТА означает гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий около 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций. Стремление к экономической интеграции с США стало стимулом неолиберальных реформ, предпринятых мексиканским правительством еще в начале 1980-х, отказа от импортозамещающей стратегии развития.[15]      

Через региональное объединение с США  Мексика стала постепенно интегрироваться  в глобальную экономику. Особое значение для нее имело также положительное  решение вопроса о внешнем  долге после значительных финансовых потерь, понесенных в 1980-е: мексиканское правительство добилось крупных кредитов от США для реализации соглашений по свободной торговле. Многие иностранные компании стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью проникновения на американский и канадский рынки. Прямые иностранные инвестиции в Мексику только за 1993–1999 гг. выросли вдвое.     

Вступлению  в НАФТА в Мексике предшествовало ухудшение положения в сельском хозяйстве. Если в середине 40-х годов производство сельхозпродукции на душу населения ежегодно возрастало на 3%, в середине 70-х – на 3,5%, то в 1981—1992 гг. оно снизилось на 18,5%. Следствием аграрного кризиса стало превращение Мексики в чистого импортера сельхозпродукции. Доля импорта в продовольственном потреблении населения увеличилась с 5% в 70-е годы до 25-30% в начале 90-х годов. С 1991 г. в Мексике проводится аграрная реформа, имеющая те же стратегические установки Всемирного банка, что и в странах СНГ: расширение сферы частной собственности на землю с перспективой полного вытеснения общинной собственности, сокращение государственной поддержки, либерализация цен и внешней торговли.[16]     

По мнению специалистов , открытие сельского хозяйства Мексики в таких условиях для международной конкуренции и вступления в НАФТА поставили под угрозу производство важнейших продуктов питания: зерна, мяса ,и молока. Так, в 1966—1970 гг. Мексика импортировала 230 тысяч тонн зерна в год, в 1971—1976 гг. – более 2 миллионов, 1977—1982 гг. – 5,4 млн., 1983—1987 гг. – 6,9 млн. тонн. С 1990 года Мексика ежегодно ввозит главным образом из США более 10 млн. тонн зерновых. Кроме того, она стала уже самым крупным в мире импортером порошкового молока.     

Несмотря  на колоссальный разрыв в уровне производительности труда, затраты в Мексике на производство, например, одной тонны кукурузы составляют 17,8 человеко-дней против 1,1 в США; по овощным культурам более выгодно развивать производство в Мексике. Однако и по ним сохраняется экспансионистская роль США. Так, в 1994 г. экспорт мексиканских овощей в США вырос только на 2%, а североамериканских в Мексику – на 41%. По данным ИМЭПИ РАН (Института международных экономических и политических исследований Российской академии наук), НАФТА дала возможность США увеличить занятость в сельском хозяйстве на 50 тысяч человек за счет увеличения экспортных поставок в Мексику.     

Таким образом ,пример НАФТА демонстрирует  использование интеграционных преимуществ  одной страны в ущерб развития другой , что связано как м неподготовленностью политических кругов Мексики заключать недискриминационные соглашения , так и с объективными причинами разрыва в уровне экономического развития этих стран.

 

 

     Интерес США к расширению своего экспорта и в другие страны мира выражается в намерении, инициируемом НАФТА, создать  к 2005 г. всеамериканскую зону свободной торговли, охватывающую все Западное полушарие, в соответствии с решениями совещания в верхах в Майами. Общность языка, исторических корней, религии и культуры создают уникальную социально-политическую среду для возможного объединения экономического базиса расположенных здесь стран. [17]     

«Внедрение» США в  латиноамериканский интеграционный процесс, как еще недавно полагали специалисты, могло развиваться в основном через активизацию своего «младшего партнера» по НАФТА – Мексики в Центральноамериканском регионе. Мексика заключила с ЦАОР соглашение о создании к 1996 г. совместной зоны свободной торговли с целью ускорения экономического развития центральноамериканских стран и скорейшего включения их в орбиту мексиканского торгового влияния. С другой стороны, наблюдатели полагали, что само вступление Мексики в НАФТА чисто технически способно осложнить процесс ее сближения с южными соседями, однако ни сама идея, ни подписанное соглашение Мексики с ЦАОР не подвергалось сомнению и тем более нападкам со стороны мексиканских северных соседей.     

В ходе последующих конференций министров торговли 34 стран Западного полушария (в июне 1995 г. и марте 1996 г.) выявились два основных подхода к развитию интеграции. Первый инициируют США (при поддержке других членов НАФТА) и Чили. Они предлагают разработать основы будущего интеграционного процесса по секторам экономической деятельности и расширять НАФТА путем присоединения к этому соглашению других стран региона в индивидуальном порядке. Другой путь предлагают Бразилия, другие члены МЕРКОСУР и страны Андской группы – через развитие субрегиональных интеграционных объединений и их поэтапное слияние.[18]     

Роль  Канады в НАФТА. Канада – это объективно более сильный член НАФТА, чем Мексика, но более слабый, чем США. Потому Канада склонна блокироваться с Мексикой при отстаивании своих интересов, для оказания давления на Вашингтон. В начале 1990-х Канада опиралась на поддержку Мексики в противодействии протекционистским акциям Соединенных Штатов. В свою очередь, Мексика получила в 1995 поддержку Канады при обращении к МВФ и МБРР, когда возникла необходимость срочного вмешательства для спасения мексиканского песо.      

Информация о работе Таможенные союзы и зоны свободной торговли в мировой экономике