Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 03:33, курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрены первые две формы экономической интеграции: зона свободной торговли и таможенный союз ,их место и роль в мировой экономике .
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты зон свободной торговли и таможенных союзов……………………………………………………………………………...5
1.1. Зоны свободной торговли: сущность, формы и роль в мировой экономике………………………………………………………………………….5
1.2. Таможенные союзы: сущность, формы и роль в мировой экономике…8
Глава 2. Механизм функционирования зон свободной торговли
и таможенных союзов на примере НАФТА и Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана……………………………………………………...14
2.1. Особенности Североамериканская зона свободной торговли………...14
2.2. Особенности Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.19
Заключение……………………………………………………………………...25
Список литературы……………………………………………………………26
Федеральное агентство по образованию РФ
Читинский институт (филиал)
ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права»
Кафедра Мировой экономики
Курсовая работа
по международным
на тему: «Таможенные союзы и зоны свободной торговли в мировой экономике»
Проверила: ведущий доцент кафедры
«Мировая экономика», к.э.н.
Грибова С.Н.
Чита 2012
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты зон
свободной торговли и таможенных союзов………………………………………………………………
1.1. Зоны свободной торговли:
сущность, формы и роль в мировой экономике………………………………………………………
1.2. Таможенные союзы: сущность, формы и роль в мировой экономике…8
Глава 2. Механизм функционирования
зон свободной торговли
и таможенных союзов на примере НАФТА и
Таможенного союза России, Белоруссии
и Казахстана……………………………………………………
2.1. Особенности Североамериканская зона свободной торговли………...14
2.2. Особенности Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.19
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Анализ современной мировой
К концу XX в. практически все цивилизованные страны, (к таким принято относить независимые государства, признанные Организацией Объединенных Наций), которых насчитывается около двухсот, стали членами различных международных экономических организаций. Так, к 1998 г. членами Международного валютного фонда (МВФ) являлись 183 страны, 180 государств состояли членами Всемирного банка (ВБ), более 130 стран входят во Всемирную торговую организацию (ВТО), свыше сотни стран – члены Всемирной организации труда (ВОТ) и т.д.
Кроме названных экономических
Американские ученые-экономисты
выделяют четыре основные формы экономической
1. Зона свободной торговли (free trade area, FTA). Между странами-участниками отменяются все таможенные пошлины. Для стран, не входящих в зону свободной торговли, внешние таможенные тарифы сохраняются.
2. Таможенный союз (customs union). В таможенном союзе все внутренние тарифы заменяются внешними.
3. Общий рынок (common market). В общем рынке все характеристики таможенного союза дополняются отсутствием ограничений на перемещение факторов производства.
4. Экономический союз – унифицируется стратегия экономического развития , налогообложение , создается наднациональный орган , решения которого обязательны для каждого члена экономического союза.[1]
В других исследованиях добавляется пятая форма – платежный союз, которая некоторыми экономистами трактуется как «экономический и валютный союз».
Однако четкой системы форм межгосударственной экономической интеграции пока не сформировалось.
Важно отметить
,что международное право не
препятствует участию любой
В данной курсовой работе я рассмотрю первые две формы экономической интеграции: зону свободной торговли и таможенный союз ,их место и роль в мировой экономике .
Зона свободной торговли означает, что между странами-участницами соглашения существует свободная торговля, однако каждая из стран самостоятельно устанавливает внешние тарифы в торговле с третьими странами. Как правило, конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание зоны свободной торговли промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений. Соглашения о зонах свободной торговли должны охватывать значительную долю торговли между странами, однако торговля некоторыми товарами, например продукцией сельского хозяйства или оборудованием военного назначения, может не попадать под действие соглашения. По отношению к сельскохозяйственным товарам либерализация носит ограниченный характер, охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номенклатуре. Такой подход реализовывался при становлении ЕЭС, актуален он и в настоящее время в Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) Соглашения о создании зон свободной торговли, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин.
Это означает, что партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые торговые барьеры. Случаи, при которых стороны могут увеличить уровень таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок и действия, сфера распространения защитных мер, а также величина пошлин предусматриваются в соглашениях о зоне свободной торговли.[3]
Для предотвращения ситуации, когда страна с наиболее низкими таможенными тарифами на какой-либо товар будет использоваться для провоза импорта на рынки других стран-участниц соглашения, режим беспошлинной торговли распространяется только на товары, сертифицированные как произведенные в странах, договорившихся о создании зоны свободной торговли.
К положительным чертам таких соглашений следует отнести стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран-участниц. Функционирование зоны свободной торговли позволяет странам совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике. Вместе с тем следует отметить, что взаимодействие стран-участниц зоны свободной торговли, регулирование деятельности в соответствующей области происходит без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений. Все решения, как правило, принимаются высшими должностными лицами стран-участниц по политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) – по экономическим. Эти решения уже на данной стадии должны носить обязательный характер, обеспечивая скоординированность шагов и обязательность сторон. С правовой точки зрения международные договоренности приобретают преференциальное по отношению к внутренним законодательным актам положение.[4]
В настоящее время существует несколько зон свободной торговли, включая Североамериканскую зону свободной торговли (North American Free Trade Agreement, NAFTA), Европейскую ассоциацию свободной торговли (European free trade association), Балтийскую зону свободной торговли, Соглашение о свободе торговли стран Юго-Восточной Азии (Association of South East AsianNations) и т.д.
Соглашение о создании Европейской ассоциации свободной торговли(ЕАСТ), включающей Австрию, Данию, Норвегию, Португалию, Швецию, Швейцарию и Великобританию (`внешняя семерка`), было подписано 20 ноября 1959 г. Вскоре в ассоциацию вступила Финляндия. Зависимые от этих стран европейские гос-ва, а также их колонии за пределами Европы также могли стать членами ассоциации. В соответствии с провозглашенным в соглашении общим принципом любое суверенное гос-во может подать заявку на членство в ассоциации. Фарерские острова присоединились к ней в декабре 1968 г., а Исландия - в марте 1970 г.[5]
В преамбуле к соглашению подчеркивается, что ЕАСТ основана для стимулирования создания многосторонней ассоциации, охватывающей все страны - члены Организации европейского экон. сотрудничества (ОЕЭС), включая 6 стран - членов Европейского экон. сообщества (Общего рынка), в соответствии с правилами, изложенными в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ). Однако образование ЕАСТ было расценено как оборонительная мера по отношению к Общему рынку.
В своем соглашении ЕАСТ декларирует четыре основные цели: 1) сохранение полной занятости в странах - членах ЕАСТ; 2) обеспечение справедливой конкуренции между членами этой организации; 3) недопущение перекосов при взаимных поставках сырья между странами - членами ЕАСТ; 4) развитие мировой торговли путем снижения торговых барьеров. Однако в нем не было выражено намерения создать Таможенный союз или Общий рынок.
Дальнейшее существование ЕАСТ было поставлено под угрозу введением Великобританией ограничений на импорт в конце 1968 г., а также ее повторной заявкой на членство в Общем рынке в середине 1970 г. 1 января 1973 г. Великобритания, Дания и Ирландия вступили в Общий рынок.
В 1991 г. Европейское сообщество и ЕАСТ заключили пакт, направленный на создание зоны свободной торговли в составе 19 стран, от Исландии до Средиземного моря, после его ратификации в 1993 г. странами-участницами и Европейским парламентом. Этим пактом было создано Европейское экон. пространство.
Соглашение о свободе торговли стран Юго-Восточной Азии или Ассоциация стран Юго-Восточной Азии была создана по решению конференции министров иностранных дел Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин 8 августа 1967 в Бангкоке. В Декларации отмечалось, что АСЕАН открыта для всех стран Юго-Восточной Азии, признающих ее принципы, цели и задачи. Этим документом был зафиксирован статус ежегодной конференции министров иностранных дел, как главного рабочего органа АСЕАН, правомочного принимать решения по реализации положений Декларации, обсуждать коренные проблемы деятельности Ассоциации, решать вопросы приема новых членов. Штаб-квартира расположена в Индонезии, г. Джакарта.
Это одна из крупнейших региональных организаций, объединяющая все страны Юго-Восточной Азии. Провозгласила своей целью содействие экономическому, социальному и культурному развитию стран-участниц, обеспечение безопасности от вмешательства извне. Создавая зону свободной торговли, члены Ассоциации ставили цель активизировать «внутриасеановскую» торговлю товарами и услугами, расширить и диверсифицировать субрегиональный товарооборот и в условиях роста взаимной торговли повысить конкурентоспособность экономик своих стран. АФТА призвана также способствовать политической консолидации стран региона, подключению к экономическому сотрудничеству менее развитых стран ЮВА.
Высший орган – собирающаяся один раз в три года Конференция глав государств и правительств. Центральный руководящий орган – ежегодная встреча министров иностранных дел. Имеется постоянный секретариат, так же имеются 11 специализированных комитетов.[6]
1.2 Таможенные союзы: сущность, формы и роль в мировой экономике
Таможенный союз – соглашение двух или нескольких государств об упразднении таможенных границ и пошлин между ними (свободная торговля) и введении единого таможенного тарифа для других государств. Подобные правила торговли могут охватывать значительную долю торговли между странами-членами союза, однако не распространяться на торговлю продукцией некоторых секторов экономики, например сельского хозяйства.
В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:
Как уже отмечалось, деятельность в рамках зоны свободной торговли не обусловливает создание постоянно действующих органов. Для таможенного союза возникает необходимость в регулирующих институтах. Обычно страны-участницы таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат.[7]
Становление теории экономической интеграции и, в частности, таможенных союзов обычно связывают с именем канадского ученого Якоба Вайнера. В соответствии с теорией таможенного союза Вайнера в результате его создания в экономике возникают два типа эффектов:
Информация о работе Таможенные союзы и зоны свободной торговли в мировой экономике