Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:21, курсовая работа
Целью данной работы является изучение указанного явления, а также оценка влияния глобализации на российскую экономику.
Глобализация охватывает все сферы жизни человечества. В экономике она находит отражение в следующих процессах:
•международная торговля растет опережающими темпами по сравнению с ростом МВП;
•происходит значительный рост международного движения капитала, особенно прямых иностранных инвестиций;
•наблюдается ослабление экономических барьеров между странами и их суверенитета в связи с ростом международных соглашений, ведущих к созданию международных организаций;
•происходит развитие глобальной финансовой системы;
Введение………………………………………………………………..2
Сущность глобализации…………………………………………4
1.1 Этапы интернационализации хозяйственной деятельности..4
1.2 Предпосылки развития глобализации………………………..7
1.3 Глобализация в эпоху кризиса……………………………....10
Роль и место России в процессах мировой глобализации…...14
2.1 Пути развития России в глобализирующемся мире……….14
2.2 Внешнеэкономическая стратегия России…………………..17
Заключение…………………………………………………………..25
Список литературы…………………………………………………27
2. Отсутствие внешнеэкономической стратегии привело к неэффективному (неоптимальному) позиционированию России в системе мирохозяйственных связей, породило ряд серьезных проблем для экономики и внешнеэкономических связей страны. Среди них:
— усиление топливно-сырьевой экспортной специализации на фоне фактического вымывания из экспортной структуры машин и оборудования, готовых изделий (за исключением вооружений);
— уход России с многих перспективных развивающихся рынков под влиянием усиления конкуренции, из-за слабого участия в международных тендерах и практически полного отсутствия гoc - поддержки;
— чрезмерно высокая концентрация российского экспорта на европейском направлении в условиях замедления темпов развития европейской экономики;
— повышение интенсивности оттока интеллектуальных ресурсов из РФ в виде утечки мозгов, продажи юридически не защищенных технологий и ноу хау за рубеж, скупки результатов научных исследований иностранными посредниками;
— крайне низкая степень участия России в международной производственной кооперации, в том числе из-за несовершенства импортного тарифа, таможенных процедур и в целом внешнеторговой логистики;
— очень малая доля прямых иностранных инвестиций в отрасли глубокой переработки продукции, наукоемкие производства;
— при всей исключительно благоприятной для России внешней конъюнктуре ухудшается соотношение экспорта, валютных резервов и накоплений, с одной стороны, и импорта, внешних платежей и обязательств, с другой стороны;
— усиление диспропорций и проблем во внутренней экономике, связанных с "утяжелением" структуры промышленного производства, ростом социально-экономической дифференциации регионов, увеличением экологической нагрузки на экономику и др.
Неоптимальный характер сложившегося формата интеграции России в систему мирового хозяйства выражается прежде всего в том, что наша страна, формально богатея за счет мощного притока нефтедолларов, на деле становится все менее конкурентоспособной на международной арене. Сами же нефтяные сверхдоходы утекают по различным каналам из России значительно быстрее, чем притекают.
3. Внешнеэкономическая стратегия России должна учитывать весь комплекс быстро меняющихся внешних условий ее реализации, связанных с интенсификацией процессов глобализации.
Новые внешние вызовы для России в условиях глобализации и дальнейшей интеграции страны в систему мирового хозяйства содержат как потенциальные преимущества, которые необходимо стремиться максимально использовать, так и серьезные риски и угрозы национальной экономической безопасности, требующие целенаправленных действий по их выявлению, смягчению и нейтрализации. Среди наиболее очевидных текущих и будущих угроз национальной экономической безопасности, имеющих мирохозяйственное происхождение:
— угрозы, вызванные неконтролируемым или слабоконтролируемым оттоком стратегических национальных ресурсов — капитала и интеллекта;
— угрозы, обусловленные критической зависимостью от внешнеэкономических факторов — состояния мировой конъюнктуры, импорта определенных товаров и услуг, зарубежного ссудного капитала, политики зарубежных ТНК, контролирующих производственно-сбытовые цепочки с участием российских компаний;
— угрозы для устойчивого развития страны, имеющие преимущественно глобализационную природу: экологические, для здоровья населения, функционирования информационных систем, поддержания и роста конкурентоспособности (в виде чрезмерной импортной конкуренции, ограничений на экспорт в РФ высоких технологий, быстрого роста внутренних цен на ресурсы под влиянием внешних факторов и др.);
В настоящее время многие внешнеэкономические риски, прежде всего имеющие глобализационную природу, принципиально неустранимы, а потому необходимо создание системы управления рисками, предполагающей организацию постоянного мониторинга таких рисков, их экспертной оценки и прогнозирования (в том числе по основным товарным рынкам и географическим направлениям), разработку мер и механизмов скоординированного оперативного реагирования при возникновении неблагоприятных тенденций.
4. Цель внешнеэкономической стратегии, по-видимому, должна заключаться в создании условий для максимального использования внешнеэкономических факторов в интересах успешного социально-экономического развития нашей страны.
В несколько иной, более частной формулировке целью внешнеэкономической стратегии является эффективное встраивание российской экономики в мировое хозяйство и процессы глобализации, обеспечивающее максимальное использование возникающих в связи с этим преимуществ и минимизацию неизбежных при этом рисков.
Исходя из формулировки цели стратегии в число ее конкретных задач можно включить:
— диверсификацию форм и направлений участия России в мирохозяйственных связях, прежде всего диверсификацию экспорта за счет повышения доли обработанных изделий и услуг, в том числе ранее не экспортировавшихся, роста показателей внутриотраслевой и внутрифирменной торговли, расширения географии зарубежных продаж;
— повышение конкурентоспособности российских компаний путем их включения в международные производственно-сбытовые цепочки, расширение на этой основе возможностей для получения технологий и дефицитных бизнес-компетенций;
— усиление позиций России в наиболее динамичных и перспективных сегментах мирового рынка товаров, услуг и капиталов;
— устранение препятствий и ограничений для бизнеса во внешнеэкономической сфере;
— создание средствами внешнеэкономической политики благоприятных условий функционирования отраслей и секторов национальной экономики, играющих ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности, обороноспособности и жизнедеятельности страны;
— модернизацию государственных институтов регулирования внешнеэкономической деятельности, совершенствование механизмов и инструментов разработки и реализации внешнеэкономической политики, в первую очередь стимулирования экспорта и инвестиций.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ
И ИДЕИ СТРАТЕГИИ
5. Принимая во внимание наличие совокупности возможностей повышения эффективности интеграции России в систему мирового хозяйства, целесообразно в рамках общей внешнеэкономической стратегии выделить шесть взаимосвязанных, но имеющих выраженную специфику и существенные особенности реализации субстратегий:
— диверсификации экспорта (товарной, географической, с точки зрения участвующих фирм и субъектов РФ, форм и механизмов вовлечения в экспортную деятельность);
— эффективной транснационализации российского бизнеса (создание стратегических межфирменных альянсов, скупка совместимых или конкурирующих предприятий, приобретение непрофильных активов для диверсификации бизнеса, в меньшей степени — выстраивание собственных международных производственно-сбытовых цепочек);
— повышения эффективности участия в международном обмене интеллектом и результатами интеллектуальной деятельности.
— привлечения эффективных иностранных инвесторов в экономику РФ (совершенствование форм и структуры привлечения иностранного капитала в экономику РФ, встраивание в международные производственно-сбытовые цепочки через участие в капитале или на контрактной основе, развитие сборочных производств, повышение роли особых экономических зон как центров притяжения экспорториентированных предприятий с иностранным участием);
— оптимизации импорта и повышения его вклада в модернизацию экономики (стимулирование ввоза технологического оборудования, развитие импортзамещения в валютоемких секторах, увеличение импорта современных деловых, профессиональных и технических услуг и др.);
— эффективного использования иностранной рабочей силы в интересах балансирования рынка труда и обеспечения потребностей растущей экономики.
6. Определяя конкретные направления деятельности по реализации стратегии, по нашему мнению, важно исходить из приоритета идеи диверсификации как на уровне сферы внешнеэкономических связей в целом, так и применительно к ее отдельным составляющим — экспорту, импорту, инвестиционному, производственному и технологическому сотрудничеству и др. Чрезмерный акцент на каком-либо одном направлении, пусть даже очень современном и перспективном, а тем более его фетишизация неприемлемы для российских условий и могут лишь усугубить уже имеющиеся проблемы. По этой причине мы не считаем продуктивной высказываемую некоторыми специалистами идею форсированного и повсеместного встраивания российских компаний вмеждународные производственные цепочки.
7. Осуществление политики диверсификации в экспортной сфере является приоритетной и наиболее емкой задачей по реализации стратегии.
Диверсификация экспорта будет способствовать более равномерному распределению доходов в экономике, выравниванию рентабельности различных производств и повышению интенсивности межотраслевого перелива капитала, обеспечит устойчивость и предсказуемость результатов внешнеэкономической деятельности, выход на перспективные рынки и новых партнеров. Политика диверсификации позволит значительно снизить торгово-политические, коммерческие и иные риски интеграции РФ в мировое хозяйство, а также нейтрализовать негативные проявления глобализации, связанные прежде всего с возросшей нестабильностью функционирования мировой экономики в целом и ее отдельных сегментов.
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
8. Реализация стратегии предполагает повышение роли государства в создании благоприятных условий для развития ВЭД через:
— эффективное торгово-политическое и гeoэкономическое позиционирование России в системе мирового хозяйства;
— устранение ресурсных, институциональных, инфраструктурных и иных ограничений и барьеров для развития ВЭД;
— совершенствование институтов, механизмов и инструментов регулирования и координации ВЭД.
9. На наш взгляд, весь комплекс проблем, накопившихся во внешнеэкономической сфере, в том числе и сугубо управленческого характера, трудно и даже невозможно решить без концентрации соответствующих сил и средств в самостоятельном государственном органе федерального подчинения, отвечающем за регулирование, стимулирование, торгово-политическое и иное обеспечение ВЭД. Это может быть реализовано путем воссоздания МВЭС или же через формирование специализированного Федерального агентства содействия торговле (читай — экспорту). Одновременно функция координации ВЭД должна быть выведена на межведомственный уровень (сейчас межведомственная координация в области разработки и реализации внешнеэкономической политики осуществляется очень слабо).
10. Отдельный блок вопросов связан с пропагандистским, имиджевым обеспечением реализации стратегии. В качестве элементов такой поддержки, формирующих сигналы об улучшении предпринимательского климата и мирохозяйственных позиций РФ, следует рассматривать присоединение России к ВТО и, в среднесрочной перспективе, к ОЭСР, активное участие представителей властных структур в международных конференциях, деловых форумах, целенаправленное и регулярное разъяснение политики и ситуации в РФ на различных официальных и неформальных мероприятиях, в зарубежной прессе, расширение и укрепление связей с российской диаспорой за рубежом для продвижения позитивного восприятия России в других странах.
Необходимо активизировать работу по всему Комплексу вопросов формирования нового образа России — бренда "made in Russia", узнаваемых
отраслевых и корпоративных брендов, ассоциируемых с высоким качеством продукции; образа социально и глобально ответственной страны, (страны-донора, содействующей развитию); имиджа растущей, благополучной экономики, уверенно поднимающейся вверх в кредитных рейтингах и рейтингах конкурентоспособности.
11. Основным итогом реализации стратегии должно стать превращение России в мощную, высококонкурентоспособную экономическую державу с глобальными интересами, реализуемыми через полномасштабное и активное участие в деятельности основных многосторонних и региональных экономических организаций, широкое участие в соглашениях о свободной торговле и интеграционных процессах, растущее коммерческое присутствие национального бизнеса на мировом рынке. Важный индикатор успешной реализации стратегии — формирование основ инновационной специализации России в международном разделении труда, ориентирующейся на создание и опережающее освоение перспективных рыночных ниш. Такая специализация, в отличие от инерционно-адаптивной, позволит максимизировать выгоды страны от участия в процессах глобализации, окажет ярко выраженный мультипликативный эффект на развитие отечественной экономики, обеспечит устойчивый хозяйственный рост в долгосрочной перспективе.
В результате осуществления стратегии должны быть мобилизованы финансовые, технологические и интеллектуальные ресурсы для проведения структурных реформ и радикальной модернизации российской экономики. Вследствие усиления мультипликативного эффекта внешнеэкономической деятельности на отечественное хозяйство приобретут высокий динамизм процессы его диверсификации, повысятся темпы и сбалансированность общественного развития. Эффективное взаимодействие с внешним рынком в условиях открытой конкуренции через систему обратных связей будет способствовать расширению масштабов инновационной деятельности в Российской Федерации, повышению качества и технического уровня продукции.
В ходе реализации стратегии необходимо добиться, чтобы баланс выгод и издержек интеграции в мировое хозяйство складывался устойчиво в пользу России.
Заключение
Глобализация экономической деятельности является одной из главных тенденций в развитии современного мира, оказывающей громадное влияние не только на экономическую жизнь, но и влекущей за собой далеко идущие политические (внутренние и международные), социальные и даже культурно-цивилизационные последствия.