Страны третьего мира, проблемы их включения в мировое хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 07:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в комплексном анализе места и проблем развивающихся стран в мировом хозяйстве.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. изучить классификацию развивающихся стран;
2. рассмотреть роль развивающихся стран в мировом хозяйстве;
3. рассмотреть особенности экономики развивающихся стран;
4. проанализировать проблемы развивающихся стран в мировом хозяйстве;
5. рассмотреть перспективы и прогнозы развития экономики развивающихся стран.

Оглавление

Введение………………………………………………………….
Глава 1. Место и роль развивающихся стран в мировом хозяйстве…………………………………………………………
1.1 Понятие термина «Третий мир» и классификация развивающихся стран………………………………………………………………………..
1.2. Роль развивающихся стран в мировом хозяйстве…………
Глава 2. Проблемы и перспективы развития стран третьего мира……………………………………………………
2.1. Проблемы развивающихся стран в мировом хозяйстве…..
2.2. Перспективы развития стран третьего мира………………
Заключение……………………………………………………..
Список литературы…………………………………………….

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

 

Важную роль, определяющую положение развивающихся стран в мировом хозяйстве, играют внешнеэкономические связи. Их развитие профилирует не только взаимосвязи с другими подсистемами, но и степень воздействия последних на внутренний рынок.

Внешний сектор предоставляет возможность получать наиболее эффективные средства производства и новую технологию, являющиеся необходимым фактором экономического развития. Внешнеэкономические связи, расширяя рамки внутренних рынков, позволяют ускорить экономический рост. Их воздействие на процессы воспроизводства, темпы и пропорции экономического роста имеют в странах «Третьего мира» возможно большее значение, чем для многих промышленно-развитых стран.

О высокой зависимости развивающихся стран от внешнеэкономических связей свидетельствует отношение экспорта, импорта, внешнеторгового оборота к ВВП, или коэффициент открытости экономики. Наиболее высокая открытость экономики характерна для стран Африки, Ближнего Востока и в последние два десятилетия — для восточноазиатских стран.

Своеобразие социально-экономической структуры предопределяет степень воздействия внешнеэкономических связей на развивающиеся страны. Более отсталые экономические структуры болезненно переживают внешние воздействия в силу особенностей включения их национальных хозяйств в международное разделение труда. Те же страны, в которых промышленный переворот охватил все сферы хозяйства, более успешно приспосабливаются к перипетиям мировой хозяйственной системы.

Центральное место в сегменте внешнеэкономических отношений развивающихся стран принадлежит внешней торговле[9].

В основе конкурентоспособности промышленных и сырьевых товаров из развивающихся стран лежат более низкие затраты переменного капитала на единицу продукции. Низкий уровень заработной платы позволяет поддерживать конкурентоспособность продукции на мировых рынках, но сам по себе он препятствует экономическому росту, сдерживая покупательную способность на внутреннем рынке.

Структура экспортной торговли неодинаково влияет на экономическое развитие периферии мирового хозяйства.

Сдвиги в структуре производства и спроса под влиянием процесса индустриализации способствовали существенным изменениям в структуре импорта и роли развивающихся стран в мировых закупках. Возрастание самообеспеченности периферии мирового хозяйства привело к сокращению ее доли в импорте многих готовых изделий. Этому также содействовало ухудшение условий воспроизводства во многих странах. Импорт в значительной мере ориентирован на обеспечение потребностей национальных хозяйств в средствах производства, топлива и минерального сырья. Обращает на себя внимание довольно высокий удельный вес развивающихся стран в закупках сельскохозяйственного сырья. Отставание сельского хозяйства при высоких темпах роста населения, развитие трудоинтенсивных производств содействуют тому, что развивающиеся страны остаются крупными импортерами сырьевых и продовольственных товаров. Рост обрабатывающей промышленности, снижение уровня накопления не позволили им использовать материалосберегающую технологию. Поэтому давление, оказываемое продовольственным и топливным импортом на платежный баланс, представляет важный фактор развития национальных экономик.

Свыше 20% притока внешних финансовых средств и почти 80% в бедные страны обеспечивает экономическая помощь. Географически помощь все больше концентрируется на Тропической Африке, уменьшилась доля помощи, предоставляемой странам Южной Азии.

 


Глава 2. Проблемы и перспективы развития стран третьего мира

 

2.1. Проблемы развивающихся стран в мировом хозяйстве

 

Страны «третьего мира» – это страны, где чрезвычайно обострена социально-экологическая ситуация. Характерными чертами, присущими этим странам, являются:

1) природное своеобразие тропического леса;

2) чрезвычайно высокая плотность населения;

3) слабая экономическая развитость.

Страны «третьего мира», как правило, считают, что экологическую проблему могут, должны и в состоянии решить более экономически развитые государства. Однако следует отметить, что правила поведения, по которым «живут» эти страны (т. е. страны «третьего мира»), ничуть не лучше, чем в развитых государствах. Так, достоверно известно, что страны «третьего мира» ведут активную вырубку тропических лесов, которые по-другому называются «легкие планеты». Процесс же восстановления тропических лесов практически не ведется. Вырубка тропиков идет в 10 раз быстрее, чем процесс их восстановления. Ученые считают, что если это будет продолжаться и дальше, то в Юго-Восточной Азии лет через 20–25 вообще не будет леса. Страны «третьего мира» ведут вырубку тропических лесов для:

1) использования древесины в качестве топлива;

2) экспорта в другие страны;

3) ведения сельского хозяйства.

Причем особо следует сказать о том, как они ведут сельское хозяйство, вернее, для чего в этой области служит вырубка лесов. Как правило, в этих странах пользуются «устаревшей» подсечной системой земледелия. То есть деревья вырубают и сжигают, а позже на этом месте вспахивают поле. Более же «современные» системы земледелия этим странам не по карману.

Уничтожение влажных тропических лесов приведет к следующим бедствиям:

1) сократится поступление кислорода в атмосферу;

2) в атмосфере увеличится содержание углекислого газа, что, в свою очередь, приведет к «парниковому эффекту» и уничтожению отдельных видов животных и растений.

Мнение стран «третьего мира» о том, что экологическую проблему должны решить более развитые государства, не верно. Она должна быть решена только совместными усилиями.

Одной из самых серьезных проблем развивающихся стран является развитие сельского хозяйства, где сосредоточена основная масса экономически активного населения. В таких странах как Бу­рунди, Малави, Руанда, Непал, Нигер, Уганда, Мали, Мозамбик, Эфиопия, Танзания, Чад, Мадагаскар, Гвинея-Бисау, Гамбия, Центральная Африканская Республика, Гвинея доля занятых в сель­ском хозяйстве составляет более 80% всего работающего населения этих стран. Это более высокий уровень, чем было 100 лет назад в США.

Рассмотрим наиболее важные факторы, сдерживающие сельскохозяйственное производство в развивающихся странах.[10]

Во-первых, поскольку многие виды сельскохозяйственной продукции пред­назначены для экспорта, их производство зависит от цен на мировом рынке и от политики импортеров этой продукции.

Во-вторых, с целью обеспечения доступа населения с низкими доходами к продовольствию государствами проводится политика низ­ких цен на сельскохозяйственную продукцию.

В-третьих, из-за бедности большей части сельского населения его роль в накоплении весьма ограничена. В аграрном секторе капитал существует в основном в физической форме в виде земли, скота, построек и характеризуется низкой активностью и ма­лой мобильностью.

Следующей проблемой развивающихся стран является проблема внешней задолженности.

Далеко не все деструктивные последствия долгового кризиса для социально-экономического развития развивающихся стран были преодолены в ходе осуществления программ многостороннего урегулирования задолженности: замедлились темпы экономического роста, упала норма накопления, выросла безработица, сократился жизненный уровень населения, возросла социальная напряженность. Несмотря на определенные недостатки в механизмах, используемых этими организациями, роль МВФ и Всемирного банка в урегулировании задолженности будет возрастать. Это связано с тенденцией к интернационализации хозяйственной жизни, с ростом взаимных связей, а также и со сложившейся ситуацией, когда данные организации, располагая собственными средствами и конкретными инструментами, реально воздействуют на международные потоки капитала. Кроме того, результативность этих механизмов будет зависеть от усиления регулирующих и координирующих функций Банка и Фонда по отношению ко всем государствам мирового сообщества.

Помимо международных финансовых организаций в разработке новых механизмов приняли участие Парижский и Лондонский клубы, совещания стран «Большой семерки», ОЭСР. Основными целями их деятельности стало: снижение остроты долгового кризиса, восстановление экономических и финансовых позиций стран-должников в мире, восстановление макроэкономической стабильности государств «третьего мира».

Основной организацией, занимающейся вопросами урегулирования и погашения задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам, стал Парижский клуб стран-кредиторов. Последовательно предложенные им условия реструктуризации официальной задолженности, получившие названия «Торонтских», «Неапольских», «Лондонских», «Лионских» и «Хьюстонских», способствуют значительному облегчению долгового бремени развивающихся стран.

Внешняя задолженность стала тяжелым бременем для североафриканских стран (223 млрд. долл.). Ее удельный вес в объеме ВВП достигает 70%, а стоимость примерно в 2,5 раза превышает экспортные поступления. На обслуживание внешних долговых заимствований идет 1/5 доходов от экспорта. Такая ситуация еще более усугубляет положение стран в рамках мирового хозяйства. В докладе Всемирного банка «Перспективы глобальной экономики и развивающиеся страны» говорится: «Хотя можно ожидать помощи извне в виде реальных повышений товарных цен и мер по сокращению долга и его обслуживания, ограниченность капвложений в оборудование, инфраструктуру, и человеческие ресурсы исключают резкое улучшение уровня жизни».

Значительную остроту на рубеже тысячелетий в развивающихся странах приобрели неконтролируемые процессы разрушения природной среды, которые могут стать не только причиной политической нестабильности во многих регионах мира, но и источником экологической и эпидемиологической опасности для всего населения Земли. Демографический взрыв в развивающихся странах, обусловленный преодолением массового голода и улучшением питания в результате приобретения национальной независимости, привели к резкому росту населения в этих странах.

Более высокие темпы экономического роста в развивающихся странах по сравнению с развитыми на протяжении последних десятилетий способствовали постоянному сокращению разрыва между ними по экономическим показателям.

Однако этот разрыв все еще разителен. Среднедушевой объем ВВП и промышленной продукции в развивающихся странах составляет 15% от уровня развитых стран, а по объему сельскохозяйственной продукции – 50%.

Одним из главных путей преодоления разрыва уровня развития и повышения благосостояния является либерализация национальной экономики развивающихся стран и особенно либерализация внешнеэкономической деятельности.

Чем выше темпы роста внешнеторгового оборота и степень открытости национальной экономики, тем выше темпы валового продукта и потребления на душу населения. Правда, в Латинской Америке темпы роста валового продукта и потребление при высокой скорости роста внешнеторгового оборота и «открывания» экономики относительно медленные, что объясняется сохранением там диктаторских режимов и отсутствием гарантий прав частной собственности.

На динамику роста среднедушевых доходов существенно воздействуют темпы прироста населения.

Перед развивающимися странами стоят, прежде всего, проблемы укрепления и роста экономики, преодоления отсталости, повышения жизненного уровня населения и изменения позиций в мировом хозяйстве.

Огромную часть населения в развивающихся странах составляют бедные. Большая их часть проживает в сельских районах, например, в Гане, Кении, свыше 80 % сельского населения относится к бедноте. Точные размеры нищеты трудно рассчитать из-за нехватки статистических показателей и различий в определении ее границ. В соответствии с критериями Всемирного банка к проживающим в бедности отнесены те, чей ежедневный доход не превышает 1 долл. Обобщающие данные свидетельствуют, что в развивающихся странах 31 % населения живет на этом уровне. В ряде стран этот показатель еще выше, например, в Тропической Африке – 48 %[11].

Для развивающихся стран характерна резкая неравномерность в распределении доходов (она намного выше, чем в развитых государствах). Причем в ходе экономического роста может происходить (и это подтверждает опыт многих стран «третьего мира») увеличение доли богатых слоев населения в доходах. Это во многом объясняется растущей концентрацией собственности и капитала у местной элиты, ее приближенностью к власти. В результате, несмотря на рост душевого дохода в третьем мире за последние 25 лет в среднем на 1,4 % в год, на долю 40 % самого бедного населения приходится не более 3 – 7 % доходов.

Социальные проблемы в третьем мире во многом обострены из-за того, что уровень прироста населения здесь очень высок (1,9 % в год, а НРС – до 2,9 % против 0,7 % в развитых странах)[12].


  2.2. Перспективы развития стран третьего мира

 

Выход из ловушки вековой отсталости и бедности – проблема № 1 в развивающихся странах.

Имеются различные концепции прорыва, которые использовались в экономической политике этих стран.

• В 1960-х гг. XX в. развивающиеся страны пытались вырваться из порочного круга «бедность порождает бедность» за счет роста государственного сектора, который должен был компенсировать недостаток частных инвестиций. Однако государственный сектор оказался недостаточно эффективным. Развитие в рамках этой модели не смогло перевести частный сектор на новый уровень хозяйствования и активизировать внутренние рыночные силы.

• Прорыв казался возможным и за счет привлечения финансовых источников извне, т.е. иностранных займов. Займы должны были влить в страну недостающие активы. Приток зарубежных активов рассматривался как панацея от стагнации.

Однако внешний долг не стал источником экономического роста.

Такие долги попросту проедались, не прокладывая дорогу долговременным факторам экономического роста. В результате этого неэффективная экономика, отягощенная коррупцией, не смогла обеспечить эффективное использование внешних заимствований и привела к росту внешней государственной задолженности.

Информация о работе Страны третьего мира, проблемы их включения в мировое хозяйство