Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 07:43, курсовая работа
Цель данной работы состоит в комплексном анализе места и проблем развивающихся стран в мировом хозяйстве.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. изучить классификацию развивающихся стран;
2. рассмотреть роль развивающихся стран в мировом хозяйстве;
3. рассмотреть особенности экономики развивающихся стран;
4. проанализировать проблемы развивающихся стран в мировом хозяйстве;
5. рассмотреть перспективы и прогнозы развития экономики развивающихся стран.
Введение………………………………………………………….
Глава 1. Место и роль развивающихся стран в мировом хозяйстве…………………………………………………………
1.1 Понятие термина «Третий мир» и классификация развивающихся стран………………………………………………………………………..
1.2. Роль развивающихся стран в мировом хозяйстве…………
Глава 2. Проблемы и перспективы развития стран третьего мира……………………………………………………
2.1. Проблемы развивающихся стран в мировом хозяйстве…..
2.2. Перспективы развития стран третьего мира………………
Заключение……………………………………………………..
Список литературы…………………………………………….
2) Низкий уровень производительности труда.
Согласно концепции производственной функции, существует системная зависимость между объемом производства и комбинацией создающих его факторов (труда, капитала) при существующем уровне технологии. Но эта концепция технической зависимости должна дополняться более широким подходом. Например, нужно учитывать такие факторы, как менеджмент, мотивацию труда работников, эффективность институциональных структур. В странах третьего мира производительность труда крайне низкая по сравнению с промышленно развитыми странами. Причина этого может быть, в частности, в отсутствии или жестком дефиците дополнительных факторов производства (физического капитала, опыта менеджмента). Для повышения производительности необходимо мобилизовать внутренние сбережения и привлечь иностранный капитал для инвестиций в вещественные факторы производства и в человеческий капитал. А это требует улучшения системы общего и специального образования, преобразований форм собственности, реформа землевладения, налоговая реформа, создание и совершенствование банковской системы, формирование некоррумпированного и эффективного административного аппарата. Необходимо учитывать также отношение работников и менеджмента к повышению своей квалификации, способность населения адаптироваться к изменениям в производстве и обществе, отношению к дисциплине, инициативность, отношение к власти. Влияние низких доходов на производительность труда в странах третьего мира проявляется в плохом состоянии здоровья основной массы населения. Известно, что плохое питание в детстве крайне негативно влияет на физическое и интеллектуальное развитие ребенка. Нерациональная и неполноценная диета, отсутствие элементарных условий личной гигиены могут в будущем подорвать здоровье работников, отрицательно повлиять на трудовую мотивацию. Низкий уровень производительности в этой ситуации вызван во многом апатией, физической и эмоциональной неспособностью противостоять конкуренции на рынке труда.
3) Высокие темпы роста населения. Наиболее явный показатель, характеризующий различия между промышленно развитыми странами – это коэффициент рождаемости. Ни одна развитая страна не достигает уровня рождаемости 20 родившихся на 1000 чел. населения. В развивающихся странах уровень рождаемости варьирует от 20 человек до 50 человек (Нигер, Замбия, Руанда, Танзания, Уганда). Конечно, коэффициент смертности в развивающихся странах выше, чем в промышленно развитых, улучшение здравоохранения в странах третьего мира делает это развитие не столь значительным. Поэтому темпы роста населения в развивающихся странах сегодня составляют в среднем 2% (2,3% без Китая), а в промышленно развитых странах – 0.5% в год. Поэтому в странах третьего мира примерно 40% населения – это дети в возрасте до 15 лет (менее 21% в развитых странах). В большинстве стран третьего мира нагрузка на экономически активную часть населения (от 15 до 64 лет) по содержанию нетрудоспособной части общества почти в 2 раза выше, чем в промышленно развитых странах[5].
4) Высокий и растущий уровень безработицы.
Сам по себе рост населения не является негативным фактором экономического развития. Но в условиях экономического застоя не создаются дополнительные рабочие места, поэтому высокий естественный прирост населения порождает огромную безработицу. Если к видимой безработице добавить скрытую безработицу, то почти 35% рабочей силы в развивающихся странах не находит применения.
5) Большая зависимость от сельскохозяйственного производства и экспорта топлива и сырья.
Примерно 65% населения развивающихся стран живет в сельской местности, а в промышленно развитых – 27%. В сельскохозяйственном производстве занято более 60% рабочей силы в странах третьего мира и всего 7% в промышленно развитых странах, при этом вклад аграрного сектора в создание ВНП около 20% и 3% соответственно[6]. Сосредоточение рабочей силы в аграрном секторе и первичном секторе промышленности обусловлено тем, что низкие доходы вынуждают людей заботиться в первую очередь о пропитании, одежде, жилье. Производительность сельскохозяйственного производства низка из-за избытка рабочей силы по отношению к площади природной для обработки земли, а также из-за примитивной технологии, плохой организации, нехватки материальных ресурсов и низкого качества рабочей силы.
Положение осложняется системой землепользования, при которой крестьяне чаще всего являются не собственниками, а арендаторами маленьких участков. Такой характер аграрных отношений не создает экономических стимулов к росту производительности. Но даже в странах, где земля избыточна, примитивные орудия труда не дают возможности обрабатывать участок площадью более 5-8 га.
Кроме доминирования аграрного сектора в экономике, в странах третьего мира наблюдается экспорт первичной продукции (сельского хозяйства и лесоводства, топлива и других видов минерального сырья). В странах Африки к югу от Сахары первичная продукция обеспечивает более 92% валютной выручки.
6) Подчиненное положение, уязвимость в системе международных экономических отношений.
Необходимо подчеркнуть резкое неравенство экономической и политической мощи стран третьего мира и промышленно развитых стран. Оно проявляется в доминировании богатых стран в международной торговле, в возможности последних диктовать условия передачи технологий, инвестиций и иностранной помощи.
Существенный, хотя и менее явный фактор сохранения слаборазвитости – перенос в развивающиеся страны системы западных ценностей, поведения и институтов. Например, насаждение в прошлом в колониях неподходящих для них систем и программ образования, организация профсоюзов и административных систем по западным образцам. Сегодня еще большее влияние оказывают высокие экономические и социальные стандарты развитых стран (демонстрационный эффект). Образ жизни западной элиты, стремление к богатству могут способствовать коррупции, расхищению национального богатства в развивающихся странах привилегированным меньшинством. Наконец, утечка мозгов из стран третьего мира в развитые страны также негативно влияет на экономическое развитие эмиграции квалифицированного персонала. Совокупное воздействие всех негативных факторов определяет уязвимость развивающихся стран от внешних факторов, которые могут оказать главное влияние на их экономическое и социальное положение.
Разнообразие развивающихся стран вызывает необходимость определенной классификации, которая могла бы отражать их дифференциацию.
Разработанная ООН классификация развивающихся стран позволяет выделить 3 группы стран: наименее развитые (44 страны), развивающиеся страны – не экспортеры нефти (88 стран) и страны – члены ОПЕК (13 стран – экспортеров нефти).
Другая классификация предложена Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭРС), которая включает некоторые страны и территории, не охваченные статистикой ООН. Эта классификация включает страны с низким уровнем дохода (61 страна), со средним уровнем дохода (73 страны), новые индустриальные страны (11 стран), страны - нефтеэкспортеры члены ОПЕК (13 стран).
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) разработал свою систему классификации. Данная классификация включает 125 стран (развивающихся и развитых), население каждой, из которых более 1 млн. человек. Затем эти страны делятся по критерию уровня дохода на душу населения на четыре группы: низкий уровень дохода, средний доход, доход выше среднего, высокий доход. Первые три группы охватывают 101 страну, относящиеся в большинстве к развивающимся странам. Остальные 24 страны с высоким уровнем дохода разделены на 2 группы: 19 стран являются типичными промышленно развитыми странами, а 5 стран (Гонконг, Кувейт, Израиль, Сингапур, и Объединенные Арабские Эмираты) отнесены ООН к развивающимся странам.
Для оцени степени дифференциации развивающихся стран могут быть применены 7 показателей:
1) Размеры стран (территория, численность населения и доход на душу населения).
Из 145 стран – членов ООН 90 стран имеют численность населения менее 15 млн. человек. Большие страны соседствуют с малыми. Обширная территория обычно дает преимущества: обладание природными ресурсами и емкими потенциальными рынками, меньшая зависимость от импорта сырья.
2) Особенности исторического развития и колониального периода.
Большинство развивающихся стран было в прошлом колониями западноевропейских стран, США, Японии. Экономические структуры, социальные институты колоний создавались по образцу и подобию метрополий.
3) Обеспеченность материальными и трудовыми ресурсами. Часть развивающихся стран очень богаты минеральными ресурсами (страны Персидского залива, Бразилия, Замбия), другие - очень бедные (Бангладеш, Гаити, Чад и др.).
4) Роль частного и государственного сектора.
В целом частный сектор в экономике более развит в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии чем в Южной Азии и Африке.
5) Характер производственных структур.
Существует определенная дифференциация отраслевой структуры экономики развивающихся стран, хотя большинство из них являются аграрно-сырьевыми. Натуральное и товарное сельскохозяйственное производство обеспечивает занятость большей части населения. Но в 70 – е 90 – е годы Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг и Малайзия резко ускорили развитие обрабатывающей промышленности и фактически превратились в промышленные страны.
6) Степень зависимости от внешних экономических и политических сил.
На степень зависимости от внешних факторов влияют обеспеченность страны материальными ресурсам, структура экономики и внешнеэкономических связей.
7) Институциональная и политическая структура общества.
Политическая структура, интересы социальных групп и союзы правящих элит (крупных землевладельцев, компрадорской части крупного бизнеса, банкиров, военных) обычно предопределяют стратегию развития, и могут быть тормозом прогрессивных изменений экономики и общества, консервируя экономическую отсталость, если происходящие изменения серьезно ущемляют их интересы.
При этом следует отметить, что как бы ни складывалось соотношение сил между военными, промышленными и крупными землевладельцами в Латинской Америке, между политиками, высшими чиновниками и лидерами племенных кланов в Африке, между нефтяными шейхами и финансовыми магнатами на Ближнем Востоке, большинство развивающихся стран открыто или завуалировано управляется малочисленными, но богатыми и мощными элитами. Демократические атрибуты (выборы в местные органы власти и в парламент, свобода слова) часто являются лишь ширмой, которая прикрывает реальную власть в стране.
1.2. Роль развивающихся стран в мировом хозяйстве
Социально-экономическая трансформация развивающихся стран создала необходимые условия для ускорения их развития. Этому способствовало сокращение внеэкономического принуждения, ограничение традиционных методов деятельности иностранного капитала, проведение социальных преобразований, которые подорвали докапиталистические отношения[7].
За прошедшие десятилетия развивающиеся страны по ряду социальных показателей достигли таких сдвигов, которые были осуществлены в западных странах почти за век. Несмотря на эти успехи, остаются огромные социальные и экономические проблемы. Примерно 30 млн. детей в возрасте до 5 лет умирают каждый год из-за причин, которые не являются роковыми в промышленно-развитых странах. Около 100 млн. детей, 20% соответствующей возрастной группы, не получают начального образования.
Таблица № 1[8]
Доли разных групп стран в мировом товарном
экспорте и импорте
| Экспорт | Импорт | ||||
1990 | 2000 | 2010 | 1990 | 2000 | 2010 | |
Мир в целом млрд. долларов | 3480 | 6449 | 15174 | 3588 | 6663 | 15353 |
процентов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
развивающиеся страны | 24,2 | 27,8 | 41,8 | 22,2 | 28,7 | 39,1 |
переходные экономики | 3,4 | 2,1 | 4,1 | 3,9 | 1,6 | 3,2 |
развитые страны | 72,4 | 70,1 | 54,1 | 73,9 | 69,7 | 57,7 |
Информация о работе Страны третьего мира, проблемы их включения в мировое хозяйство