Статус Каспийского моря

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:50, реферат

Краткое описание

Каспийское море - самый крупный закрытый водный бассейн в мире, расположенный между Европой и Азией, окруженный территориями Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана.Этот водоем привлекал своей красотой, волшебством и загадочным миром еще с давних времен и находился в центре внимания известных путешественников, ученых, а также некоторых государственных деятелей.

Оглавление

Общие сведения о Каспийском море
Статус Каспийского моря
-До распада СССР
-После распада СССР
ЕС и проект Nabucco
Интерес США
Заключение

Файлы: 1 файл

каспийй.docx

— 37.18 Кб (Скачать)

     Появились у Азербайджана проблемы и в отношениях с Туркменией из-за спорных месторождений  Азер, Чирог и Кяназ (азербайджанское название Гюнешли).

     Потепление  отношений между Азербайджаном  и Туркменистаном началось лишь после  избрания на пост президента Туркменистана  Гурбангулы Бердымухамедова. в Туркмении после  смены режима  последовала внешнеполитическая переориентация страны. Смерть Ниязова и приход Бердымухамедова повлекли за собой стремительный отход от политики "нейтралитета", спровоцировав переход к новой политике "международной открытости". Сейчас Ашхабад нацелен на снижение российской монополии на экспорт газа через увеличение поставок туркменского "голубого топлива" как на Восток (с успехом в Китай), так и на Запад (эти попытки пока не увенчались успехом).

     Новому туркменскому режиму необходимо финансовое подспорье для поддержания внутриполитической стабильности в стране. Добиться этой цели Туркмения может только с помощью доходов от продажи энергоресурсов. Именно по этой причине Ашхабад более чем заинтересован в открытии своего энергетического рынка. С Китаем эта стратегия уже удачно сработала, теперь настал черед западных стран, в которых кроется источник финансовых вливаний в туркменскую экономику.

     Прагматичный  лидер с первых дней занялся поиском  альтернативных путей экспорта природного газа. Одним из приоритетных направлений является западное — через Каспийское море в Азербайджан и далее в Грузию и Турцию по газовому трубопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум.

     В реализации этого проекта заинтересованы Европейский Союз и США. Запад  заинтересован в создании альтернативной России транспортной системы для  импорта газа из стран Центральной  Азии и Азербайджана. Этому отвечает разработанный трубопроводный проект Набукко. Но без участия в нем Туркменистана и Казахстана существует риск, что он будет нерентабельным и экономически убыточным.

     Проект  Набукко

     Доступ Евросоюза к Прикаспийскому региону и Центральной Азии, где хранятся самые большие в мире запасы природного газа, превышающие даже российские, ключевым вопросом для ЕС.

     Энергетическая  политика ЕС по-прежнему остается одной  из самых деликатных тем, поскольку  в ней зачастую национальные интересы отдельных стран-членов продолжают доминировать над общеевропейскими. Европейский союз проводит политику по диверсификации поставок природного газа странам-членам с целью повышения уровня энергетической безопасности и предотвращения кризисов в этой сфере.  
На переговорах о строительстве Транскаспийского газопровода Европа впервые заговорит "единым голосом". Это означает, что первый раз в истории Еврокомиссия будет вести переговоры от имени всех 27 стран-членов ЕС о реализации энергопроекта за пределами Евросоюза. в переговорах будет участвовать лично еврокомиссар Гюнтер Эттингер. 
 
В этой связи  создание "Южного коридора" (маршрута поставок энергоносителей из Каспийского региона в Европу) — приоритет для Еврокомиссии, а газопровод Nabucco — составная часть этого проекта.

     "Набукко" (Nabucco) - проектируемый магистральный газопровод протяженностью 3,3 тысяч км из Центральной Азии в страны Европейского Союза. Договор о начале строительства газопровода был подписан 25 июня 2007 года.

     Газопровод  должен быть проложен в обход России через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию, Австрию  и Германию.

     Проектная мощность газопровода - 26‑32 млрд кубических метров газа в год. Ориентировочная стоимость проекта составляет 7,9 млрд евро.

     Первоначально проект газопровода, представленный в 2004 году, предполагал поставку газа с месторождений Ирана в Персидском заливе. В 2006 году было принято решение  в связи с конфликтом вокруг иранской ядерной программы изменить проект таким образом, чтобы иметь возможность  поставлять газ из Туркмении, Узбекистана  и Азербайджана. Подготовка проекта ведётся с 2002 года. Строительство планировалось начать в 2011 году, а завершить к 2014 году, в настоящее время сроки запуска проекта сдвинулись к 2017 г, когда начнется коммерческая добыча газа на месторождении Шах-Дениз.

     Название  газопровода происходит от оперы  Джузеппе Верди «Набукко» (по имени царя Навуходоносора II).

     С точки зрения энергетической безопасности доступ к ресурсам Каспия мог бы позволить Евросоюзу снизить  его зависимость, как от России, так и от ближневосточных стран - экспортеров газа. Что касается США, то они могли бы благодаря этому проекту усилить свое присутствие в регионе, который на протяжении десятилетий традиционно находился под контролем России.

     Россия является самой неудобной в Европе страной для транзита газа. Транспортировка газа через российскую территорию разрешена только двум компаниям - Газпрому и Росукрэнерго. Газпром закупает весь туркменский, узбекский и казахский газ и перепродает его либо своей дочерней фирме ZMB (Schweiz) AG (полностью принадлежит Газпрому), либо Росукрэнерго (50% принадлежит Газпрому, 45% Д.Фирташу и 5% Д.Фурсину). Другие компании могут купить среднеазиатский газ только у вышеназванных посредников. Услуги посредников стоят очень дорого. Европа надеется с помощью каспийского газопровода снизить зависимость от «Газпрома».

     Между тем, Москва и Тегеран выступают против строительства газопровода по дну моря, который к тому же и не разграничен. Баку и Ашхабад считают, что для строительства этой инфраструктуры достаточно их согласия. В случае прокладки газопровода по дну Каспийского моря, Европа получает прямой доступ к газовым ресурсам Средней Азии, а Россия, соответственно, разделит транзитную монополию с Азербайджаном, Грузией, Турцией, через которые пролегает NABUCCO. Россия, будучи основным поставщиком углеводородного сырья на экспортные рынки среди постсоветских государств, хотела бы сохранить и укрепить свое положение в этом качестве. Такая позиция, безусловно, отвечает российским интересам.

     Иран, основные залежи энергоресурсов которых располагаются за пределами Каспия, больше беспокоят проблемы безопасности. Россия и Иран страны против присутствия третьих стран на Каспии, в первую очередь США. Поэтому они выступали против эксплуатации морских месторождений нефти и газа до определения статуса Каспийского моря, что служило препятствием для участия иностранных компаний.

     Серьезной помехой планам ЕС может стать  газопровод «Южный поток», который  называют основным конкурентом «Набукко». "Южный поток" - это новый газопровод, который станет дополнительным источником снабжения газом, который поступает в Европу. Но он не является таким же приоритетным проектом для Европейского Союза, каким является создание "южного коридора", потому что он не дает дополнительного источника газа. "Южный поток" будет доставлять российский газ. ЕС хочет получать доступ к обоим источникам - и к российскому, и к прикаспийскому.

     Китай в данной ситуации мешает как планам ЕС, так и планам российской монополии, которая хочет увеличить свое влияние в Азии. Так, недавно Пекин  заявил о намерении нарастить  закупки газа в Туркменистане  в пять раз до 2015 года. Таким образом, «Газпрому» будет сложнее договориться по ценам, а Европе — склонить Ашхабад  к сотрудничеству.

     В России скептически относятся к  возможности реализации в ближайшие  годы проекта "Набукко" прежде все в связи с тем, что перспективы заполнения магистрали газом до сих пор неясны.

     Однако  недавнее решение Евросоюза начать строительство транскаспийского газопровода между Туркменией и Азербайджаном по дну Каспийского моря без предварительного согласования со всеми странами этого региона вызывает много вопросов. Необходимо определиться с правовым статусом Каспийского моря. Иначе ситуация может выйти из-под контроля.

     Вопрос по статусу Каспийского моря остается нерешенным. Туркменистан может договориться с Азербайджаном, но вряд ли стоит ожидать компромиссных действий от Ирана.

     В данном случае существует формат, согласно которому Иран и вовсе может оказаться  вне соглашения. Если Азербайджан, Казахстан, Россия и Туркменистан придут к единому  мнению, то в отношениях с Ираном может быть использован режим  соглашений от 1921 и 1940 годов.

     В этом случае проблема статуса Каспийского  моря, которая препятствует реализации международного трубопроводного коридора Набукко, может быть решена.

     Вывод труб реализация этого проекта может  иметь не только политические, но и  экологические последствия для  региона. Поспешные и односторонние  решения по поводу прокладки трубопровода по дну такого уникального водоема, как Каспий, может обойтись всем без исключения прикаспийским странам  слишком "дорого" и иметь негативные последствия для окружающей среды. По мнению ведущих экологов, проекты транскаспийских газопроводов и другие проекты, связанные с повышенными рисками, должны быть сейчас, по крайней мере, приостановлены.

             

     После пятилетнего перерыва президенты пяти прибрежных государств договорились собраться  вновь осенью 2007 г. За это время  в трех из них (Азербайджане, Иране, Туркмении) произошла смена лидеров.

     Тем не менее в ходе заседания стало очевидным, что конвенция о новом правовом статусе Каспия не будет готова к встрече в верхах. Иранская сторона продолжала настаивать на "справедливом" делении дна Каспия (то есть по 20% каждому государству), против чего возражали все остальные. Обозначились весьма существенные противоречия по вопросу о военной деятельности на Каспии. Казахстан и Азербайджан выступили за его демилитаризацию. Такая позиция объясняется тем фактом, что наиболее мощными и дееспособными военно-морскими силами обладают здесь только Россия и Иран. Естественно, ни Москву, ни Тегеран подобное предложение не устраивало.

     Вместе  с тем ключевым положением Декларации можно считать заявление о  том, "что только прибрежные государства  обладают суверенными правами в  отношении Каспийского моря и  его ресурсов".

     Впрочем, добиться консенсуса будет очень  непросто. Так, принцип деления дна  Каспия на равные национальные участки, как уже говорилось, поддерживает только Иран, остальные стороны, включая  Россию, против такого подхода. В то же время и Москва, и Тегеран  выступают единым фронтом как  противники демилитаризации, то есть уравнивания  ВМС всех прикаспийских государств, на чем настаивает Казахстан при  поддержке Азербайджана и Туркмении. Ни Россия, ни Иран не готовы сокращать свое военное присутствие на Каспии.

     Сегодня Каспийский регион – объект геополитической стратегии ведущих держав мира, сегодня Каспийский регион – испытательный полигон, на котором совершается "обкатка" новой глобальной стратегической концепции Соединенных Штатов Америки. Уже с середины 90-х годов XX столетия другие мировые державы, прежде всего США, вступили в активную борьбу за влияние в Каспийской зоне и прилегающих к ней Закавказье и Центральной Азии. Цель понятна - получить доступ к источникам углеводородного сырья в обход России, а в более широком плане - ослабить ее позиции и, по возможности, вытеснить из международно-политической жизни этого обширного региона. Средством достижения данной цели является вовлечение бывших республик СССР в нефтегазовые проекты, лидирующую роль в осуществлении которых играет западный капитал.

     Заключение

     Что представляет собой этот регион? Прикаспийским регионом (в широком значении)  обозначают пять стран, расположенных по периметру Каспийского моря; это  Азербайджан, Россия, Казахстан, Иран и Туркменистан. Их принято называть  государствами "бассейна Каспийского моря". В дипломатической практике  последнего десятилетия именно этот термин используется для обозначения стран  региона. Проблема Каспия на сегодняшний день очень актуальна, но вне зависимости от того, как решится вопрос о международно-правовом статусе Каспия и о разделении углеводородных ресурсов между прикаспийскими государствами, Каспий остается общим экологическим объектом региона. Кризис в одной из его частей выльется в общую, неразделимую экологическую катастрофу, которая, в конечном счете, отразится на личных планах каждого государства и его перспективах развития.

     В этой связи особое значение приобретает  поиск таких путей урегулирования статуса Каспийского моря, которые  обеспечили бы сбалансированный учет интересов всех прибрежных государств и, тем самым, региональную экономическую  и политическую стабильность.

Информация о работе Статус Каспийского моря