Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:50, курсовая работа
Современная экономическая наука использует самые различные критерии для описания различий и противоречий мирового хозяйства. Например, мировой банк использует степень экономического развития и рассматривает следующие группы стран:
Это коренным образом отличает Запад от Востока, где основной отличительной чертой общества является распределение. Наряду с уже описанными отличиями, необходимо отметить и то, что любая работа имеет два аспекта – деловой и коммуникационный, связанный с взаимоотношениями между работником и работодателем. Второй из них слабо представлен на местах работы Запада, т.к. западные люди на работе трудятся, но не более. Социальная и интимная жизнь проходят вне работы. Неделовые отношения на работе конечно существуют, но это не становится общепринятой нормой. Таким образом – основой западной работы является максимальное использование силы сотрудников, исключение праздного времяпровождения и невозможность использования рабочего времени в личных целях.
Восточный же аспект взаимоотношений работодателя и работника следуют из конфуцианских правил: если работник является постоянным сотрудником фирмы, то работодатель чувствует за него ответственность, как за «родного». Соответственно работник, согласно этому же принципу, чувствует признательность, преданность, желание подчиняться, а также хорошо выполнять порученную ему работу. Если же работник временный, то никакой «отеческой» заботы он не испытывает и даже наоборот, его всячески эксплуатируют и надувают без угрызений совести. Восточный образ жизни оставляет мало места для индивидуализма. Термин «частная жизнь», так тщательно оберегаемый на Западе, здесь практически не имеет смысла. Восточные предприниматели пользуются этой особенностью своего персонала и продуманно культивируют дух патриархальной общины в фирме, сознательно поддерживая антогонизм между постоянными и внештатными работниками. Вместе с тем, отношения между постоянным работником и работодателем на Востоке сродни с отношениями учителя и ученика. Первоначально в буддистских монастырях не было статуи Будды, были только отпечатки его следов. Это напоминало ученику принцип: «Ты должен идти сам. Будды лишь указывают путь». Вместе с тем, ученик относится к учителю, как к идеалу, которому следует как живому Будде. Учитель же, сознавая свою ограниченность, прежде всего занимается собственным обучением. Принципиальным является и отличие в представлении о том, что обучение и есть просветление. Ученик, помнящий об этом, не попадает в ловушку работы ради недостижимого идеала. Продолжительная работа ради цели или награды в будущем может означать отсутствие полной вовлеченности в настоящее. Из вышесказанного ясно, почему представители восточных культур являются прекрасными исполнителями очень тонких и в то же время монотонных работ – сборки микросхем, ткачестве ковров и т.д. Понятно, что именно восточные люди наиболее пригодны для промышленного конвейера. Соблюдение правильного направления потока Ци требовало, чтобы работник как бы сливался с выпускаемым изделием с самого начала работы. При этом каждый ощущал свое единство с группой, работающей, как единый организм. Поясняя это, можно привести такой пример: мясник, исповедующий чань-буддизм способен несколькими легкими ударами топора расчленить крупную тушу животного, попадая точно в те места, в которые необходимо. Это происходит вследствие того, что он как бы становится с ней и со всем окружающим миров одним целым. То же самое относится и к поединкам восточных единоборств. Используя социокультурный подход в изучении особенностей западного рынка труда, можно сказать, что данные отношения подчиняются законам теории предельной полезности и для прогнозирования можно применять экономико-математические модели.
Таблица 1. Сравнительная характеристика рынков труда
№ п/п |
Запад |
Восток |
1. |
Рынок труда сформирован |
Рынок труда сформирован, несовершенен |
2. |
Закон Оукена (зависимость ВНП от уровня безработицы) соблюдается |
Закон Оукена не соблюдается |
3. |
Кривая Филипса в основном соблюдается |
Кривая Филипса не соблюдается |
4. |
Нет ощутимой разницы между уровнем открытой и скрытой безработицы |
Нет понятия безработица, однако существует огромное количество безработных |
5. |
Работодатель и наемный работник в правах равны |
Работодатель и наемный работник для решения своих проблем не нуждаются в официальном законе. Работодатель традиционно несет ответственность перед работником, а тот в свою очередь почитает работодателя |
6. |
Четкая связь затрат труда и оплаты (цена труда соответствует стоимости труда) |
Отсутствие связи между затратами труда и оплатой. Дешевая рабочая сила |
Таким образом, основные отличия в отношениях между предпринимателями и наемными работниками на Востоке и на Западе, приведенные в таблице 2, свидетельствуют о том, что эти отличия являются кардинальными.
Таблица 2. Отношение субъектов рынка труда в различных культурах к субъектам и ценностям, обусловливающим функционирование рынка труда.
Субъекты |
Предприниматель |
Наемный работник | ||
Ценности |
Запад |
Восток |
Запад |
Восток |
Предприниматель |
Здоровая конкуренция |
Кто кого |
Функционально: работодатель |
С уважением: даешь работу – значит сильный, а силу надо уважать |
Бюрократия (государство) |
Налоговая инстанция, с уважением |
Уважение с примесью боязни, сакральность |
Представитель закона, а закон свят |
Власть сакральна |
Наемный работник |
Равный в правах, но не в социальном статусе |
Несет ответственность за работников в психологическом отношении |
Партнер по работе |
Патернализм |
Закон |
Святость |
Личные связи, а также следование принципам Конфуция и Дао – вот Закон |
Святость |
Почитание указов работодателя, а также следование основным принципам Дао |
Бедность |
Отсутствие богоугодности |
Кармическое наказание, естественное состояние; объект для благотворительности |
Это позор для человека; низкий социальный статус |
Кармическое наказание; естественное состояние |
Богатство |
Мерило богоугодности |
Признак силы |
То, к чему надо стремиться, чтобы повысить социальный статус |
С уважением, кармическая заслуга |
Деньги |
Мерило богоугодности |
Мерило власти |
Эквивалент платы за труд, выражение стоимости труда – заработная плата |
Отсутствие связи между оплатой труда и количеством вложенного труда; тем не менее уважительное отношение к деньгам |
Безработица |
«Форма духовной смерти» (Иоанн Павел II – римский папа) |
Способ выявления дешевой рабочей силы |
Бедственное положение |
Отсутствие работы; понятия безработицы нет, а явление есть |
Однако, не смотря на это, и на Западе и на Востоке действуют одни и те же законы, определяющие отношение к труду:
- рациональная организация дела как в частностях, так и в целом;
- жесткая трудовая дисциплина;
- максимальное использование среды производства и рабочей силы. Представители как западной, так и Восточной культур демонстрируют способность трудиться не отвлекаясь на посторонние дела с полной самоотдачей. Наверное в этом и заключается главный секрет роста экономики Китая и высокого уровня развития США, а также стран Западной Европы.
Заключение
Как учит история, перераспределение
сфер влияния между локальными цивилизациями,
перемещение эпицентра
В связи с этим, узловой проблемой 21 века является вопрос - перерастут ли очаги локальных конфликтов, которые уже идут в пространствах их соприкосновения, в глобальное столкновение локальных цивилизаций. Либо постиндустриальное общество выработает эффективные механизмы неизбежно возникающих противоречий.
Рассматриваемые в данной работе вопросы могут приблизить нас к пониманию этой проблемы. Усиление влияния Китая в современном мире с его философией гармоничного существования в мире в будущем возможно будет играть все более и более позитивную роль. Особую актуальность это приобретает в ситуации эскалации напряженности, провоцируемой представителями самой молодой из мировых религий – исламом.
Вместе с тем, не смотря на то, что ряд аналитиков (например, Морис Гринберг, являющийся председателем правления American International Group) отмечают, что по мере вступления мировой экономики в 21 век, самым мрачным прогнозам о судьбе мировой экономики после терактов 11 сентября не было суждено воплотиться в реальность – ситуация в мировой экономике сегодня постепенно начинает приходить в норму. Однако как определить, насколько активно будет идти этот процесс, и какие страны он затронет в наибольшей степени? Сегодня аналитики еще не могут дать ответа на эти вопросы. «Экономика Японии продолжает свой путь вниз, Аргентина поражена кризисом, а европейская экономика пока так и не сумела набрать необходимые темпы роста», – отмечает Морис Гринберг. Гринберг упоминает лишь те проблемы мировой экономики, которые лежат на поверхности. На самом деле, в будущем нам предстоит столкнуться с целым рядом глобальных проблем, которые сегодня просто ускользают от глаз большинства наблюдателей. Так, мало кто из ведущих политиков и экономистов в настоящее время представляет себе будущее мировой экономики. Еще несколько лет назад этот вопрос не вызывал никаких затруднений: все вокруг буквально носились с идеями открытых товарных рынков. Однако, удастся ли построить такие рынки сегодня, когда мир уже успел разочароваться в плодах глобализации? Не получится ли так, что большинство стран Юго-восточной Азии, Латинской Америки и Африки останутся в стороне от процессов интеграции мировой экономики? Можно ли, в принципе, создать такие государственные границы, которые, с одной стороны, были бы настолько открытыми, чтобы позволять свободное перемещение путешественников, товаров и капитала, а с другой – настолько закрытыми, чтобы стать надежной преградой на пути террористов? В заключении хотелось бы указать на одну важную задачу, стоящую перед научным сообществом. Суть ее заключается в следующем – не смотря на то, что традиционно при анализе какого-либо явления изначально рассматривают различия, более конструктивным подходом является подход, при котором вначале определяются сходства, точки соприкосновения. С такой позиции может стать очевидным, что кажущиеся непреодолимыми противоречия, на самом деле либо не существенны, либо достаточно легко преодолимы. Поэтому, анализ тенденций развития и взаимодействия экономик стран с различным социально-экономическим и культурологическим положением необходимо осуществлять под углом зрения именно этого подхода.
Список использованной литературы
1. Басовский Л.Е., «Мировая экономика: курс лекций», Москва, изд-во «Инфра-М», 2003 г.
2. В.П. Воронин, Г.В.
Кандаков, И.П. Подмолодина, «Мировая
экономика: краткий курс
3. Business Week, 11.02.02
4. «Мировая экономика и международные экономические отношения», под ред. Ю.Ф. Симионова, Б.П. Носка, А.А. Гильяно; Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 2003 г.
5. Семенов К.А., «Международная
экономическая интеграция»,
6. «Современная экономика», под ред. проф. О.Ю. Мамедова, г. Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 1998 г.
7. Г.П. Черников, Д.А.
Черникова, «Мировая экономика»
8. Akishige I. The principles of psychology of Zen. N-Y, 1984.
9. Ю.В. Яковец, «История цивилизации», Москва, изд. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997 г.
10. Экономическая психология / под ред. И.В. Андреевой – СПб: Питер, 2000г.
11.Зиновьев А., Запад: феномен западнизма. М., 1995 г.
12.Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Восточные теории личности. ИНИОН АН СССР, 1987 г.