Сравнительный анализ социально-экономических и психологических особенностей экономик Запада и Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономическая наука использует самые различные критерии для описания различий и противоречий мирового хозяйства. Например, мировой банк использует степень экономического развития и рассматривает следующие группы стран:

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ социально-экономических и психологических особенностей экон.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Для привлечения прямых иностранных  инвестиций в Китае применяются  различные стимулы. Они включают в себя: налоговые каникулы, льготные импортные тарифы, облегченные правила приема и увольнения иностранного персонала.

Одна из важнейших задач внешней  торговли КНР – приобретение техники  и технологий. За счет импорта наукоемких технологий было обеспечено примерно 60% прироста промышленного производства, поступило свыше 8 тыс. наименований новых видов продукции.

В заключении необходимо отметить, что  официально принятой идеологией экономического развития Китая по прежнему остается концепция «опоры на собственные  силы», которой должна соответствовать  открытость экономики. В развитии связей с зарубежными странами правительство вынуждено решать вопрос: насколько процесс внешнеэкономического сотрудничества совместим с сохранением традиционных ценностей и государственного контроля над экономическими процессами.

Воссоединения страны, после возвращения в состав государства Гонконга, а также при условии использования капиталов и технологий Тайваня и торговых сетей Макао, приведет к появлению в мире новой экономической супердержавы.

 

6. Особенности исторического формирования восточной и западной цивилизаций

 

Как отмечает Ю.В. Яковец в работе «История цивилизаций»: «Смена мировых цивилизаций  выражает последовательные ступени  развития человеческого общества, определяемые по эпицентрам исторического прогресса. Эти эпицентры периодически перемещаются. Для первых трех цивилизаций эпицентр прогресса размещался в районе Средиземноморья, Ближнего и Дальнего Востока, Индостана (Египет, Месопотамия, Греция, Рим, Индия, Китай). Следующие три цивилизации характеризуются сдвигом эпицентра исторического прогресса с Востока на Запад, в Европу, а затем в Северную Америку. Новый суперцикл обнаруживает тенденцию смещения эпицентра на Восток, в Азиатско-Тихоокеанский регион (Япония, новые индустриальные страны, США, Китай)».

Исторические циклы находятся в постоянном взаимодействии со смежными циклами и, прежде всего с циклами в развитии природы. Климатические условия, природные богатства того или иного континента или региона создают внешний фон и определяют естественные условия возникновения и развития исторических циклов. Автор концепции круговорота цивилизаций А. Тойнби, исследуя структуру человечества последнего тысячелетия, выделяет пять живых цивилизаций:

1) западное общество, объединяемое  западным христианством;

2) православно-христианское, или византийское общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России;

3) исламское общество – от  Северной Африки и Среднего  Востока до Великой Китайской  стены;

4) индустриальное общество в  тропической субконтинентальной  Индии;

5) дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районах Юго-Восточной Азии.

Здесь представляется необходимым  дать определения понятиям «мировая цивилизация» и его отнесенность к понятию «локальная цивилизация».

Мировая цивилизация – этап в  истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическим и экономическим способом производства, строем политических и общественных отношений, уровнем развития духовного воспроизводства; по сути дела речь идет о сверхдолгосрочном (многовековом) историческом цикле. Локальные цивилизации выражают культурно-исторические, религиозные, экономико-географические особенности отдельной страны, группы стран, этносов, связанных общей судьбой. В связи с вышесказанным, для нас больший интерес представляет именно второе понятие. В последние тысячелетия до нашей эры эпицентры цивилизаций сконцентрировались в Средиземноморье; затем они сместились на Восток. В конце первого – начале второго тысячелетия вновь переместились в Европу, где со временем вспыхнул пожар индустриальной цивилизации, перекинувшийся затем в Северную Америку и охвативший всю планету. Сейчас эпицентр глобального переворота вновь смещается на Восток, в Азиатско-Тихоокеанский регион (Япония, США, Южная Корея и другие новые индустриальные страны); к новому подъему приближаются и страны Западной Европы.

Общепринято деление локальных  цивилизаций на два главных типа: западные, исторические корни которых - в античности, христианстве, индивидуализме и демократических традициях. К этому типу относится подавляющая часть развитых стран.

Другой тип – восточные  цивилизации, культурно-психологические  устои которых сформировались под  влиянием мусульманства, буддизма и  других восточных религий, азиатского способа производства, сильной роли государства, преобладания коллективистских и бюрократических начал над правами личности. К этому типу относится большинство государств Азии, Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока. Азиатская группа локальных цивилизаций включает в себя Индию, Китай, Японию, Персию, Среднюю Азию. В начале второго суперцикла сюда сместился эпицентр мирового прогресса, но затем, особенно в период индустриального общества, наблюдается стагнация, ход исторического прогресса был прерван колонизацией. С началом постиндустриальной цивилизации наблюдаются признаки включения ряда стран этого региона в эпицентр исторического прогресса. Американские цивилизации первоначально в силу изолированности материков развивались особым путем. Древние цивилизации были практически уничтожены потоком агрессивных европейских колонистов. Затем возникли новые, дочерние по отношению к западноевропейским, локальные цивилизации, которые вскоре приобрели самостоятельный ритм. В 20-м веке США вступили в число мировых лидеров, стали сверхдержавой. Под влиянием названных выше культурно-психологических особенностей сформировалось диаметрально противоположное, специфическое понятие времени в западной и восточной культурах:

- на Западе традиционно история понимается в виде прямой линии, которая тянется из прошлого в будущее;

- на Востоке историческое  настоящее, которое несет в  себе прошлое и содержит план  будущего, составляют замкнутый  круг.

Человеческая жизнь  от рождения до смерти представляет из себя цепочку неслучайных кругов жизни, каждый из которых рождается в какой-то момент и умирает в следующий.

Как бы не изменялось содержание исторического настоящего, в нем  всегда поддерживается неизменная самоидентичность и устойчивость. Эта неизменность и устойчивость и есть нирвана и пустота.

В мире просветленного человека ничего не прибавляется и не убывает. В нем нет ничего от развития. Однако, это отсутствие развития не означает, что не происходит изменений  в содержании мира, или, что этот мир находится в зафиксированном состоянии. Это означает, что мир сохраняет во всякий момент свою константность, несмотря на то, что непрестанно изменяется и двигается. Рассматриваемый нами подход отличается от традиционных, принятых в экономической науке тем, что исходит из примата человека, его потребностей, знаний, умений, культуры, идеологии – всего того, что часто называется обобщающим словом общественное сознание и что отличает человека от всего остального мира. Такой подход тесно связан с социальной и экономической психологией.

 

7. Психологические механизмы формирования рынка труда на Западе и Востоке

 

Социокультурный подход к исследованию позволяет нам подойти к данной проблеме с точки зрения главного субъекта – человека.

Как отмечают в своей  книге «Личность и личностный рост. Восточные теории личности» Фейдимен Дж., Фрейгер Р., западные теории понимают рост личности, как усиление самости: самоопределение, самоактуализация и т.д.

Восток – это тенденция  обрести более интимное отношение  с чем-то большим, нежели индивидуальная самость. Человек ищет свое место в более широком единстве, частью которого он стремится быть.

С точки зрения первой тенденции человек стремится  быть центром своего мира и старается  сформировать и организовать объекты  вокруг себя. С точки же зрения второй тенденции, человек скорее добровольно подчиняет себя, становясь организованной частью чего-то, что он полагает большим, нежели он сам, находя в нем свое пристанище. Эти принципиальные различия указывают на типично интровертированную установку Востока в отличии от экстравертированной установки Запада, аналитический Запад и интуитивный Восток. В Китае основные поведенческие стереотипы формировались под воздействием учения Конфуция и принципов даосизма. Как пишет А. Уотс, конфуцианство исповедовалось теми, кто стоял на верхних этажах социальной лестницы и занимается языковыми, этическими и ритуальными конвенциями (соглашениями), которые обеспечивают общество системой коммуникаций. Индивидуум находит себя и свое место в социуме с помощью формул Конфуция, представляющих из себя систему жестко сформулированных правил поведения, которым должен был строго следовать «благородный муж». Конфуцианство осуществляло социально-необходимую функцию. Оно вводит природную спонтанность жизни в жесткие рамки конвенций. Это – уважай и слушай старших, родителей, начальство, учителя. Мужчина – глава семьи, он заботится о деньгах, а женщина – о доме.

Конфуцианство культивировало дисциплинированность, трудолюбие, послушание, настойчивость, умение сдерживать эмоции, обостренное чувство «социальной лестницы». Даосизм в противоположность конфуцианству возник как религия «низов», простого народа. Даосов не интересуют конвенциальные знания, а также восприятие жизни в терминах линейного, дискурсивного мышления. Его область – прямое, непосредственное знание. Задача даосизма в Китае – исправить неизбежный вред, нанесенный социальной дисциплиной, и не только восстановить, но и развить природную спонтанность. Однако, на Востоке понимают, что быть свободным от конвенций – не значит отвергать их. Это значит не быть их инструментами, а уметь пользоваться ими, как инструментами. Чтобы следовать пути Дао, необходимо соблюдать принципы спонтанности и недеяния. Тогда человек (общество) будет подобен Дао – абсолютно свободен, ни от чего не зависим и следующий собственной природе. Именно тогда «человек или общество будут плыть по течению в правильном направлении» и, что особенно важно, интуитивно чувствовать первосубстанцию Ци, наполняющую все пространство, включая тело человека. Именно в Китае, Японии, Индии были созданы сложные системы психофизических тренировок для совершенного следования пути Дао. Отношение к труду, богатству, деньгам и т.д. определяется общей экономической направленностью восточных верований и религий. Основной упор делается на степень эмоциональной зависимости и привязанности к этим факторам. В восточной культуре нет агрессивного неприятия материальных предметов. Если человек исключил желание обладать чем-то, то само обладание уже не опасно и не вредит совершенству. При этом, материальное благополучие рассматривается как естественная награда за праведность.

Согласно концепции  праведного богатства, основным принципом  является идея перераспределения благ. Поэтому центр тяжести экономической  концепции в этих странах падает на механизм распределения, а не производства.

Сама идея собственности  не приветствуется, а вот богатство  ценится высоко. Своеобразно на Востоке и отношение к труду. Считается, что с помощью труда человек может достичь особых состояний ума, способствующих совершенствованию Духа.

С западной точки зрения восточный рынок труда выглядит иррациональным. Единственной целью  является не личное достоинство индивидуума, а способность обменивать материальное на другие ценности – власть, связи, влияние. Социокультурные основы западного рынка труда сформировались на основе христианской морали. Не смотря на то, что известны христианские требования полного отказа от собственности и накопления богатства: «Не собирай себе сокровищ на земле» или «Блаженны нищие духом, ибо Ваше есть царство Божье» и т.д., реформация церкви (начало 17 века) положила начало протестантизму, основанному на сакрализации частной собственности, труда и закона. В утверждении М.Вебера, идея христианской аскезы вычертилась в протестантской этике как стремление к постоянной прибыли, добываемой через рациональное основание и ведение предприятия. Так утвердилась рационалистическая парадигма мышления, ориентированная на непрерывный прогресс знаний и инструментария производства, развитие постоянно действующих предприятий, законодательства и т.д. В настоящее время страны Запада – это страны с хорошо налаженными рыночными отношениями, где на страже всех атрибутов рынка – частной собственности, денег, производства, трудовых отношений и т.д. – стоит Закон, являющийся основным регулятором общественных отношений. Это резко отличает Запад от Востока.

Западный человек по сути своей индивидуалист. Чем больше он отличается от других, тем выше стоит  в глазах общества. Этими отличиями  могут быть неординарные способности, успех в делах, наличие богатства, красивая внешность – вообще все, что укладывается в рамки рационально-практического менталитета и позволяет достичь успеха.

Способ же пребывания в мире восточных людей не позволяет  рассматривать индивидуума как  отдельно взятый элемент, оторванный от социального организма. А. Зиновьев в работе «Запад: феномен западнизма» так описывает черты представителей западной культуры: «практицизм, деловитость, расчетливость, способность к конкуренции, риску. Это холодность, эмоциональная черствость, склонность к индивидуализму, повышенное чувство собственного достоинства, стремление к независимости и успеху в делах, склонность к добросовестности в деле, чувство превосходства над другими народами, склонность управлять более сильная, чем у других народов, способность к самодисциплине и самоорганизации». Кроме вышеперечисленных черт выделяется примат материальных ценностей над духовными. Западный человек отличается деловитостью, предприимчивостью, трудолюбием, ценит профессиональную компетентность. А.Зиновьев отмечает, что одним из ведущих мотивов западного общества является принудительно высокий жизненный стандарт большинства населения, для которого он зависит от личных усилий. Чтобы удержаться на своем уровне, люди вынуждены проявлять беспредельную личную активность, изобретательность и деловитость. Отсюда движущей силой является стремление к сверхприбыли и скорейшему успеху в делах. Такая форма современной «кастовости» приводит к тому, что при повышении уровня дохода или социального статуса, человек вынужден увеличить свои расходы, т.к. для того, чтобы не выделяться из круга себе подобных должен приобрести более другую машину, переселиться в более престижное жилье, носить более дорогую одежда, проводить время только в кругу людей своего уровня, свернув отношения с теми, с кем общался раньше и т.д. Стимулируя это, средства массовой коммуникации на Западе облагораживают и идеализируют стремление к наживе, успеху, считая это ценностной «традицией». В качестве примера можно привести книгу Ог. Мандино «Величайший в мире торговец» в которой путь к обогащению представляется как стезя самосовершенствования, т.е. одна из наиболее благородных целей жизненного бытия. Такой подход есть тщательно продуманная психотехника самопрограммирования на успех и обогащение с помощью труда. Аналогичные функции несут и книги Д.Карнеги и других, подобных им авторов. Механизм рынка труда на Западе весьма рационален. Его функционирование отвечает фундаментальной потребности общества – производить товар, который можно продать с целью получения прибыли. Все три составные части рынка труда (работодатель – государство – работник) добросовестно исполняют каждый свою роль в осуществлении основной цели существования Запада (производства).

Информация о работе Сравнительный анализ социально-экономических и психологических особенностей экономик Запада и Востока