Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 05:39, курсовая работа
В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, как и на внутреннем рынке, определяется конкретной рыночной ситуацией. Принципиально понятие цены сходно и для внутреннего рынка, и для внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, – это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий – ценообразующих факторов. По характеру, уровню и сфере действия они делятся на пять групп.
Особенности ценообразования на мировом рынке
Основные подходы к ценообразованию
Особенности ценообразования
Динамика мировых цен на нефть
Основные показатели стоимости нефти на мировом рынке
Факторы влияния на ценообразование нефти
Особенности формирования цен на продукцию в Корее
Основные факторы влияния
Динамика цен на нефть
Известно, что многие потребности людей удовлетворяются не только посредством вещи, но и самой целесообразной деятельностью, в силу присущего ей определенного полезного характера. Будучи потребляемым, в качестве деятельности, труд принимает форму услуги. В «каждый данный момент в числе предметов потребления, наряду с предметами потребления, существующими в виде товаров, имеется известное количество предметов потребления в виде услуг. Таким образом, общая сумма предметов потребления всегда оказывается больше той, какою она была при отсутствии пригодных для потребления услуг».
Под услугой принято понимать такую деятельность, которая может не воплощаться в материальном продукте, но всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает потребитель.
Важно отметить, что полезный эффект услуги не существует отдельно от процесса его производства, следовательно, услуги, в отличие от товаров, нельзя произвести впрок и хранить. Процессы производства и потребления услуги по времени совпадают.
Специфика экономических отношений по поводу купли-продажи услуг заключается в непосредственной связи между производителем и потребителем. Услуга удовлетворяет индивидуальную потребность в данном, определенном виде труда. Вследствие того, что услуги производятся на заранее известный контингент потребителей, перепроизводства услуг быть не может.
Результат потребления услуги может быть разным – студент по завершении учебы в высшем учебном заведении становится высококвалифицированным специалистом; впечатление от прослушанной музыки может оказать эмоциональное воздействие на человека, его мировоззрение, поведение и сохраниться на всю жизнь, больной оказывается излеченным и т.д.
К. Маркс отмечал: «Известного рода услуги … воплощаются в тварях, другие же услуги, напротив, не оставляют осязаемых результатов, существующих отдельно от исполнителей этих услуг; иначе говоря, результат их не есть пригодный для продажи товар … Но от этого нисколько не меняется их экономический характер». Следовательно, услуги могут либо обладать, либо не обладать вещественной формой. В современных условиях, к примеру, ряд услуг приобретается на электронных носителях, то есть в овеществленном виде.
Качество услуги, в отличие от качества товара, может быть переменчивым и различаться существенным образом в зависимости от условий ее производства и потребления, времени производства услуги, уровня квалификации производителя и т.д. Так, опытный парикмахер, скорее всего, пострижет клиента гораздо лучше, чем это сделает начинающий, молодой парикмахер. Однако и первый может постричь по-разному, в зависимости от своего физического состояния и расположения духа в момент стрижки. Потребители услуг нередко знают о подобном разбросе качества и при выборе поставщика услуг советуются с другими покупателями.
Для обеспечения качества услуг фирмы выделяют средства на обучение и привлечение по-настоящему хороших специалистов. Авиакомпании, банки и отели, как свидетельствует мировая практика, тратят значительные суммы на обучение своих служащих искусству оказания добротных услуг. Кроме того, поставщики услуг отслеживают степень удовлетворенности клиентуры посредством опросов, проведения контрольных покупок и т.д. для выявления случаев неудовлетворительного обслуживания и исправления ситуации.
Международная торговля услугами встречает больше различных барьеров в сравнении с торговлей товарами; некоторые виды услуг вообще не могут экспортироваться, например, коммунальные или бытовые.
Особенности ценообразования нефти
Размер, масштаб и сложность мировой торговли сырой нефтью уникальны по сравнению с торговлей другими сырьевыми товарами. В настоящее время ежедневно добывается и потребляется более 80 млн. барр. нефти. Помимо масштабов торговли, стратегическая важность и ключевая роль, которую нефть играет в экономике, делают её уникальным товаром. В настоящей главе рассматриваются механизмы формирования цен в нефтяном секторе, в частности, образование цен на нефть как на сырьевой товар. Механизмы биржевого ценообразования стали активно развиваться после того, как созданная странами ОПЕК система официальных цен реализации нефти прекратила своё существование в середине 1980-х годов. Образование цен на нефть – хорошо сложившаяся система, и на спотовых нефтяных рынках сформировался полный набор инструментов биржевого ценообразования. Тем не менее, долгосрочные контракты по-прежнему играют значительную роль на рынке нефти, хотя и с другими механизмами формирования цен по сравнению с предшествующими периодами.
Нынешние спотовые рынки развивались с начала 1970-х годов. Сначала их назначение заключалось в балансировании спроса и предложения нефти, и они охватывали не более 3-5% международной торговли нефтью. В 1980-х гг. на спотовые рынки стали поступать растущие объёмы нефти, добываемой в странах, не входящих в ОПЕК. Появились новые ключевые эталонные сорта нефти – WTI, Brent и Dubai, которые стали использоваться в качестве базы для привязки к ним цен на нефть аналогичного качества и места добычи. Прежде эту роль играл сорт Arabian Light в рамках системы официальных цен реализации ОПЕК. Спотовые сделки в основном осуществляются между двумя сторонами по телефону или посредством компьютерной сети – это внебиржевой рынок. Для спотового рынка наличие торгового зала необязательно. Термин «спотовый рынок» применим ко всем разовым сделкам, заключаемым в сфере, где имеет место активная торговая деятельность в отношении одного или более товаров. Основные спотовые рынки или, скорее, торговые площадки для торговли сырой нефтью, располагаются в Роттердаме для Европы, Сингапуре для Азии и Нью-Йорке для США. Эталонные сорта нефти на этих биржах – Brent, Dubai и WTI. В то же время, в западных странах также формировались фьючерсные рынки. Они появились благодаря стремлению некоторых нефтяных компаний снизить риски, вызванные высокой неустойчивостью цен. Достижения в сфере информационных технологий и финансовой теории, а также политический климат, благоприятствующий формированию рыночных площадок в противовес государственному администрированию торговых операций, привели к созданию рынков производных финансовых инструментов (деривативов), включая фьючерсы и опционы. Нью-Йоркская товарная биржа и Международная нефтяная биржа (IPE) являются двумя основными финансовыми рынками для нефти. Мировые цены на нефть определяются именно этими рынками.
При анализе поведения нефтяного рынка очевидно, что рост потребления нефти тесно связан с экономическим ростом. Там, где растёт экономика, растёт и спрос на нефть – в Китае, Индии, на Ближнем Востоке, в США. Ежегодно мировой спрос на нефть увеличивается примерно на миллион баррелей в день. В 2004 году произошёл особенно значительный рост спроса – на 3,2 млн. барр. в день.
Ценность нефти определяется общей стоимостью продуктов её переработки, именуемой валовой стоимостью нефтепродуктов (это не означает, что цены на нефть устанавливаются по ценам нефтепродуктов - эти элементы взаимосвязаны). С точки зрения нефтепереработчиков, валовая стоимость нефтепродуктов определяет верхний предел цены на нефть. Каждый поток нефти обладает собственными характеристиками и позволяет получать различные сочетания нефтепродуктов.
Таблица 1: 10 крупнейших потребителей, производителей, импортёров, экспортёров нефти в 2005 г.
Источник: МЭА, Deutsche Bank
Цена «корзины» ОПЕК является индикативной ценой, основанной на ценах следующих 11 сортов нефти: Saharan Blend (Алжир), Minas (Индонезия), Iran Heavy (Иран), Basra Light (Ирак), Kuwait Export (Кувейт), Es Sider (Ливия), Bonny Light (Нигерия), Qatar Marine (Катар), Arabian Light (Саудовская Аравия), Murban (ОАЭ) и BCF 17 (Венесуэла).
Нефть с низким содержанием серы (менее 0,5%) именуется «сладкой» (малосернистой), а нефть с высоким содержанием серы (более 1,5%) – «кислой» (высокосернистой). Для измерения плотности нефти нередко применяется стандарт Американского нефтяного института (API). Тяжёлыми считаются нефти, плотность которых составляет менее API 22°, в то время как к лёгким относятся нефти с плотностью более API 33°. Нефти средней плотности располагаются в промежутке между этими двумя величинами. Некоторые потоки нефти содержат примеси металлов. Все эти факторы сказываются на цене нефти. Цена ФОБ («франко-борт судна») – это цена на сырую нефть или нефтепродукты в порту погрузки, в то время как цена СИФ (стоимость, страхование и фрахт) – цена в порту назначения. Покупатели должны дополнительно оплачивать стоимость транспортировки при покупке сырой нефти или нефтепродуктов при цене ФОБ, в то время как цена СИФ уже включает стоимость транспортировки. Кроме того, время установления этих цен различное. Цены ФОБ устанавливаются на дату погрузки, а цены СИФ – на дату разгрузки. Поскольку транспортировка танкерами обычно занимает от нескольких дней до нескольких недель, разница часто бывает ощутимой. Больше принято осуществлять сделки с сырой нефтью по ценам ФОБ, а сделки с нефтепродуктами по ценам СИФ. Это означает, что покупатели нефти обычно фрахтуют танкеры, чтобы забрать нефть на терминалах стран-экспортёров нефти, а продавцы нефтепродуктов обычно доставляют свои продукты покупателям.
В конце 70-х и в 80-х годах появились новые эталонные сорта нефти. Эталонная нефть служит в качестве ценового базиса для нефтей с аналогичным качеством и местом добычи. В то время как эталонные сорта нефти играют ключевую роль при определении абсолютных уровней цен, бόльшая часть торговли другими сортами сырой нефти осуществляется в форме торгов на основе спреда. Предпочтение в отношении торгов на основе спреда является естественной реакцией на неустойчивость, которая присуща международным рынкам нефти. Разница между ценами имеет тенденцию быть менее изменчивой, чем абсолютные уровни цен . Торги на основе спреда отражают потребность рынков в постоянной коррекции межрыночных взаимосвязей в колебаниях цен.
Рис. 1: Цены на эталонные сорта нефти
Источник: US DOE/EIA
До 1979-80 гг. на долю долгосрочных контрактов приходилась бόльшая часть международной торговли. В 1970-х гг. сырая нефть продавалась на основе официальных цен реализации, которые устанавливались в соответствии с дифференциалом по отношению к цене нефти сорта Arabian Light. Дифференциалы основывались на физических характеристиках сортов нефти и удалённости от рынков. Однако система официальных цен реализации, которая была основой для большинства долгосрочных контрактов, перестала работать в середине 1980 -х гг., в условиях снижения потребности в нефти ОПЕК вследствие роста добычи в странах, не входящих в ОПЕК, и абсолютного сокращения мирового спроса на нефть в начале 1980 -х годов. Саудовская Аравия, действовавшая как компенсирующий производитель в рамках системы квот ОПЕК, ввела ценообразование по принципу нетбэк в конце 1985 г. для защиты своей рыночной доли и тем самым прекратила действие системы официальных цен. Система ценообразования по принципу нетбэк увязала стоимость сырой нефти с ценами на спотовом рынке нефтепродуктов После периода использования системы ценообразования по принципу нетбэк (Формула ценообразования по принципу нетбэк: Цена на сырую нефть (ФОБ) = валовая стоимость нефтепродуктов на спотовом рынке минус фиксированная маржа нефтепереработки минус транспортные расходы (от терминала в стране-экспортёре нефти до нефтеперерабатывающего завода в стране-импортёре) последовал короткий, не увенчавшийся успехом, возврат к системе фиксированных официальных цен. В конце 1987 г., однако, были введены формулы ценообразования, привязанные к конкретным географическим направлениям. Сегодня эта система всё ещё действует. Она непосредственно связана с поведением мировых рынков сырой нефти и позволяет продавцам ориентироваться на конкретные регионы и потребителей путём модификации формул и других аспектов контрактов для удовлетворения индивидуальных потребностей. Результат этих корректировок – индивидуализированные контракты и ценовые формулы. Хотя использование целевых формул снижает степень прозрачности цен, они оказались эффективным, долговечным и гибким инструментом. Если формула цены связана только с одним сортом эталонной нефти, то конкретные характеристики и специфические рыночные условия эталонной нефти могут иметь большое влияние. Чтобы избежать этого, обычно используют «корзины нефтей», включающие несколько эталонных сортов. Например, обычно формулы для экспорта сырой нефти Arabian Light на Азиатско-Тихоокеанский рынок (продажа в восточном направлении) привязаны к сортам нефти Dubai и Oman. Формулы же для экспорта в Европу и Северную Америку (продажа в западном направлении) используют фьючерсную цену IPE на сорт Brent ( IPE BWAVE ). Обычно цены при продаже в восточном направлении выше цен при продаже в западном направлении, разница называется «азиатская премия» (Asian premium).
Динамика цен на нефть и экономических показателей в странах-экспортерах нефти
В условиях растущего спроса на нефть на мировом рынке, география ее добычи в мире в первую очередь определяется фактическим наличием, масштабами и качеством нефтяных месторождений в данных регионах, а также имеющимися добывающими мощностями и соответствующей инфраструктурой для транспортировки нефти.
Суммарные мощности добывающей промышленности в основных странах — продуцентах нефти уже многие годы значительно (до 40% в Саудовской Аравии) превышают спрос8. С тем, чтобы в периоды превышения предложения над спросом на мировом рынке удержать цены на нефть от падения ниже определенного уровня, ведущие мировые продуценты, и, прежде всего — члены Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), устанавливают ограничительные квоты на ее добычу, о чем подробнее будет сказано далее. Более того, в некоторых странах (особенно в США) прямо консервируют уже пробуренные нефтяные скважины из-за крайне высоких в настоящее время издержек их эксплуатации или отчасти даже прямого желания сохранить собственные природные запасы на более отдаленное будущее, предпочитая пока импортировать нефть по более низким ценам.
Первое место в мире по добыче нефти занимает Саудовская Аравия, причем следует отметить, что объем добычи в этой стране год от года существенно колеблется, что связано с действием страны в качестве «замыкающего» при регулировании ОПЕК цен на нефть путем ограничения объема производства нефти в стране.
На 18 крупнейших нефтяных компаний (не считая России) приходится около 60% мировой нефтедобычи, что свидетельствует о чрезвычайно высокой степени монополизации мирового рынка нефти. Кроме того, здесь следует отметить большую долю государственных компаний (из перечисленных компаний только 5 являются частными), на долю которых в последние годы приходилось около 40% добытой в мире нефти.
В странах Западной Европы потребление нефти в отдельные годы существенно не менялось, но в целом возросло примерно на 6%. В странах Восточной Европы наблюдается длительный спад потребления, который в последние годы удалось замедлить и даже остановить, но еще не преодолеть.
В странах Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Южной Америки потребление нефти увеличилось на 30%, а в странах Африки — на 36%, в том числе в ЮАР — на 50%.
Несмотря на отмеченные сдвиги, основными потребителями нефти в мире остаются промышленно развитые государства. На долю стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приходится почти 60%. Следует также отметить, что крупнейшие производители нефти — страны Ближнего и Среднего Востока — в ее потреблении занимают сравнительно скромную долю — всего 5,7%, в том числе Саудовская Аравия — лишь 1,6%.