Современные тенденции развития международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 19:40, реферат

Краткое описание

Как известно, международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово - экономического сотрудничества. Структурные сдвиги, происходящие в экономиках государств под влиянием научно-технической революции (НТР), специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств, что способствует активизации международной торговли.

Файлы: 1 файл

совр тенденции развтия межд торговли.docx

— 37.50 Кб (Скачать)
  • система клиринговых счетов, на которых учитывается движение всех платежей и поступлений для каждой договаривающейся стороны;
  • объем клиринга;
  • валюта клиринга, принятая сторонами для расчета;
  • взаимо допускаемый кредит в процессе реализации клирингового соглашения;
  • согласованный порядок регулирования сальдо клиринга.

Компенсационные соглашения занимают в общем объеме встречной торговли около 9%. Являются одним из направлений экономического и технического сотрудничества, связанного со строительством промышленного предприятия или объекта по добыче полезных ископаемых на условиях безвалютного взаиморасчета между партнерами. Это строительство предусматривает выполнение поставщиком/подрядчиком проектно-изыскательских работ, поставку технологического оборудования, производство строительно-монтажных и пуско-наладочных работ, передачу сопутствующих лицензий и "ноу-хау", а также предоставление кредита. В качестве расчета выступает продукция построенного предприятия, которое является собственностью заказчика.

1.2 Производственная  кооперация

 

Конкуренция современных  производителей товаров в различных  странах существенно обостряет  проблему сбыта как внутри стран, так и особенно в международной  торговле.

С целью повышения своей  конкурентоспособности производители  и продавцы объединяют свои усилия в сфере реализации товаров. Они  создают совместные сбытовые структуры, используют сбытовые сети друг друга, проводят совместные рекламные кампании.

Кооперация по сбыту представляет собой сотрудничество независимых  производителей и оптовых продавцов  при реализации товаров, осуществляемое с целью продвижения на рынок  и повышения конкурентоспособности  их товаров.

Кооперация по сбыту, которая  относится только к сфере реализации товаров, называется сбытовой, а если и к производству – производственно-сбытовой. В зависимости от состава кооперирующихся  сторон кооперация может иметь национальный или международный характер. Стратегической целью сбытовой кооперации является расширение объемов сбыта при  снижении издержек обращения на единицу  стоимости продукции. Такая цель заставляет независимых производителей искать соответствующие способы  ее реализации.

Существует 2 способа организации  сбытовых структур:

1) предполагает создание  совместной сбытовой структуры  для концентрации продаж однородных  товаров различных поставщиков  с целью снижения издержек  обращения на единицу стоимости  товара каждого поставщика.

При этом расходы на маркетинговые исследования, рекламные мероприятия, использование складского хозяйства, административные расходы соотносятся с общим объемом товарооборота созданной сбытовой структуры и в процентном отношении к стоимостной единице реализованного товара гораздо ниже, чем если бы каждый из производителей нес эти расходы самостоятельно;

2) заключается в том,  что каждый поставщик имеет  в сбытовой компании свой отдел  и в зависимости от использования  возмещает расходы за аренду  помещения, сервисное обслуживание, рекламу, складирование, административно-хозяйственные  расходы. Этот способ наиболее  целесообразен, если поставщик  занимается и предпродажной доработкой  товара и его гарантийным обслуживанием.

Взаимное использование  сбытовых структур кооперирующиеся  производители применяют для  согласованного дополнения номенклатуры товаров. Такая сбытовая кооперация эффективна в том случае, когда  каждым производится ограниченная гамма  товаров.

Например, взаимное использование  сбытовых сетей применяется при  продаже дорожно-строительной или  сельскохозяйственной техники, когда  требуется широкая гамма дополняющих  друг друга машин и механизмов, производство которых непосильно одному производителю.

Одной из распространенных форм сбытовой кооперации является соглашение картельного типа, обязывающее кооперирующихся участников соблюдать совместно установленные условия сбыта: квоты сбыта на определенных региональных рынках, минимальные цены реализации аналогичной продукции, условия предоставления коммерческих кредитов. Такие соглашения касаются в основном сырьевых товаров, топливно-энергетических ресурсов, сельскохозяйственной продукции.

Наибольшее развитие производственно-сбытовая кооперация получила в различных  отраслях машиностроения, в автомобильной, авиационной промышленности.

Кооперирующиеся стороны  заключают соглашение о производственной и сбытовой кооперации, в котором  определяют и четко разграничивают права и обязанности сторон, порядок  взаимодействия и ответственность.

В развитие и дополнение соглашения стороны подписывают  конкретные контракты и договора на взаимную поставку комплектующих  узлов и деталей с приложением  позиционных цен и сроками  поставок.

 

 

 

1.3 Франчайзинг  товаров и услуг

 

Франчайзинг является одним из действенных способов кооперации по сбыту товаров и услуг достаточно известной фирмы (франчайзера) через специально созданную при ее участии сбытовую компанию (франчайзи) благодаря предоставленному франчайзером праву использовать его товарный знак и ноу-хау.

В международной практике взаимоотношения франчайзера и франчайзи регулируются договорами, близкими в отношении предмета, прав и обязанностей сторон к лицензионным соглашениям, а в отношении коммерческих условий взаимодействия – к соглашениям с посредниками.

Наибольшее применение франчайзинг  находит в сфере услуг: индустрия  туризма, сервис бытовой техники, система  быстрого питания, прачечные, авторемонт.

Так, всемирно известный  производитель копировальной техники  компания Xerox, имея надежную репутацию, создает в различных странах, в том числе и в России, разветвленную сеть сбытовых предприятий для совместного продвижения на рынок разнообразных и высококачественных услуг по копированию любых рукописных, печатных материалов.

С этой целью она подбирает  национальных партнеров, требуя от них  строгого исполнения уже отлаженной технологии предоставления услуг. Обычно это малые и средние предприятия (франчайзи) – исполнители франчайзинга.

Франчайзер Xerox финансирует приобретение или аренду выбранных франчайзи помещений, поставку комплекта оборудования, расходных материалов, обучает персонал, передает франчайзи за вознаграждение права использования фирменного наименования и контролирует надлежащее их использование.

Договор коммерческой концессии  – франчайзинг должен быть зарегистрирован  в Роспатенте, что подтверждает переуступку  прав на использование товарного  знака и имеет важное значение в случае возникновения споров сторон при ограничении прав его использования.

Вознаграждение за право  использования деловой репутации  и коммерческого опыта франчайзи выплачивает так же, как в случае лицензионного соглашения: единовременный платеж паушально, текущие отчисления роялти или комбинированный платеж.

Организуя в стране сбыт товаров и услуг под своим  именем, франчайзер, с одной стороны, активно рекламирует свою фирму и обеспечивает сбытовое признание услуги или товара на данном рынке, а, с другой стороны, сильно рискует в случае недобросовестного использования своих обязательств со стороны франчайзи, нарушения прав использования, несоблюдения технологии и коммерческих приемов предоставления услуг.

Поэтому франчайзер оставляет за собой право контролировать сбытовой процесс на всех его стадиях – от качества исходных материалов, квалификации персонала, финансирования затрат, выплаты вознаграждения до ограничения использования товарного знака по территории, срокам, объему предоставленных прав и передачи их третьим лицам.

Франчайзинг товаров и  услуг используют, кроме Xerox, другие, не менее известные фирмы – MacDonalds, Zinger, Coca-Cola, Ford, Hilton, фирменные наименования которых означают высокое качество товаров и услуг, высокую деловую репутацию и опыт.

Современный международный франчайзинг вторгается не только в сферу сбыта товаров и услуг, но и в производство.

Так, General Motors, являясь партнером «АвтоВАЗа» по созданию совместного предприятия на территории РФ, предоставляет право использовать зарегистрированный и хорошо известный товарный знак «Opel» для производства легкового автомобиля модели «Опель-Астра» с передачей ноу-хау технологии изготовления и правом последующего сбыта под этим товарным знаком.

 

1.4 Арендные и  лизинговые операции

 

В международной практике коммерческой деятельности аренда и  финансовая аренда (лизинг) являются весьма перспективными видами предпринимательства, поскольку составляют серьезную конкуренцию коммерческим операциям купли-продажи в кредит.

Арендная операция для  арендатора удобна тем, что в отличие  от покупки ему не нужно мобилизовать собственные или заемные средства для приобретения, например, оборудования, он может начать предпринимательскую  деятельность с гораздо меньшим  капиталом, выплачивая арендные платежи  по мере реализации изготовленной продукции  и получая при этом прибыль.

Арендная операция удобна для арендодателя тем, что в отличие  от продажи он, получая арендные платежи, остается собственником имущества  и по истечении срока аренды может его вновь сдать или продать по остаточной стоимости.

В международной практике различают три вида аренды в зависимости  от продолжительности:

1) краткосрочная аренда  – рейтинг, продолжительность  которой может составлять от  нескольких часов, дней, месяцев  до одного года;

2) среднесрочная аренда  – хайринг, предполагающая сдачу  в аренду на срок от 1 до 3 лет;

3) долгосрочная аренда - на  срок более трех лет.

Рейтинг и хайринг называют оперативной арендой, поскольку  фактический срок аренды в этом случае ниже нормативного срока службы и  объект аренды оперативно сдается несколько  раз, чтобы арендными платежами  от нескольких арендаторов погасить полностью первоначальную стоимость  имущества.

В оперативной аренде только две стороны – арендатор и  арендодатель.

Они взаимодействуют на основе договора. Как правило, арендодатель оперативной аренды несет риски, связанные с моральным устареванием объекта аренды и необходимостью производить реновацию после  каждой очередной сдачи имущества. Поэтому ставки арендной платы сравнительно высокие, а при рейтинге – очень высокие.

Стороны финансовой аренды взаимодействуют следующим образом.

Сначала арендатор (лизингополучатель) самостоятельно выбирает объект аренды (например, комплект стоматологического оборудования с необходимыми ему  характеристиками) и определяет поставщика этого оборудования.

Затем он передает арендодателю (лизингодателю) заявку на выбранный  объект аренды. В качестве лизингодателя  выступает лизинговая компания, обычно учрежденная банковскими или  другими финансовыми структурами.

Лизинговая компания проводит переговоры и подготавливает контракт купли-продажи с поставщиком стоматологического оборудования с характеристиками, определенными  арендатором.

Контракт заключается  после того, как лизинговая компания подпишет лизинговый договор с лизингополучателем о предоставлении во временное пользование  комплекта определенного сторонами  стоматологического оборудования на срок, близкий к сроку его амортизации (например, 4 года), с правом выкупа этого  оборудования по остаточной стоимости  после истечения срока аренды.

Затем поставщик согласно условиям контракта поставляет стоматологическое  оборудование непосредственно в  адрес лизингополучателя с целью  его использования, хотя собственником  оборудования остается лизинговая компания, так как она профинансировала покупку оборудования.

Лизингополучатель начинает использовать стоматологическое оборудование, получает прибыль и в установленные  в договоре сроки выплачивает  согласованные лизинговые платежи. Если после окончания срока лизинга  оборудование продолжает хорошо работать, при желании лизингополучатель  имеет преимущественное право выкупить его по остаточной стоимости.

Обратный лизинг представляет собой лизинг, например, оборудования без его физического перемещения, когда собственник оборудования продает его лизинговой компании, а та обратно предоставляет теперь уже бывшему собственнику это оборудование на условиях финансовой аренды.

В результате сделка взаимовыгодна, так как лизинговая компания получает лизинговые платежи, лизингополучатель  может относить эти платежи на себестоимость, а выручкой от продажи  оборудования пополнить основной и  оборотный капитал.

Информация о работе Современные тенденции развития международной торговли