Современные тенденции развития международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 19:40, реферат

Краткое описание

Как известно, международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово - экономического сотрудничества. Структурные сдвиги, происходящие в экономиках государств под влиянием научно-технической революции (НТР), специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств, что способствует активизации международной торговли.

Файлы: 1 файл

совр тенденции развтия межд торговли.docx

— 37.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  Республики Беларусь

 

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

Кафедра «Основы бизнеса»

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему «Современные тенденции  развития международной торговли»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:  Шматова А.В

студентка группы №  105311

 

Принял: преподаватель

Петренко Д.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

Введение

 

Международная торговля — старейшая форма международных  экономических отношений. Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. Как известно, международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово - экономического сотрудничества. Структурные сдвиги, происходящие в экономиках государств под влиянием научно-технической революции (НТР), специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств, что способствует активизации международной торговли.

Международная торговля является центральным звеном в сложной системе мирохозяйственных  связей, опосредуя практически все  виды международного разделения труда  и связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. Она представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира, а ее объем подсчитывается путем  суммирования объемов экспорта,

Мировая торговля на современном  этапе – традиционная и наиболее развитая форма международных экономических  отношений. Современная международная  торговля—торговля между странами, предполагающая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) товаров . В ней участвуют различные юридические лица—корпорации, их объединения, государства, отдельные индивидуумы. Она является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и, таким образом, увеличивать общий объем производства. По некоторым оценкам, на долю торговли приходится около 80% всего объема международных экономических отношений.

Необходимость внешней торговли вызвана неравномерностью развития различных отраслей в разных странах. Продукция наиболее динамично  развивающихся отраслей, которую  невозможно реализовать на внутреннем рынке, вывозится за границу.

Современная международная  торговля имеет динамичный характер. Структура и объем экспорта, импорта  товарооборота различных стран  и регионов мира непрерывно меняется. Анализ показывает исключительно быстрый  рост товарооборота после второй мировой войны: с 1947 по 1973 гг. объем  Мирового экспорта ежегодно увеличивался примерно на 6%.

Столь динамичное развитие внешней торговли объясняется  ее положительным воздействием на уровень  и качество экономического развития стран. 
Большинство стран в современных условиях—страны с открытой экономикой, т.е. значительная часть ВВП производится у них с участием внешнеторгового сектора.

Согласно исследования внешнеторгового оборота , на каждые 10 % роста мирового производства приходятся 16 % увеличения объема мировой торговли. 
Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития .

Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства. На стабильный,устойчивый рост международной торговли оказывают влияние ряд факторов :

- небывалый размах международного товарного обмена под воздействием НТР и углубление его интернационализации. Рост объема международной торговли вызван такими факторами, как коренная ломка структуры энергетического баланса развитых промышленных стран, увеличение потребления нефтепродуктов, возросший спрос на машинные средства труда в связи с индустриализацией сельского хозяйства, а также увеличение темпов промышленного, транспортного и энергетического строительства в развивающихся странах. Этому способствовало и расширение внешнеторгового обмена между промышленно развитыми странами, что в немалой степени связано с созданием региональных торгово-экономических блоков в результате процесса интеграции;

- прогрессирующие изменения в географическом распределении международной торговли, что проявляется в увеличении удельного веса развивающихся стран в международной торговле;

- динамичность развития международной торговли;

- изменение торговой структуры экспорта под воздействием НТР, которая ускорила объективный процесс международного разделения труда и вызвала рост обмена наукоемкой продукцией, готовыми изделиями и услугами. В целом изменения в структуре товарного экспорта характеризуются тем, что в последние годы неуклонно увеличивается доля готовых изделий, удельный вес которых составляет более 2/3 стоимости мирового товарооборота;

- появление новых отраслей и производств, что вызвало растущую зависимость ряда стран от импорта некоторых видов сырья, особенно цветных металлов, нефти, газа;

- установление под воздействием НТР глубоких и устойчивых технологических связей между предприятиями разных стран по выпуску изделий машиностроительной, химической, электротехнической и электронной промышленности.

- активная, деятельность транснациональных  корпораций на мировом рынке:

- регулирование международной  торговли посредством мероприятий

Современная международная  торговля постепенно утрачивает изначально присущие ей черты простой реализации на внешнем рынке определенного  излишка продукции и все более  сводится к заранее согласованным  поставкам товаров между кооперирующимися предприятиями разных стран.

Каждое государство  проводит систему мероприятий, направленных на защиту внутреннего рынка или  на стимулирование роста объема внешней  торговли, изменение ее структуры  и направление товарных потоков. Эта система мероприятий является внешнеторговой политикой.

 

1. Современные  методы международной торговли

 

1.1 Международные  встречные операции

 

Встречная торговля в мировой торговле имеет очень большое значение. Как наиболее распространенный способ взаимоотношений партнеров она появилась еще в эпоху простого материального обмена. Денежное обращение, немного затормозив развитие встречной торговли, не помешало ей тем не менее достичь в современных условиях значительного товарооборота – 1/3 международных коммерческих сделок носит встречный, взаимосвязанный характер поставок товаров.

Виды встречных сделок разнообразны, но все они применяются  при ограниченных валютных возможностях прямых закупок товаров, необходимости  осуществления гарантированных  поставок, выходе на новые или труднодоступные  рынки, упрощении финансовых взаиморасчетов, необходимости преодоления некоторых  кризисных явлений в экономике (неплатежи, частичная или полная неконвертируемость национальной валюты, падение производства, снижение конкурентоспособности  товаров).

Встречная торговля – это  самый давний вид международной  торговли. К данному методы торговли относятся такие внешнеторговые операции, при совершении которых в едином контракте фиксируются твердые обязательства контрагентов произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами.

Таким образом, суть встречной  торговли заключается в полной или  частичной оплате импорта встречным  экспортом. Одной из особенностей встречной  торговли является расширение практики встречных закупок экспортерами тех товаров, которые не используются для своей страны, а заранее  предназначаются для продажи  в других странах.

Принято различать несколько  видов встречной торговли:

  • бартерные сделки;
  • контрзакупки;
  • выкуп продукции, бывшей в употреблении;
  • операции с давальческим сырьем;
  • компенсационные соглашения;
  • клиринг;
  • приграничная (прибрежная) торговля.

Главной особенностью бартерной операции является то, что товарообмен осуществляется на основе равенства стоимостей обмениваемых товаров по мировым ценам, т. е. необходимо не только равенство стоимостей товаров от каждого партнера, но и единообразие оценки стоимостей товаров в единой валюте, на базе мировых цен и с учетом базисных условий поставки товаров.

Бартерный контракт – два  контракта купли-продажи, условия  которых должны быть полностью идентичны (по штрафным санкциям, условиям страхования, форс-мажорным обстоятельствам и  пр.) Общая сумма бартерного контракта  определяется сторонами в одной  валюте после внесения поправок, приведенных  с учетом базисных условий поставок. Количественные объемы поставок товаров  с каждой стороны корректируются так, чтобы общая стоимость поставок с каждой стороны была одинакова.

Таможенные сборы, пошлины, налоги, акцизы каждая из сторон контракта  уплачивает в своей стране самостоятельно, без взаиморасчетов.

Порядок предъявления претензий  по качеству, количеству, срокам поставки, а также подсчета убытков и  штрафных санкций при исполнении бартерного контракта не отличается от контракта купли-продажи.

Учитывая коммерческую практику исполнения бартерных контрактов, необходимо принять следующие меры:

- если поставщик встречной  товарной партии отказывается  первым произвести поставку, то  следует в текст контракта  включить его обязательство предоставить  банковскую гарантию должного  исполнения обязательств на сумму  как минимум 10–15% стоимости поставляемого  товара;

- в текст контракта  включить оговорку: «в случае  взаимных претензий по возмещению  убытков, которые стороны не  смогут удовлетворить изменением  количества поставленных товаров,  стороны возмещают их соответствующим  изменением стоимости в валюте  цены контракта»;

- если поставщик мало известен на рынке и нет уверенности в качестве его товара, он не хочет сделать первым поставку, отказывается предоставить банковскую гарантию должного исполнения обязательств, то лучше от него отказаться, не подписывать контракт, а переговоры провести с другим поставщиком.

Нередко бартерные контракты  заключаются как разовые пробные  поставки на рынок, для определения  спроса, каналов сбыта, смягчения  остроты в нехватке валютных ресурсов. Бартер необходим в случае кризисных  явлений в экономике, временных  сбоев расчетно-финансовых механизмов.

Операции  с давальческим сырьём имеют признаки встречной торговли, являясь сбалансированным, безвалютным и заранее оцененными.

По заключённым контрактам одна из сторон экспортирует исходное сырьё и импортирует продукты переработки или готовую продукцию, другая - перерабатывает это сырьё (называемое давальческим) своими средствами. За переработку  экспортёры сырья осуществляют дополнительную поставку.

Так же, как и во встречной  торговле, взаимные обязательства сторон оформляются одним контрактом. Оценке подлежит стоимость сырья, переработки  и готовой продукции.

Выкуп устаревшей продукции является одним из эффективных способов увеличения продаж в условиях жёсткой конкуренции на рынках сбыта. При поставке новых товаров экспортёр выкупает устаревшие модели, а их остаточная стоимость засчитывается в стоимости новых товаров. Наиболее широко применяется этот способ торговли при сбыте легковых автомобилей, сельхозмашин, ЭВМ и др. В Западной Европе в начале 90-х годов более 70% новых легковых автомобилей сбывалось при выпуске устаревших моделей.

При выкупе товаров длительного  пользования фирмы изготовители обновляют эти товары и реализуют  их на том же рынке более бедным слоям населения (секонд хэнд). Много такой продукции приобретают развивающиеся страны. Это позволяет компаниям получать прибыли даже при затратах на выкуп, реновацию и повторный сбыт.

Несмотря на то, что в  мировом товарообороте встречная  торговля составляет значительную долю (по сведениям американских специалистов, до 40%), наибольшее количество сделок осуществляется на основе контрактов купли - продажи, т.е. на валютной основе.

В качестве объектов сделки могут выступать: готовая продукция как в собранном, так и в разобранном виде; комплектное оборудование, кооперированная продукция; результаты творческой деятельности (книги, картины, изобретения); консультационные, туристические, управленческие и другие услуги.

Еще одной разновидностью встречной торговли является клиринг.  Под клирингом понимается не обмен товарами и услугами, а система безналичных расчетов за товары, ценные бумаги и услуги, основанная на зачете взаимных (встречных) требований и обязательств. Клиринг составляет около 8% объема встречной торговли. Впервые клиринг возник в XVIII столетии. В настоящее время платежные клиринговые соглашения заключаются между странами в основном из-за нехватки конвертируемой валюты. В этих соглашениях указываются:

Информация о работе Современные тенденции развития международной торговли