Религиозный аспект в арабо-израильском конфликте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Исполнилось уже более 60 лет с начала арабо-израильского конфликта на Ближнем Востоке. Его появление было спровоцировано провозглашением 14 мая 1948 г. Декларации независимости Израиля и нападением арабских стран на еврейское государство. Так началось противостояние, которое не утихает до сих пор. А Ближний Восток продолжает оставаться "горячей точкой" планеты.
Интерес к данной теме был продиктован интересом автора. Актуальность арабо-израильского конфликта каждодневно подтверждается выпусками новостей с мест событий. Однако чтобы понять суть конфликта и обозначить возможные пути его разрешения, необходимо изучить историю вопроса.

Оглавление

1. Введение 3
2. Основная часть 5
2.1 Истоки конфликта 5
2.2 Сосуществование конфессий 8
2.3 Начало религиозной розни 10
2.4 Шестидневная война 15
2.5 Развитие событий 17
2.6 Итоги 21
3.Заключение 27
5. Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Религиозный аспект в арабо-израильском конфликте.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

    Летом 1929 года постепенно события начали выходить за рамки арабо-еврейского конфликта, выливаясь в общенациональное движение, направленное против британского присутствия в Палестине. Борьба палестинского народа нашла отклик и сочувствие во многих арабских странах. Тысячи феллахов и бедуинов из Трансиордании, Сирии, Синая направлялись на помощь палестинцам. «Мы живем как на вулкане, писал в те дни корреспондент лондонской газеты «Дейли-Ньюс», — теперь арабы опираются на помощь единоверцев Сирии, Египта, аравийских государств и Индии».8

    Наличие беспорядков в стране в виде религиозных столкновений послужило предлогом для переброски английских войск в Палестину, и к началу 1929 года английским войскам удалось подавить восстание.

    Важной вехой в истории Иерусалима была принятая 29 ноября 1947 года резолюция ООН о разделе Палестины и о создании на ее территории двух государств — арабского и еврейского. В связи с тем, что иерусалимские святыни, связанные с историей трех религий, имеют исключительную ценность в глазах сотен миллионов верующих, было решено, что Иерусалим должен быть интернационализирован и наделен особым статусом. Этому вопросу был посвящен особый раздел резолюции (параграф 13-Святые места), где говорилось следующее:

    а) уже существующие права в отношении Святых мест или зданий и мест, предназначаемых для религиозных целей, не подлежат отмене и не могут быть ограничены;

    б) свободный доступ к Святым местам или в здания и участки, предназначаемые для религиозных целей, и свободное отправление богослужения обеспечивают в соответствии с существующими правами при условии соблюдения требований в отношении поддержания общественного порядка и благопристойности;

    в) Святые места и здания и участки, предназначенные для религиозных целей, подлежат хранению. Не разрешаются никакие действия, которые могут нарушить их священный характер.9

    Первая арабо-израильская война началась сразу же после провозглашения независимого Израиля. Войска 7 арабских стран — Трансиордании, Египта, Сирии, Ирака, Ливана, Саудовской Аравии и Йемена, 15 мая 1948 года вступили на территорию Палестины. В результате арабо-израильской войны (1948-1949 гг.) Иерусалим был разделен демаркационной линией на 2 части: западная вошла в состав Израиля, восточная часть, включавшая «Старый город» с его святынями — в состав Иордании.

    Во время «битвы за Иерусалим» — военных действий, ведшихся в 1948 г. между израильской «Хаганой» (евр. — «Оборона») и «Арабским легионом», — Харам-аш-Шариф и находящиеся на этом месте мечети, получили значительные повреждения. «Свежие проломы в чудесных узорах лазури и золотой смальты, разбитые решетки окон, напоминающих каменные кружева тончайшей работы, возвращают вас к событиям наших дней. Лишь несколько лет назад, во время Палестинской войны, рвались здесь снаряды, руша драгоценные сокровища человеческой культуры», — так писал один из корреспондентов, посетивший Восточный Иерусалим в середине 1950-х гг.

    15 октября 1948 г. коптский патриарх Иерусалима объявил короля Иордании Абдамаха королем Палестины.10 В своей политике Абдаллах опирался на Великобританию; одновременно он противился американскому проникновению в Иорданию, и в результате англо-американских противоречий на Ближнем Востоке, он стал жертвой заговора. 20 июля 1951 года он был убит в Иерусалиме при входе в мечеть аль-Акса членом проамериканской военной организации «Аль-Джихад аль-мукаддас» (Организация священной войны). Таким образом, к повреждениям, имевшимся на мечети аль-Акса со времени войны 1948-49 гг., добавились следы от пуль, которыми был убит дед короля Иордании Хусейна (ск. в 1999г.)11

    Между 1958 и 1964 гг. ряд арабских стран, таких как Иордания, Египет, Саудовская Аравия, выделили средства в размере 750 тысяч иорданских динаров на реставрацию мечети Купол скалы, на ремонт редких по красоте и изяществу витражей, мозаики и росписей, над которыми трудились в свое время искуснейшие мастера Индии, Египта, Марокко, Турции и других стран Востока. Реставрация мечети в основном была закончена. Но вскоре иерусалимские святыни подверглись новой угрозе разрушения, которая возникла с началом арабо-израильской войны 1967 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4 Шестидневная война

    В ночь на 5 июня 1967 года армия Израиля нанесла упреждающий удар по вооруженным силам трех арабских стран: Египта, Иордании и Сирии. В ходе этой «6-ти дневной войны» израильские войска заняли Восточный Иерусалим. Этому придавалось не только стратегическое, но и религиозное значение. Один из двух главных раввинов Израиля — Исер Иегуда Унтерман сказал о войне 1967 года: «Это война необычная. Это глава, которая будет добавлена к Библии». А главный раввин израильской армии — генерал Шолом Горен призывал: «Евреи, мы живем в эпоху машиаха (мессии). Построим храм быстро в наши дни». В этом своем призыве генерал Шолом Горен имел в виду не только восстановление храма Соломона в Иерусалиме, но и расширение Израиля за счет территории соседних арабских государств.

    Израильские руководители торжественно отметили победу 1967 года, устроив выездное заседание правительственного кабинета в Иерусалиме с посещением Стены плача. В те дни газета «Шеарим» писала: «Святой Иерусалим снова в руках Израиля. Мы освободили его от чужестранного владения и водрузили на его стенах флаг свободы и освобожденного Израиля, после того, как он пал у Эдема 1900 лет назад».

    В ходе войны 1967 года мусульманские святыни Иерусалима снова получили значительные повреждения. Говоря об этих печальных фактах, иорданский министр по делам религия и ислама Абдул Хамид аль-Сайех заявил: «Во время оккупации большие ворота мечети Омара были поражены артиллерийским снарядом и полностью разрушены... Обстрелу подвергся также один из минаретов мечети Омара. Бомбардировки также повредили здание мечети».12

    В августе 1969 года часть мечети аль-Акса была подожжена.

    21 августа молодой религиозный фанатик из Австралии Денис Микаэль Рохан, действуя по «призыву свыше» с целью восстановления древнего иерусалимского храма, поджег мечеть аль-Акса; при этом были, уничтожены бесценные резные кафедры, сделанные из ценных пород дерева восемь столетий тому назад, в эпоху Салах-ад-Дина. Это преступление было совершено при неясных обстоятельствах. Обвиненный в поджоге с умышленной целью, этот австралиец вскоре был объявлен психически ненормальным и, после формального судебного разбирательства, был освобожден. Что касается арабской прессы, то она усматривала в этом деле аналогию с поджогом рейхстага в период прихода гитлеровцев к власти в Германии.13

    До 1967 г. до четверти миллиона паломников заполняли двор мечети аль-Акса во время дневной службы в пятницу, в священный месяц рамадан. А в 1973 г. в праздник рамадан сюда смогло прибыть всего несколько тысяч человек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.5 Развитие событий

          11 апреля 1982 г. в мечети аль-Акса снова произошли трагические события. Утром, около 9 часов, сюда проник человек лет тридцати в израильской военной форме с автоматом в руках. Он открыл огонь по молящимся мусульманам; в результате 2 человека были убиты и более 35 ранены; все пострадавшие были арабы. Стрелявшего арестовали после того, как полицейским и солдатам удалось ворваться в мечеть и ранить его в ногу. Террористом оказался некий Элиот Гутман, прибывший в Израиль из Нью-Йорка в 1976 году.   

    14 апреля 1982 г. Совет Безопасности ООН приступил к рассмотрению жалобы группы арабских и мусульманских государств в связи с террористическим актом в мечети аль-Акса, который отнюдь не являлся изолированным явлением, но представлял собой очередное звено в цепи ближневосточного конфликта.

    В те годы террористы подкладывали в мечети бомбы: одна из подобных групп, называвшая себя «Мессианские евреи», ставила своей целью взрывать арабские мечети в Иерусалиме, чтобы «ускорить приход искупления». Планировавшаяся террористами акция по взрыву мечети аль-Акса была предотвращена в последнюю минуту благодаря бдительности охранников. Существовала и другая экстремистская организация — «Движение за захват мечети аль-Акса», которая требовала немедленно снести с лица земли эту святыню арабского мира, так как она расположена на месте древнего храма Соломона.

    Как сообщала в 1988 г. газета «Джерузалем пост», в Иерусалиме шли серьезные разговоры о восстановлении храма Соломона, разрушенного римлянами около 70 г. по Р.Х. В Иерусалиме было образовано «Общество верующих Горнего Храма» под председательством Стенли Голдфута, которое начало собирать средства для постройки нового храма. «Гол-дфут говорит, что пожертвования в значительной степени поступают от христианских групп с уклоном в фундаментализм, — сообщала «Джерузалем пост». — Они видят в существовании государства Израиль исполнение пророчеств. По словам Голдфута, «эти христиане считают, что мы подходим к критическому периоду истории, и поэтому хотят помочь евреям исполнить пророчества и таким образом и ускорить второе пришествие Мессии». Хотя Голдфут и рад получать помощь христианских групп, он, тем не менее, не хочет вдаваться в подробности своих взаимоотношений с ними. «Я говорю им всем, что тут не может быть диалога... Я совершенно ясно даю им понять, что я не могу принять их взглядов, а они моих... Если они откровенно хотят нам помогать, мы готовы принять их помощь», но, как говорит далее председатель этого «Общества», христиане еще не искупили своей вины перед евреями, «им нужно сделать еще много, прежде чем мы сможем принять их помощь». Основанное Голдфутом «Общество» также поддерживает и другие организации, преследующие те же цели. Например, общество «Ешива Торат Коханим», которое проводит курсы лекций о древнем ритуале, практиковавшемся в храме Соломона, чтобы как только он будет восстановлен, студенты этих курсов могли бы беспрепятственно восстановить порядок совершавшихся в нем когда-то богослужений.

    Голдфут постоянно выступает с лекциями перед разными группами евангелистов, призывая их помочь поскорее осуществить исполнение пророчеств. Одной из таких групп он сообщил, что по договору с налоговым бюро США, все пожертвования, сделанные его организации, будут считаться благотворительными и поэтому не подлежащими налоговому обложению.14

    Среди ортодоксальных евреев существует разногласие относительно самого места будущего храма. Одни группы поощряют хождение на вершину горы, на которой прежде находился древний храм и теперь стоят мечети, для того, чтобы приучить верующих поклоняться этому месту, в то время как другие группы, наоборот, запрещают своим последователям ходить туда, считая, что иудеям нельзя осквернять место бывшего «Святая святых». «В мечети есть два входа и оба запираются, — сообщалось в 1983 г. в церковной печати. — По договору с мусульманами, ключ одного из входов передан и евреям с тем, чтобы и они могли тоже ходить туда по желанию, но второй ключ все же находится у арабов и служит доказательством, что они сейчас еще являются хозяевами того места, где когда-то стоял ветхозаветный храм. Еврейская сторона установила стражу у одного из входов, чтобы предупреждать желающих посетить это место иудеев, что группа главных раввинов Израиля запрещает своим верующим ходить туда. Есть и компромиссные группы, которые разрешают посещение горы при условии, что паломники исполнят ритуал специального омовения и войдут туда без обуви».

    «Совершенно несомненно, — завершается это сообщение, — что каковы бы ни были мнения евреев относительно посещения места бывшего их храма , вопрос постройки нового стоит сейчас на очереди и евреи готовятся к разрешению этой проблемы и политически и финансово и религиозно».

    Существуют и «мирные» формы наступления на права мусульман в Иерусалиме. В 1980-е гг. израильские специалисты приступили к археологическим раскопкам на территории Харам-аш-Шарифа — места, где некогда располагался храм Соломона. Но это также было воспринято мусульманами как один из способов «иудаизации». «Целая серия посягательств на религиозные, учебные и социальные структуры на Западном берегу и в секторе Газа, — отмечал в 1983 году арабский публицист Я. Саег, — является безусловным свидетельством систематически проводимой политики культурного геноцида... Экспроприация мусульманских и христианских религиозных святынь и угроза разрушения из-за раскопок таких священных мест, как мечеть Скалы в Иерусалиме, — вот лишь некоторые примеры этой политики».

    Известно, что периодические посягательства на мусульманские святыни в Иерусалиме способствуют активизации анисламистских настроении в арабском мире, и этим пользуются прежде всего такие экстремистские организации, имеющие филиалы во многих арабских странах, как «Братья-мусульмане».15

    Как можно было убедиться за последние десятилетия, представители реакционных сил используют для своих целей чувства верующих разных религии, чтобы методами вооруженного насилия достигнуть своих целей. Так было в ноябре 1979 года, когда члены террористической организации захватили и удерживали в течение 13 дней большую мечеть в Мекке, так было в мае 1981 года, когда раздались выстрелы на площади св. Петра в Риме, так было и в июне 1984 года, когда на территории Золотого храпа сикхов в Амритсаре гремели выстрелы и взрывы гранат...

Информация о работе Религиозный аспект в арабо-израильском конфликте