Религиозный аспект в арабо-израильском конфликте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Исполнилось уже более 60 лет с начала арабо-израильского конфликта на Ближнем Востоке. Его появление было спровоцировано провозглашением 14 мая 1948 г. Декларации независимости Израиля и нападением арабских стран на еврейское государство. Так началось противостояние, которое не утихает до сих пор. А Ближний Восток продолжает оставаться "горячей точкой" планеты.
Интерес к данной теме был продиктован интересом автора. Актуальность арабо-израильского конфликта каждодневно подтверждается выпусками новостей с мест событий. Однако чтобы понять суть конфликта и обозначить возможные пути его разрешения, необходимо изучить историю вопроса.

Оглавление

1. Введение 3
2. Основная часть 5
2.1 Истоки конфликта 5
2.2 Сосуществование конфессий 8
2.3 Начало религиозной розни 10
2.4 Шестидневная война 15
2.5 Развитие событий 17
2.6 Итоги 21
3.Заключение 27
5. Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Религиозный аспект в арабо-израильском конфликте.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

      ОГЛАВЛЕНИЕ

           

1. Введение 3
2. Основная часть 5
        2.1 Истоки конфликта 5
        2.2 Сосуществование конфессий 8
        2.3 Начало религиозной розни 10
        2.4 Шестидневная война 15
        2.5 Развитие событий 17
        2.6 Итоги 21
3.Заключение 27
5. Список использованной литературы 29
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение 

    «И, может быть, мальчик  или девочка из Газы тоже выживут. Может  быть, они вырастут, и с ними вырастет возмущение, решимость  и ярость. Может  быть, они станут солдатами или бойцами одной из групп, которые борются в Палестине. Может быть, они вступят в бой с Израилем. Может быть, сжимая в руках винтовку. Может быть, взрывая себя динамитным поясом, обмотанным вокруг тела. И тогда те, кто наверху, напишут об агрессивной природе палестинцев в декларациях, осуждающих это насилие, и опять начнутся дискуссии на темы сионизма или антисемитизма».

Субкоманданте Маркос 

    Исполнилось уже более 60 лет с начала арабо-израильского конфликта на Ближнем Востоке. Его  появление было спровоцировано провозглашением 14 мая 1948 г. Декларации независимости Израиля и нападением арабских стран на еврейское государство. Так началось противостояние, которое не утихает до сих пор. А Ближний Восток продолжает оставаться "горячей точкой" планеты.

    Интерес к данной теме был продиктован  интересом автора. Актуальность арабо-израильского конфликта каждодневно подтверждается выпусками новостей с мест событий. Однако чтобы понять суть конфликта  и обозначить возможные пути его  разрешения, необходимо изучить историю вопроса.

    Безусловную важность для изучения представляет религиозный аспект арабо-израильского конфликта. Палестина и в частности  Иерусалим — это символ, объединяющий три религии. И религиозный фактор является одним из ключевых в истории арабо-израильского конфликта.

    Палестина - территория находящаяся на Ближнем  Востоке у берегов Средиземного моря, имеет многовековую и сложную  историю. Корни современной ближневосточной  проблемы лежат в территориально-этническом противостоянии между палестинскими арабами и евреями.

    Однако  так было не всегда. Долгое время  арабы и евреи жили мирно бок  о бок в Палестине. Во время  оттоманского владычества Палестина, которая считалась частью Великой  Сирии, была населена преимущественно  арабами. В конце 18 - начале 19 ст. в Палестине, в основном в Иерусалиме и вокруг него, начали появляться еврейские поселения, однако колонизация шла очень медленно аж до 20 столетия.

    Целью данной работы является установление причин и возможных путей выхода из конфлика.

    Для достижения цели работы, мною поставлены следующие задачи:

  • Изучить исторические аспекты образования государства Израиль и его отношений с близлежащими соседями.
  • Рассмотреть религиозные разногласия послужившие началом долгому противостоянию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Основная часть

    1. Истоки конфликта
 

      «Известный  израильский дипломат Абба Эбан {Abba Eban} сказал: “Арабы никогда не упускают шанса упустить свой шанс”. Можно  ли сказать точнее об израильском руководстве  за последние полвека?»

      Иммануил  Валлерстайн 

    Палестина - территория, находящаяся на Ближнем Востоке у берегов Средиземного моря, имеет многовековую сложную историю. Корни современной ближневосточной проблемы лежат в территориально-этническом противостоянии между палестинскими арабами и евреями.

    Однако так было не всегда. Долгое время арабы и евреи жили мирно бок о бок в Палестине. Во время оттоманского владычества Палестина, которая считалась частью Великой Сирии, была населена преимущественно арабами. В конце 18 - начале 19 ст. в Палестине, в основном в Иерусалиме и вокруг него, начали появляться еврейские поселения, однако колонизация шла очень медленно до 20 столетия.1

    В 1918 году арабы все еще составляли 93% населения Палестины. Ситуация изменилась после окончания I мировой войны, когда Великобритания получила мандат на управление Палестиной (вступил в силу в сентябре 1923 года). При поддержке английских властей (2 ноября 1917 - письмо Британского министра иностранных дел Артура Бальфура2 лидеру сионистов, известное как декларация Бальфура, ратовавшая за учреждение национального очага для евреев) сионистами была развернута широкая пропаганда постепенной колонизации Палестины.

    В начале 20-ых годов была создана военизированная организация "Хагана", в 1935 году была создана еврейская экстремистская организация "Иргун цвай Леуми", однако следует отметить, что на первых порах вытеснение арабов проводилосьи мирными средствами.

    С приходом фашистов в Германии к власти и началом II мировой войны, еврейская иммиграция резко увеличилась: если в 1932 году евреев в Палестине было 184 тыс. человек, то в 1938 - 414 тысяч, а к концу 1947 года - 650 тысяч человек (то есть одна третья населения Палестины). Еврейская иммиграция конечной целью имела создание еврейского государства. Идея создания еврейского государства имеет древние корни, однако только после окончания 2 мировой войны реализация ее стала возможной. Поддержка этой идеи международным сообществом окрепла и в связи с холокостом.

    На ноябрь 1945 ситуация в Палестине накалилась до предела. Кроме арабо-еврейских столкновений Палестину сотрясала волна сионистского террора направленная против английских властей. Не будучи в силах решить эту проблему, Великобритания выносит решение будущего Палестины в апреле 1947 на сессию Генеральной Ассамблеи ООН. Существовало два возможных варианта будущего Палестины. Созданный специальный комитет ООН по делам Палестины в составе 11 членов подписал отчет, который рекомендовал создать на территории Палестины 2 государства - арабское и еврейское, а так же интернациональную зону Иерусалима (получал международный статус).3

    После долгого обсуждения план раздела Палестины был одобрен 29 ноября 1947 года (33 - за, в том числе СССР и США, 13 - против, 10 - воздержались). Согласно резолюции 181/II от 29 ноября 1947 года, предполагалось в Палестине создать еврейское государство (под него отводилась площадь в 14,1 тыс. км 2, то есть 56% от всей территории) и арабское государство (площадью 11,1 тыс. км2 - 43% территории) и интернациональную зону Иерусалима с окрестностями (1% территории). Английские войска должны были быть выведены к 1 августа 1948 года.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Сосуществование  конфессий 

    В середине XIX века еврейское население Палестины было незначительным и насчитывало немногим более 11 тысяч человек. После того как мусульмане стали допускать иноверцев к посещению Харам аш-Шарифа, евреи по-прежнему избегали это делать. Как писал В. Дорошевич, «неизвестно, где именно находилась Святая Святых, и евреи не приходят сюда (в Харам), боясь коснуться ногой священного места, на котором стоял Ковчег Завета».4

    Они по-прежнему довольствовались молитвой у Стены плача, в большом числе собираясь сюда вечером по пятницам. «Толпы евреев и евреек, в своих молитвенных одеждах, старухи, мальчики, девочки и седые старики важного вида со строгими глазами в очках и древними книжками в руках, наполняли этот закоулок, не имевший выхода; все стояли, приникнув головой к замшившимся камням Мориа и со страстным увлечением воссылали молитвы обожания к подножию своего сокрушенного храма», — писал в конце XIX-го века Е. Л. Марков.

    В Османской империи, включавшей в себя и Палестину, в 1876 году была обнародована конституция, одно из положений которой гласило следующее: «Ислам есть государственная религия. Держась этого принципа, государство, тем не менее, покровительствует свободному отправлению всех исповеданий, признанных в империи, и сохраняет религиозные привилегии, предоставленные разным общинам, при том условии, чтобы не наносилось никакого ущерба общественному порядку и добрым нравам».

    Хотя это положение конституции было призвано гарантировать религиозную веротерпимость, на практике это выполнялось далеко не всегда. В сознании многих мусульман издавна утвердилось мнение о том, что Стена плача - это та самая стена, о которой упоминается в 57-й суре Корана: «В тот день, когда скажут лицемеры и лицемерки тем, которые уверовали: «Подождите нас, чтобы нам заимствовать вашего света!» — им скажут: «Вернитесь обратно и ищите света!» И воздвигнута между ними стена, у которой врата: внутренность ее - милосердие, а наружность — со стороны ее — наказание»5. Такое истолкование, о котором упоминал еще в 1496 году главный судья ханбалитов в Иерусалиме Муджираддин ал-Ханбали, отнюдь не способствовало улучшению взаимоотношений между арабами и евреями в Иерусалиме.6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Начало религиозной розни

    9 декабря 1917 года английские войска вступили в Иерусалим. Многовековое турецкое господство в Палестине было закончено. По соглашению с Россией, заключенному еще в 1916 году, англичане обязались установить в Палестине международное управление. Но, вступив в Палестину, они всеми силами старались удержать эту страну под своей властью. В это время мечеть Куббат-ас-Сахра находилась в плачевном состоянии. Поэтому в 1918 году член королевского института британских архитекторов Эрнст Т. Ричмонд был приглашен возглавить работы по реставрации мечети Скалы. Необходимо было срочно уложить 26 тысяч новых изразцовых плиток на поверхность стен, чтобы спасти рассыпавшуюся основу орнаментальных украшений.

    В 1922 году Великобритания получила от Лиги Наций мандат на Палестину, выделившуюся в качестве отдельной территории при разделе Турецкой империи, и через несколько лет после этого в Иерусалиме возник конфликт между местными мусульманами и иудаистами.7 Этот конфликт возник из-за того, что представители местных властей дали разрешение Меджлис-исламу (мусульманский религиозный совет) пристроить к Стене плача школу и другие помещения. В середине августа 1929 года арабы потребовали, чтобы вся Стена плача была отдана в их непосредственное пользование. Евреи отказались сделать это. Спор обострился из-за того, что в эти дни еврейские и арабские общины Иерусалима отмечали свои религиозные праздники: 15 августа у евреев был день траура в память разрушения храма Соломона, а 17 августа мусульманами праздновался день рождения пророка Мухаммеда.

    23 августа большая толпа арабов явилась к Стене плача и разогнала собравшихся там евреев. На помощь последним явилась вооруженная милиция и вступила с арабами в перестрелку, во время которой было убито и ранено более 100 человек. В ответ на это были созданы мусульманские комитеты для защиты «бурак» (так называется арабами Стена плача) от захвата. Арабско-мусульманские комитеты развернули широкую панисламистскую кампанию, призывая к священной войне в защиту Стены, которая тогда являлась вакуфом —священной собственностью мусульманской общины. В свою очередь евреи предъявили свои требования — плакать и молиться у этой стены в Иерусалиме.

    Начались еврейские демонстрации, устроенные в арабских кварталах у Стены плача и проходившие под антиарабскими лозунгами. В ответ на это исполком арабского палестинского конгресса устроил демонстрацию протеста, проходившую у той же Стены плача. Во главе мусульман встал иерусалимский муфтий Хадж аль-Хуссейни — религиозный глава и председатель Высшего мусульманского Совета.

Информация о работе Религиозный аспект в арабо-израильском конфликте