Реабилитационные процедуры по законодательству Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:29, контрольная работа

Краткое описание

Реабилитационные процедуры антикризисного управления по замыслу законодателя Англии - это комплекс мер, направленных на восстановление платежеспособности должника (реабилитацию компании, как это явствует из названия) и, как следствие этого, на защиту интересов кредиторов компании. Данные меры могут быть применены на любой стадии ликвидации (как до начала, так и в процессе ликвидации).

Файлы: 1 файл

Реабилитационные процедуры по законодательству Англии .docx

— 33.44 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский государственный  университет»

Международный факультет

Кафедра «Антикризисное управление»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

Мировая и отечественная  практика антикризисного управления

на тему:«Реабилитационные процедуры по законодательству Англии»

 

 

Проверил, преподаватель

Попова О.И.

Выполнил:

студент группы МН-494

Скоробогатов П.С.

 

Работа защищена

с оценкой

________________________

___________________2012 г.

 

 

 

Челябинск 2012

 

 

Реабилитационные процедуры  антикризисного управления по замыслу законодателя Англии - это комплекс мер, направленных на восстановление платежеспособности должника (реабилитацию компании, как это явствует из названия) и, как следствие этого, на защиту интересов кредиторов компании. Данные меры могут быть применены на любой стадии ликвидации (как до начала, так и в процессе ликвидации).

К реабилитационным процедурам согласно Закону Англии "О несостоятельности" 1986 года (с последующими изменениями) относятся:

- заключение добровольного  соглашения между компанией и  кредиторами о погашении долгов  компании при условии продолжения  деятельности или проведения  ликвидации на более приемлемых  для сторон соглашения условиях;

- система административных  приказов, направленных на сохранение  компании как юридического лица  с одновременным удовлетворением  требований кредиторов;

- процедура защиты держателей  облигационных займов путем назначения  специальных лиц, отвечающих за  применение данной процедуры.

Последние две процедуры  являются новеллами.

По своей правовой природе  данные процедуры не становятся ликвидационными, поскольку основной их целью выступает  восстановление платежеспособности и  сохранение компании как юридического лица (т.е. прослеживается идея защиты компании и как имущественного комплекса), что в общем и целом направлено на стабильность в экономической сфере жизнедеятельности общества и государства, хотя основной целью является защита прав кредиторов. Скорее это правовой инструментарий, способствующий прекращению различного рода споров и недопущению исчезновения компании из поля деятельности.

Думается, данные процедуры  в умелых руках превращаются в  достаточно эффективный и мощный инструмент воздействия на компанию в рамках ликвидационного процесса. Однако рассмотрим их в сравнительном  ключе и попробуем выявить  сходства и отличия для понимания  сущности реабилитационных процедур и  оценки их эффективности.

Добровольное соглашение между компанией и кредитором заключается на любой стадии ликвидационного  процесса, а иногда и до такового (этому посвящены нормы ст. ст. 1 - 8 английского Закона "О несостоятельности"). Соглашение имеет ключевое значение для обеих сторон предполагаемого  или совершающегося ликвидационного  процесса, облекает достигнутый сторонами  консенсус в письменную форму. Консенсус  по смыслу законодательства должен быть достигнут и по структуре, и по размеру долга каждой отдельно взятой позиции и относительно включения  того или иного юридического лица в кредиторы компании, чистых активов  компании. Особую роль играет лицо, осуществляющее содействие компании. Им становится либо ликвидатор в период ликвидации, либо администратор в период действия административных приказов, либо специальное  назначаемое лицо при отсутствии первых двух упомянутых лиц (подп. 3 ст. 1 анализируемого Закона Англии). Данное лицо в течение 28 дней представляет суду проект документа с условиями  о добровольном соглашении и указывает  свое мнение на предмет проведения общего собрания участников, его времени  и месте (п. 2 ст. 2 Закона). Проект документа, содержащего основные условия будущего соглашения, представляется на утверждение  раздельному собранию кредиторов и  участников компании (которое может  как утвердить проект с поправками и без поправок по согласованию с  лицом, проводящим соответствующую  процедуру, так и отказаться от утверждения  данного проекта в соответствии со ст. 4 Закона о несостоятельности), впоследствии представляется суду. Апелляция, поданная любым из заинтересованных лиц в течение 28 дней с момента  представления докладов председателей  собраний (по основаниям, содержащимся в Законе), может побудить суд отменить или приостановить действие решений и направить данный проект соглашения на вторичное утверждение при условии внесения правок. В случае утверждения судом представленного вторично проекта соглашения оно вступает в стадию исполнения (удовлетворения требований кредиторов).

Представленная в российском законодательстве конструкция мирового соглашения применяется только в  процессе принудительной ликвидации по такому основанию, как банкротство. В статье 2 российского Закона дается дефиниция термина "мировое соглашение": это процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Порядок и способы заключения мирового соглашения регулируются ст. 150 Закона о несостоятельности. Соответствующее решение принимается на общем собранием кредиторов большинством голосов кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов, после чего подлежит утверждению арбитражным судом и является обязательным для всех лиц, участвующих в деле. Для отдельных процедур банкротства (внешнего управления, финансового оздоровления, наблюдения) законодатель предусматривает определенные особенности заключения мирового соглашения (ст. ст. 151 - 154). Существуют особенности и в отношении содержания мирового соглашения, главным в котором выступает порядок и срок выполнения обязательств должника (ст. 156 Закона о несостоятельности).

При контентном анализе выявляется, что, во-первых, в целом более детальное  и подробное регулирование наличествует в законодательстве Англии (это связано  с глубинным и функциональным подходом законодательства в целом); во-вторых, сфера применения данного  эффективного инструмента по российскому  законодательству представляется гораздо  более узкой по сравнению с  соответствующим регулированием по законодательству Англии, поскольку в российском законодательстве мировое соглашение применяется только к специальному основанию ликвидации (к банкротству); в-третьих, такие процедуры, как утверждение добровольного соглашения отдельно собранием кредиторов и собранием участников соответствующего юридического лица, вторичное утверждение проекта соглашения, а также возможность подачи апелляции заинтересованного лица в отношении утверждаемого проекта - отсутствуют в российском законодательстве.

Применение указанных  выше категорий на российской почве  и расширение законодательной сферы  использования добровольного соглашения требуют анализа и внимательной оценки. Прежде всего это сфера  применения - на различных этапах добровольной и принудительной ликвидации и до ликвидации. ГК РФ не ограничивает кредиторов и участников ликвидируемого акционерного общества заключить сделку (добровольное соглашение по терминологии английского  законодателя) по смыслу ст. 153 ГК РФ, также нашим законодательством признаются договоры, не поименованные в законодательстве, но не противоречащие ему. Отмечу, что данная сделка будет многосторонней по своей правовой природе, во-вторых, она должна содержать в себе сведения относительно состава кредиторов, состава долга, наличия чистых активов, в-третьих, сроки для погашения долгов. Представляется, что контроль за ходом исполнения данного соглашения и за подготовкой его проекта должен осуществлять назначенный общим собранием участников ликвидатор, проект соответствующего добровольного соглашения должен готовиться ликвидатором и утверждаться сначала на общем собрании участников и на общем собрании выявленных кредиторов юридического лица. С какого момента должно будет вступать в силу данное соглашение? Скорее всего, с момента подписания данного документа.

Если рассматривать данный вопрос на стыке экономического и  юридического анализов, то получится, что данное добровольное соглашение скорее предстает как некая декларация о намерениях, оплата неисполненных обязательств ликвидируемого юридического лица по ряду договоров должна пройти по конкретным хозяйственным договорам.

Столь подробное урегулирование вопроса по добровольному соглашению между кредиторами и участниками  помогает устранить недопонимание  лиц, участвующих в добровольной ликвидации, и возможность произвола  вследствие низкой правовой культуры. Отсутствие у нас данной категории  именно в том виде, в котором  это сформулировано в законодательстве Англии, может быть преодолено путем  использования общих конструкций, сформулированных законодателем.

Система административных приказов. Английским Законом о несостоятельности 1986 г. была введена система административных приказов, относящихся к реабилитационным процедурам, применяемая до ликвидации компании (ч. 2 Закона, ст. 8 - 20). Данная система  направлена на реабилитацию компании (это явствует из ее отношения к  реабилитационным процедурам) в финансовом плане для выполнения требования кредиторов. По сути своей это усовершенствованная  вариация старой процедуры, существовавшей до принятия анализируемого Закона и  часто практически применяемой  в отношении юридического лица, испытывающего  определенные трудности. Прежде чем  проанализировать соответствующий  институт, обратимся к нормам Закона.

Система административных приказов применяется с санкции суда и  может быть инициирована кредитором (группой кредиторов), самой компанией (ее участниками) в форме петиции  о принятии приказа.

Особую роль играет администратор, назначенный судом. В отличие  от полномочий ликвидатора (ликвидационного  комитета), круг полномочий администратора законодательно ограничен целями его  деятельности, а именно:

а) сохранение компании, имеющей  значительные финансовые долги, целиком  или части как действующей;

б) одобрение добровольного  соглашения в случае его заключения в период действия административного  приказа в порядке, предусмотренном  законом;

в) санкционирование соглашения между кредиторами и участниками  компании при реорганизации по смыслу ст. 425 Закона о компаниях;

г) поиск более предпочтительных способов реализации компании при ее ликвидации (п. 3 ст. 8 Закона о несостоятельности). Причем административный приказ не применяется  к страховым компаниями и компаниям  банковского сектора, а также  по отношению к компаниям, вступившим уже в стадию ликвидации, что установлено  в этой же статье Закона.

Тем не менее полномочия администратора достаточно широкие - согласно ст. 14 ему предоставлено право  вести дела "так, как он считает нужным", управлять компанией, бизнесом и имуществом компании, отстранять от должности генерального директора, созывать общие собрания. Он вправе запрашивать разъяснения у суда относительно порядка исполнения своих обязанностей и имеет иные полномочия, предусмотренные Законом и приложением N 1 к нему. В этой же статье отмечается, что он действует как агент данной компании. В качестве параллели может быть использована ст. 62 ГК РФ, где зафиксировано, что все полномочия по управлению юридического лица переходят к ликвидационной комиссии с момента ее назначения.

С этой группой прав коррелируют  определенные обязанности администратора: взять под свой контроль все имущество  компании (ст. 17 Закона) и управлять  делами компании в ее интересах. Также  он подотчетен в своей деятельности суду и может быть в любое время  отстранен от должности по распоряжению суда.

Общий срок для осуществления  данного вида реабилитационной процедуры  составляет чуть более четырех месяцев: три месяца с момента назначения судом административного приказа  администратор рассылает всем извещение о созыве собрания кредиторов, которое должно быть произведено в срок не позднее 14 дней с момента такого извещения (подп. 1 ст. 23 Закона). После рассмотрения собранием предложений по восстановлению платежеспособности возможны несколько правовых последствий: одобрение с правками или без таковых предложения администратора либо отклонение предложения (ст. 24). По результатам собрания администратор извещает суд, решение которого уже будет окончательным - отмена судебного приказа либо поиск другого, более справедливого решения. Также возможна подача петиций по отмене (изменению) такого приказа в период его действия.

Исходя из сложившейся  практики предложения по восстановлению платежеспособности, выдвинутые администратором (который должен быть практиком потакого рода делам и иметь сертификат от специализированной компании), должны предусматривать конкретные меры: указание сферы бизнеса, которым необходимо заняться в силу убыточности имеющегося; показатели предполагаемой прибыли; критерии роста компании, анализ динамики расходов и доходов компании; макроэкономический анализ деятельности; по оптимизации  трудовых ресурсов, задействованных  в компании (на основании анализа); по увеличению числа возможных контрагентов и имущественной массы компании, могущей быть объявленной несостоятельной.

Административный приказ по своей правовой природе не имеет  ничего общего ни с судебным приказом в плане понимания норм ГПК РФ, ни с нормами отечественного административного права. Название объясняется сутью процедуры - управлением компании вместо действующих органов управления (administration orders - дословно "административный приказ" или в другом варианте перевода - "процедура временного управления", более употребимым и общепринятым является первый вариант перевода).

В Англии это особый порядок, выработанный нормами английского  права и направленный на недопущение  применения ликвидационных процедур по отношению к компании, своеобразная санкция суда по петициям заинтересованных лиц на введение такой процедуры.

Информация о работе Реабилитационные процедуры по законодательству Англии