Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 19:00, курсовая работа
Развитые страны занимают господствующее положение в мировом хозяйстве. Их отличают единый в социально-экономическом плане воспроизводственный процесс в рамках национальных хозяйств, интенсивный тип развития экономики, высокий уровень развития производительных сил. В развитых странах сосредоточена большая часть экономического и научно-технического потенциала мира. Хозяйственное развитие стран Запада, их внутриэкономическая и внешнеэкономическая политика предопределяют основные направления научно-технических сдвигов и структурной перестройки в мировом хозяйстве, состояние мирового рынка.
Введение
Глава 1. Развитые страны в международных экономических отношениях
1.1. Социально-экономические модели развитых стран
1.2. Основные признаки развитых стран
1.3. Направления и характерные черты внешнеэкономической деятельности развитых стран
Глава 2. Особенности функционирования экономики США в системе МЭО
2.1. Структура экономики США
2.2. Внешние связи и внешнеэкономическая деятельность США
2.3. Экономические отношения России и США
Глава 3. США и Россия: перспективы экономических отношений
Заключение
Список литературы
В целом, несмотря на некоторый рост инвестиций в обрабатывающую промышленность, до сих пор предпочтения американских компаний концентрируются на ресурсодобывающих отраслях, финансовом секторе, общественном питании, пищевой промышленности, т.е. отраслях с быстро окупаемыми капиталовложениями и, как правило, невысокой степенью обработки.
Весьма
неравномерной остается региональная
структура американских вложений. Американский
капитал концентрируется в
Одновременно все более заметными становятся российские инвестиции в США. Объем накопленных российских инвестиций составил, по разным оценкам, в начале 2008 г. от 600 млн. до 2 млрд. долл. Российский капитал представлен в США в нефтяном бизнесе, металлургической и химической промышленности. Так, ООО «ЛУКойл» выкупил сеть бензозаправочных станций Getty Petroleum, «Норильский никель» приобрел 56% акций Steelwater Mining, «Северсталь» приобрела сталелитейную компанию Rouge Industries, а «ЕвразГруп» – Oregon Steel Mills, а также 73% акций крупного американского производителя ванадия Старкор (Startcor).
Пока рано говорить о существенной роли российских инвестиций в экономике США. Американские вложения в Россию более чем в несколько раз превышают российские в американскую экономику. Однако сам приход наших корпораций в США – принципиально новое явление в двусторонних экономических отношениях.
Очевидно, что, несмотря на заметные позиции США в области капиталовложений, их объем далек от желаемых и возможных с учетом, с одной стороны, потребностей и возможностей российского рынка, а с другой – американского инвестиционного потенциала. При огромных потребностях в иностранных инвестициях Россия, даже в сравнении с Восточной Европой или Китаем, привлекла инвестиций из-за рубежа во много раз меньше как по общему объему, так и на душу населения.
Однако существуют некоторые проблемы, которые сдерживают более активное освоение российского рынка американскими инвесторами. Прежде всего, это несовершенство, противоречивость и неполнота российского законодательства. При этом речь идет не только и, может быть, не столько о законах, регулирующих условия и механизм иностранных инвестиций. Формально инвестиционное законодательство (1991 г., 1999 г.) гарантирует иностранным инвесторам равные с национальными инвесторами права, т.е. предоставляет им национальный режим. Существующие ограничения на иностранные инвестиции в отдельные секторы экономики носят достаточно либеральный характер и не выходят за рамки общепринятых правил многих других стран. Речь идет о более широком политико-экономическом контексте, а также о реальном воплощении уже принятых законов.
Немало претензий можно предъявить и к США. В 1990-е годы там был отменен ряд законодательных актов дискриминационного характера по отношению к России, в частности, на нее был распространен режим Генеральной системы преференций. Однако режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ) по-прежнему предоставляется нашей стране лишь на временной основе, поскольку не отменена пресловутая поправка Джексона – Вэника 1974 г. к закону «О торговле». Кроме того, для России до настоящего времени существуют ограничения на поставки технологий двойного назначения, в частности, компьютеров последних поколений.
До 2002 г. Россия рассматривалась в США как страна с нерыночной экономикой, что позволяло использовать против нее более жесткие антидемпинговые правила. В результате ставки ввозных пошлин на многие российские товары были существенно выше, чем на товары других стран. С целью прекращения антидемпинговых расследований, чреватых запретом импорта из России, российские производители были вынуждены идти на количественные ограничения поставок своей продукции и соглашения по ценам. В 2000 г., например, были заключены соглашения об ограничении поставок металлургической продукции в США. Важно, чтобы предоставленный России статус страны с рыночной экономикой был полноценно реализован на практике [7].
Серьезным фактором расширения возможностей экономического взаимодействия двух стран стало бы вступление России в ВТО. Однако и в этом вопросе, несмотря на согласование практически всех спорных моментов, Конгресс США и в 2007 г. отказывался поддержать принятие России в эту международную организацию, прежде всего по политическим мотивам.
Таким образом, для выхода двусторонних экономических отношений на новый уровень обеим странам необходимо преодолеть целый ряд внутренних проблем, а также бытующих в политических кругах и общественном мнении предубеждений и опасений в отношении друг друга.
Мировой финансово-экономический кризис 2008–2009 гг. выявил не только серьезность существующих перед мировым сообществом экономических, социальных, финансовых и иных вызовов, но и необходимость совместного их разрешения. Это в полной мере касается России и США. Обнадеживающим для перспектив двустороннего сотрудничества является взаимодействие двух стран в многосторонних усилиях по преодолению кризиса, а также ясно выраженное стремление расширить двусторонние экономические связи. Принято, в частности, решение создать двустороннюю комиссию по развитию экономических отношений между Российской Федерацией и США [6,с.14-23].
Таким образом, рассмотрев все особенности взаимоотношений России и Соединенных Штатов Америки, следует определить перспективы торгово-экономического сотрудничества обеих стран в будущем. Можно выделить несколько принципиальных моментов, способных определить вектор развития в данной области.
Во-первых, это стратегические и тактические интересы обеих сторон как долгосрочного, так и краткосрочного характера. При их реализации необходимо учитывать как национальные интересы стран, так и интересы отдельных групп правящих элит, в том числе и часто разнонаправленные устремления отдельных военно-промышленных, энергетических, финансовых, аграрных и т.д. группировок в каждой из стран.
Во-вторых, это долговременные стратегии и конкретная политика, обеспечивающая эти интересы. Насколько продуманной, учитывающей всю совокупность интересов как своей страны, так и другой, является та или иная политика, будет в немалой степени зависеть эффективность и динамика российско-американских экономических связей.
В-третьих, это реальные и потенциальные возможности экономик обеих стран, их предприятий, иначе говоря, совокупность их конкурентных преимуществ и слабостей. Это касается роли и значения отдельных факторов производства в экономиках обеих стран (капитала, труда, НТП, предпринимательского потенциала, ресурсов); емкости и динамики внутреннего спроса; развития основных и вспомогательных отраслей, производящих товары на экспорт; конкурентных стратегий отдельных предприятий, их способности адаптироваться к глобализирующейся экономике.
В-четвертых, это объективные и субъективные факторы, препятствующие развитию взаимовыгодных торгово-экономических связей между Россией и США, в том числе несовершенное или дискриминационное законодательство, разного рода ограничения в торговле, политические и экономические препятствия по отношению друг к другу на рынках третьих стран и т.д.
Основные задачи США в торгово-экономическом сотрудничестве с нашей страной состоят в том, что это сугубо прагматические цели, преследующие либо интересы США в целом, либо отдельных финансово-экономических комплексов или компаний. Среди них – задача содействия созданию в России экономики рыночного типа с понятными и ясными Западу правилами и законами. И это вовсе не благотворительность. Только с такой экономикой США могут осуществлять выгодную торговлю, осуществлять инвестиционную деятельность с минимальными рисками. При этом вряд ли Соединенные Штаты хотят значительного усиления российской экономики, возникновения дополнительной конкуренции как на внутреннем, так и на мировом рынках. Тем не менее, рассматривая Россию как потенциально огромный рынок для своих капиталов, товаров и услуг, США объективно заинтересованы в его достаточно высокой степени развития, в высокой покупательной способности российских потребителей.
Можно
выделить также ряд более конкретных
прагматических задач, которые преследуют
США в экономическом
Некоторые из целей США объективно совпадают с интересами России (создание эффективной рыночной экономики, приток инвестиций в нашу экономику, расширение торговли, сотрудничество в области космоса и т.д.). Вместе с тем мы должны противодействовать стремлению американцев получить неконтролируемый доступ к нашим природным богатствам, интеллектуальным и научно-техническим ресурсам. Нужно добиваться устранения ограничений на экспорт из США высокотехнологичного оборудования, на российские поставки в США. Необходимо договориться с США о цивилизованной конкуренции на рынках третьих стран в тех отраслях, где Россия вполне конкурентоспособна (вооружение, ракетные и атомные технологии).
В целом, можно говорить о значительном потенциале экономического сотрудничества между Россией и США даже при нынешних весьма несовершенных условиях. Конкретный ход событий будет определяться стратегическими интересами обеих стран, а также усилиями по преодолению существующих с обеих сторон барьеров и предубеждений.
Заключение
Для всех развитых характерен трехуровневый («трехслойный») хозяйственный механизм как совокупность форм и методов регулирования хозяйственной жизни:
В
общественно-экономическом
Промышленно развитые страны выделяются среди всех подсистем мирового хозяйства высоким уровнем экономического развития. Данные различия в уровнях экономического развития не являются выражением только особых условий второй половины XX в. Это результат длительного социально-экономического и исторического развития.
Буржуазные
революции преобразовали все
сферы жизни западных стран. Беспрецедентные
изменения произошли в
Развитые капиталистические страны как подсистема мирового хозяйства являются самоорганизующимися образованиями, находящимися в состоянии развития и взаимодействия с внешней средой.
Одна
из главных характеристик
Экономика США — крупнейшая экономика мира по объёму валового внутреннего продукта (ВВП) по паритету покупательной способности (ППС). Экономика США является одной из наиболее диверсифицированных национальных экономик мира, она также является локомотивом мировой экономики. Основная роль в принятии экономических решений принадлежит публичным корпорациям и частным компаниям.
Информация о работе Промышленно развитые страны (на примере США)