Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 22:06, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена исключительно большой ролью, которую вопросы противоракетной обороны традиционно играли в стратегических взаимоотношениях Советского Союза и США, а впоследствии - в российско-американских стратегических взаимоотношениях
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА I. ИCТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРО ДВУХ СТРАН: РОССИИ И США………………………………………………………………..3
Противоракетная оборона США……………………………….…..8
Противоракетная оборона России……………………………......11
ГЛАВА II. ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СИСТЕМ ПРО………...…..15
2.1. Возможные меры российского противодействия американской ПРО……………………………………………………………………………….17
2.2. Участие других стран в ПРО……………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..….30
Учитывая возможную конфигурацию будущей системы противоракетной обороны США, следует определить оптимальное географическое размещение баз МБР и РПКСН, обеспечив места их базирования преимущественно на территории европейской части России.
В целях повышения скрытности и «живучести» российские атомные подводные лодки уже давно освоили плавание подо льдами Северного Ледовитого океана, вплоть до всплытия в районе Северного полюса. В 1980-1981 годах были проведены эксперименты по продавливанию арктического льда при всплытии подлодки. Основные трудности были связаны с тем, что после всплытия на палубе подлодки оставались тяжелые глыбы льда, которые препятствовали пуску ракет. Однако в ходе экспериментов эту задачу удалось решить, и в июле 1981 года был проведен первый пуск БРПЛ из арктического района. Это означает, что в условиях возникновения кризисной ситуации РПКСН могут скрытно занять боевые позиции подо льдами, где их сложно обнаружить, и при получении сигнала осуществить всплытие и пуск ракет.
Для защиты баз МБР и РПКСН от ударов ракет и высокоточного оружия могут быть использованы зенитные ракетные комплексы ПВО и ПРО. Применение таких комплексов региональной и объектовой защиты может значительно повысить «живучесть» МБР шахтного базирования и атомных ракетоносцев в пунктах дислокации. С этой целью могут быть использованы комплексы типа С-300ПМУ и их различные модификации.
К активным мерам противодействия ПРО относится использование в случае войны различных боевых средств наземного, воздушного, морского и космического базирования для нанесения ударов по различным объектам системы ПРО противника. В первую очередь ударному воздействию будут подвергнуты космические и наземные объекты информационно-разведывательной системы и системы боевого управления. В частности, в период кризисной ситуации может быть осуществлено «космическое минирование»: космические аппараты, снаряженные взрывчатым веществом, будут выведены в космос под видом спутников мирного назначения и размещены там, вблизи объектов системы ПРО. В случае начала боевых действий они по команде с Земли произведут подрыв и уничтожат космические объекты СПРН и ПРО.
Для борьбы с космическими объектами могут также использоваться противоспутниковые системы, подобные тем, которые отрабатывались еще в бытность СССР. Как известно, в 1970 году такой противоспутниковый комплекс по целеуказанию с наземного пункта наведения впервые в мире поразил в космосе аппарат-мишень, а в 1979 году он был принят на вооружение. В 1993 году этот комплекс был выведен из боевого состава в связи с изменившейся стратегической ситуацией, однако в случае необходимости он может быть модернизирован и вновь поставлен на боевое дежурство.
Американские специалисты пришли к заключению, что для нарушения системы государственного и военного управления, в том числе и системы ПРО, с началом боевых действий противник может осуществить с помощью ракеты высотный взрыв мощного ядерного заряда над географическим центром территории США – штатом Небраска. Мощный электромагнитный импульс, образующийся при взрыве, способен вывести из строя хотя бы на некоторое время систему управления, связи и энергоснабжения на всей территории США. Это может позволить вывести из строя систему ПРО и обеспечить нанесение Соединенным Штатам неприемлемого ущерба в ходе ответных действий.
Разумеется, перечисленные выше меры по противодействию американской ПРО носят обзорный характер и далеко не исчерпывают всех возможностей для ее нейтрализации. Важной задачей является тщательное отслеживание действий США в области ПРО и своевременная выработка адекватных мер, которые были бы способны нейтрализовать усилия США по обретению ими военно-силового превосходства на пути гонки оборонительных вооружений. Важно понимать, что программа СОИ «не умерла», она лишь до поры до времени перешла в «латентное» состояние; в ходе работ над нею были выработаны основные принципы построения территориальной ПРО, определены направления создания и совершенствования ее элементов, без опоры на которые создать надежную систему обороны невозможно. Вряд ли есть сомнения в том, что позиция администрации США определяется в настоящее время лозунгом: «СОИ умерла. Да здравствует СОИ!»
12 апреля 2007 в докладе
помощника министра обороны
Британский премьер-министр Тони Блэр в октябре 2004 дал согласие на модернизацию американской РЛС системы раннего предупреждения в Северном Йоркшире и размещение здесь ракет-перехватчиков.
Это был первый шаг по размещению элементов НПРО за пределами американского континента.
Восточная Европа
Польша, Чехия и Венгрия изъявили готовность разместить у себя рабочие противоракетные комплексы. В мае — августе 2006 группа экспертов МО США посетили эти страны для определения местоположения для противоракетных объектов.
В 2006 во время визита в США премьер-министра Польши Ярослава Качиньского была достигнута договорённость о размещении на территории Польши десяти ракет-перехватчиков в защищённых подземных шахтах к 2011—2012 годам.
2007 премьер-министр Чехии Мирек Тополанек сообщил о поступившем предложении разместить на территории Чехии радиолокационную станцию США, входящую в глобальную систему ПРО.
В июне 2007 на саммите НАТО в Брюсселе была высказана единогласная поддержка создания общеевропейской системы ПРО, ключевым элементом которой станут объекты в Польше и Чехии.
25 июля представитель
Агентства противоракетной
5 ноября в своём обращении
к Федеральному Собранию
Основной вывод, следующий из данной работы, состоит в том, что,
если не будет строго противодействия, то выход США их договора по
ПРО приведет к новой глобальной гонке вооружений. Неограниченное
ничем строительство системы НПРО США и их планы по сохранению
превосходства США по ядерному и обычному оружию заставят Россию
принимать ответные меры. Не смотря на ограниченные экономические и
финансовые ресурсы, Россия сохранила свой наступательный потенциал и
может принять меры для обеспечения своей безопасности в связи со
строительством США системы НПРО. Новая гонка вооружений не
обязательно должна привести к росту числа боеголовок, но скорее к
улучшению качества и эффективности ядерного оружия. В условиях общей
международной нестабильности и отсутствия ограничивающих договоров,
велика вероятность того, что ядерная гонка распространится на новые
географические регионы и страны. То что происходит сейчас может быть
только началом.
Россия пытается ввести некоторые ограничения на гонку ядерного
оружия, но эти попытки обречены на неудачу в связи с тем, что пока
возможны лишь двусторонние переговоры с США, а американская
администрация не согласна идти ни на какие ограничения своих
военных планов. Хотя большинство других стран, включая союзников США
по НАТО, не слишком торопятся ввязаться в новую гонку вооружений,
они не могут оказать существенного влияния. Россия должна активнее
включиться в разъяснение своей позиции по ПРО в других странах, не
уповая лишь на двухсторонние переговоры с США. Она должна добиваться
поддержки государственных, негосударственных и частных организаций в
разных странах, которые активно противостоят планам новой гонки
вооружений и созданию систем ПРО. Россия должна избегать заявлений,
которые могут ослабить ее позиции по этим вопросам. Хотя не стоит
прибегать к конфронтационной риторике, представляется контр-продуктивным смягчать свои позиции и таким образом создавать
возможность неправильного понимания международным сообществом
реальных угроз.
Российская дипломатия должна работать в направлении новых договоров
с США по ограничению НПРО. Необходимо пригласить участвовать в
соответствующих международных договорах другие страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Рогов С. М., Советский Союз и США: поиск баланса интересов. – М.: Международные отношения 1989.
2.Прохоренко И. Л. «Национальная безопасность и баланс сил» // Баланс сил в мировой политике: теория и практика: Сб. статей под ред. Э. А. Позднякова. – М.: ИМЭМО, 1993. – с. 66-91
3.Голубев О. В., Каменский Ю. А. и др., Российская система противоракетной обороны. – М.: Техноконсалт, 1994
4.Черток Б. Е., Ракеты и люди: горячие дни холодной войны. – М.: Машиностроение, 1997.
5.Кортунов С. В. Контроль за вооружениями и интересы России. – М.: Московский общественный научный фонд, 1997
6.Кременюк В.А., отв. ред., Россия и США после"холодной войны". – М., Наука, 1999
7.Корниенко Г. М., «Холодная война». Свидетельство ее участника. – М.: Олма-Пресс, 2001.
8.Арбатов А. Г., «Российско-американский саммит ничего не решит» // Независимая газета, 7 февраля2002 г.
9.Противоракетное завтра. Washington ProFile, 2004.
10.Проблемы и перспективы сотрудничества России с США/НАТО в сфере противоракетной обороны / Отв. ред. – В.И. Трубников. – М.: ИМЭМО РАН, 2011. – 43 с.