Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 17:46, статья
По мнению Международного Энергетического Агентства (МЭА), сама идея энергетической безопасности подразумевает комплексную концепцию, целью которой является защита потребителей от перебоев в поставках, вызванных чрезвычайными обстоятельствами, терроризмом или недостаточным инвестированием в инфраструктуры энергетических рынков. Иными словами, обеспечивать энергетическую безопасность населению обязано государство либо, если речь идет о региональном уровне взаимодействия, ответственность возлагается не только на глав государств, входящих в регион, но и к наднациональным органам регулирования. Актуальность проблемы энергетической защищенности обуславливается нынешними мировыми тенденциями в области энергообеспечения:
Главной опасностью для Европы в условиях нынешнего конфликта, является возможность острого дефицита необходимого количества энергии для поддержания нормальной жизнедеятельности населения, а также сохранения промышленного производства на приемлемом уровне. Даже такой сильный игрок, как Германия, находится в крайне щекотливом положении, так как только местные частные домохозяйства потребляют 26 миллиардов кубометров природного газа и, если Россия прекратит его подачу до февраля, то из необходимых стране 51,2 млрд. кубов ее запасы на осень и зиму будут составлять лишь 23 млрд. При этом необходимо помнить, что ФРГ, по сути, является одной из наиболее экономически сильной страной в регионе, следовательно можно сделать вывод, что страны Центральной и Восточной Европы окажутся в гораздо более плачевной ситуации, т.е практически совсем без энергии. Более того даже в условиях программы по использованию возобновляемых источников энергии, ее эффективность в числе 50% от общего энергопотребления будет реализована только ближе к 2050 году, а на данный момент находится лишь в стадии разработки.
В данной ситуации может появиться мнение что Европа сейчас просто напросто загнана в угол кризисом в Украине, однако это не совсем так. Евросоюз - далеко не единственная сторона, которая потерпит убытки в случае прекращения транзитной торговли топливом. Россия, в свою очередь, также сильно зависит от взаимодействий с Западом, т.к ежегодные 17 млрд. евро (согласно данным аналитиков из брюссельского Центра Европейских политических исследований) пополняют российскую казну благодаря торговым операциям с ЕС, поэтому в связи с данными обстоятельствами сложно утверждать однозначно, кто из двух сторон пострадает больше.
Справедливо было бы предположить, что Россия также может обеспечить себе другой рынок сбыта, в том случае оптимальным вариантом мог бы стать Китай и вся Восточная и Юго-Восточная Азия в целом. Тем не менее для реализации данной политики потребуется большое количество времени даже на постройку и развитие инфраструктуры. Таким образом уже в рамках экономического соглашения между Россией и Китаем, рассчитанным на 30 лет, планируется экспорт природного газа в Пекин (до 38 млрд. кубов) по газопроводу "Сила Сибири", который будет достроен не ранее 2019г.
Тем временем Европейское сообщество может подключить резервные ресурсы в лице топливного сырья из Катара (первый в мире экспортер сжиженного газа), Саудовской Аравии (владеющей пятой частью общемировых нефтяных запасов), Ирана (четвертого в мире по нефти и второго по природному газу), региона Северной Африки, в частности Алжира, а также региона Каспийского моря (Казахстан, Туркменистан).
Евросоюзу не в первый раз приходится искать замену своим энергетическим снабженцам (пример с ливийской нефтью, когда изначально ее потребление составляло 10% от общего количества и в последующем практически ее полное отсутствие сразу после гражданской войны), но все же тот факт, что энергетический кризис 2014 года уже затянулся и требует разрешения прямо сейчас, является очевидным для всех.
В данном контексте большинство политиков, ученых-специалистов и независимых журналистов призывают власти обеих сторон исключить вопрос об энергообеспечении из общего конфликта, так как политические разногласия не должны угрожать энергетической безопасности регионов, которая на данный момент вообще является наиглавнейшим вопросом в Европейско-Российских отношениях. В то же время мы можем наблюдать заметное улучшение положения украинского кризиса, так как определенные шаги по стабилизации энерготранзита уже имеют место:
Дать объективную оценку эффективности подобной деятельности украинского правительства довольно сложно, но одно можно сказать с собой уверенностью: пока Украина во главе с ЕС не наладит отношения с Россией, говорить о разрешении конфликта нельзя. В условиях приближающейся зимы, "перемирие" остается первым приоритетом в краткосрочной перспективе, в то время как в долгосрочной - пальма первенства принадлежит энергетической независимости Евросоюза.
В ближайшем времени реализовывать программу по переходу к экологически чистым видам альтернативной энергии в рамках устойчивого развития предполагается через «Проект 20/20/20» . Осуществление стратегии запланировано на период с 2007 по 2020 гг., в течение которого производство и потребление энергии, получаемой из возобновляемых источников, необходимо повысить до 20%, энергоэффективность европейской экономики - на 20 %, а выбросы вредных газов в атмосферу снизить на 20%. Ежегодно на поддержку проекта Европейской комиссией выделяется 15 млрд. евро, но в то же время все Европейское сообщество глубоко уверено в перспективности проекта и следовательно обоснованности подобных затрат. По предположениям Еврокомиссии данная программа не только снизит стоимость электроэнергии. но и в результате развития инфраструктуры и промышленных предприятий обеспечит европейцев дополнительными рабочими местами, что позволит несколько снизить уровень безработицы.
Ключевым аспектом амбициозной стратегии является развитие ядерной энергетики. Несмотря на то что данной отрасли производства меньше пятидесяти лет (начала развиваться с 1970-х) отношение мирового сообщества к ней успевало неоднократно меняться от позитивного к негативному и наоборот. На начальных этапах разработки ядерных программ большая часть стран и их населения активно поддерживала идею "мирного атома", так как видела в ней решение всех проблем энергетического кризиса. Однако после череды аварий на ядерных объектах, в том числе и на Чернобыльской АЭС, мнение по поводу ядерного вида энергии приобрело резко негативный характер. Многие строительства ядерных установок были прекращены (после аварии 1979 года на АЭС Three Mile Island строительство всех новых атомных электростанций в США было заморожено, а правительство Швеции под давлением экологических организаций было вынуждено остановить строительство очередного атомного реактора). Ряд государств вообще полностью отказался от любого вида ядерной деятельности, объявив себя "безъядерными зонами":
Статус безъядерного государства имеют Монголия и Беларусь.
Однако в связи с увеличением потребления энергии и последующим ростом цен на первичные энергоносители, руководство Евросоюза было вынуждено пересмотреть собственную политику по отношению к "атому". Постепенно не только правительства стран ЕС, но и само население пришло к выводу, что на данный момент ядерная энергия является единственным потенциально-перспективным видом энергии, способной обеспечить Европу тем, что не смог дать либерализованный рынок. В 2008 году правительством Великобритании была принята программа строительства реакторов нового поколения, в том же году в Италии был снят мораторий на строительство атомных энергоблоков. В настоящее время в 12 странах ЕС функционируют 150 реакторов АЭС, которые производят до 40% всей электроэнергии ЕС-25 и больше половины электроэнергии Франции, Словакии и Бельгии.
Основным документом, фиксирующим императивы и приоритеты европейских стран в сфере развития энергетики, является Зеленая книга «К европейской стратегии устойчивой, конкурентной и безопасной энергетики». В качестве ключевого императива развития европейской энергетики выступает устойчивость энергетики.
Ключевыми приоритетами стратегии являются:
Обобщая всю информацию о состоянии энергетической безопасности в Европейском союзе на нынешней день, все этапы развития его внутренней и внешней политики по отношению к вопросу топливного транзит, можно сделать следующие предположения по поводу возможных перспектив:
Во-первых, на данный момент Европейское сообщество будет озабочено проблемой разрешения украинского кризиса, а также будет стараться наладить торговые отношения с Россией, возможно в какой-то мере жертвуя интересами новой украинской власти.
Во-вторых, в некоторых странах возможно будут развиваться сомнения по поводу эффективности аппарата ЕС как такового, например лидер французской партии "Национальный фронт" Марин Ле Пен обещает провести референдум о выходе Франции из состава ЕС, в случае победы на президентских выборах в 2017г.
И наконец в-третьих, по окончанию энергетического конфликта и принятии двухсторонних договоренностей, характер которых определить довольно сложно, Европа в любом случае будет постепенно переходить к альтернативным видам энергии, что однозначно повлияет на современные ресурсные приоритеты и энергетические взаимоотношения стран.
Список использованных источников
1. Мазур И.И. Глобальная энергетическая безопасность. - ж. Век глобализации. - №1.2008
2. Европейская интеграция: учебник / под ред. О.В.Буториной. — М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2011. — 720 с., ил. ISBN 978-5-93211-04-92.
3. Энергетическая безопасность: сущность, основные проблемы, иетоды и результаты исследований.- Н.И. Воропай, С.М. Сендеров 2011.
4. Есдаулётова А.М. Энергетическая безопасность: Европейский Союз, Россия и Казахстан
Информация о работе Проблема обеспечения энергетической безопасности в рамках ЕС