Проблема обеспечения энергетической безопасности в рамках ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 17:46, статья

Краткое описание

По мнению Международного Энергетического Агентства (МЭА), сама идея энергетической безопасности подразумевает комплексную концепцию, целью которой является защита потребителей от перебоев в поставках, вызванных чрезвычайными обстоятельствами, терроризмом или недостаточным инвестированием в инфраструктуры энергетических рынков. Иными словами, обеспечивать энергетическую безопасность населению обязано государство либо, если речь идет о региональном уровне взаимодействия, ответственность возлагается не только на глав государств, входящих в регион, но и к наднациональным органам регулирования. Актуальность проблемы энергетической защищенности обуславливается нынешними мировыми тенденциями в области энергообеспечения:

Файлы: 1 файл

Проблема обеспечения энергетической безопасности в рамках ЕС.docx

— 40.59 Кб (Скачать)

Проблема обеспечения энергетической безопасности в рамках ЕС

Сагымбаева Лейла Ерлановна

leila-1996@mail.ru

Студентка первого курса факультета Международных отношений,

специальности "Регионоведение" ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, Астана, Казахстан

Научный руководитель - Ж.М.Медеубаева

 

В условиях развития современного общества, а в частности интернационализации мирового хозяйства, либерализации общего экономического пространства, а также регионализации международного рынка особо остро возникает вопрос о стабильности энергетической безопасности в развитых и развивающихся странах.

По мнению Международного Энергетического Агентства (МЭА), сама идея энергетической безопасности подразумевает комплексную концепцию, целью которой является защита потребителей от перебоев в поставках, вызванных чрезвычайными обстоятельствами, терроризмом или недостаточным инвестированием в инфраструктуры энергетических рынков. Иными словами, обеспечивать энергетическую безопасность населению обязано государство либо, если речь идет о региональном уровне взаимодействия, ответственность возлагается не только на глав государств, входящих в регион, но и к наднациональным органам регулирования. Актуальность проблемы энергетической защищенности обуславливается нынешними мировыми тенденциями в области энергообеспечения:

  1. Постоянное увеличение энергозатрат, связанное с ростом населения и темпов индустриального производства. Согласно прогнозам МЭА, рост потребления энергии в долгосрочной перспективе будет составлять приблизительно 1,6% в год.
  2. Одновременное  и еще более стремительное истощение топливных ресурсов (по статистическим данным Eurostat 2008г, за последние 40 лет потребление нефти, газа и угля увеличилось в 2,5 раза).
  3. Усугубление неравномерного распределения природных ресурсов и, как следствие, деление стран на "экспортеров" и "импортеров". Таким образом, большая часть первичных энергоносителей приходится на страны Ближнего Востока, в то время как доля стран ЕС не более 3-4%.
  4. Возможность политического и экономического влияния стран-поставщиков на внутреннюю и внешнюю стабильность стран-потребителей, что приводит к возникновению "энергетического шантажа" в целях достижения целей определенных государств.

Так как на данный момент вопрос об обеспечении энергетической безопасности является одним из наиболее актуальных, его часто затрагивают или же полностью рассматривают во многих научных работах. Ученые, изучающие энергетическую ситуацию в мире являются как представителями региона СНГ, так и других, более отдаленных.

Ярким примером западной литературы являются "Энергетическая безопасность: междисциплинарный подход" ("Energy security: An Interdisciplinary Approach")  профессора Вашингтонского университета национальной обороны Г.Бахгата, в которой он рассматривает угрозы для энергетической стабильности на примере каждого из наиболее крупных регионов: Северная и Южная Америка, ЕС, Центральная и Восточная Азия, Россия, Индия, Африка и т.д. В эту же категорию можно отнести работы Карлоса Паскаля ("Energy Security: Economics, Politics, Strategies"), Берри Бартона ("Energy Security: managing Risk in a Dynamic Legal and Regulatory Environment"), Чарльза Келли ("China's Quest for Energy Security"), Анны Корин ("Energy Security Challenges for the 21st Century") и других.

Среди российских и казахстансих авторов можно выделить "Основы энергетической безопасности" С.З.Жизнина, "Энергетическая безопасность Европы" К.С.Вяткина, "Состояние германской энергетики" В.Гросса, "Глобальная энергетическая безопасность" А.Т.Багирова, "Энергетическая политика и устойчивое развитие Республики Казахстан" Б.Лохмана, "100 лет нефтегазовой промышленности Казахстана: история и современность" И.Тасмагамбетова.

Профессор ЕНУ им. Л.Н. Гумилева А.М. Есдаулетова защитила докторскую диссертацию по вопросу энергетической политики ЕС.

Негативные аспекты нынешнего мирового состояния в большей части отражаются на энергетической безопасности стран, не обладающих собственными топливными ресурсами, что в особенности правдиво для стран Евросоюза (ЕС). На данный момент основными энергоносителями для Европы являются нефть и природный газ, которыми сам регион практически не обладает. Примерно 2/3 всех запасов нефти принадлежит странам Ближнего и Среднего Востока (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Иран, Ирак), в то время как большая часть природного газа сосредоточена в странах СНГ, в частности в России.

Данное распределение ресурсов превратило ЕС в основного импортера первичных энергоносителей и вдобавок обеспечило его членам постоянную зависимость от экспортной политики вышеуказанных государств. Отсутствие энергетической самодостаточности ставит под удар стабильность стран-потребителей, что как раз таки обуславливает актуальность проблемы обеспечения энергобезопасности в Европейском регионе.

В первую очередь, следует обратить внимание на истоки современной политики ЕС. Первые инициативы по определению общего курса в сфере энергической эффективности были предприняты в конце 80-х, начале 90-х годов ХХ века, т.е после окончания "Холодной войны". Момент распада биполярной системы мирового регулирования был определен Европейскими державами как наилучший для начала процесса объединения западных и восточных территорий. Начиная с того времени и по сей день основным императивом региональной политики ЕС является либерализация рынка.

Важную роль в процессе энергетической интеграции играет Европейская Энергетическая Хартия - политическая декларация, главным образом поощряющая торговые и транзитные взаимодействия Запада и Востока, а именно: инвестирование западного капитала в разработку и производство энергоресурсов с одной стороны и их бесперебойная поставка в Европу странами-экспортерами с другой. Юридической основой для хартии стал Договор к Энергетической Хартии (ДЭХ), подписанный 52 государствами, Европейским Сообществом и Евратомом в декабре 1994 г., который вступил в силу с апреля 1998г. В отличие от самой Энергетической Хартии, ДЭХ представляет собой жесткую систему правового регулирования, придерживаться которой обязаны все члены соглашения.

Несмотря на то что в самом документе ДЭХ основной целью определяется международное сотрудничество и взаимовыгода от операций между странами-участницами, все-таки не стоит выпускать из внимания тот факт, что сама инициатива создания Энергетической Хартии принадлежит Евросоюзу, следовательно во главу угла ставятся интересы Европейских стран, в частности их обеспеченность нефтью и природным  газом. Главным инструментом в достижении вышеуказанной задачи, по мнению большинства в Европарламенте, является создание Единого либерализированного рынка электроэнергии и газа (ЕЛРЭГ), который должен был выполнять следующие функции:

  1. Создание "здоровых" конкурентных отношений внутри рынка касательно всей цепи производства энергоносителей: от добычи до потребления.
  2. Упрощение условий выхода на региональный и международный рынок для новых производителей.
  3. Разрушение монополий в сферах добычи, производства и транспортировки энергоисточников.
  4. Установление прав потребителя на выбор поставщика, с целью снижения цен на электроэнергию и газ.
  5. Выравнивание тарифов на энергоресурсы в странах-участницах договоренности.
  6. Стимулирование энергетической солидарности внутри региона.
  7. Максимальное ограничение зависимости от стран-экспортеров энергоресурсов и их условий взаимодействия.
  8. Укрепление коллективной безопасности стран Европейского региона.

В целом, мероприятия по либерализации экономического пространства завершились в большинстве стран ЕС к началу лета 2007, однако при этом далеко не все  поставленные задачи были выполнены. Главной проблемой стало создание конкуренции между производителями, так как:

Во-первых, запасы полезных ископаемых Европы не отличаются особым изобилием, следовательно и число крупных производственных компаний будет также невелико. Таким образом во Франции главными поставщиками электроэнергии и газа являются EDF и GDF соответственно, в Германии - E.ON, в Нидерландах - GasTerra, а в Бельгии фаворитом в обеспечении электроэнергии считается Suez. По причине подобной сложившейся ситуации рынок энергосбыта ЕС является олигопольным, что означает возможность изменения цен на товар и услуги, превалирование потребностей компаний в ущерб интересов населения, а также практическую неспособность появления новых производителей на закоренившемся рынке.

Во-вторых, незаинтересованность самих поставщиков, а также и национальных правительств в создании ликвидного рынка. В этом случае следует вспомнить, что основным инструментом в либерализации энергетических отношений стала приватизация, т.е большая часть генеральных активов производств перешла в частные руки. Тем не менее, даже после разгосударствливания промышленных предприятий национальные правительства продолжали оказывать огромное влияние на политику компаний. С экономической точки зрения как государству, так и самому производителю просто невыгодно искусственно создавать себе равносильную конкуренцию в той сфере, где они могут использовать все преимущества монополизма. Зачастую государство, в целях поддерживания ситуации в неизменном виде оказывало протекционистские действия по отношению к какой-либо одной, ведущей компании, что уже является нарушением принципа недискриминации и прозрачности экономики.

И наконец, в-третьих, разве может идти речь о действенности солидарности между странами в условиях конкуренции? Несмотря на общую идею единой Европы и активной пропаганды сотрудничества ее компонентов, все же, когда речь идет о торговых отношениях, главным поведенческим фактором любого игрока  в экономике будет максимальное извлечение прибыли. Поэтому, если один производитель не сможет обеспечить своих потребителей, другой скорее займет его место, нежели окажет финансовую или юридическую поддержку. Разумеется, такой вариант тоже возможен, но только при наличии сильного наднационального управленческого аппарата, который был бы компетентен регулировать политику компаний.

В силу вышеуказанных аспектов, а также общей несостоятельности программы, в 2009г. Евросоюзом была предпринята новая попытка реализации либерализованнного энергетического рынка, именуемая Третий Экономический Пакет (ТЭП), курс которой осуществляется и по сей день. Стоит выделить, что цели и задачи, установленные в ней полностью совпадают с теми, что были определены руководством ЕС в самом начале, но с большим акцентом на снижение себестоимости электроэнергии  и природного газа. Главное же отличие между программами 1998 и 2009 годов состоит в том, что последняя, опираясь на предыдущий опыт, использует гораздо более конкретные действия и методы.

Например, с целью проведения успешной демонополизации было принято решение о разделении прав на имущество различных сфер в производстве энергоносителей: добыче, обработке/производстве и транспортировке. Особое внимание в этом вопросе было уделено транзиту топлива. В результате стал необходим доступ третьих лиц (ДТЛ) к сетям, при котором лично незаинтересованный в товаре оператор осуществляет его транспортировку от производителя к потребителю, что дает последним возможность безболезненно выбирать себе поставщика. Даже несмотря на то что многие страны отрицательно отнеслись к политике обязательного разделения имущества (Германия, Франция, Австрия, Болгария, Латвия, Люксембург, Словакия и Кипр), в рамках Третьего Пакета государствам все-таки удалось прийти к компромиссу. То есть разделение собственности: добычи/производства, транспортировки, - по-прежнему осталось обязательным условием для всех участников рынка, однако осуществлять его  можно двумя способами: полным или юридическим. Второй подразумевает создание наблюдательного совета, состоящего из независимых системных операторов и представителей газовых компаний, который, в свою очередь,  отвечает за защиту прав и отсутствие любого рода дискриминации по отношению ко всем производителям в равной мере.

Более того, как было упомянуто выше, предыдущей кампании по либерализации рынка явно не хватало регулирующего органа, который бы не только координировал действия национальных и частных предприятий, но и пресекал бы  монополистические действия компаний, направленные на получение личной выгоды в ущерб общего благосостояния потребителей. С началом деятельности ТЭП такой аппарат был создан и получил название "Общеевропейское Агентство по сотрудничеству энергетических регуляторов" . На данный момент Агентство составляют представители национальных регуляторов и Европейская комиссия, основные задачи которых являются стимулирование трансграничной  торговли, а также мониторинг поступаемых инвестиций.

Одной из самых значимых особенностей стратегии Третьего Пакета является справедливость ее положений не только к национальным производителям стран-участниц, но и для всех коммерческих компаний, действующих на внутреннем рынке Евросоюза. Данная "оговорка" есть ничто иное как ограничитель российской энергетической политики по отношению к ЕС, в частности речь идет об амбициях Газпрома. Иными словами национальные регуляторы могут запретить деятельность иностранных коммерческих компаний на внутренних рынках стран-участниц, если:

  1. они отказываются разделять права на владение производственной и транзитной сферами;
  2. их вхождение в рынок угрожает стабильности энергетической безопасности Европейского Союза.

На данный момент основной проблемой энергетической безопасности Европейского макрорегиона является   политизация энергетики, слияние  двух сфер, которые в идеальном варианте должны развиваться независимо друг от друга.

В условиях современной политической ситуации в мире, можно сказать, что сейчас Европа переживает один из крупнейших энергетических кризисов за последние годы. Несмотря на относительную успешность в создании энергетических стратегий и их воплощении на территории Евросоюза, все же основная проблема осталась нерешенной: каким образом Европе сократить до минимума ее зависимость от импортных поставок первичных энергоисточников из России и стран Ближнего Востока - именно открытость этого вопроса является первостепенной причиной угрозы энергетической безопасности ЕС.

Нынешний конфликт на территории Украины, изначально спровоцированный в ноябре 2013 года как сугубо политический, в настоящее время основательно перерос в конфликт транзита энергоресурсов и свою очередь показывает "беспомощность" Евросоюза в самообеспечении электро- и теплоэнергией. Истоки украинского кризиса характеризуются разделением интересов населения по поводу присоединения к ЕС, однако, так и не достигнув определенных целей, т.е не получив членство ни в Европейском ни в Таможенном союзах, страна стала поводом для конфронтации между внешней политикой России и Запада, включая США. Причиной превращения конфликта из двухстороннего в многогранный является геополитическое расположение Украины. Ее основная важность, как объекта межрегиональных отношений, заключается в транзитной роли государства по вопросам транспортировки природного газа. В среднем, через территорию Украины должно проходить около 40 млрд. кубов природного газа поставками из России не только на нужды самой Украины, но и на большинство стран Евросоюза.  Согласно статистическим данным европейские 30% импортируемой нефти и 35% природного газа транспортируются как раз таки РФ.

Информация о работе Проблема обеспечения энергетической безопасности в рамках ЕС