Повышение эффективности внешней торговли России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Экономические реформы в России и их неотъемлемый компонент - либерализация внешней торговли - определили глобальные изменения торгово-экономического взаимодействия с зарубежными странами и их группировками на перспективу. В ходе осуществления преобразований Россия вырабатывала приоритеты своей торговой политики на основе объективных и общепринятых критериев, а их выбор носил свободный, непредвзятый и экономически обусловленный характер.

Оглавление

Введение……….…………………………………………………………………....................................2
Глава 1. Позиции России в международной торговле…………………………………………………5
Товарная структура внешней торговли России……………………………………………………7
Структура экспорта…………………………………………………………………………………9
Структура импорта………………………………………………………………………………...12
Глава 2. Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности России……..14
Глава 3. Повышение эффективности внешней торговли России…………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………………………………...23
Список использованной литературы………………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

курсовая (МЭО).docx

— 98.26 Кб (Скачать)

     Расширится  участие предпринимательского сообщества в выработке решений в области  внешнеэкономической политики. Под  эгидой межправительственных комиссий (МПК) по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству будет создана система  Деловых советов, подключенных к выработке внешнеэкономических решений.

     Сформируется  система консультационно-информационной, организационной и правовой поддержки  бизнеса во внешнеэкономической  сфере. Будет упорядочено оказание политической и дипломатической  поддержки российским компаниям, модернизируется  государственная информационная система  содействию экспорту.

     Механизм  принятия решений во внешнеэкономической  сфере будет постоянно совершенствоваться. Улучшится координация между  ветвями власти по выработке стратегических решений (включая вопросы совершенствования  законодательства и повышения эффективности  правоприменительной практики) и  тактики их реализации, изменится  роль российских частей межправительственных комиссий, будет создана система управления экономическими и политическими рисками на глобальных рынках.

     Меры  в области укрепления кадрового  потенциала будут включать, в частности, совершенствование образовательных  программ, расширение изучения языков, подготовку и переподготовку госслужащих  в сфере внешнеэкономической  деятельности.

     Изменение модели государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности и реализации приоритетных направлений внешнеэкономической  политики потребует внедрения новых  инструментов и документов оперативного управления этой сферой.

     Во-первых, будут разработаны краткосрочные (от одного до трех лет) программы продвижения  экспорта, определяющие ключевые направления  промышленного экспорта и набор  инструментов для достижения намеченных целей с учетом приоритетности и  специфики конкретных зарубежных рынков, потребностей отраслей и региональных особенностей производства и реализации экспортируемой продукции.

     Во-вторых, по ключевым странам - партнерам Российской Федерации будут подготовлены двусторонние планы торгово-экономического сотрудничества (на срок до 3 лет), определяющие основные целевые параметры взаимной торговли и инвестиций и конкретные мероприятия по их достижению.

     В-третьих, эти программы и планы будут  дополнены ежегодными директивами  торговым представительствам Российской Федерации в иностранных государствах, нацеленными на решение конкретных задач по совершенствованию взаимодействия со страной пребывания.

     В-четвертых, ежегодно будут утверждаться «Основные  направления таможенно - тарифной политики», определяющие приоритеты деятельности Российской Федерации в этой сфере.

     В-пятых, будет совершенствоваться система  подготовки (в т.ч. на условиях аутсорсинга) среднесрочных и долгосрочных конъюнктурных прогнозов по основным отраслям и географическим направлениям внешнеэкономической деятельности Российской Федерации с целью идентификации открывающихся возможностей и потенциальных угроз, с последующим внесением необходимых корректив во внешнеэкономическую политику страны.10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Повышение эффективности внешней торговли России

     В целях стимулирования роста национальной экономики Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации способствуют развитию внешнеторговой деятельности, в том числе через осуществление федеральных и региональных программ развития внешнеторговой деятельности.

     Федеральная программа развития внешнеторговой деятельности ежегодно разрабатывается  Правительством Российской Федерации  и представляется на утверждение  в Федеральное Собрание Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета.

Указанная федеральная  программа содержит:

1) прогноз торгового  баланса как составную часть  платежного баланса Российской  Федерации;

2) оценку современного  состояния и проблем торгово-экономических  отношений Российской Федерации  с иностранными государствами;

3) план внешних  заимствований Российской Федерации  с детальным описанием целевого  использования иностранных кредитов;

4) план экспортных  кредитов, предоставляемых с использованием  средств федерального бюджета  или под гарантии Правительства  Российской Федерации;

5) план обслуживания  внешнего долга Российской Федерации;

6) план поступлений  от обслуживания долгов иностранных  государств перед Российской  Федерацией;

7) перечень мер  государственного внешнеторгового  регулирования, принимаемых или  намечаемых в соответствующем  году, ставки пошлин таможенного  тарифа и пределы их возможного  изменения, количественные ограничения  экспорта и импорта, а также  перечень мер по защите внутреннего  рынка и валютного регулирования;

8) перечень мер  стимулирования промышленного экспорта  на соответствующий год;

9) реестр случаев  дискриминации и нарушений двусторонних  и многосторонних обязательств, допущенных в отношении российских  лиц на рынках отдельных государств, и перечень принятых или намечаемых  мер по защите законных торгово-экономических  интересов Российской Федерации.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  в пределах их компетенции совместно  с федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 4 статьи 12 настоящего Федерального закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, разрабатывают программы развития внешнеторговой деятельности на своих территориях.

     Интеграция  России на мировой рынок в качестве равноправного участника, усиление ее роли в международном товарообмене невозможны без улучшения структуры и пропорций ее внешнеторговой деятельности в пользу повышения удельного веса готовой продукции, активного освоения более эффективных форм сотрудничества - производственной и научно-технической кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации инновационных проектов и т.д. Таким образом, основой долгосрочной экспортной стратегии России должен быть экспорт товаров высокой степени обработки, и в первую очередь машинотехнических изделий, на основе государственной поддержки. С экспортом машинотехнической продукции связаны процессы модернизации и прогрессивной структурной перестройки народного хозяйства, увеличения занятости трудоспособного населения страны, а также усиления позиции страны в мировой экономике.

     Одной из основных мер стимулирования экспорта, носящей экономический характер, является финансовая поддержка экспортеров  со стороны государства, которая  может выражаться в их кредитовании, предоставлении государственных гарантий, а также в прямом бюджетном  финансировании.

     Эффективной формой поддержки экспорта, особенно товаров высокой степени обработки, является также использование мер  налогового регулирования. В связи  с этим в рамках совершенствования  российской системы налогов и  сборов, усиления ее стимулирующего воздействия  в отношении отечественных товаропроизводителей целесообразны возможные формы налогового поощрения экспортеров для внесения обоснованных предложений в ежегодную Федеральную программу развития внешнеторговой деятельности, в том числе:

- восстановление  системы возмещения налога на  добавленную стоимость, уплаченного  на внутреннем рынке при закупке  товара, в случае последующего  экспорта этого товара. Возможные  исключения из этого правила  могли бы распространяться только  на экспорт подакцизных товаров  и продукции, реализуемой по  бартерным контрактам;

- определение  порядка исчисления и уплаты  налога на прибыль для предприятий  - экспортеров готовой, в первую  очередь, машинотехнической, продукции;

- стимулирование  производственной кооперации путем  расширения масштабов эффективного  использования российскими участниками  внешнеэкономических связей таможенных  режимов переработки в соответствии  с Таможенным кодексом Российской  Федерации;

- разработка  комплекса мер по снижению  косвенного налогообложения экспорта  услуг. В связи с этим привести  в соответствие с положениями  Всемирной торговой организации  вопросы регулирования (таможенные процедуры, лицензирование, сертификация и стандартизация, предоставление государственных субсидий  и т.д.) экспорта услуг;

- освобождение  экспортеров от уплаты налога  на рекламу, осуществляемую в  отношении экспортных товаров.11

   Через некоторый времени период возможно присоединение России к ВТО. В целом процесс присоединения к ВТО безусловно будет способствовать повышению конкурентоспособности российской экономики. А участие России в выработке правил мировой торговли поможет успешному развитию российской промышленности и создаст более благоприятные и цивилизованные условия работы.

   Первостепенное  внимание должно уделяться участию  России в регулировании мирового энергетического рынка, в том  числе в рамках ОПЕК и основными  импортерами минерального сырья. В  связи с этим в ближайшие годы может возрасти влияние России на формирование мировой конъюнктуры  энергетического рынка. Следует  стремиться к усилению регулирующей роли России и на других рынках, где  она является крупным поставщиком.

   В  системе внешнеэкономических связей с дальним зарубежьем приоритетное значение будет иметь сотрудничество с европейскими странами, в первую очередь с  Европейским Союзом (ЕС) – основным торговым партнером  России, на долю которого приходится около 40% внешнеторгового оборота страны, а после расширения  ЕС этот показатель может превысить 50%. Роль  этой интеграционной  группировки в ближайшей перспективе  еще более возрастет в связи  с вступлением в ЕС стран Центральной, Восточной и Южной Европы.12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Происходящие  во внешнеэкономическом комплексе  России преобразования коренным образом меняют облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации с Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю систему международных экономических отношений.

     Сфера внешней торговли дает огромные возможности  для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания  благосостояния народа.

     Модель вхождения России в мировое хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей.

     Главной целью развития внешнеэкономических связей является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений с тем, чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.

     Успехи, а равно и неудачи в торговле не являются чем-то статичным. Конкурентоспособность  по отдельным видам продукции  может варьироваться от компании к компании, когда изменения на рынке или внедрение новых  технологий делает возможным выпуск более дешевых изделий улучшенного  качества. История и опыт свидетельствуют, что целые страны, обладающие определенными  преимуществами, скажем, в стоимости  трудовых или природных ресурсов, могут утратить конкурентоспособность  некоторых своих товаров или  услуг по мере своего экономического развития. При наличии стимулов, которые предоставляет открытая экономика, однако, они быстро приобретают  конкурентоспособность в каких-нибудь других областях. Этот процесс, как правило, является постепенным, так как в той мере, в какой системе торговли дозволено функционировать без каких-либо сдерживающих факторов протекционизма, фирмы заинтересованы в адаптации своей деятельности к новым условиям, причем это происходит достаточно целенаправленно и относительно безболезненно.

     Однако, без создания механизма эффективной  поддержки национальных производителей, и, прежде всего, в сельском хозяйстве, зависимость России от экспорта сырья  и импорта продовольствия останется  самым чувствительным звеном для  экономики страны в отношениях с  мировой хозяйственной системой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Повышение эффективности внешней торговли России