Повышение эффективности внешней торговли России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Экономические реформы в России и их неотъемлемый компонент - либерализация внешней торговли - определили глобальные изменения торгово-экономического взаимодействия с зарубежными странами и их группировками на перспективу. В ходе осуществления преобразований Россия вырабатывала приоритеты своей торговой политики на основе объективных и общепринятых критериев, а их выбор носил свободный, непредвзятый и экономически обусловленный характер.

Оглавление

Введение……….…………………………………………………………………....................................2
Глава 1. Позиции России в международной торговле…………………………………………………5
Товарная структура внешней торговли России……………………………………………………7
Структура экспорта…………………………………………………………………………………9
Структура импорта………………………………………………………………………………...12
Глава 2. Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности России……..14
Глава 3. Повышение эффективности внешней торговли России…………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………………………………...23
Список использованной литературы………………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

курсовая (МЭО).docx

— 98.26 Кб (Скачать)

     В структуре экспорта в страны СНГ в 2009 году доля топливно-энергетических товаров составила 42.2% от всего экспорта в эти страны (в 2008 году – 41%). Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров снизился на 33% по сравнению с 2008 годом. Физические объемы поставок нефти снизились на 10.8%, бензина – на 8.1%, дизельного топлива – на 48.4%, каменного угля на 39.8%. Значительно возросли стоимостные и физические объемы поставок природного газа – в 2.4 раза (на 90.1% ).

     В товарной структуре экспорта в страны СНГ доля металлов и изделий из них в 2009 году составила 11.8% (в 2008 году – 13%). Стоимостной объем данной товарной группы снизился по сравнению с 2008 годом на 40.6%. 5 
 
 
 

1.3. Структура импорта

     Импортные поставки традиционно играют значительную роль в решении многих важных задач  социально-экономического развития страны и обеспечения как производственной сферы, так и населения теми видами продукции, которые внутри страны не производятся или производятся в недостаточных объемах. Проблемы индустриализации страны в годы первых пятилеток, реконструкция народного хозяйства в послевоенные годы, исправление неблагоприятного баланса продовольственных товаров в неурожайные годы и многие другие не менее значимые задачи общенационального масштаба решались в большой степени с помощью импорта.

     Импорт России в 2009 году составил 167.4 млрд.долларов и по сравнению с 2008 годом снизился на 37.3%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 145.6 млрд.долларов (снижение на 36.8%), из стран СНГ – 21.8 млрд.долларов (снижение на 40.5%).

     Снижение стоимостных объемов российского импорта в 2009 году было связано с сокращением физических объемов импортных поставок, тогда как средние цены ввезенных товаров оставались практически на уровне прошлого года. При этом если в течение января-сентября 2009 года индекс средних цен импорта составлял около 97-98%, то в октябре-декабре он был зафиксирован на уровне 103-104%.

     По сравнению с прошлым годом стоимостной объем импорта машиностроительной продукции уменьшился на 48% за счет снижения закупок механического оборудования на 40.6%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 70.5%, электрооборудования – на 34.0%, инструментов и аппаратов оптических – на 39.3%. Физический объем ввоза легковых автомобилей сократился на 74.3%, грузовых – на 83.1%.

     Удельный вес импорта металлов и изделий из них в 2009 году остался на уровне прошлого года и составил 5.2%. Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с 2008 годом уменьшился на 36.5%.

     В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2009 году доля машин и оборудования составила 23.7% (в 2008 году – 28,8%). По сравнению с 2008 годом стоимостной объем импорта машиностроительной продукции уменьшился на 52.5%.

     Импорт топливно-энергетических товаров в 2009 году составил 10.7% (в 2008 году – 10.3%). Физические объемы поставок каменного угля снизились на 20.6%, нефтепродуктов – на 4.1%.

     В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в 2009 году приходилось 50.3% российского товарооборота (в 2008 году – 52.1%). На страны СНГ в 2009 году приходилось 14.6% российского товарооборота (в 2008 году – 14.5%), на страны ЕврАзЭС – 8.7% (8.2%), на страны АТЭС – 20.7% (20.3%).

     По данным таможенной статистики в январе-марте 2010 года внешнеторговый оборот России составил 132.7 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с январем-мартом 2009 года возрос на 46.8%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 114.3 млрд.долларов США (рост на 47.2%), со странами СНГ – 8.4 млрд.долларов США (рост на 44,5%).6 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности

     Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в  соответствии с настоящим Федеральным  законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, а также  общепризнанными принципами и нормами  международного права и международными договорами Российской Федерации. (Статья 3, глава 1 Федерального закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности от 08.12.03г.).7

     Особенностью  современной модели управления внешнеэкономической  деятельностью в России является необходимость воздействия на международную  коммерческую деятельность отечественных  предприятий в целом и повышения  роли субъектов Федерации и территорий. Реализация внешнеэкономической политики требует создания системы институтов, обеспечивающей реализацию национальных интересов России в мировой экономике, повышение конкурентоспособности  российских компаний на мировых рынках, гибкость и результативность государственного регулирования внешнеэкономической  сферы, его способность быстро и  адекватно реагировать на внешние  риски. Такая система институтов включает три следующих крупных блока: комплексную поддержку экспорта и прямых инвестиций за рубежом, регулирование доступа иностранных товаров и инвестиций на российские рынки и поддержку управления во внешнеэкономической сфере.

     С целью поощрения экспорта товаров  и услуг будет создана система  снижения рисков соответствующих операций. Экспортное кредитование превратится  в массовый продукт и будет  осуществляться на условиях, обеспечивающих конкурентоспособность поставок. Будут  законодательно закреплены условия предоставления экспортных кредитов Внешэкономбанком и другими российскими банками, создано специализированное агентство по страхованию экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков, а также страхованию инвестиций.

     Государственные институты развития будут оказывать  кредитную и финансовую поддержку  экспортно-ориентированным производствам по всему циклу, включая приобретение иностранных технологий и лицензий. Получит развитие целевая поддержка экспортно-ориентированных производств в особых экономических зонах, перспективных НИОКР, международной сертификации российской машиностроительной продукции. Будут созданы специальные инструменты для стимулирования внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса.

     Получит развитие система выявления и  устранения торговых барьеров в зарубежных странах. В качестве основного операционного  инструмента будет создан реестр торговых и инвестиционных барьеров в отношении российских товаров, услуг и инвестиций. Деятельность торговых представительств будет рационально  встроена в общую систему выявления  и устранения таких барьеров.

     С целью формирования положительного имиджа России, российских компаний и  регионов за рубежом активизируется содействие продвижению российских брендов, будет расширена практика проведения ежегодных экономических  форумов на основе частно-государственного партнерства.

     Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с  международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным  законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации посредством:

1) таможенно-тарифного регулирования;

2) нетарифного  регулирования;

3) запретов и  ограничений внешней торговли  услугами и интеллектуальной  собственностью;

4) мер  экономического и административного  характера, способствующих развитию  внешнеторговой деятельности и  предусмотренных настоящим Федеральным  законом (Статья 12, глава 4 Федерального закона об основах гос. регулирования внешнеторговой деятельности от 08.12.03г. )8.

     Тарифно-таможенная политика является одним из основных инструментов решения внутренних задач  – перехода российской экономики  на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности.

     Основными задачами таможенно-тарифной политики являются:

     1. Содействие перевооружению и  технологической модернизации российской  экономики.

     Будет продолжена работа по дальнейшему снижению ставок ввозных таможенных пошлин на прогрессивное технологическое  оборудование, не имеющее отечественных  аналогов, при одновременном сохранении защитных ввозных таможенных пошлин на конкурентоспособное оборудование, производимое отечественными предприятиями. Приоритет будет отдаваться импорту  оборудования, использование которого способно повысить конкурентоспособность  российской продукции.

     2. Стимулирование развития производственно-технологической  кооперации российских и иностранных  компаний, содействие переносу глобально  ориентированных обрабатывающих  производств на российскую территорию («импорт производств вместо импорта  товаров»).

     Стимулирование  развития производственно-технологической  кооперации будет осуществляться, прежде всего, в высокотехнологических  отраслях (автомобилестроение, атомная  энергетика, авиа- и судостроение, легкая промышленность) и достигаться путем  оптимизации структуры таможенного  тарифа и расширения применения экономических таможенных режимов (переработка на таможенной территории и переработка для внутреннего потребления).

     Применение  таможенных режимов переработки  на таможенной территории и переработки  для внутреннего потребления  позволит расширить производство за счет импортных компонентов и  при этом предлагать продукцию на внешнем и внутреннем рынках по более  конкурентоспособным ценам.

     Будет осуществлен постепенный переход  от применения вывозных таможенных пошлин, за исключением товаров энергетической группы, необработанного леса, металлолома  и некоторых других видов сырьевых товаров, к использованию, при необходимости, нетарифных мер ограничения экспорта.

     Будет продолжена работа по эскалации Таможенного  тарифа (дифференциация ставок ввозных  таможенных пошлин в зависимости  от глубины переработки товаров  и предназначения товаров).

     Будут внесены изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации с целью  установления порядка взимания таможенных пошлин в случае использования товаров  в иных целях, чем это предусмотрено  Таможенным тарифом для применения пониженной ставки таможенной пошлины, если ставка пошлины дифференцирована в зависимости от предназначения товаров.

     3. Повышение конкурентности российских рынков, защита развивающихся рынков, уязвимых для импорта.

     В рамках данной задачи будет обеспечена сбалансированность и рациональная защита внутренних рынков за счет гибкого  реагирования на запросы производителей и потребителей, ценовую ситуацию на рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных  таможенных пошлин, применением специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер.

     Будет осуществлен переход к постепенному отказу от необоснованного завышения пошлин, прежде всего, на товары промышленно-производственного и социального назначения, не производимые в России.

     Будет пересмотрена национальная схема преференций  в торговле с развивающими и наименее развитыми странами, в части уточнения  принципов формирования списка стран  – бенефициаров, перечня товаров  и правил определения их происхождения.

     Будут сокращаться тарифные льготы, искажающие регулятивную функцию таможенного  тарифа (товары, ввозимые в качестве вклада иностранного инвестора в  уставный (складочный) капитал, оптимизация  применения режима свободной таможенной зоны и т.д.)

     Модернизация  таможенного администрирования  будет включать создание новой системы  организации таможенного контроля и таможенного оформления, предполагающей в частности, реализацию принципов  «одного окна» и «одной остановки», создание единой межведомственной автоматизированной базы данных выданных разрешительных документов на ввоз и вывоз товаров, осуществление таможенного контроля на основе системы анализа и управления рисками, внедрения предварительного информирования, что позволит сократить  издержки экономических операторов на логистику и хранение товаров.9

     Система регулирования иностранных инвестиций на территории России будет развиваться  путем имплементации международных правил движения капитала. Будут созданы системы федеральных и региональных институтов привлечения инвестиций, функционирующих по принципу «одного окна», а также институт «омбудсмена» по иностранным инвестициям.

Информация о работе Повышение эффективности внешней торговли России