Понятия внешнего долга и международного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы заключается в рассмотрении сущности международного кредита и внешнего долга. Поставленная в работе цель исследования предопределила необходимость решения следующих задач:
- определить роль международного кредита как одной из наиболее важных сфер мировой экономики, его сущность ;
- определить понятие внешнего долга ;
- рассмотреть виды и функции международного кредита;
- проанализировать виды направлений использования международных кредитов;
- рассмотреть и оценить эффективность основных путей урегулирования международного кредитования.

Оглавление

Введение
Теоретическая часть
1. Понятия внешнего долга и международного кредита
1.1 Виды международного кредита
1.2 Функции международного кредита и направления его использования
1.3 Регулирование международных кредитных отношений
Практическая часть
1. Внешний долг на примере СССР и России
2. Международный кредит на примере России
Заключение
Список использованной литературы и информационных ресурсов

Файлы: 1 файл

мировая экономика и межд.отношения.docx

— 52.16 Кб (Скачать)

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся  стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что  выполнение рекомендаций и условий  в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики  государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.

МБРР — основное кредитное учреждение Всемирного банка. В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения и в кредитоспособных бедных государствах. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.

В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий  кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями  кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться  правительствами стран-членов. Займы  выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет.

Лондонский клуб является неформальной организацией крупнейших банков-кредиторов, которая созданна для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба. Объединяет негосударственные, коммерческие банки

Парижский клуб – объединение крупнейших государств-кредиторов. В члены Парижского клуба входит 19 государств, в том числе с 1997 года в него входит и Россия. Объединяет государства-кредиторы в лице представителей центральных банков и министров финансов стран-кредиторов

 

Эти организации выработали следующие меры по урегулированию проблемы внешней задолженности:

1.краткосрочная задолженность подвергается реструктуризации, то есть переводится в обязательства будущих периодов. При этом в рамках льготного периода происходит выплата лишь набегающих процентов. Основная сумма долга начинает погашаться с определенного года. Однако набегающие проценты приплюсовываются к основному долгу, и происходит начисление процентов на процент.

2.списывается часть долга государствам, не по своей вине попавшим в тяжелое финансовое положение. Как крайний случай списывается весь долг самым бедным странам.

3.новые кредиты выдаются под более низкие процентные ставки.

Однако кредиторы выдвигают  перед правительствами стран, которые  испытывают бремя внешнего долга, следующие  требования:

-осуществление структурной  перестройки экономики;

-сокращение дефицита  государственного бюджета, прежде  всего за счет уменьшения административных  расходов и расходов на социальные  программы, а также за счет  увеличения косвенных налогов;

-осуществление либерализации  внешнеэкономического режима, в  том числе внешнеторгового режима  и приема иностранных инвестиций;

-проведение приватизации  государственной собственности  и допуск к участию в ней  иностранных субъектов (нерезидентов).

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Внешний  долг на примере СССР и России

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 ноября 2011 года составлял 36,0 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составлял 5-10 % от объема ВВП страны. По данным рейтингового агентства Moody's внешний долг РФ остается очень низким, в пределах 10% к ВВП страны. Это являeтся самым низким показателем среди всех государств, имеющих рейтинг инвестиционной категории (данные от 02.03.2012). Для сравнения, после кризиса 1998 года внешний долг России составлял почти 146,4 % от ВВП.В результате Россия постепенно превращается в страну-кредитора (Кипр, США и т.д.).

Впрочем, такое благоприятное  положение наблюдалось далеко не всегда. Основная часть внешнего долга РФ возникла, когда команда Горбачева повела курс на «социалистическое ускорение экономического развития страны» за счет западных кредитов. Советский Союз был известен в мире как аккуратнейший плательщик по своим долгам, и нам весьма охотно ссужали миллиарды долларов «на перестройку». Немало тех долларов закопали в землю государственных долгостроев, часть ушла на закупку техники, оборудования, в том числе и очень нужного. «Социального ускорения», однако, в общем и целом не получилось, долги остались.

После распада СССР внешний долг России неуклонно возрастал и достиг своего максимума сразу после кризиса 1998 года, когда он достиг 146,4 % от ВВП страны. Осенью 1999 внешний долг России (включая долг СССР) достиг 160 млрд долларов, и по этому показателю она вышла на первое место в мире, но этот долг был почти полностью погашен в 2000-е годы. После этого началось его быстрое снижение.

Динамику внешнего долга  СССР можно проследить по таблице (приложение 1).  Источник:  Business Moscow news. 1994. № 50. Наибольшие абсолютные приросты задолженности наблюдались после 1985 г.,  причем рост задолженности в 1991-1993 гг., когда СССР перестал существовать, вызван уточнением ее размеров в связи с принятием Россией на себя обязательств по советскому долгу. 

Анализируя резкий рост долговых обязательств СССР, многие экономисты отмечают следующие способствовавшие этому факторы:

• нарастание кризисных  явлений в экономике СССР, среди  которых наибольшее значение имели  ускорение темпов падения добычи энергоносителей и падение цен  на них на мировом рынке, что, при  сохранении планового объёма закупок  в СКВ, и послужило причиной переориентации на международные кредитные рынки;

• непродуманная неконтролируемая либерализация внешнеэкономической  деятельности, особенно в части "кредитов поставщиков" с апреля 1989 г.13 (привлечение  кредитов под гарантии отраслевых министерств  без посредничества специализированных внешнеторговых объединений, эти займы  попадали в категорию официального долга);

• как следствие некоординированной политики внешних заимствований резко увеличилась (до 44 % в отдельные моменты времени) доля краткосрочного внешнего долга, который с точки зрения экономической безопасности страны не должен превышать 10 % общей задолженности; при этом наблюдалась общая концентрация графика платежей в период с 1990 по 1995 годы а также преимущественное использование в качестве валюты контрактов доллара США, а также "плавающих" процентных ставок, что дополнительно увеличивало расходы по обслуживанию внешнего долга;

• для западных кредиторов в середине 80-х годов СССР представлял  значительный интерес как емкий  развивающийся рынок, в том числе  с учетом богатой минерально-сырьевой базы, строгой платежной дисциплины первоклассного заемщика и незначительных размеров внешнего долга, а также  как объект приложения избыточного  банковского капитала. Только зарубежными  коммерческими банками в 1988-1990 гг. было предоставлено кредитов на 14 млрд. долл.14;

• поддержка правительствами  западных стран начавшихся политических преобразований СССР с целью сделать  их необратимыми, что выражалось в  предоставлении значительных официальных  займов (12,5 млрд. долл. в 1991 году);

• поставки продукции странами-членами  СЭВ по индикативным спискам под  гарантии советского правительства, а  также методика формирования цен  и расчетов в переводных рублях.

Динамика государственного долга России в 1999—2010 годах, в % к ВВП представлена в приложении 2 (гистограмма), мы можем наблюдать как снижается внешний долг за эти годы.

В 2008 году внешний долг составлял  всего 5% ВВП страны. По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 годов, государственный долг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010 году дефицит планировали покрывать за счёт новых кредитов. В середине 2009 года (когда долг был около $38 млрд) прогнозировалось, что в ближайшие три года внешний долг России вырастет не менее, чем на $60 млрд.

Государственный внешний  долг РФ на 1 июля 2012г. составил 41 млрд 553,4 млн долл. (или 32 млрд 999,9 млн евро), что на 16,1% больше, чем на начало 2012г., говорится в материалах Министерства финансов (Минфин) РФ.

Самая объемная задолженность  приходится на еврооблигации РФ, которая  на 1 июля 2012г. составила 35,5 млрд долл., что на 21,8% больше, чем на начало года. Отметим, что в марте 2012г. Россия разместила три выпуска суверенных еврооблигаций на общую сумму 7 млрд долл.: 5-летний и 10-летний выпуски - на 2 млрд долл. каждый, а также 30-летний - на 3 млрд долл. Ставка купона по 5-летним еврооблигациям составила 3,25% годовых, по 10-летним еврооблигациям - 4,5%, по 30-летним еврооблигациям - 5,625%. Дата погашения 5-летних евробондов - 4 апреля 2017г., 10-летних - 4 апреля 2022г., 30-летних - 4 апреля 2042г.

В приложении 3 представлена структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 сентября 2012 года, данные взяты с сайта Министерства финансов Российской Федерации.

Минфин опубликовал прогнозы по росту государственного долга  РФ до 2015г. Так, совокупный объем госдолга к концу 2013г. достигнет 13,7% от ВВП  против 11,8% на конец 2012г., к концу 2014г. - 14,7% ВВП, к концу 2015г. - 14,4% ВВП. В абсолютном выражении к 2014г. госдолг составит 9 трлн 040,5 млрд руб., к 2015г. - 10 трлн 779,7 млрд руб., к 2016г. - 11 трлн 730,7 млрд руб. При этом к концу 2015г. доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга практически достигнет 80% при соответствующем снижении доли внешнего долга, прогнозируют в ведомстве.

2.Международный кредит на примере России

В 2010г. Россия выдала Сербии кредит в размере 200 млн долл., рассчитанный на 11 лет. Соответствующее соглашение было достигнуто во время визита в Белград президента России Дмитрия Медведева в октябре 2009г. Тогда же впервые зашла речь о другом кредите - на 800 млн долл. - для развития инфраструктурных проектов Сербии. В мае 2012г. президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия готова предоставить стране эту сумму.

В конце 2011года между Кипром и Россией было заключено соглашение относительно предоставления островной республике кредита на два с половиной миллиарда евро. Этот кредит был перечислен тремя траншами, ставка – четыре с половиной процента годовых, срок – четыре с половиной года. С помощью данного кредита Кипр планировал перекрыть свои среднесрочные обязательства, связанные с финансами. При всем при этом, европейские страны, к которым Кипр также обращался за помощью, предлагали ему кредиты минимум под пятнадцать процентов годовых.

В сентябре 2012г. Россия договорилась с КНДР о списании 90% северокорейского долга в размере 11 млрд долларов. Предполагается, что оставшаяся часть долга может быть использована по схеме "долг в обмен на помощь", то есть РФ может получить право инвестировать в проекты в сфере образования, здравоохранения и энергетики в КНДР (Корейская Народная Демократическая Республика).

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В обеспечении экономического роста каждой страны основополагающую роль играет накопление капитала. Внутренними источниками таких накоплений может быть прибыль предприятий, средства государственного бюджета, сбережения населения и т.п. Вместе с тем в качестве дополнения к внутренним источникам инвестиций и как значительный фактор воздействия на экономический рост страны выступают привлекаемые из-за рубежа государственные и частные средства, среди которых существенную долю занимают иностранные кредиты. Тем самым растущая потребность в широком притоке внешних денежных средств служит основой для возникновения международного кредита, представляющего собой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, предоставление ссуд государствами, банками, международными валютно-финансовыми организациями, а также различными компаниями, фирмами, корпорациями одних государств другим (правительству, банкам и субъектам хозяйствования) на принципах банковского кредитования.

В настоящее время практически  невозможно найти государство, которое  не использовало бы кредиты других стран, международных финансовых организаций  и банков. Внешнее кредитование дает возможность расширить импорт новой техники, технологий, товаров и услуг. При этом рамки национального потребления раздвигаются, а иностранный кредит становится на определенное время дополнительным источником накопления и средством покрытия дефицита платежного баланса. Однако эти проблемы могут быть решены лишь при оптимальных масштабах привлечения иностранных кредитов и их эффективном использовании.

В случае же неэффективного использования кредитов обостряется проблема внешнего долга, на обслуживание которого государству приходится тратить значительные валютные средства. Внешний долг - это финансовые обязательства государства (внешние займы и неоплаченные по ним проценты) в отношении иностранных кредиторов; это задолженность определенной страны, подлежащая уплате в установленные сроки, международным валютно-финансовым организациям, правительствам других стран и их центральным банкам, частным банкам.

Многие развивающиеся  страны испытывают трудности с возвращением взятых ранее кредитов: на погашение  внешнего долга уходит вся прибыль  страны, так что необходимые текущие  затраты погашаются за счёт новых  кредитов; такое развитие событий  часто приводит к тому, что страны-кредиторы  вынуждены списать накопившийся долг, так как вернуть его всё  равно невозможно.

Рост внешнего долга постоянно  побуждает государство к осуществлению  дефолта. Дефолт — это непогашения в срок внешних обязательств, а также введение условий обмена государственных ценных бумаг, которые являются менее благоприятными для иностранных инвесторов, чем предыдущие. По структуре внешнего долга различают: во-первых, долг по срокам, сроками оплаты, во-вторых, долг за валютой, денежными единицами; в-третьих, долг по источникам образования - задолженность государственным, международным или частным институтам. На основании договоренностей между странами проводится реструктуризация внешней задолженности.

Информация о работе Понятия внешнего долга и международного кредита