Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 14:07, реферат
Морской вид транспорта обеспечивает более 80 % объёма международной торговли. Основную часть международных морских грузопотоков составляют наливные и навалочные грузы (сырая нефть, нефтепродукты, железная руда, каменный уголь)
Преимуществами морского транспорта являются малая энергоемкость и отсутствие грузоподъемности, а потому его по праву можно считать наиболее универсальным видом транспорта, специализирующимся на оказании услуг международной торговли.
Общая информация
Морской вид транспорта обеспечивает более 80 % объёма международной торговли. Основную часть международных морских грузопотоков составляют наливные и навалочные грузы (сырая нефть, нефтепродукты, железная руда, каменный уголь)
Преимуществами морского транспорта
являются малая энергоемкость и
отсутствие грузоподъемности, а потому
его по праву можно считать
наиболее универсальным видом
Сложились две формы организации перевозок с использованием морских судов- линейная и трамповая. Международные линейные сообщения организуются морскими перевозчиками на регулярной основе и на устойчивых географических направлениях. Этот вид направления в основном используется для транспортировки готовой промышленной продукции, полуфабрикатов, продовольствия.
Особенностью линейного
В отличие от линейного, в трамповом судоходстве суда эксплуатируются на нерегулярной основе, не закрепляются за определенными направлениями , свободно обращаются на фрахтовом рынке в зависимости от спроса на тоннаж и предложений груза.
Однако, к сожалению, морской транспорт в России почти не принимает участия в транспортном обеспечении внешней торговли, если в СССР Морфлот доставлял 70 % его внешнеторговых грузов, то сейчас российский флот перевозит 8-10 % отечественных внешнеторговых грузов. Основными причинами утраты позиции России на фрахтовых рынках являются большой объем выбытия судов из-за технического износа и небольшое их пополнение.
Правовое регулирование
В настоящее время можно выделить три основных международно-правовых документа, регулирующих морские перевозки грузов.
1 Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила) была подписана в Брюсселе 25 августа 1924 г, одно время они отражали компромисс между интересами перевозчика и грузовладельца. Однако изменения в организационно-технологических процессах морских перевозок привели к необходимости модернизации Гаагских правил, поэтому в 1968 г. в Брюсселе был принят Протокол о поправках к Концепции, в 1971 поправки вступили в силу и стали называться Гаагско-Висбийскими.
2 Конвенция ООН о морской
перевозке грузов(Гамбургские
3 Иорк-Антверпенские правила об общей аварии, разработанные в Йорке (Англий) в 1864 г. В процессе морской перевозки возникают убытки из-за расходов, произведенных ради общей безопасности и в целях сохранения имущества от общей опасности. Такие убытки носят названия общей аварии. Подобные правила дают подробный свод постановлений, какие убытки могут считаться общей аварией и как должен определяться их размер, но эти правила являются не законами, а лишь единообразными обычаями международного мореплавания.
Типы судов
Грузовым судном согласно определению Конвенции СОЛАС (п.g Правила 2 Главы I), является судно, не являющееся пассажирским.
Классификация контейнеровозов
На сухогрузных судах грузы
размещаются в трюмах, твиндеках
и диптанках, а также на верхней
палубе (штучные грузы). Погрузка-выгрузка
производится вертикальным способом через
грузовые люки верхней палубы или
горизонтальным способом — через
бортовые, носовые и кормовые отверстия
(порты), расположенные выше главной
палубы (палубы переборок). Для погрузки-выгрузки
большинство судов оборудуется
судовыми грузовыми механизмами
— стационарными или
Агентирование
Агентирование в морских перевозках
как самостоятельный вид
Среди морских агентов существует специализация как в области обслуживания линейного и трампового судоходства, так и по типам судов – ролкеров (трейлеровозов, автомобилевозов, универсальных судов), судов-лихтеровозов, танкеров, балкеров, баржевозов, контейнеров и др. В связи с этим судовладелец обычно состоит в договорных отношениях с разными фирмами – агентами в одном и том же порту.
В целом основные функции морских агентов сводятся к выполнению различных формальностей, связанных с приходом судна в порт, его пребыванием в порту и выходом из порта. Поэтому агенты оказывают помощь капитану судна в установлении контактов с портовыми и местными властями и в организации снабжения судна и его обслуживания в порту, оформляют документы на груз, инкассируют суммы фрахта и иные причитающиеся судовладельцам суммы по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, оплачивают п распоряжениям судовладельцев и капитанов судов суммы, подлежащие к уплате в связи с пребыванием судна в порту. Кроме того, агенты привлекают грузы для линейных перевозок, осуществляют сбор фрахта, экспедирование груза и совершают иные действия в области морского агентирования.
В портах-членов СНГ агентирование осуществляется главным морским агентством по агентированию иностранных судов («Инфлот»), которое является юридическим лицом. Агентирование судов этих стран за границей производится с соответствующими организациями на основе договоров, соглашений, заключаемых пароходствами государств, входящих в СНГ. Размер агентских вознаграждений исчисляется в зависимости от тоннажа судна и на основании действующих в данном порту тарифов за оказанные услуги.
Базисные условия поставки
Условия «Инкотермс 2000» для морских перевозок.
Транспортная документация
Деловой оборот документов сопровождает
практически все этапы
Документы, которые следуют с грузом от пункта отправления до пункта назначения, называются товароспроводительными. К ним обычно относят документы, входящие в группы транспортных, коммерческих и таможенных.
На морском транспорте транспортным документом является коносамент (bill of lading). Коносамент является оборотным документом, т.е. обладает товарораспорядительной функцией. В этом случае лицо (грузополучатель), которое указано по приказу в документе и которое должно получить от перевозчика данный груз, может передать право получения груза любому другому лицу по передаточной (переуступочной) надписи в коносаменте. Эта переуступка (или «оборот») фактически означает передачу прав распоряжаться грузом другому лицу, но, как правило, передача этого права не означает передачи прав собственности на товар этому лицу. Передача (переуступка) прав собственности на товар называется индоссированием, а сама передаточная надпись на транспортном документе называется индоссаментом, или жирантом.
Документооборот при морских перевозках обладает некоторой спецификой. Если при перевозке другими видами транспорта документ оборот (обычно накладная) всегда следует вместе с грузом и выдается одновременно с грузом получателю, то при морских перевозках оригинал коносамента оформляется, как правило, в трех экземплярах (для грузовладельца, перевозчика и грузополучателя).
В соответствии с Гамбургскими правилами 1978 г. определяющим документом при линейном судоходстве является линейный коносамент, который выдается отправителю (грузовладельцу) перевозчиком, принимающим груз к перевозке, и содержит данные, представленные отправителем. Форма коносамента представлена в Приложении 1.
В зависимости от определения в коносаменте лица, обладающего правом получить груз, коносаменты подразделяются на именные, ордерные и предъявителя.
Именной коносамент содержит наименование конкретной фирмы или лица, которое имеет право получить груз.