Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:19, реферат
В основе более углубленного исследования вопроса "Почему страны торгуют?" лежат два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы — природные, человеческие, инвестиционные товары — распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются своей обеспеченностью экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов.
Отраслевое регулирование международной торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе, что связано с глобальным их производством и потреблением. В отличие от ГАТС организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм — Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки — Международная морская организация (ИМО).
Региональный уровень международной торговли услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться ограничения на такую торговлю с третьими странами. Национальный уровень регулирования касается внешней торговли услугами отдельных государств. Он реализуется через двусторонние торговые договоры, составной частью которых может быть торговля услугами. Значительное место в таких договорах отводится регулированию инвестиций в сферу услуг.
3 Регулирование внешней торговли в Республике Беларусь
Беларусь относится к
числу малых индустриальных стран
с ограниченными природными ресурсами
и незначительной емкостью внутреннего
рынка. В связи с этим активная
внешнеэкономическая
Внешнеэкономический потенциал
страны определяется наличием природных
ресурсов, созданным производственным
и научно-техническим
Объем внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса за январь-сентябрь 2012 г. составил 77 043,3 млн. долларов США, в том числе экспорт – 40 365 млн. долларов, импорт – 36 678,3 млн. долларов. К уровню января-сентября 2011 г. из расчета в текущих ценах объем внешней торговли товарами и услугами составил 111,5%, экспорт – 118,6%, импорт – 104,7%. Определяющее влияние на формирование общего стоимостного объема экспорта товаров и услуг оказывают внешнеторговые операции с товарами, доля которых в январе-сентябре 2012 г. составила 88%. Вклад услуг остается невысоким (12%) и по сравнению с январем-сентябрем 2011 г. сократился на 0,5 процентных пункта. При отставании темпов роста экспорта услуг от аналогичного показателя по товарам (114% против 119,3%) такая тенденция сохранится. Для Республики Беларусь внешнеэкономический потенциал имеет важное значение, так как по мировым масштабам она является небольшой европейской страной с открытой экономикой, в которой доля экспорта составляет около 2/3 валового внутреннего продукта.
Внешнеторговая политика Республики Беларусь имеет ярко выраженные протекционистские черты. Правительство ограничивает потоки импорта посредством высоких (по сравнению с европейскими) тарифов и через разнообразные нетарифные ограничения. Кроме того, государство поддерживает национальных экспортеров через субсидирование и предоставление льготных кредитов. Торговые отношения с крупнейшим экономическим партнером Беларуси – Россией фактически развиваются очень медленно, несмотря на создание таможенного союза между странами и заключение других соглашений, которые, к сожалению, не находят реального применения. Очевидно, что требуется новая доктрина, преодолевающая закрытость экономики Беларуси, но не любой ценой, а с ориентацией ее на экономический рост, согласованием с общей макроэкономической политикой государства.
Согласно Закону Республики Беларусь о государственном регулировании внешнеторговой деятельности Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;
- обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере;
- единства таможенной территории Республики Беларусь;
- приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;
- обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;
- применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;
- выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;
- обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
- гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире ни одна страна не придерживается политики абсолютного либерализма или открытости экономики. Для регулирования внешней торговли государство использует инструменты, которые можно подразделить на тарифные (т.е. использование таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг). Тенденцией настоящего времени отмечается сокращение тарифных ограничений и одновременное увеличение и усложнение нетарифных барьеров внешней торговли.
В Республике Беларусь проводится
политика протекционизма, выражающаяся
в ограничении импорта высокими
тарифными ставками и, более того,
в поддержке экспортеров через
субсидирование. Очевидно, что характер
и задачи внешнеэкономического, в
том числе тарифного
Информация о работе Основные методы и формы регулирования международной торговли