Основные методы и формы регулирования международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:19, реферат

Краткое описание

В основе более углубленного исследования вопроса "Почему страны торгуют?" лежат два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы — природные, человеческие, инвестиционные товары — распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются своей обеспеченностью экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 46.31 Кб (Скачать)

Отраслевое регулирование  международной торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе, что  связано с глобальным их производством  и потреблением. В отличие от ГАТС организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм — Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки — Международная морская организация (ИМО).

Региональный уровень  международной торговли услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются  ограничения на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться  ограничения на такую торговлю с третьими странами. Национальный уровень регулирования касается внешней торговли услугами отдельных государств. Он реализуется через двусторонние торговые договоры, составной частью которых может быть торговля услугами. Значительное место в таких договорах отводится регулированию инвестиций в сферу услуг.

 

3 Регулирование внешней торговли в Республике Беларусь

 

Беларусь относится к  числу малых индустриальных стран  с ограниченными природными ресурсами  и незначительной емкостью внутреннего  рынка. В связи с этим активная внешнеэкономическая деятельность приобретает в республике приоритетное значение и во многом определяет общий  характер развития хозяйственного комплекса. Важным условием экономического роста  становится расширение экспортного  потенциала, с которым связаны  валютные поступления, необходимые  для структурной перестройки  экономики, модернизации производства, закупок топливно-сырьевых ресурсов. Развитие внешнеэкономических связей и повышение их эффективности  объявлены приоритетными направлениями  национальной экономической политики.

Внешнеэкономический потенциал  страны определяется наличием природных  ресурсов, созданным производственным и научно-техническим потенциалом, инфраструктурой, социальной сферой, продукция  и услуги которых экспортируются за пределы страны или продаются иностранным гражданам, фирмам и организациям, в том числе совместным предприятиям, без вывоза их за границу. Важнейшими экономическими показателями, определяющими внешнеэкономический потенциал страны, являются: объем производства ВВП, в том числе на душу населения; удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП; доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта товаров, а также платежный баланс страны.

Объем внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса за январь-сентябрь 2012 г. составил 77 043,3 млн. долларов США, в том числе экспорт – 40 365 млн. долларов, импорт – 36 678,3 млн. долларов. К уровню января-сентября 2011 г. из расчета в текущих ценах объем внешней торговли товарами и услугами составил 111,5%, экспорт – 118,6%, импорт – 104,7%. Определяющее влияние на формирование общего стоимостного объема экспорта товаров и услуг оказывают внешнеторговые операции с товарами, доля которых в январе-сентябре 2012 г. составила 88%. Вклад услуг остается невысоким (12%) и по сравнению с январем-сентябрем 2011 г. сократился на 0,5 процентных пункта. При отставании темпов роста экспорта услуг от аналогичного показателя по товарам (114% против 119,3%) такая тенденция сохранится. Для Республики Беларусь внешнеэкономический потенциал имеет важное значение, так как по мировым масштабам она является небольшой европейской страной с открытой экономикой, в которой доля экспорта составляет около 2/3 валового внутреннего продукта.

Внешнеторговая политика Республики Беларусь имеет ярко выраженные протекционистские черты. Правительство  ограничивает потоки импорта посредством  высоких (по сравнению с европейскими) тарифов и через разнообразные нетарифные ограничения. Кроме того, государство поддерживает национальных экспортеров через субсидирование и предоставление льготных кредитов. Торговые отношения с крупнейшим экономическим партнером Беларуси – Россией фактически развиваются очень медленно, несмотря на создание таможенного союза между странами и заключение других соглашений, которые, к сожалению, не находят реального применения. Очевидно, что требуется новая доктрина, преодолевающая закрытость экономики Беларуси, но не любой ценой, а с ориентацией ее на экономический рост, согласованием с общей макроэкономической политикой государства.

Согласно Закону Республики Беларусь о государственном регулировании внешнеторговой деятельности Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;

- обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере;

- единства таможенной территории Республики Беларусь;

- приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;

- обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;

- применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;

- выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;

- обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

- гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современном мире ни одна страна не придерживается политики абсолютного  либерализма или открытости экономики. Для регулирования внешней торговли государство использует инструменты, которые можно подразделить на тарифные (т.е. использование таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг). Тенденцией настоящего времени отмечается сокращение тарифных ограничений и одновременное увеличение и усложнение нетарифных барьеров внешней торговли.

В Республике Беларусь проводится политика протекционизма, выражающаяся в ограничении импорта высокими тарифными ставками и, более того, в поддержке экспортеров через  субсидирование. Очевидно, что характер и задачи внешнеэкономического, в  том числе тарифного регулирования  тесно связано с общей экономической  обстановкой в стране, с внутренними  и внешними условиями ее развития. Резкая либерализация внешней торговли невозможна и нецелесообразна –  она должна следовать за соответствующими преобразованиями внутренней экономики  страны. Однако изменение курса внешнеторговой политики от ее закрытости к постепенной  либерализации можно начать, если осуществить ряд прогрессивных  преобразований в отношениях с Россией  – крупнейшим белорусским внешнеторговым партнером.

 


Информация о работе Основные методы и формы регулирования международной торговли