Основные методы и формы регулирования международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:19, реферат

Краткое описание

В основе более углубленного исследования вопроса "Почему страны торгуют?" лежат два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы — природные, человеческие, инвестиционные товары — распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются своей обеспеченностью экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 46.31 Кб (Скачать)

В большинстве случаев  использование нетарифных методов, особенно интенсивных  количественных, наряду даже с относительно либеральным  таможенным режимом приводит к более ограничительному характеру государственной торговой политики в целом.  Количественные ограничения - административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Количественные ограничения могyт применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

Наиболее распространенной формой количественных ограничений  является квота или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера. Квота - количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

 Выделяются квоты:

- общие, определяемые для государственных нужд;

- естественные, связанные с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.;

- исключительные, вводимые в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств.

Тарифная квота (контингент) представляет собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам; товары, ввозимые сверх данного  лимита, облагаются таможенными пошлинами по обычным ставкам.

Экспортные квоты вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (например, экспорт  нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для:

- обеспечения отечественных потребителей и производителей достаточными запасами товаров;

- ограничения экспорта с целью исключения повышения цен данного товара на внутреннем рынке;

- предупреждения истощения природных ресурсов;

- достижения военно-политических целей.

Импортные квоты ограничивают количество продукции, разрешенной  для ввоза. Они вводятся для:

- защиты национального производства;

- достижения сбалансированности торгового баланса;

- регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке;

- реагирования на дискриминационную торговую политику других государств.

Тесно связан с квотированием  другой вид регулирования внешнеэкономической  деятельности, называемый лицензированием.

Лицензирование - это регулирование  внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Оно может выступать составной частью квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара — в этом случае лицензирование тесно связано с квотированием. Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих экспорт или импорт, и запрещает нелицензированную торговлю. Лицензирование как мера оперативного регулирования внешнеэкономических связей государством применяется на определенные периоды времени по конкретным товарам (работам, услугам), включенным в перечень продукции общегосударственного назначения, а также по отдельным странам и группам стран в тех случаях, когда этого требует состояние платежных отношений или иные экономические и политические условия.

Механизмы распределения  лицензий разнообразны. В мировой  практике используется открытый конкурс, явное предпочтение, затратный метод. При открытом конкурсе лицензию получает фирма, предложившая за нее наивысшую  цену; аукционная продажа позволяет  внести конкуренцию в процесс  распределения лицензий, дает возможность  получить государству доход от их продажи. Система явных предпочтений означает их предоставление правительством наиболее авторитетным фирмам без предварительных заявок и переговоров. Затратным методом распределения лицензий является их передача в зависимости от наличия у претендентов производственных мощностей, квалифицированного персонала и других ресурсов.

Добровольное ограничение  экспорта - количественное ограничение  экспорта, основанное на обязательстве  одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять  объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного  или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара. Добровольное ограничение экспорта может навязываться путем, например, убеждения или угрозы применения санкций; такая форма урегулирования лишь внешне представляется добровольной. Политика добровольного ограничения экспорта достаточно распространена. Известны случаи ограничения ввоза японских автомобилей в США (примерно 1,8 млн автомобилей в год) или во Францию (3% рынка). Ряд стран берет на себя обязательства по ограничению поставок в ЕС определенных видов продукции, например, автомобилей, некоторых станков, грузоподъемников, шарикоподшипников, телевизоров, кинескопов, видеомагнитофонов, микроволновых печей из Японии, сыра из Австралии, Новой Зеландии, Канады.

Наряду с количественными  методами существенную роль играют методы скрытого покровительства, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и местной власти. В их числе: технические барьеры, внутренние налоги и сборы, политика в рамках государственных закупок, требование о содержании местных компонентов.

К финансовым методам регулирования  торговли относятся субсидирование, экспортное кредитование и демпинг. Они направлены на снижение стоимости  экспортируемого товара и, следовательно, повышение его конкурентоспособности.

 Экспортная субсидия  – это льготы и бюджетные  выплаты экспортерам для расширения  вывоза товаров. Правительство  может также субсидировать отрасли,  конкурирующие с импортом. Благодаря субсидиям экспортеры могут продавать свою продукцию на внешнем рынке дешевле, чем на внутреннем. Однако, увеличение экспорта сокращает количество товаров на внутреннем рынке и приводит к повышению внутренних цен, а вслед за этим снижается спрос. Кроме того, субсидии увеличивают расходы бюджета; в конечном результате, потери страны превышают прибыли.

 Скрытое субсидирование  экспортеров выражается через  предоставление льгот по уплате  налогов, через льготные условия  страхования и различные виды экспортного кредитования.

 Распространенной формой  конкурентной борьбы является  демпинг, заключающийся в продвижении  товаров на внешний рынок за  счет снижения экспортных цен  ниже нормального уровня цен,  существующего в этих странах,  или даже ниже издержек. Демпинг  может стать следствием внешнеторговой  политики государства, если экспортер  получает субсидию.

 Как экспортные субсидии, так и демпинг в соответствии  с правилами ВТО считаются  нечестной конкуренцией и запрещены.  Национальные антидемпинговые законодательства  многих стран позволяют применять  антидемпинговые пошлины в случае  обнаружения факта преднамеренного  демпинга.

Во всех странах регулирование  внешней торговли - основной формы  экономического сотрудничества между  странами - осуществляется в той  или иной мере государством в зависимости  от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.

 

1.4 Государственное регулирование международной торговли

 

Государственное регулирование  международной торговли может быть:

- односторонним, когда  инструменты государственного регулирования  используются правительством страны  в одностороннем порядке без  согласования или консультаций  с её торговыми партнёрами. Обычно  односторонние меры применяются  в ответ на аналогичные шаги  других стран и приводят к  возникновению политических напряжений  между торговыми партнёрами (обложение  отдельных товаров пошлинами,  введение квот на импорт и  т.д.);

- двусторонними, когда  меры торговой политики согласовываются  между странами, являющимися торговыми  партнёрами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать техническиетребования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимной признании сертификатов качества и пр.;

- многосторонним, когда торговая  политика согласовывается и регулируется  многосторонними соглашениями. примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран - членов Европейского союза (ЕС) и др.

 

2 Регулирование международной торговли на современном этапе

 

Высокая значимость международной торговли для развития мирового хозяйства обусловила создание мировым сообществом специальных международных регулирующих организаций, усилия которых направлены на выработку правил, принципов, процедур осуществления международных торговых сделок и контроля за их исполнением государствами — членами этих организаций.

Особую роль в регулировании  международной торговли выполняют  многосторонние соглашения, действующие  в рамках:

- ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле)

- ВТО (Всемирная торговая организация)

- ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами)

- ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности)

В соответствии с основополагающими  положениями ГАТТ торговля между  странами должна осуществляться на основе принципа наиболее благоприятствуемой нации (ПНБ), т. е. в торговле стран  — членов ГАТТ устанавливается режим  наибольшего благоприятствования (РНБ), гарантирующий равенство и недискриминацию. Однако одновременно были установлены исключения из ПНБ для стран, входящих в экономические интеграционные группировки; для стран, бывших колоний, находящихся с бывшими метрополиями в традиционных связях; для приграничной и каботажной торговли. По самым приблизительным подсчетам на долю «исключений» приходится не менее 60% мировой торговли готовой продукцией, что лишает ПНБ универсальности.

ГАТТ признает в качестве единственно приемлемого средства регулирования международной торговли таможенные тарифы, которые итеративно (от раунда к раунду) снижаются. Но и здесь есть исключения, позволяющие использовать нетарифные средства защиты (квоты, экспортные и импортные лицензии, налоговые льготы). К ним отнесены случаи применения программ регулирования сельскохозяйственного производства, нарушения платежного баланса, осуществления программ регионального развития и помощи. ГАТТ содержит принцип отказа от односторонних действий и принятия решений в пользу переговоров и консультаций, если такие действия (решения) могут привести к ограничению свободы торговли.

О создании ВТО, ставшей правопреемницей ГАТТ и сохранившей его основные положения  принял решение Уругвайский раунд(1986-1994 гг). Но решения раунда дополнили их задачами обеспечения свободы торговли не только за счет либерализации, но и путем использования так называемых увязок. Смысл увязок состоит в том, что любые решения государства о повышении тарифа принимаются одновременно (в увязке) с решением о либерализации импорта других товаров. ВТО не входит в сферу деятельности ООН. Это позволяет ей проводить собственную независимую политику и контроль за деятельностью стран-участниц по соблюдению принятых соглашений.

Определенной спецификой отличается регулирование международной  торговли услугами. Это связано с  тем, что услуги, отличающиеся крайним  разнообразием форм и содержания, не образуют единого рынка, который  имел бы общие черты. Но ему присущи  общие тенденции, дающие возможность  регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в  его развитии. В настоящее время мировой рынок услуг регулируется на четырех уровнях: международном (глобальном), отраслевом (глобальном), региональном и национальном. Общее регулирование на глобальном уровне осуществляется в рамках ГАТС, вступившем в действие с 1 января 1995 г. В его регулировании используются те же правила, которые были выработаны ГАТТ по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. Однако реализация этих правил затрудняется особенностями услуг как товара: отсутствием вещной формы большинства из них, совпадением времени производства и потребления услуг. Последнее означает, что регулирование условий торговли услугами означает регулирование условий их производства, а это в свою очередь означает регулирование условий инвестирования их производства.

ГАТС включает в себя три  части: рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования  торговли услугами; специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных  отраслей, и список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений  в сервисных отраслях. Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает только один, региональный уровень. Соглашение ГАТС направлено на либерализацию торговли услугами и охватывает следующие их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы его деятельности исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм, что связано с опасениями отдельных государств (страны Европы) потерять самобытность своей национальной культуры.

Информация о работе Основные методы и формы регулирования международной торговли