Основные макроэкономичческие показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:18, курсовая работа

Краткое описание

Развитие человеческого общества на протяжении всей истории характеризовалось различными видами экономических взаимоотношений. Для регулирования этих отношений и понимания их природы совершенствовалось и научное обоснование происходящих экономических процессов. На различных этапах развития экономической науки существовали различные критерии определения богатства государства.

Оглавление

1. Введение 3
2.Анализ макроэкономических показателей 4
2.1.Валовый продукт 4
2.2.Совокупный спрос 9
2.3.Совокупное предложение 11
2.4.Занятость и безработица 12
2.5.Инфляция 16
3.Методы регулирования макроэкономических показателей 21
3.1.Кредитно-денежная политика 21
3.2.Фискальная политика 24
4. Роль макроэкономических показателей
Заключение 29
Литература 30

Файлы: 1 файл

основы.docx

— 136.96 Кб (Скачать)

2. Создание денег.

     Если  государственные расходы дефицитного  бюджета финансируются за счет выпуска  новых денег, выталкивания частных  инвестиции можно избежать. Федеральные  расходы могут увеличиваться, не оказывая пагубного воздействия  на инвестиции или потребление. Таким  образом, создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим  способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.

     Вызванная избыточным спросом инфляция требует  со стороны правительства фискальных действий, которые могли бы сформировать бюджетный излишек. Однако антиинфляционный эффект такого излишка зависит от того, как правительство будет  использовать его. Здесь возможны два  способа:

1. Погашение  долга.

     Поскольку федеральное правительство имеет  накопленную задолженность, логично, что правительство может использовать дополнительные средства для погашения  долга. Эта мера, однако, может несколько  снизить антиинфляционное воздействие  бюджетного излишка. Выкупая свои долговые обязательства у населения, правительство  передает свои избыточные налоговые  поступления обратно на денежный рынок, вызывая падение ставки процента и стимулируя, таким образом, инвестиции и потребление.

2. Изъятие из  обращения.

     Правительство может добиться большего антиинфляционного  воздействия своего бюджетного избытка  просто за счет изъятия этих избыточных сумм, приостановив любое их последующее  использование. Изъятие избытка  означает, что правительство изымает  покупательную способность некоторых  размеров из общего потока доходов  и расходов и удерживает ее. Если избыточные налоговые доходы не вливаются  вновь в экономику, то отсутствует возможность расходования даже некоторой части бюджетного избытка, т.е. уже нет никаких шансов к тому, что эти средства создадут инфляционное воздействие, противодействующее Дефляционному влиянию избытка как такового. Можно сделать заключение, что полное изъятие бюджетного избытка является более сдерживающей мерой по сравнению с использованием этих же средств для погашения государственного долга.

Что предпочтительнее: правительственные расходы или  налоги?

     Ответ на этот вопрос зависит в значительной степени от индивидуального взгляда  политика и от того, насколько велик  государственный сектор. «Либеральные»  экономисты, которые считают, что  государственный сектор должен быть расширен, могут рекомендовать расширение совокупных расходов в период спада  за счет роста государственных покупок  и ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. И наоборот, «консервативные» экономисты, считающие, что государственный  сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за рост совокупных расходов в период спада за счет сокращения налогов и в период роста инфляции предлагать сокращение совокупных расходов за счет сокращения государственных расходов. Важно  отметить, что активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как  на расширяющийся, так и на сокращающийся  государственный сектор.

     При рассмотрении дискреционной фискальной политики предполагалось существование  постоянного налога, который обеспечивает изъятие одинаковой налоговой суммы  при различных величинах ЧНП. При недискреционной фискальной политике встроенная, или автоматическая, стабильность возникает в связи  с тем, что в реальности налоговая  система обеспечивает изъятие такого чистого налога, который изменяется пропорционально величине ЧНП. Чистый налог равен общей величине налога за вычетом трансфертных платежей и  субсидий. Почти все налоги дадут  рост налоговых поступлений по мере роста ЧНП. В частности, индивидуальный подоходный налог имеет прогрессивные ставки и по мере роста ЧНП дает более чем пропорциональные приросты налоговых поступлений. Более того, по мере роста ЧНП и роста объемов закупок товаров и услуг будут увеличиваться поступления от налога на доходы корпораций, налога с оборота и акцизов. И аналогично увеличивается величина налогов на зарплату по мере того, как в ходе экономического подъема создаются новые рабочие места. Напротив, в случае падения ЧНП налоговые поступления от всех этих источников будут падать. Трансфертные платежи (или «отрицательные налоги») имеют прямо противоположное поведение. Выплата пособий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам - все они сокращаются во время экономического подъема и возрастают во время спада производства.

     Если  налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и  ЧНП, то дефициты, которые, как правило, автоматически появляются во время  спадов, помогают преодолеть спад. Напротив, бюджетные излишки, которые имеют  тенденцию автоматически появляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодолению  возможной инфляции.

     Экономическое значение между налоговыми поступлениями  и величиной ЧНП приобретает  особую важность в связи с тем, что:

     1) налоги представляют собой утечку  или потерю потенциальной покупательной  способности в экономике и 

     2) с точки зрения стабильности  желательно увеличить объем таких  утечек (изъятий) в периоды, когда  экономика движется к инфляции, и, напротив, величина изъятий  покупательной способности должна  быть минимизирована в период  замедления роста. 

     Налоговая система создает некоторый элемент  стабильности в экономике, автоматически  вызывая изменения в налоговых  поступлениях и, следовательно, в государственном бюджете, которые противодействуют и инфляции, и безработице. Итак, встроенный стабилизатор - это любая мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства. Это именно то, что делает налоговая система. По мере роста ЧНП в период процветания налоговые поступления автоматически возрастают и - поскольку они представляют собой «утечку» - сдерживают экономический подъем. Иными словами, по мере того как экономика продвигается к более высокому уровню ЧНП, налоговые поступления возрастают автоматически и формируют тенденцию к ликвидации дефицита бюджета и созданию бюджетного излишка. Напротив, когда ЧНП сокращается в период спада, налоговые поступления автоматически сокращаются, и это сокращение смягчает экономический спад;, т.е. с падающим ЧНП налоговые поступления также падают и подталкивают государственный бюджет от бюджетного излишка к дефициту Встроенная стабильность, обеспечиваемая налоговой системой, смягчила тяжесть экономических колебаний. Однако стабилизаторы не всегда способны скорректировать нежелательные изменения равновесного ЧНП.

     Все, что делают стабилизаторы, - это ограничение размаха или глубины экономических колебаний.  
 

  1. Роль макроэкономических показателей.
 

  На основе ВВП рассчитываются показатели национальных счетов, широко используемые в экономической  теории и статистике. Система национальных сетов связывает воедино важнейшие экономические показатели - объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода.

  Национальное  счетоводство - комплексная система  понятий, которые объясняют создание, распределение, перераспределение  и использование валового национального  продукта и национального дохода в рамках экономической системы  с определенной структурой и закономерностями функционирования. Модель национального  счетоводства ООН можно рассматривать  как некоторую теоретическую  концепцию, которая включает в себя:

  а) описание продукта и дохода нации, а также  их движение с точки зрения равенства  инвестиций и сбережений;

  б) модель межотраслевого баланса В.Леонтьева "затраты - выпуск";

  в) анализ движения (потоков) финансовых средств, отражающего встречное движение материальных благ и услуг. Практической реализацией данной концепции является система национальных счетов, т.е. конкретная статистическая система, базирующаяся на комплексе специальных балансов, в которых выражены равновесные  состояния совокупности операций обмена между участниками экономических  отношений.

  Национальное  счетоводство выполняет для экономики  в целом те же функции, что бухгалтерский  учет для отдельного предприятия. Для  практики большое значение имеет  нахождение таких состояний макроэкономического  равновесия, которые можно получить из регулярно и официально наблюдаемой  и фиксируемой в документах общенациональной статистической информации. Различные  показатели, которые входят в систему  национальных счетов, позволяют измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать факторы, непосредственно определяющие функционирование экономики. Информация, которую дают счета валового внутреннего продукта и национального дохода, служит основой  для формирования и проведения в  жизнь государственной политики, направленной на улучшение функционирования экономики. Таким образом, практическое наблюдение за макроэкономикой в  западных странах основывается именно на методологии и теоретических  принципах национального счетоводства и системы национальных счетов, главным  содержательным элементом которых  является валовой национальный продукт. В нашей стране проводится работа по освоению и использованию методологии  системы национальных счетов для  практических целей.

     Система национальных счетов - статистическая система, представляющая собой формализацию теоретической концепции национального  счетоводства и состоящая из логически  последовательной и интегрированной  совокупности счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которые отражают производство, распределение и использование  валового национального продукта и  национального дохода страны. Система  национальных счетов является замкнутой  системой, где все счета страны могут быть сведены в единую матрицу, отражающую все потоки (товаров, услуг, денег, финансовых документов) в национальном хозяйстве. Основными структурными элементами системы национальных счетов являются: экономические функции- производство, потребление, накопление, посредничество в перераспределении доходов; экономические операции - индивидуальные акты, которые совершают хозяйственные единицы в процессе выполнения экономических функций (операции с материальными благами и услугами, операции по распределению, финансовые операции и пр.); экономические агенты - субъекты экономических операций, принимающие хозяйственные решения (чистые отрасли, институциональные секторы); объекты экономических операций - товары, услуги, деньги, финансовые документы. В системе национальных счетов используется система двойной записи по методу бухгалтерского учета. Метод построения системы национальных счетов заключается в отражении всех экономических процессов как совокупности двусторонних операций, совершаемых контрагентами. Национальное хозяйство представляется в виде замкнутой модели; экономическая деятельность субъектов расписывается по счетам как потоки доходов и расходов.

     Валовой национальный продукт (ВНП) - один из обобщающих статистических показателей, использующийся в системе национальных счетов. В  нашей стране ВНП исчисляется  статистикой с 1987 г. и принципиально  отличается от применявшихся у нас  ранее показателей тем, что отражает результаты деятельности не только в  материальном, но и в нематериальном производстве. В системе национальных счетов ВНП рассчитывается теми же методами, что и валовой внутренний продукт, в отличие от которого ВНП  выражает конечные результаты экономической  деятельности представителей данной страны независимо от их местонахождения (внутри или за рубежом). Переход от ВВП  к ВНП осуществляется за счет секторов-резидентов и секторов-нерезидентов. Резиденты  являются гражданами данной страны, но функционирующие как внутри страны, так и за ее пределами (служащие, студенты и военные, которые финансируются  данной страной; туристы; сезонные рабочие, находящиеся за рубежом сроком до одного года). Нерезиденты временно проживают на территории данной страны, а их деятельность оплачивается за счет бюджета их государства. Таким  образом, физические и юридические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны. ВНП определяется путем добавления к ВВП трансфертных платежей и факторных доходов (дивиденды, проценты, заработная плата, рента), получаемых секторами-резидентами данной страны в других странах, и вычитания аналогичных доходов секторов-нерезидентов в рассматриваемой стране. ВНП, измеряемый через производство, представляет собой валовую рыночную стоимость товаров и услуг, произведенных секторами-резидентами страны за определенный период времени за вычетом стоимости промежуточного потребления (см. валовой внутренний продукт). ВНП, измеренный через доходы, представляет собой сумму факторных доходов от внутреннего производства в виде заработной платы, выплаченных процентов и прибыли владельцев предприятий, а также чистых факторных доходов секторов-резидентов из-за рубежа. ВНП, измеренный через конечное потребление, есть совокупная рыночная стоимость товаров и услуг, приобретенных домашними хозяйствами, предприятиями и правительством, а также остатков нереализованной продукции. Все три метода измерения ВНП дают, по определению, один и тот же количественный результат.

     Национальный  доход - один из основных обобщающих статистических показателей, использующийся в системе  национальных счетов. Национальный доход  представляет собой сумму всех видов  доходов, полученных экономическими агентами в течение данного статистического  периода за их вклад в производство валового национального продукта. Чтобы  определить показатель общего объема заработной платы, процентов, рентных  платежей, дивидендов, прибыли и  других доходов, т.е. величину национального  дохода, необходимо из чистого национального  продукта вычесть налоги косвенные. Национальный доход может быть также  определен посредством расчета  валового национального продукта по доходам при исключении двух видов  платежей - амортизации и косвенных  налогов на бизнес. В указанном  выше смысле общие доходы нации можно определить как заработанный национальный доход. Поэтому в него не включаются косвенные налоги, так как государство, получая их, не вкладывает никаких ресурсов в производственный процесс. Однако в системе национальных счетов более широко используется показатель располагаемого национального дохода, под которым понимается общая величина доходов, полученных и переданных хозяйственным единицам в результате производственной деятельности или от собственности, а также в результате перераспределительных процессов. При исчислении располагаемого национального дохода суммируются:

а) заработная плата - вознаграждение лицам наемного труда, выплачиваемое в денежной и натуральной  форме;

б) взносы на социальное страхование, которые не зависят  от количества и качества труда и  вносятся предприятиями;

в) косвенные  налоги на бизнес и другие государственные  сборы;

г) субсидии - это "отрицательные налоги". Они  уже не содержатся в рыночных ценах, в которых исчисляются основные статистические показатели, поэтому  из совокупных доходов вычитаются;

д) пособия - трансфертные платежи домашним хозяйствам в денежной и натуральной форме, которые  производятся административными или  частными бесприбыльными организациями  без каких-либо эквивалентов:

е) международная  помощь - безвозмездные выплаты одного государства другому и взносы в международные организации. Если нам помогают больше, чем мы, то международная  помощь включается со знаком "+", если больше помогаем мы, то со знаком "-":

ж) нераспределенная прибыль корпораций - чистая прибыль, которая остается у корпораций после  вычета из произведенной добавленной  стоимости издержек на оплату труда, амортизации, налогов, процентов и  дивидендов;

Информация о работе Основные макроэкономичческие показатели