Основные макроэкономичческие показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:18, курсовая работа

Краткое описание

Развитие человеческого общества на протяжении всей истории характеризовалось различными видами экономических взаимоотношений. Для регулирования этих отношений и понимания их природы совершенствовалось и научное обоснование происходящих экономических процессов. На различных этапах развития экономической науки существовали различные критерии определения богатства государства.

Оглавление

1. Введение 3
2.Анализ макроэкономических показателей 4
2.1.Валовый продукт 4
2.2.Совокупный спрос 9
2.3.Совокупное предложение 11
2.4.Занятость и безработица 12
2.5.Инфляция 16
3.Методы регулирования макроэкономических показателей 21
3.1.Кредитно-денежная политика 21
3.2.Фискальная политика 24
4. Роль макроэкономических показателей
Заключение 29
Литература 30

Файлы: 1 файл

основы.docx

— 136.96 Кб (Скачать)

     Причины инфляции, обусловленной ростом издержек, -- это увеличение номинальной зарплаты и цен на сырье и энергию.

     Если «виновником» инфляции является чрезмерное повышение номинальной заработной платы, то это тип инфляции называется инфляцией, вызванной повышением заработной платы, которая представляет собой разновидность инфляции, обусловленной ростом издержек.

3. Инфляция обусловленная ростом издержек. Она является следствием увеличения издержек производства, а следовательно, и цен, связанных с внезапным, непредвиденным увеличением стоимости сырья или затрат на энергию.

    Большинство экономистов считают, что инфляция, обусловленная ростом издержек, и инфляция спроса отличаются друг от друга еще в одном важном отношении. С одной стороны, инфляция спроса продолжается до тех пор, пока существуют чрезмерные общие расходы. С другой стороны, инфляция, обусловленная ростом издержек, автоматически сама себя ограничивает, т.е. либо постепенно исчезает, либо самоизлечивается. Это объясняется тем, что из-за уменьшения предложения реальный объем национального продукта и занятости сокращается, и это ограничивает дальнейшее увеличение издержек. Иными словами, инфляция обусловленная ростом издержек, порождает спад, а спад, в свою очередь, сдерживает дополнительное увеличение издержек.

Модели инфляции:

  1. Первая модель - инфляция вызывает рост национального производства и занятости.

    Некоторые экономисты считают, что достичь полной занятости можно только при довольно скромном уровне инфляции. По их мнению, следует примириться с некоторой умеренной инфляцией, если хотим добиться высокого уровня производства и занятости. Высокий уровень расходов, который приводит к более высокому уровню производства и низкому уровню безработицы, также вызывает инфляцию. Иными словами, может существовать обратная зависимость между уровнями инфляции и безработицы. Некоторые экономисты предполагают, что любое равновесие между уровнями инфляции и безработицы в лучшем случае является преходящим и кратковременным явлением и что в течение длительного периода такое равновесие невозможно.

  1. Вторая модель - инфляция вызывает сокращение производства и занятости.

    Если начинается инфляция, обусловленная ростом издержек, то при существующем уровне совокупного спроса реальный объем продукции сократится. Это значит, что рост издержек вызовет резкое повышение цен и при данных общих расходах можно будет купить на рынке только часть реального продукта. Следовательно, реальный объем производства уменьшится, а безработица вырастет.

  1. Третья модель -- гиперинфляция и крах. Гиперинфляция означает чрезвычайно быстрые темпы роста инфляции, которая оказывает разрушительное воздействие на объем национального производства и занятость.

     Дело в том, что когда цены медленно, но постоянно растут, население и предприятия готовятся к их дальнейшему повышению. Поэтому, чтобы их неиспользованные сбережения и текущие доходы не обесценивались, т.е., чтобы опередить предполагаемое повышение цен, люди вынуждены «тратить деньги сейчас». Предприятия поступают так же, покупая инвестиционные товары. Поступки, диктуемые «инфляционным психозом», усиливают давление на цены, и инфляция начинает «кормить сама себя». Более того, поскольку стоимость жизни увеличивается, рабочие требуют высокую номинальную заработную плату. А профсоюзы должны стремиться к такому повышению заработной платы, которой хватило бы не только на то, чтобы покрыть прошлое повышение цен, но и компенсировать инфляцию, которая ожидается в тот период, когда новый коллективный договор будет еще в силе. Период экономического подъема не самое подходящее время, чтобы отклонять такие требования и идти на риск забастовок. Администрация фирм компенсирует свои затраты на рабочую силу, взвинчивая цены. При этом в большинстве случаев фирмы стремятся поднять цены еще на одну-две ступеньки, чтобы убедиться, что получатели прибылей идут в одной шеренге или впереди инфляционного парада. Так как в результате такого повышения цен стоимость жизни увеличивается, у рабочих появляется прекрасное оправдание, чтобы вновь потребовать существенного повышения зарплаты. Но это ведет к новому витку повышения цен. Конечным результатом является кумулятивная инфляционная спираль зарплаты и цен. Зарплата и повышение цен подкармливают друг друга, и это помогает ползучей инфляции, т.е. когда цены постоянно растут, перейти в галопирующую.

     Считается, что гиперинфляция может ускорить экономический крах и общественно-политические беспорядки. При разумной государственной политике нет оснований для перерастания ползучей инфляции в гиперинфляцию.

    Анализ структуры основных макроэкономических показателей показал, что между ними существует довольно жесткая связь и изменение одного из них влечет изменение других. Однако наибольшее влияние на макроэкономическое положение государства оказывают инфляционные процессы. Поэтому предупреждение инфляции и обуздание ее в случае возникновения и определяет набор методов управления макроэкономическими показателями государства. 
 
 

3. Методы регулирования макроэкономических показателей. 

3.1.Кредитно-денежная политика. 

Рассмотрим две  ситуации.

     Первая: экономика столкнулась с безработицей и снижением цен. Государство должен позаботиться об увеличении предложения денег для стимулирования совокупных расходов. Ключ к решению этой проблемы -- в росте избыточных резервов коммерческих банков. Как это делается?

1. Совет управляющих  Центрального Банка должен дать  команду федеральным банкам покупать  ценные бумаги на открытом  рынке. Эта покупка облигаций  будет оплачена увеличением резервов  коммерческих банков.

2. Должна быть  понижена резервная норма, что  автоматически переводит необходимые  резервы в избыточные и увеличивает  размер денежного мультипликатора.

3. Учетная ставка  должна быть уменьшена, с тем,  чтобы побудить коммерческие  банки к увеличению своих резервов  посредством заимствования у  федеральных банков.

     Такой подход стал называться политикой дешевых  денег. Ее задача - сделать кредит дешевым  и легкодоступным, с тем, чтобы  увеличить объем совокупных расходов и занятость.

     Вторая: излишние расходы толкают экономику к инфляционной спирали. Совет управляющих Центрального Банка должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Ключ к решению этой проблемы - понижение резервов коммерческих банков. Как это делается?

1. Федеральные  резервные банки должны продавать  государственные облигации на  открытом рынке для того, чтобы  урезать резервы коммерческих  банков.

2. Увеличение  резервной нормы автоматически  освобождает коммерческие банки  от избыточных резервов и уменьшает  размер денежного мультипликатора.

3. Подъем учетной  ставки снижает интерес коммерческих  банков увеличивать свои резервы  посредством заимствования у  федеральных резервных банков.

     Такой подход получил название политики дорогих  денег. Ее цель - ограничить предложение  денег для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

     Большинство экономистов рассматривают кредитно-денежную политику в качестве неотъемлемой части  национальной стабилизационной политики. Действительно, в пользу кредитно-денежной политики можно привести несколько  конкретных доводов.

 Быстрота и гибкость.

     По  сравнению с фискальной политикой  кредитно-денежная политика может быстро меняться. Применение соответствующей  фискальной политики может быть надолго  отсрочено из-за обсуждений в парламенте. Иначе обстоит дело с кредитно-денежной политикой: буквально ежедневно  принимаются решения о покупке  и продаже ценных бумаг, что быстро влияет на денежное предложение и  процентную ставку.

2. Изоляция от  политического давления.

     По  своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная политика. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на распределение ресурсов, а налоговые изменения, без сомнения, могут иметь далеко идущие политические последствия. Кредитно-денежная политика, наоборот, действует мягче и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

3. Монетаризм.

     Хотя  большинство экономистов считают  как фискальную, так и кредитно-денежную политику действенными инструментами  стабилизации, так называемые монетаристы  полагают, что изменение денежного  предложения - ключевой фактор определения  уровня экономической активности, а  фискальная политика относительно неэффективна.

     Однако  необходимо признать, что кредитно-денежная политика в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей.

     Минусы  кредитно-денежной политики: избыточные резервы, появляющиеся в результате политики дешевых денег, могут использоваться банками для расширения предложения  денег; вызванное кредитно-денежной политикой изменение денежного  предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения  денег; воздействие кредитно-денежной политики ослабится, если кривая спроса на деньги полога, а кривая спроса на инвестиции крута; к тому же кривая спроса на инвестиции может сместиться, нейтрализовав кредитно-денежную политику.

     Кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой - они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно.

     Влияние политики дешевых денег на ЧНП  усиливается сопутствующим расширением  чистого экспорта, которое, в свою очередь, ускоряется понижением процентной ставки в стране. Аналогичным образом  политика дорогих денег усиливается сужением чистого экспорта. При определенных условиях может возникнуть альтернатива - использовать кредитно-денежную политику для воздействия на стоимость доллара и тем самым для уничтожения дисбаланса торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны. 

3.2. Фискальная политика. 

     Дискреционная фискальная политика - это сознательное манипулирование правительственными расходами и налогами с целью  изменения реального объема национального  производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения  экономического роста.

     Фундаментальная цель фискальной политики состоит в  том, чтобы ликвидировать безработицу  или инфляцию.

     В период спада на повестке дня возникает  вопрос о ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике. Стимулирующая фискальная политика включает:

     1) увеличение государственных расходов, или 

     2) снижение налогов, или 

     3) сочетание первого и второго. 

     Если  имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться  в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада  или депрессии. И наоборот, если в  экономике имеет место вызванная  избыточным спросом инфляция, этому  случаю соответствует сдерживающая фискальная политика. Сдерживающая фискальная политика включает:

     1) уменьшение правительственных расходов, или 

     2) увеличение налогов, или 

     3) сочетание первого и второго. 

     Фискальная  политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит  проблема контроля за инфляцией.

     Однако  размеры ЧНП зависят не только от разницы между правительственными расходами и налогами (т.е. от размеров дефицита или положительного сальдо), но и от абсолютных размеров бюджета.

     Существуют  два различных способа, которыми федеральное правительство может  финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи  процентных бумаг) или за счет выпуска  новых денег его кредиторам. Воздействие  на совокупные расходы будет в  каждом случае различно.

1. Заимствования.

     Если  правительство выходит на денежный рынок и размещает здесь свои займы, оно вступает в конкуренцию  с частными предпринимателями за финансовые средства. Следовательно, правительственное  заимствование будет иметь тенденцию  к повышению уровня ставки процента и, таким образом, будет «выталкивать»  некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы.

Информация о работе Основные макроэкономичческие показатели