Основная роль МВФ в валютных отношениях между странами

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:53, автореферат

Краткое описание

В данной работы мы изучим структуру и основные направления деятельности МВФ, а также постараемся определить его роль и место в современной мировой валютной системе, динамику и перспективы его развития.

Оглавление

Введение 5
Глава 1.Общая характеристика МВФ 6
1.1 Цели создания фонда 6
1.2 Организационная структура МВФ 6
Глава 2. Основная роль МВФ в валютных отношениях между странами 6
2.1 Цели МВФ 6
2.2 Механизм функционирования МВФ 6
Глава 3. Основные направления деятельности МВФ 6
3.1 Предоставление кредитов на реализацию экономических программ 6
3.3 Курсовая политика МВФ 6
Заключение 6
Список литературы 6

Файлы: 1 файл

МВФ.docx

— 45.44 Кб (Скачать)

Если, в общем, обозначить вышеперечисленные цели, то МВФ является центральным учреждением международной  валютно-финансовой системы – системы  международных платежей и курсов национальных валют, которая позволяет  странам вести между собой  экономические операции. МВФ предоставляет  кредиты государствам-членам, испытывающим проблемы платежного баланса, – не только в целях временного финансирования, но также для поддержки политики стабилизации и реформ, направленной на устранение основных проблем.

2.2 Механизм функционирования МВФ

Как уже было сказано, для каждой страны установлена квота, которая рассчитывается по разным показателям (объем внешней торговли и т.д.). Квота определяется в ходе сложных переговоров. Каждая страна переводит в МВФ четверть своей квоты в резервных активах, остальную часть – в национальной валюте. МВФ, таким образом, имеет в своем распоряжении, с одной стороны, золотой запас, образованный за счет оплаты резервной доли квоты до 1976 г., а с другой, валютные авуары государств-членов. Ресурсы этого своеобразного кредитного кооператива на определенных условиях предоставляются странам, испытывающим трудности с платежным балансом.

Страна-заемщик  должна передать в распоряжение Фонда  количество собственной валюты, равное стоимости тех валют, которые  она желает получить. Процедура погашения  обратная: должник перечисляет Фонду  суммы в конвертируемой валюте, равные первоначально полученной. Тогда Фонд аннулирует возникший в результате заемной операции долг в валюте должника. Такая операция называется продажей с возвратом платежа. На деле же речь идет о займе. В противоположность предложениям, содержавшимся в плане Кейнса, предусматривавшем почти автоматическое покрытие внешнего дефицита, устав Международного валютного фонда установил достаточно узкие рамки для получения займа государствами. Каждая страна может получать без всяких условий и предварительного изучения кредит в размере 25% своей квоты. Выше этого уровня предоставление помощи обусловлено изучением положения просителя. Если наличность МВФ в валюте какой-либо страны вдвое превышает квоту, то помощь этой стране прекращается.

Таким образом, капитал  МВФ складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Квота выступает важным звеном во взаимоотношениях стран-членов с МВФ. Пересмотр квот производится раз в пять лет.

По  состоянию на 2010 г. наибольшую квоту в капитале МВФ и, соответственно, наибольшее число голосов в Фонде имеют США (17,08% общего числа голосов), Япония (6,13%), ФРГ (5,99%). Для принятия принципиальных решений в Совете управляющих МВФ требуется простое (70%) или квалифицированное (85%) большинство голосов. Система распределения голосов в МВФ по капиталу позволяет узкому кругу развитых стран контролировать деятельность Фонда. В результате, обладая квалифицированным большинством, США и развитые страны, которые располагают в совокупности 62% голосов, имеют возможность блокировать решения Фонда по наиболее важным вопросам, затрагивающим функционирование современной мировой валютной системы.4

Глава 3. Основные направления деятельности МВФ

3.1 Предоставление кредитов на реализацию экономических программ

Со  временем финансовая помощь МВФ государствам-членам, испытывавшим проблемы с платежным  балансом, значительно возросла –  увеличились ее масштабы, более разнообразными стали формы кредитования. В Уставе Фонда для идентификации его  кредитной деятельности используются два понятия: 1) сделка (transaction) – предоставление валютных средств странам из его ресурсов; 2) операция (operation) – оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами – казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (purchase) или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.

Доступ стран-членов к  кредитным ресурсам МВФ ограничен  определенными условиями. Согласно первоначальному Уставу, они состояли в следующем:

– во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая запрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны;

– во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке).

В пересмотренном в 1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его действие может приостанавливаться.

МВФ взимает со стран-заемщиц  разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату (charge), или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая  базируется на рыночных ставках.

Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной  валюты в размере до 25% квоты (до Ямайского  соглашения бывшая золотая доля) с 1978 г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной валюты данной страны. При этом если Фонд использует часть внесенной национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитовую позицию». Резервная доля и кредитовая позиция вместе составляют резервную позицию страны-члена в Фонде (Reserve Position in the Fund). В пределах резервной позиции страны-члены могут получать средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Использование этой позиции не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть полученные валютные средства.

Средства в иностранной  валюте, которые могут быть приобретены  страной-членом сверх резервной  доли (100% величины квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую  страна может приобрести у МВФ  в результате полного использования  резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. МВФ  предъявляет стране, прибегающей  к кредиту, определенные требования, причем степень их жесткости по мере перехода от одной кредитной доли к другой постоянно нарастает.

Соглашения  о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай» (Stand-by Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту oт МВФ в обмен на национальную, в соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий. Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной линии. С начала 50-х и до середины 70-х годов соглашения о резервных кредитах заключались на срок до года, с 1977 г. – до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением масштабов дефицита платежных балансов. Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в рамках верхних кредитных долей, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения. Ход выполнения этого соглашения страной-получателем кредита контролируется с помощью специальных целевых критериев. Пока не зафиксировано достижение критериев, предусмотренных в соглашении с Фондом, страна не может получить следующую порцию валюты. Таким образом, механизм резервного кредита позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны-заемщицы.

МВФ кредитует только страны, испытывающие трудности с осуществлением платежей, то есть страны, которые не имеют  достаточных поступлений в иностранной  валюте для оплаты закупок у других стран. Поступления страны складываются из доходов от экспорта, от оказания услуг (таких как банковские и  страховые услуги) и от туризма. Денежные средства также поступают в форме  доходов от капиталовложений за границей и, в случае более бедных стран, в  форме помощи, оказываемой более  благополучными странами. Однако страны, как и люди, могут тратить больше, чем они получают, покрывая разницу  путем заимствования, пока не будет  исчерпан предоставленный им кредит, что в конечном итоге и случается. Когда это происходит, страна сталкивается с рядом трудностей, из которых  далеко не самыми сложными являются общее  падение покупательной способности  национальной валюты и вынужденное  сокращение импорта из других стран. В этой ситуации страна может обратиться за помощью к МВФ, который на время  предоставит ей достаточные инвалютные средства, с тем чтобы она могла  выправить положение в экономике, преследуя задачи стабилизации валюты и укрепления торговли.

Предоставление  Фондом кредитов странам-членам связано  с выполнением ими определенных политико-экономических условий. Подобный порядок получил наименование «обусловленности» (conditionality). МВФ обосновывает эту практику необходимостью быть уверенным в том, что страны-заемщики будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов МВФ. Поэтому Фонд требует, чтобы страна, покрывая за счет его кредитов дефицит платежного баланса, заботилась о его ликвидации или сокращении. С расширением кредитных операций с 80-х годов Фонд взял курс на ужесточение их обусловленности. Такая практика придает МВФ роль стража мирового экономического порядка, по оценке западных специалистов.

3.2 Политика надзора и оказания технической помощи

Рассмотри еще одно немаловажное направление  деятельности МВФ – политику надзора. Наряду с другими многосторонними  учреждениями. МВФ выступил с рядом  инициатив, направленных на усиление прозрачности деятельности стран-членов. МВФ кроме  финансовой помощи предоставляется  право осуществлять надзор за макроэкономической и валютной политикой стран-членов, в том числе в области установления валютных ограничений. Каждая страна-член обязана по запросу Фонда предоставлять  детальную информацию о состоянии  реального, денежного, бюджетного и  внешнего секторов экономики, включая  состояние платежного баланса, а  также о структурной политики национального правительства.

Главная цель надзора заключается  в том, чтобы своевременно выявить  потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, которые могут повлиять на стабильность валютных курсов, и, используя  лучший мировой опыт, предоставить правительству страны рекомендации, направленные на их исправление.

Надзорная функция также  нацелена на то, чтобы побудить страны к снижению инфляции, проведению ключевых реформ в торговой и валютной политике и осуществлению других рыночных преобразований, способствующих обеспечению  валютно-финансовой стабильности, устойчивому  и сбалансированному экономическому росту.

В течение  последних 30 лет Исполнительный совет  регулярно проводит обзоры работы МВФ  в области надзора. С 1988 по 2004 год  эти обзоры проводились раз в  два года.

В 2006 году было принято решение перейти  на график обзоров с трехлетним интервалом в соответствии с положением ССС  о рационализации процедур МВФ.

Техническая помощь и подготовка кадров, предоставляемые МВФ по запросу  государств-членов, предназначены для  оказания им содействия в выполнении обязательств, которые принимаются  ими при вступлении в МВФ c тем, чтобы проводить политику, способствующую финансовой и макроэкономической стабильности, устойчивому экономическому росту  и упорядоченной работе валютных режимов, а также представлять МВФ  своевременные, точные и высококачественные данные о своей экономике. Не менее  важно то, что техническая помощь и подготовка кадров являются также  средствами оказания содействия государствам-членам в выполнении рекомендаций, которые  являются результатом консультаций в соответствии со Статьей IV Статей соглашения МВФ. Как следствие, согласование и интеграция развития потенциала с  надзором и работой в рамках программ стали важнейшими задачами Исполнительного  совета МВФ, который регулярно проводит обзоры предоставляемой Фондом технической  помощи и подготовки кадров.

МВФ предоставляет техническую  помощь и услуги по подготовке кадров главным образом в основных сферах своей компетенции, включая макроэкономическую политику, налоговую администрацию  и управление доходами, управление государственными расходами, денежно-кредитную  политику, валютные системы, реформы  финансового сектора и макроэкономическую и финансовую статистику. Кроме того, в последние годы государства-члены  все чаще обращаются за помощью в  решении вопросов, касающихся мониторинга  деятельности оффшорных финансовых центров, предотвращения отмывания  денег и финансирования терроризма, повышения эффективности государственных  инвестиций, управления бюджетными рисками, связанными с партнерствами между  государственным и частным сектором, принятия международных стандартов и кодексов в отношении данных, управления финансами и бюджетом, устранения недостатков, выявленных в  рамках совместной Программы оценки финансового сектора МВФ и  Всемирного банка, и проведения анализа  устойчивости долговой ситуации.

3.3 Курсовая политика  МВФ

МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами  своего Устава, который фиксирует  основные структурные принципы мировой  валютной системы.

Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать  безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР. Последние  предназначены для пополнения официальных  валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран  с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается  в том, что он обеспечивает странам  гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран, которые  ее предоставляют. При этом МВФ учитывает  состояние платежного баланса и  валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов. МВФ контролирует соблюдение установленных  лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен  на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР, то есть пока сумма СДР на счете  не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.

В пересмотренном в результате Ямайского соглашения Уставе МВФ зафиксирована обязанность  стран-членов «сотрудничать с Фондом и другими странами-членами, имея в виду, что их политика относительно резервных активов будет согласовываться  с целями содействия установлению лучшего  международного надзора за международной  ликвидностью и превращения СДР  в главный резервный актив  международной валютной системы». Предполагалось, что СДР будут выступать в  роли альтернативы как золоту, так  и доллару, а также другим национальным валютам, исполняющим функцию международного резервного средства. Продвижение этого  процесса тормозят, в частности, США, поскольку они не намерены отказаться от роли доллара как международного платежно-резервного средства. Система  СДР не решила проблему интернационализации  международной ликвидности и  централизованного управлению ею.

Информация о работе Основная роль МВФ в валютных отношениях между странами