Основная роль МВФ в валютных отношениях между странами

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:53, автореферат

Краткое описание

В данной работы мы изучим структуру и основные направления деятельности МВФ, а также постараемся определить его роль и место в современной мировой валютной системе, динамику и перспективы его развития.

Оглавление

Введение 5
Глава 1.Общая характеристика МВФ 6
1.1 Цели создания фонда 6
1.2 Организационная структура МВФ 6
Глава 2. Основная роль МВФ в валютных отношениях между странами 6
2.1 Цели МВФ 6
2.2 Механизм функционирования МВФ 6
Глава 3. Основные направления деятельности МВФ 6
3.1 Предоставление кредитов на реализацию экономических программ 6
3.3 Курсовая политика МВФ 6
Заключение 6
Список литературы 6

Файлы: 1 файл

МВФ.docx

— 45.44 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Введение 5

Глава 1.Общая характеристика МВФ 6

1.1 Цели создания фонда 6

1.2 Организационная структура МВФ 6

Глава 2. Основная роль МВФ в валютных отношениях между странами 6

2.1 Цели МВФ 6

2.2 Механизм функционирования МВФ 6

Глава 3. Основные направления деятельности МВФ 6

3.1 Предоставление кредитов на реализацию экономических программ 6

3.3 Курсовая политика МВФ 6

Заключение 6

Список литературы 6

 

 

Введение

Статьи соглашения об учреждении Международного валютного фонда (Устав  МВФ) были выработаны на Конференции  ООН по валютным и финансовым вопросам, состоявшейся в 1944 году в Бреттон-Вудсе (шт. Нью-Гемпшир). Основная задача Фонда  – создание валютных резервов, из которых  правительства стран-членов МВФ  могут заимствовать средства для  преодоления временных нарушений  платежного баланса и предотвращения диспропорций в мировой экономике. Он служит институциональной основой  мировой валютной системы.

Выбор темы, актуальность, цели и задачи исследований в данной работе обусловлены тем, что интеграция России в мировую экономику предполагает, в частности, ее подключение к  межгосударственным институциональным  структурам, предназначенным для  регулирования мировых экономических  и валютно-финансовых отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в МВФ и  Всемирном банке. Вступление в эти  организации открывает доступ к  важному источнику валютных кредитов. После подписания российскими представителями  Статей соглашения (устава) МВФ 1 июня 1992 г., учредительных документов МБРР 16 июля 1992 г. и МФК 12 апреля 1993 г. Россия официально стала участницей этих организаций.

МВФ входит в систему Объединенных наций в качестве специализированного  учреждения. В настоящее время (на август 2012 г.) членами МВФ являются около 188 стран.

Штаб-квартира находится  в Вашингтоне. Фонд также имеет  представительства в более чем 80 странах по всему миру, что отражает его глобальный характер и тесные связи с государствами-членами. Финансовый год МВФ продолжается с 1 мая по 30 апреля.

Каждая страна-член имеет 250 голосов + 1 голос за каждую часть  квоты, равную 100 тыс. СДР (СДР – специальные  права заимствования (Special Drawing Rights, SDR) определяются на основе стоимости  корзины из пяти ведущих мировых  валют: доллара США, немецкой марки, французского франка, фунта стерлингов и японской йены).

Основные функции МВФ:

содействие международному сотрудничеству в денежной политике,

расширение мировой торговли,

кредитация,

стабилизация денежных обменных курсов.

Участие в программах стабилизации и развития национальных экономик обуславливает  высокий уровень наличия средств  у МВФ, что потребовало разработки новых механизмов пополнения его  ресурсов. В этой связи актуальным предоставляется вопрос о возможных  путях привлечения дополнительных средств – за счет увеличения уставного  капитала и квот стран-членов или  посредством займов на внешних рынках.

В данной работы мы изучим структуру  и основные направления деятельности МВФ, а также постараемся определить его роль и место в современной  мировой валютной системе, динамику и перспективы его развития.

 

Глава 1.Общая характеристика МВФ

1.1 Цели создания  фонда

МВФ действует в качестве наблюдателя за мировыми валютами, способствуя поддержанию упорядоченной  системы платежей между всеми  странами, и ссужает деньги государствам-членам, испытывающим серьезный дефицит  платежного баланса. В отличие от Всемирного банка, финансирующего как  реформы политики, так и проекты, Международный валютный фонд занимается исключительно реформами. Он предоставляет  займы государствам-членам, испытывающим краткосрочные трудности в расчетах с международными кредиторами, и  стремится к достижению полной конвертируемости (свободный перевод одной валюты в другую) валют государств-членов в рамках системы гибких обменных курсов, действующей с 1973 года.

Всемирный банк предоставляет  кредиты только развивающимся странам  и странам с переходной экономикой. Что касается МВФ, его услугами и  ресурсами могут воспользоваться  все государства-члены этой организации (как богатые, так и бедные). Чтобы  Фонд мог успешно выполнять свою работу, в ней должно участвовать  подавляющее большинство стран  мира. Поскольку международная торговля и инвестиции не знают границ, практически  каждая страна вынуждена покупать и  продавать иностранные валюты для  финансирования импорта и экспорта. МВФ отслеживает такие операции и консультируется со странами-членами  относительно того, как они могут  содействовать становлению ликвидной  и стабильной международной валютной системы.1

Основные направления  деятельности МВФ включают:

• консультирование государств-членов относительно внедрения мер политики, которые могут помочь предотвратить  или урегулировать финансовый кризис, добиться макроэкономической стабильности, ускорить экономический рост и снизить  уровень бедности;

• временное предоставление финансирования государствам-членам с  целью помощи в урегулировании проблем  платежного баланса, когда имеется  недостаток иностранной валюты вследствие того, что их платежи другим странам  превышают их собственные валютные доходы;

• оказание странам по их просьбе технической помощи и  содействия в подготовке кадров, чтобы  помочь им сформировать базу знаний и  институты, необходимые для проведения обоснованной экономической политики.

Как отмечалось выше, расчетной  единицей МВФ, является Специальное  право заимствования (СДР). На 30 апреля 2010 года обменный курс СДР к доллару США составлял 1 доллар США за 0,667632 СДР, а курс доллара США к СДР составлял 1 СДР = 1,49738 долл. США. Пересчет финансовых данных МВФ в доллары США является приблизительным и приводится для удобства. Годом ранее (30 апреля 2009 года) обменные курсы составляли 1 долл. США = 0,615847 СДР и 1 СДР =1,62378 долл. США.2

Немаловажным фактором является то, что МВФ устроен по образцу  акционерного предприятия. Это означает, что его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых ими по подписке. Каждая страна имеет  квоту, выраженную в СДР. Квота –  ключевое звено во взаимоотношениях страны-члена с Фондом. Она определяет:

сумму подписки на капитал МВФ;

возможности использования ресурсов Фонда;

сумму получаемых страной-членом СДР при их очередном распределении;

количество голосов, которыми страна располагает в Фонде.

Определив основные принципы построения МВФ, перейдем к рассмотрению его организационной структуры.

1.2 Организационная структура МВФ

На основании годового отчета, схема организационной структуры  МВФ на 30 апреля 2009 г. ни чем не отличается от схемы, представленной в Приложении 1. Разберем, подробнее, какие обязанности возложены на каждое подразделение.

Высшим директивным органом  МВФ является Совет управляющих, который назначается государствами-членами  МВФ.

Согласно Статьям соглашения Фонда, Исполнительный совет отвечает за ведение дел Фонда и в  этих целях использует все полномочия, переданные ему Советом управляющих.

Исполнительный совет  состоит из 24 исполнительных директоров и их заместителей, назначаемых или  избираемых государствами-членами, и  отвечает за текущий надзор, за работой  МВФ в штаб-квартире Фонда, как  отмечалось выше, находящейся в Вашингтоне, округ Колумбия. Председателем Исполнительного  совета является Директор-распорядитель  МВФ.

В Совет управляющих входит по одному управляющему и одному заместителю  управляющего от каждого из 188 государств-членов МВФ. Управляющим обычно является министр финансов государства-члена или глава его центрального банка. Все управляющие собираются один раз в год на Ежегодные совещания МВФ и Всемирного банка.

Имеется два комитета управляющих, которые представляют все государства-члены. Международный валютно-финансовый комитет (МВФК) является консультативным  органом, состоящим из 24 управляющих  МВФ (или их заместителей), которые  представляют те же страны или группы стран, что и 24 исполнительных директора.

МВФК представляет рекомендации Совету управляющих и отчитывается перед ним по таким вопросам, как  выполняемые Советом функции  надзора за управлением международной  валютной и финансовой системой и  ее преобразованием и связанного с ним анализа изменений глобальной ликвидности и передачи ресурсов развивающимся странам; рассмотрение предложений Исполнительного совета по внесению изменений в Статьи соглашения; а также преодоление сбоев, которые  могут представлять угрозу для системы. Он не имеет полномочий по принятию решений. МВФК обычно проводит заседания  два раза в год в марте или  апреле и в сентябре или октябре  – во время Весенних и Ежегодных  совещаний.

Комитет по развитию (официально именуемый Объединенным министерским комитетом Советов управляющих  МБРР и МВФ по передаче реальных ресурсов развивающимся странам) является совместным органом Всемирного банка  и МВФ, состоящим из 24 управляющих  или заместителей управляющего Всемирного банка или МВФ; он консультирует  Советы управляющих МВФ и Всемирного банка по важнейшим вопросам развития, а также относительно финансовых ресурсов, требующихся для содействия экономическому развитию в развивающихся  странах. Комитет по развитию, как  и МВФК, обычно проводит заседания  два раза в год.

Согласно Статьям соглашения, Исполнительный совет МВФ отвечает за выбор Директора-распорядителя  Фонда. Любой исполнительный директор может предложить кандидатуру на этот пост, независимо от гражданства  кандидата. Директор-распорядитель  назначается на пятилетний срок с  возможностью повторного назначения на новый срок. На данный момент Директором-распорядителем и Председателем исполнительного  совета является Доминик Стросс-Кан. В свою очередь, по согласованию с  Исполнительным советом, он назначает  первого заместителя Директора-распорядителя  и двух заместителей Директора-распорядителя  для оказания управленческой поддержки, один из которых выполняет функцию  председателя Исполнительного совета в отсутствие Директора-распорядителя. Директор-распорядитель является руководителем  штата сотрудников МВФ и ведет  текущую работу МВФ под руководством Исполнительного совета. Он отвечает за все аспекты внутреннего управления и работу организации, а также  ее внешние отношения и информационные связи. Три заместителя Директора-распорядителя  разделяют между собой обязанности  по надзору за отношениями МВФ  с отдельными государствами-членами, выполняют обязанности председателя на некоторых заседаниях Исполнительного  совета и контролируют работу персонала  в конкретных областях.

Сотрудники МВФ назначаются  Директором-распорядителем и несут  ответственность только перед МВФ. По состоянию на 30 апреля 2009 года персонал МВФ насчитывает 1862 специалистов и  управленцев и 616 сотрудников других уровней. Восемьдесят два члена  профессионального и управленческого  персонала работают в должности  постоянного представителя в  странах Африки, Азии и Тихоокеанского региона, Европы, Ближнего Востока и  Латинской Америки и Карибского бассейна, отвечая в общей сложности  за работу в 92 государствах-членах. Благодаря  своему профессиональному опыту  и знаниям и знакомству с местными условиями постоянные представители  участвуют в составлении рекомендаций МВФ по экономической политике, ведут  мониторинг экономических показателей  стран и координируют техническую  помощь. Представители в странах  с низким доходом участвуют в  обсуждениях стратегии сокращения бедности. Кроме того, постоянные представители  предупреждают МВФ и принимающую  страну о потенциальных отступлениях от намеченной политики.3

Директор-распорядитель «уделяет должное внимание необходимости  найма сотрудников на максимально  возможной широкой географической основе». Кроме того, все сотрудники соблюдают высочайшие этические  нормы поведения, отвечающие принципам  честности, беспристрастности и  конфиденциальности, согласно Кодексу  поведения МВФ и его Правилам и положениям.

Признавая, что государства-члены  должны иметь возможность опираться  на услуги лиц, которые благодаря  своему профессиональному опыту  и подготовке понимают широкий круг задач разработки и проведения политики, стоящих перед руководством стран, и могут дать рекомендации по экономической  политике, соответствующие условиям каждого из 186 государств-членов. Исполнительный совет давно подчеркивает необходимость  разнообразия, и выражает обеспокоенность  по поводу недостатков в этой области, неоднократно призывая к принятию мер  по совершенствованию разнообразия персонала. В связи с этим Фонд прилагает все усилия для того, чтобы разнообразие персонала отражало состав государств-членов организации, проводя активный поиск кандидатов со всего мира

Глава 2. Основная роль МВФ в валютных отношениях между странами

На основании  «Статьи соглашения Международного Валютного Фонда, принятые 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир (США), на Валютной-финансовой конференции  Объединенных наций; вступившие в силу 27 декабря 1945 года»

2.1 Цели МВФ

  • Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.
  • Способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.
  • Содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.
  • Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.
  • За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.
  • В соответствии с вышеизложенным – сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.

Информация о работе Основная роль МВФ в валютных отношениях между странами