Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:24, курсовая работа
Изучение как отдаленных , так и непосредственных факторов , приведших к объединению ГДР с ФРГ, специфических черт этого процесса , расстановки политических сил , условий и некоторых последствий объединения.
Введение
Глава 1. Социально-экономическое и политическое развитие Германии: запад и восток - ФРГ и ГДР . 1.Западная Германия - Федеративная Республика Германия
2. Восточная Германия - Германская Демократическая Республика.
3 .Политический кризис ГДР
Глава П. Проблема единства двух германских государств: позиции и политика двух германских государств и их союзников
1. Отношение руководства ГДР и СССР к проблеме германского единства
2. Политика правящих кругов ФРГ
Глава Ш. Этапы объединения Германии
1. Осень 1989 года - 18 марта 1990 года
2. 18 марта 1990 года - 16 июля 1990 года .
3.16 июля 1990 года - 3 октября 1990 года
Глава 1У. Федеративная Республика Германия после объединения : некоторые социально-политические экономические аспекты
Несколько более нюансированы, но близки позициям только что названных авторов в упомянутом ракурсе взгляды историка-германиста Н.П.Павлова.Его работа посвящена исследованию германского вопроса, начиная с послевоенного времени вплоть до конца 80-х гг. 16. Относительно спорных моментов объединения Германии его точка зрения отличается от точки зрения как В.М.Фалина, так и А.А. Ахтамзяна. Так, признавая, что Восточная Германия осенью 1989 года не помышляла о присоединении к Западной и указывая на пассивность руководства СССР в этом вопросе, он, тем не менее, позитивно оценивает договоренности в Архы-зе, где была достигнута, по его словам, большая степень взаимопонимания по будущему военно-политическому статусу Германии. Он считает, что СССР не пошел на какие-либо значительные жертвы в процессе объединения, СССР просто пошел навстречу пожеланиям Западной Германии, причем заключение договора по окончательному урегулированию в отношении Германии он считает
10 большим достижением советской дипломатии, за исключением отдельных мелких моментов (например, то, что в обсуждении проблемы единства не участвовало руководство ГДР).
Более нейтральную позицию занимает дипломат, доктор исторических наук И.Ф.Максимычев. В своей монографии. 17. он подробно рассматривает события непосредственно конца 1989- 1990 гг. Детально описывается деятельность Круглого Стола и правительства Х.Модрова , параллельно он дает информацию об изменении позиции правительства СССР по отношению к объединению. Политику Горбачева в этом вопросе автор характеризует как беспомощную и некомпетентную. Не анализируя условия объединения, Максимы-чев, тем не менее, считает, что если принять во внимание три основных документа (договор 2+4, договор о партнерстве, добрососедстве и сотрудничестве от 9.11.1990 года и Парижскую хартию ОБСЕ о новой единой Европе от 21.11. 1990 года),то интересы России в области безопасности обеспечены.
Нельзя не упомянуть особо труды историка-германиста, доктора исторических наук И.С. Кремера.18. И.С. Кремер в своих работах уделяет внимание развитию ФРГ в 70-80-х гг. Подробно исследована расстановка политических сил страны, позиции западных партий по вопросам международных отношений, в том числе взгляды на процессы, происходившие в обеих Германиях, а также обозначены перспективы их развития.В двух его монографиях , опубликованных до объединения Германии, дается глубокий анализ внешнеполитических концепций и политической борьбы по международным вопросам в ФРГ в послевоенные десятилетия.
Также представляют интерес и были изучены выступления , статьи и интервью политических деятелей СССР, ГДР и ФРГ в печати. Они публиковались в газетах Известия, Независимая Газета,
11
Московские Новости, Советская Россия, Правда, в журналах Новая и Новейшая История, Международная жизнь, Дипломатический Вестник, Свободная Мысль, в немецких Гутен Таг и Deutschland .За 90-е гг. появилось множество статей , содержащих изложение фактов, событий и последствий объединения Германии.
К первой группе могут быть отнесены также работы В.В.Александрова и Е.М.Есина, а также К.Вяткина. Последний уделяет внимание деятельности Г.Коля и его роли в объединении Германии , а также современным проблемам ее развития. Александров и Есин исследуют сам процесс объединения, позиции держав-победительниц и итоги единства. Политика Горбачева-Шеварднадзе признается ими как не способная защитить интересы своей страны; проблема объединения отдана на волю Запада и, как результат - грубо попраны интересы СССР, потерявшего возможность влиять на ход процессов в объединявшейся Германии.
Работы С.Н.Власова посвящены месту современной Германии в Европе и мире, исследуются некоторые проблемы безопасности единой Германии. М.Г. Елисеев уделяет внимание ситуации 80-х гг. Кроме того, существует ряд работ (Н.Кузьмин, Б.Орлов, М.Стрелец, Н.Ермоленко, Г.Воронкова,Л.Воробьева, Е.Есин), посвященных частным проблемам объединения.
Зарубежная литература по данной теме широко представлена работами германских ученых-исследователей , посвященных предыстории и самому процессу объединения Германии . Из общих работ, затрагивающих практически все аспекты данной проблемы, следует выделить «Настольную книгу немецкого единства». 19. и "Ход процесса немецкого единства".20. Широкому кругу проблем посвящены сборники статей «Диктатуры в Европе в XX веке: падение ГДР».21., "Аспекты германского вопроса".22., «Немецкая на
12 ция: история, проблемы, перспективы».23. и "От холодной войны к немецкому единству".24. Работа «Конец ГДР. Политическая аутопсия».25. представляет собой собрание газетных статей, речей политических деятелей и документов и посвящена проблеме объединения Германии 1989-1990 гг. Эта же проблема рассматривается в работах Павлова «Немецкое объединение: советско-русская перспектива»^., К.Ярауша "Неожиданное единство 1989-1990 гг.27. и «Конец эксперимента: крушение ГДР».28. , а также в сборнике "Революции в Центральной Европе".29. и «Анализе истории Германии»^. Работа "Конец эксперимента: крушение ГДР" больше посвящена социальным и психологическим аспектам объединения. П.Бендер в монографии "Эпизод или эпоха?".31. уделяет внимание развитию ГДР и ФРГ накануне событий осени 1989 года. Детальное описание событий 1989-1990 гг. дают Т.Вайгель и М.Шелл в своей работе «Дни, которые потрясли Германию и мир».32. Перспективы и проблемы развития объединенной Германии затронуты в монографиях С.Берга «Долгая жизнь ГДР».33. и сборнике «Немецкое противостояние: Запад и Восток».34.
Основная идея большинства названных работ - обреченность ГДР, закономерность поглощения ГДР Федеративной Республикой Германии, апологетика курса руководства ФРГ.
Таковы основные источники и литература по проблеме Объединение Германии в 1990 году.
Возникновение единой Федеративной Республики Германии явилось одним из важных факторов изменения всей геополитической обстановки в Европе. Исчезновение ГДР способствовало в известной мере распаду Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи , укреплению позиций Организации северо-атлантического договора (НАТО), ее расширению на восток
Европы, превращению в единственную международную военно-политическую силу на старом континенте. А с принятием в 1999 году новой стратегической концепции НАТО заявила претензии на роль мирового жандарма.
Объединение Германии как бы подвело итог соревнованию двух типов общественного строя на германской земле: опиравшегося на мощную международную поддержку капитализма и только сформировавшегося специфического государственного социализма - в условиях противоборства, противостояния и, в известной мере, взаимовлияния двух неравносильных систем.
Диссертант поставил перед собой задачу рассмотреть в комплексе вопросы , связанные с предпосылками , характерными чертами и особенностями объединения , ролью внутренних и внешних факторов , условиями и некоторыми последствиями его . Необходимым компонентом работы является выделение и характеристика этапов процесса объединения в течении последнего года существования двух германских государств .
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведенного исследования, необходимо выделить следующие основные моменты.
1. Проблема объединения Германии имела два тесно взаимосвязанных аспекта: внутригерманский: отношения между ФРГ и ГДР, и международный, связанный с обстоятельствами и интересами четырех великих держав -бывших членов антигитлеровской коалиции.
2. Два германских государства на протяжении более чем четырех десятилетий развивались двумя различными путями, в известной мере противоположными в социально-экономическом и политическом отношении : Федеративная Республика Германия - капиталистическим, Германская Демократическая Республика - шла по пути государственного социализма, считавшегося в то время оптимальным типом социализма. Эти два фактора создавали серьезные препятствия на пути воссоздания единого германского государства.
3. Внутригерманский аспект возможного объединения зависел в значительной мере от установок руководства двух германских государств. Правительство ФРГ, возглавляемое К.Аденауэром, исходило из установки на непризнание ГДР, ее возможное поглощение Федеративной Республикой Германии и проводило соответствующую политику, которая оказалась абсолютно несостоятельной. Последующие правительства ФРГ, главным образом с периода канцлерства В.Брандта до конца 80-х гг., проводили линию на всестороннее сотрудничество: финансово-экономическое, политическое, культурное - с ГДР. При этом, очевидно, имелось в виду, что это создаст предпосылки для достижения в дальнейшем при благоприятных условиях государственного единства. Руководство ГДР, вначале поддерживавшее идею достижения единства в рамках мирного договора, затем стало отстаивать идею «двух немецких наций» , двух германских государств. Позднее, в 70-80-х гг., отказавшись от такой постановки вопроса, оно фактически проводило линию на сохранение независимости ГДР в рамках ОВД при активном использовании возможностей, открывавшихся в результате интенсивного развития всесторонних германо-германских отношений. Таким путем руководители ГДР рассчитывали преодолеть большие трудности и проблемы, которые выявились в развитии страны.
4. В 80-х гг. все большее значение стали приобретать характер внутреннего развития двух германских государств, его результаты и реальные достижения, влиявшие на умонастроения граждан. При определенных трудностях и недочетах ФРГ успешно развивалась , став одной из трех наиболее мощных мировых экономических держав. Был достигнут высокий уровень жизни граждан, обеспечена политическая стабильность в обществе.
В ГДР обострились трудности в социально-экономическом развитии (при всем том, что в социальном плане имелись немалые достижения), выявилось существенное отставание жизненного уровня ее граждан от граждан ФРГ. Функционирование сложившейся в стране авторитарнобюрократической политической системы, ограничение некоторых свобод граждан привели к кризису всей общественно-политической системы, массовому недовольству значительной части населения. Внешним проявлением этого недовольства явилась эмиграция граждан ГДР в ФРГ.
Органы пропаганды и информации ФРГ стимулировали и развивали это недовольство, воздействуя на сознание граждан ГДР пропагандой реальных и мнимых достижений ФРГ в различных сферах жизни общества, преимуществ капитализма как строя. При этом, конечно, замалчивались реальные социальные достижения, имевшиеся в ГДР.
5. Сложившуюся в ГДР кризисную ситуацию в 1989 году активно использовали правящие круги ФРГ во главе с канцлером Г.Колем. Они развернули интенсивную деятельность на международной арене, в первую очередь воздействуя на великие державы, с целью реализации своих планов объединения Германии. При этом аппетиты увеличивались с осени 1989 года до лета 1990 года «не по дням, а по часам». Постепенно становилось очевидным, что «объединение» превращается в «поглощение» Германской Демократической Республики.
6. Международный аспект проблемы имел на протяжении всех послевоенных лет важное значение. Многое зависело от позиции четырех великих держав. В условиях холодной войны два германских государства входили в состав двух противостоявших военно-политических блоков : НАТО и ОВД. До вступления ФРГ и ГДР в 1955 году в блоки возможное единство Германии мыслилось великими державами, несшими ответственность в соответствии с международными соглашениями 1943-1945 годов за судьбы немецкого народа и германского государства, в связи с заключением мирного договора. Исключительное значение их позиция имела и в конце 80-х годов.Правительство США не только энергично поддерживало курс правящих кругов ФРГ, но и оказывало соответствующее воздействие на руководителей трех остальных великих держав, особенно СССР. Лидеры Великобритании и Франции, вначале сдержанно встретившие натиск Коля-Геншера и не одобрявшие объединения, по ходу дела под давлением Бонна и Вашингтона согласились с планами и действиями руководства ФРГ.
7. Огромное значение для ГДР на протяжении всего послевоенного периода имела позиция Советского Союза, его руководителей. В конце 80-х гг. лидеры СССР, в первую очередь Горбачев, Яковлев и Шеварднадзе, немало сделавшие для создания предпосылок к ликвидации существовавшего в СССР общественно-политического строя, перехода к капитализму (а ведь Горбачев начал свою деятельность в качестве руководителя КПСС под лозунгом «больше демократии, больше социализма») и развалу СССР, фактически оставили своего союзника ГДР без всякой поддержки. Шаг за шагом они уступали требованиям Бонна и Вашингтона,тем самым способствуя не просто объединению, а поглощению одного государства другим.
8. Вопрос состоит не в том, является ли справедливым сам факт воссоздания единого германского государства. Думается, что право немецкого народа жить в едином государстве неоспоримо. Вопрос в другом: справедливы ли условия, на которых произошло объединение. В какой мере они отвечали интересам немецких граждан, в том числе граждан ГДР. События последующего десятилетия показали, что для части граждан бывшей ГДР объединение было чревато серьезными проблемами, а для некоторых -обернулось трагедией. Это связано с тем, что в соответствующих соглашениях, предшествовавших объединению, не были предусмотрены соответствующие экономическое и юридические положения, на включении которых могли бы настоять советские руководители.
9. Для советских (а затем - российских) граждан важен вопрос: в какой мере документы по объединению Германии учли национальные интересы СССР (а теперь - России), понесшей наибольший урон в результате агрессии нацистской Германии и внесшей решающий вклад в ее разгром. Анализ документов показывает: частично - да, учтены, но не в полной мере. В первую очередь имеется в виду фактическое согласие Горбачева и его команды на вхождение объединенной Германии в блок НАТО (его военный характер до сих пор подчеркивается лидерами этого блока). Последующее упорное приближение НАТО к границам России создает основу как минимум для политического давления на нашу страну. Поэтому соглашения НАТО-Россия (1997 и 2002 года) вынужденные для России меры ограниченного характера, связанные с новой геополитической ситуацией в Европе (а может быть, с недооценкой российскими правящими кругами возможных опасных действий НАТО в отношении
137
России или какими-то их негласными мотивами). А со стороны НАТО - определенная компенсация России за настойчивое приближение к ее границам. В договорах и соглашениях, связанных с объединением Германии, есть и другие конкретные упущения и слабости с точки зрения национальных интересов России.
10. Апологетов внешней политики Горбачева-Шеварднадзе периода 1989-1990 гг. и отечественных историков-реалистов по вопросу объединения Германии и ее последствий разделяет не вопрос о справедливости самого объединения. Их разделяет вопрос об условиях, на которых оно произошло, и какие оно имеет последствия, в частности, для национальных интересов СССР, а потом России.
Информация о работе Объединение Германии в 1990 году: проблемы, последствия