Нетарифные барьеры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:24, контрольная работа

Краткое описание

Под нетарифными барьерами понимается система лицензирования, создания
неоправданных стандартов качества продукции его безопасности или просто
бюрократические запреты в таможенных процедурах. Так, Япония и
европейские страны часто требуют от импортеров получения лицензий.
Ограничивая выпуск лицензий, можно эффективно ограничивать импорт.
Анализ спроса и предложения обнаруживает , что защитные пошлины приводят к
повышению цен и снижают объемы товаров , на которые эти пошлины
распространяются .

Файлы: 1 файл

вороненко нетарифные барьеры.docx

— 86.53 Кб (Скачать)

На современном этапе развития государство стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными  запретами и ограничениями, а  через создание благоприятных экономических  условий для осуществления тех  внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач  социально-экономического развития РФ. И, наоборот, для операций, которые  могут оказать неблагоприятное  воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные  экономические условия. В этих целях  используются экономические инструменты  внешнеторгового регулирования - понижение  или повышение ставок импортного таможенного тарифа, изменения в  порядке совершения валютных операций и т.п.

2.1. Анализ использования нетарифных ограничений во внешней

торговле РФ.

Нетарифные меры являются составной  частью комплекса мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Механизм этих мер начал формироваться  в 1991 году принятием Федерального закона «Об обеспечении экономической  основы суверенитета РСФСР». Постановлениями  Правительства Российской Федерации  были установлены применительно  к конкретным товарным позициям такие  меры нетарифного регулирования, как  квотирование и лицензирование, введен общий (не зависящий от вида товара) порядок оформления лицензий.

На сегодняшний день нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой достаточно отработанный механизм взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающий осуществление единой внешнеторговой политики в целях защиты экономических и политических интересов страны, выполнения международных обязательств государства и расширения присутствия российских предприятий на мировых рынках товаров и услуг. Перечень товаров, к которым в настоящее время применяются нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности, можно условно разбить на пять групп:

1. Товары двойного применения, подлежащие экспортному контролю;

2. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры регулирования в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации;

3. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры исходя из национальных интересов;

4. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры в соответствии с соглашениями об урегулировании торговых споров;

5. Товары, ввоз/вывоз которых подлежит лицензированию в связи с решениями Правительства Российской Федерации об осуществлении мониторинга их ввоза/вывоза.

В период начала и середины 90-х гг. количественные ограничения были очень  популярной мерой защиты российского  внутреннего рынка: им подвергалось до 80% всех товаров. В настоящее время  контингентирование импорта, например, крайне незначительно, что соответствует  принципам ВТО. Что касается квотирования, то периодически экспортные квоты устанавливаются  Правительством РФ на драгоценные металлы  и алмазы. Квоты на драгметаллы  позволяют использовать определенную их часть для производства ювелирных  изделий на экспорт. Одновременно экспорт  сырья цветных металлов с содержанием  драгметаллов разрешается при условии, если полученная валютная выручка, оставшаяся после обязательной продажи части  ее государству, будет направлена на поддержание производства, реконструкцию  и технологическое переоснащение.

Импортные квоты в России действуют  в целях защиты внутреннего рынка  и часто устанавливаются после  отмены временного запрета на ввоз отдельных видов иностранной  продукции или проведенных антидемпинговых  расследований, в частности в  отношении импорта из Украины  стальных труб большого диаметра Покровская В. В. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. М.: Экономистъ. - 2006, стр.491.

(2002 г.). Результатом другого антидемпингового расследовании стало введение с начала 2003 г. Квоты на импорт мяса (мяса птицы, свинины, говядины) сроком на три года Постановления Правительства РФ от 23.01.2003г. № 48 (ред. от 30.12.2004) «О мерах по защите российского птицеводства», № 49, 50 «О внесении изменений в Таможенный тариф РФ» в счет 90% объема говядины, свинины соответственно.. Более того, при импортных поставках в Россию говядины сверх квоты она облагается повышенной таможенной пошлиной в размере 60% (но не менее 0,6 €/кг). В целях защиты внутреннего рынка также действуют импортные квоты на ввоз спирта этилового, в настоящее время установленные на уровне 10% общего объема его продажи на российском рынке.

В последние года в составе количественных ограничений импорта в России используются тарифные квоты (в пределах стоимости или количества которых импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере, а в случае превышения установленных ограничений к товарам применяются повышенные ставки пошлин), под которые попадают ввоз риса, сахара-сырца, говядины. Они реализуются через аукционы, организованные Минэкономразвития России. Размер тарифной квоты на сахар-сырец имеет тенденцию к повышению: с 3,65 млн т (в 2001 -2002 гг.) до 3,95 млн т в 2005 г. Ставка таможенной пошлины в рамках квоты установлена на уровне 0,095 €/кг, или 5% таможенной стоимости. Объемы ввоза сверх квоты облагаются пошлиной в размере 30%.

Лицензирование импорта в России осуществляется в соответствии с  указами Президента РФ, в основном, в отношении ввоза драгоценных  природных камней и металлов, ядерных  материалов (технологии, оборудование, источники радиоактивного излучения, включая отходы), спирта этилового, химических средств защиты растений, продукции, работ и услуг военного назначения в целях контроля. В  отдельные периоды лицензирование импорта осуществляется в целях  защиты отечественных производителей. Так, например, в 1998 - 2000 гг. действовали  квоты и лицензии на ввоз цветных телевизоров из Японии. В настоящее время в России установлена единообразная система лицензирования в соответствии с международными соглашениями в рамках ВТО.

«Добровольное» ограничение экспорта в составе нетарифных ограничений  России появилось в середине 1999 г. В связи с результатами антидемпингового расследования в США по поставкам  российской стали на их рынок после  проведенного Международной торговой комиссией. Во избежание высоких  антидемпинговых пошлин Россия подписала  в 1999 г. Всеобъемлющее соглашение об экспорте стали в США, взяв на себя обязательство ограничить ввоз своей продукции по 14 видам на пять лет.

Временные запреты иногда вводятся на экспорт продукции из России, например, мазута в связи с невыполнением  компаниями обязательств по поставкам  топлива на внутренний рынок.

2.2. Эффективность использования нетарифных ограничений в

российской экономике.

Россия несет убытки в размере  свыше $,5 млрд в год из-за нетарифных ограничений на ее товары на международном рынке. По этим признакам Россия является одним из самых дискриминируемых государств мира, занимая 2-е место после Китая. Об этом заявила на заседании коллегии Минпромнауки РФ, рассмотревшей проблемы присоединения России к ВТО, руководитель департамента поддержки и защиты отечественных товаропроизводителей на товарных рынках и сотрудничества с международными торговыми организациями Минпромнауки РФ Светлана Степанова.

Она сказала, что в России созданы  базовые условия для вступления во Всемирную торговую организацию, однако современное состояние интеграции отечественной экономики в международную  торговлю характеризуется постоянным ухудшением условий доступа российских товаров на рынке зарубежных стран. Так, на сегодня выдвинуто более 50 антидемпинговых процедур против изделий российской металлургической промышленности. Антидемпинговые процедуры  проводятся также в отношении  российской химической, текстильной, легкой, целлюлозно-бумажной и лесной промышленности.

С.Степанова при этом признала, что в настоящее время во многих случаях цены экспорта российской продукции  в страны дальнего зарубежья ниже цен продаж на внутреннем рынке. Так, по прокату черных металлов это составляет порядка 40 % по полиэтилену - 50 % по целлюлозе - около 30 % по шинам для грузовых автомобилей - около 30 % а легковых автомобилей - более 50 % по тракторам - более 40 % обуви - в 2 раза, а льняным тканям - более чем в 2 раза.

В предыдущем пункте упоминалось об экспортных квотах на драгметаллы. На долю России на мировых рынках палладия, например, приходится 70%, платины - до 20%. Часть драгметаллов, на которые введена  квота, используются для изготовления ювелирных изделий на экспорт. Однако их объем не превышает 5% общего выпуска  ювелирных изделий в РФ из-за сложной  процедуры лицензирования. Следовательно, с одной стороны, от введения данной квоты Россия не получает ожидаемого эффекта, т.к. импортирующие драгметаллы  страны, вводят ответные меры, как то препятствия в получении лицензии. С другой стороны, тот факт, что часть выручки от продажи драгметаллов, оставшаяся после сбора государства, должна идти на поддержание производства - и только в этом случае будет разрешен их экспорт - свидетельствует о том, что государство заинтересовано в определенном уровне экспорта и развитии отрасли, т.к., очевидно, получает от этого немалые доходы и считает это достаточно эффективным.

2.3. Перспективы использования нетарифных ограничений в

российской экономике.

В целях интеграции экономики  России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права участвует в международных  договорах о таможенных союзах и  свободных экономических зонах.

Совершенствование нетарифного регулирования  внешнеторговой деятельности РФ предполагает его гармонизацию с нормами и  правилами ВТО, изменение и дополнение законодательной базы с целью  упрощения порядка лицензирования и процедуры выдачи лицензий, а  также создания необходимых правовых условий для реализации российскими  предпринимателями прав и возможностей по продвижению российских товаров на мировой рынок. На случаи установления торговыми партнерами России дискриминационных ограничений в отношении экспорта российских товаров в действующее законодательство вносятся изменения и дополнения, предусматривающие принятие ответных мер.

Все это позволит в перспективе  получить для российских участников внешнеэкономической деятельности на мировых рынках более справедливые и недискриминационные условия, будет содействовать развитию экспортных возможностей России и улучшению структуры ее экспорта. 
В настоящее время Правительство России уделяет большое внимание проекту Федеральной программы развития экспорта России, основной целью которой является увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоёмких товаров, технологий. Механизм реализации программы предусматривает образование фонда развития высокотехнологического экспорта, пополняемого за счет получения бюджетных ссуд, формируемых путем отчислений от налога на добавленную стоимость и направляемых на кредитование экспортоориентированных проектов.

Программа предполагает свести воедино  и систематизировать меры содействия развитию машинотехнического экспорта. Программой предусмотрено умеренное бюджетное финансирование наиболее эффективных проектов развития экспортных производств.  

Заключение.

В современной практике регулирования внешней торговли нетарифные ограничения играют очень  важную роль. Большинство стран мира активно применяют такие меры, следуя идее протекционизма. Исследователи  насчитывают сотни всевозможных ограничительных мер, применяемых  странами, причем в связи с понижением в результате деятельности в рамках ГАТТ/ВТО уровня тарифных таможенных пошлин в мире использование нетарифных средств сдерживания внешней торговли имеет тенденцию к росту.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие ВЫВОДЫ:

1. В итоге изучения особенностей нетарифных ограничений было отмечено, что использование нетарифных ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные инструменты, дает странам преимущества в регулировании внешней торговли, и что в рамках политики протекционизма нетарифные инструменты считаются более приемлемыми;

2. В разделе 1.2. была выстроена система нетарифных ограничений, включающая меры финансового воздействия и административные инструменты, также было отмечено, что наиболее распространенной классификацией нетарифных инструментов является классификация ВТО;

3. По итогам проведенного анализа эффективности применения нетарифных ограничений можно сделать вывод, что как тарифные, так и нетарифные ограничения внешней торговли приводят к чистым потерям благосостояния, но, несмотря на это, они широко применяются практически всеми государствами, в том числе и Россией. Это можно объяснить во-первых тем, что при применении таких методов возникает эффект перераспределения дохода, значит, в результате, всегда некоторой группе населения или государству это будет выгодно. Во-вторых, нетарифные барьеры являются более скрытыми, чем тарифы, и их действие сложнее измерить и отразить в статистических показателях, и, следовательно, нетарифные ограничения - мощный метод воздействия на внешнюю торговлю. В-третьих, такие методы дают возможность странам быстро среагировать на изменения экономической ситуации и принять эффективные меры в краткосрочном периоде, в силу упрощенного процесса введения их правительственными органами;

4. В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что на сегодняшний день нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности РФ представляет собой достаточно отработанный механизм;

5. В разделе 2.3. были рассмотрены перспективы использования нетарифных ограничений в РФ в процессе присоединения России к ВТО. В соответствии с одним из основополагающих принципов системы ГАТТ/ВТО, ограничения экспорта и импорта, должны элиминироваться.

Однако, сейчас, как и  до возникновения ГАТТ, в России и во многих других странах с помощью  нетарифных ограничений продолжает регулироваться значительная доля внешнеторгового  оборота. Ведь, впрочем, и условия как ГАТТ, так и других соглашений, заключенных между странами -- членами ВТО, дают немало возможностей для использования нетарифных ограничений в торговле.

Список использованной литературы.

1. Федеральный Закон от 08.12.2003 №164 - ФЗ «Об основах государственного  регулирования внешнеторговой деятельности»  (ред. от 22.08.2004).

2. Постатейный комментарий к  Федеральному Закону «Об основах  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности» / под ред. А.Н. Козырина. // ЗАО Юстицинформ. - 2005.

Информация о работе Нетарифные барьеры