Нетарифные барьеры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:24, контрольная работа

Краткое описание

Под нетарифными барьерами понимается система лицензирования, создания
неоправданных стандартов качества продукции его безопасности или просто
бюрократические запреты в таможенных процедурах. Так, Япония и
европейские страны часто требуют от импортеров получения лицензий.
Ограничивая выпуск лицензий, можно эффективно ограничивать импорт.
Анализ спроса и предложения обнаруживает , что защитные пошлины приводят к
повышению цен и снижают объемы товаров , на которые эти пошлины
распространяются .

Файлы: 1 файл

вороненко нетарифные барьеры.docx

— 86.53 Кб (Скачать)

3.4. Нетарифные барьеры

 

 

Под нетарифными барьерами  понимается система лицензирования, создания

неоправданных стандартов качества продукции его безопасности или  просто

бюрократические запреты  в таможенных процедурах.  Так, Япония  и

европейские  страны часто  требуют  от импортеров  получения  лицензий.

Ограничивая выпуск лицензий,  можно эффективно ограничивать  импорт.

Анализ спроса и предложения  обнаруживает , что защитные пошлины приводят к

повышению цен  и снижают  объемы  товаров , на которые эти пошлины

распространяются . Иностранные экспортеры  обнаруживают, что продажа их

товаров сократилась . Местные производители выигрывают от роста цен и

увеличения объема продаж. Пошлины ведут к менее эффективному размещению

внутренних и мировых  ресурсов.

В определенных случаях наиболее сильными аргументами в пользу защитных мер

выступают ссылки на неразвитость промышленности и необходимости  в оборонных

отраслях. Большинство других аргументов  в пользу протекционизма являются

полуправдой, эмоциональными призывами либо неверными утверждениями, которые

как правило , подчеркивают  немедленный эффект от введения торговых барьеров

и  игнорируют долгосрочные последствия.

Макроанализ экономики государства показывает ,что совокупные расходы в

открытой экономике состоят  из потребительских расходов (С), капиталовложений

(I), государственных расходов (G), чистого экспорта (Xn). Чистый экспорт

равен разности между экспортом (X)  и импортом (М). Увеличение совокупных

расходов в результате  сокращения импорта (М) окажет  стимулирующее

воздействие  на внутриэкономическое  развитие,  поскольку повлечет за собой

резкий  рост  доходов  и занятости . Но такая политика имеет серьезные

дефекты.

В долгосрочном  плане  превышение экспорта  над импортом  в качестве средства

стимулирования внутренней занятости  обречено на неудачу. Следует  помнить,

что через импорт иностранные  государства зарабатывают доллары, на которые они

покупают товары американского  экспорта. В долгосрочном  плане, для того чтобы

экспортировать, страна  должна  импортировать.

Считается, что тарифы необходимы также для защиты  внутреннего  рынка  от

товаров по демпинговым ценам , когда иностранные производители сбывают свои

излишки товаров по ценам  ниже себестоимости ,  демпинг может быть

специально введен на некоторые товары, с целью устранения конкурентов или

устранения и  ликвидации   производителей.

Имеются убедительные исторические доказательства, которые  подтверждают, что

свободная  торговля ведет  к процветанию и росту, а протекционизм  приводит к

противоположным результатам.

1. Конституция США запрещает  отдельным штатам взимать пошлины,  превращая

Америку в огромную зону свободной  торговли. Специалисты по экономической

теории признают, что это  важнейший позитивный фактор в экономическом  развитии

страны

2. Создание  “Общего рынка  “ в Европе после  первой  мировой  войны  во многом

способствовало  устранению  пошлин между странами - членами. Экономисты

считают, что создание такой  зоны явилось таким важным фактором, обеспечившим

процветание Западной Европы в последние десятилетия.

3. Высокие пошлины, введенные  в соответствии с законом Смута-Хаули 1930года и

порожденные им в ответ  меры, усугубили “великую депрессию 30-х годов”.

В последние годы наблюдается  возрождение протекционизма, однако эмпирические

данные показывают, что  издержки протекционистской политики перевешивают ее

выгоды.

 

 

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты применения нетарифных барьеров во внешней торговле. 4

1.1. Нетарифные барьеры как часть протекционистской политики: понятие и сущность. 5

1.2. Классификация нетарифных барьеров. 6

1.3. Эффективность использования нетарифных барьеров. 19

Глава 2. Нетарифные барьеры в регулировании внешней торговли РФ. 24

2.1. Анализ использования нетарифных барьеров во внешней торговле РФ. 25

2.2. Эффективность использования нетарифных барьеров в российской экономике. 27

2.3. Перспективы использования нетарифных барьеров в российской экономике. 28

Заключение. 29

Список использованной литературы. 30

 

Введение.

Исследование роли нетарифных ограничений во внешнеторговых операциях  стран, безусловно, актуальная на сегодняшний  день тема. Многие страны уже оценили  преимущества нетарифных методов регулирования, и активно применяют их. По заключению экспертов ЮНКТАД, по общему объему используемых нетарифных ограничений  в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС. Если такие  экономически сильные страны осознают всю необходимость использования  инструментов нетарифного регулирования, то можно говорить об их реальной эффективности.

Таможенно-тарифные ограничения остаются важнейшими инструментами внешнеторговой политики, но их роль постепенно слабеет. Тарифы снижаются в связи с регулированием внешней торговли соглашениями ВТО, ведь в современных условиях практически невозможно рассчитывать на полноправное участие какого-либо государства в мировой торговле без членства в этой международной организации. Но странам невыгодно терять свои выигрыши от снижения тарифов, и за последние годы возрастает влияние нетарифных ограничений на международную торговлю из-за их скрытого характера. Воздействие нетарифных инструментов на ход международной торговли нельзя оценить количественно, так как их влияние не носит явно выраженного характера. По данной теме пока нет достаточного количества практического материала по причине «закрытости» нетарифных ограничений и, соответственно, слабого отражения в статистике.

Цель и задачи исследования.

Цель данной работы - проанализировать различные виды нетарифных ограничений и выявить перспективы их использования во внешней торговле РФ. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:

1. изучить особенности применения нетарифных инструментов во внешнеторговых отношениях;

2. разработать классификацию форм и разновидностей нетарифных ограничений;

3. определить эффективность применения нетарифных ограничений;

4. проанализировать влияние данных методов ограничения на внешнеторговую политику РФ;

5. рассмотреть эффективность использования нетарифных методов регулирования в российской экономике;

6. выявить перспективные направления использования нетарифных инструментов в РФ.

Объектом данной работы является внешнеторговая деятельность, а предметом - нетарифные ограничения.

Очевидно, что в процессе вступления в ВТО, тема нетарифных ограничений  для России очень важна. В связи  с этим в работе рассматривается  целесообразность введения нетарифных барьеров, их эффективность, экономическое  влияние на производителей потребителей и благосостояние страны в целом. Также в работе был обобщен  материал по использованию нетарифных инструментов во внешнеторговой политике РФ, с учетом анализа нормативно-правовых актов и найденных статистических данных по данной теме.

Исходя из выше сказанного, можно определить структуру работы. Данная работа включает в себя: введение, две главы и заключение. Список использованной литературы состоит  из 19 пунктов и включает материалы  учебной литературы, основные публикации по теме, доклады чиновников, нормативно-правовые акты. В работе имеется приложение на 5 листах.

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты применения

нетарифных ограничений  во внешней торговле.

Многие процессы, происходящие в мировой экономике, такие как неравномерность развития отдельных стран, экономические  и политические кризисы, расширение внешнеэкономических связей, расширение номенклатуры товаров, требуют жесткого регулирования. В то же время «открытые» меры таможенно-тарифного регулирования приводит к тому, что любое одностороннее действие страны по изменению тарифных ставок немедленно выявляется и вызывает ответные действия противоположной стороны, результатом чего становится потеря ожидаемых выигрышей. Взаимное повышение импортных тарифов, например, может привести к общему спаду производства, как это происходило в начале 30-х годов во время «Великой депрессии».

Несомненно, таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия  постепенно ослабла. Следовательно, в  тех случаях, когда возможности  таможенно-тарифного регулирования оказываются недостаточно эффективными в регулирования внешней торговли, применяются другие административные методы. Так, возник целый ряд средств внешнеэкономической политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, которые в административном порядке или в силу выполняемых ими функций, часто непосредственно не связанных с внешней торговлей, стали играть роль регуляторов внешнеторгового оборота. Они получили наименование - нетарифные ограничения.

Очевидно, что использование  нетарифных ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные инструменты, дает странам преимущества в регулировании  внешней торговли. Ведь до сих пор  ни одна из зарубежных стран не отказалась от применения административных инструментов регулирования экспорта и импорта. Количественные ограничения охватывают почти 30% продовольственных товаров, 13% топлива и около 10% текстильных  изделий, импортируемых экономически развитыми странами Запада. Так, Германия устанавливает квоты на импорт угля, Франция - на нефть и нефтепродукты, Австрия - на вино и мясные консервы, Финляндия - на растительные масла, нефть  и нефтепродукты. Глобальное квотирование широко применяют США, Канада, Мексика, Индия, Южная Корея. Основными средствами государственного регулирования экспорта практически во всех странах с  рыночной экономикой, а в ряде стран (в Японии, Новой Зеландии, Швеции, Австралии и др.) даже единственными, являются административные инструменты, прямые запреты и ограничения, лицензирование и другие подобные меры.

1.1. Нетарифные ограничения как часть протекционистской

политики: понятие и сущность.

Во всех странах регулирование  внешней торговли осуществляется в  той или иной мере государством, в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач  в стране и обстановки в мире. Любое государство в мировой  экономике стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в  политике протекционизма. Инструменты  торговой политики, тарифного и нетарифного  регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального  производителя. Шохин А. Экономика  и финансы: за и против. // Эксперт. - 2005. - №13.

В последнее время возросла степень воздействия государства  на международную торговлю в результате значительного расширения форм и  методов нетарифных торговых ограничений. В дополнение к тарифным методам  государственного регулирования международной  торговли правительства активно  используют нетарифные методы - количественные, скрытые и финансовые - как часть  своей политики протекционизма. Нетарифные ограничения - это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Большинство из нетарифных методов, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и, поэтому, плохо отражены в статистике. Именно эта их характеристика дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговли в рамках политики протекционизма.

К нетарифным барьерам относятся  разнообразные (насчи-тывают свыше 600 различных видов Миклашевская Н.А., Холопов А.В.Международная экономика. Учебное пособие для вузов. - М.: «Дело и Сервис».2004.,стр. 101.

) эконо-мические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.

Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны. К середине 90-х гг. в среднем 14% товаров, импортируемых  странами ЕС, США и Японией, подпадали  под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добровольное ограничение  экспорта и антидемпинговые меры. Нетарифные ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность  правительствам действовать почти  бесконтрольно. Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики - тарифный или нетарифный - использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительство чувствует себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими эквивалентный уро-вень защиты (так называемая тарификация).

1.2. Классификация нетарифных ограничений.

Как известно, в мире действуют  официальные классификационные  схемы нетарифных мер регулирования  внешнеторговой деятельности, разработанные  ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Международным валютным фондом, Мировым банком, МБРР, Международной  торговой палатой (МТП) и рядом других авторитетных организаций. Эти системы  классификации применяются для  сбора информации, создания кодексов, регулирующих правила применения отдельных  групп нетарифных ограничений, составления  национальных систем регулирования  внешнеторговой деятельности.

Наибольшее распространение  в настоящее время получила классификация, разработанная ГАТТ/ВТО. Она нашла  широкое применение в рамках ЮНКТАД и других международных организаций, а также в ходе международных  торговых переговоров. Согласно классификации  ВТО, система нетарифных ограничений  включает меры финансового воздействия  и административные инструменты, которые  представлены пятью группами:

1. Финансовые способы ограничения, заложенные в механизме платежей в виде различных прямых и косвенных сборов, покрывающих государственные затраты, связанные с решением организационно-экономических проблем за счет иностранных поставщиков (скользящие сборы, пограничный налоговый режим);

Информация о работе Нетарифные барьеры