Нетарифные барьеры во внешней торговле РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Исследование роли нетарифных барьеров во внешнеторговых операциях стран, безусловно, актуальная на сегодняшний день тема. Многие страны уже оценили преимущества нетарифных методов регулирования, и активно применяют их. По заключению экспертов ЮНКТАД, по общему объему используемых нетарифных ограничений в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС. Если такие экономически сильные страны осознают всю необходимость использования инструментов нетарифного регулирования, то можно говорить об их реальной эффективности.
Цель данной работы - проанализировать различные виды нетарифных ограничений и выявить перспективы их использования во внешней торговле РФ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты применения нетарифных барьеров во внешней торговле…………………………………………………...5
1.1. Нетарифные барьеры как часть протекционистской политики: понятие и сущность…………………………………………………………………………...5
1.2. Классификация нетарифных барьеров……………………………………...6
1.3. Эффективность использования нетарифных барьеров…………………..............................................................................16
Глава 2. Нетарифные барьеры в регулировании внешней торговли РФ……..18
2.1. Анализ использования нетарифных барьеров во внешней торговле РФ…………………………………………………………………………………18
2.2. Эффективность использования нетарифных барьеров в российской экономике………………………………………………………………………..22
2.3. Перспективы использования нетарифных барьеров в российской экономике………………………………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Нетарифные барьеры курсовая.docx

— 56.46 Кб (Скачать)

• Импортные депозиты - требования предварительной оплаты стоимости  импорта и уплаты импортных налогов  в форме открытия предварительных  импортных депозитов, уплаты наличных средств, предварительной уплаты таможенных пошлин (официальные ограничения  на накопление иностранной валюты путем  получения различного рода разрешений на проведение валютных операций внутри страны; отсрочки платежей и очередность  на уплату налогов и пошлин в рамках установленных минимально допустимых сроков с момента доставки товара на таможенную территорию страны-импортера  до момента завершения импортных  расчетов).

Административные  меры.

Административные инструменты, появившиеся в начале XX века с  увеличением участия в международной  торговле крупных компаний и монопольных  структур, в стабильных условиях рассматриваются  как дополнительные меры, имеющие  временный характер, при недостаточной  эффективности таможенно-тарифной системы. Однако в период экономического спада и разбалансированной экономики  они становятся главными инструментами государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

При применении нетарифных административных мер государство  балансирует товарную структуру  внутреннего рынка, ограждая его  как от излишних поставок импортной  продукции, так и от возможностей возникновения дефицита товаров  национального производства на внутреннем рынке в случае чрезмерного экспорта национальной продукции.

1. Количественные ограничения  - административная форма нетарифного  государственного регулирования  торгового оборота, определяющая  количество и номенклатуру товаров,  разрешенных к экспорту или  импорту. Количественные ограничения  могут применяться по решению  правительства одной страны или  на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным  товаром. Количественные ограничения  включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное»  ограничение экспорта.

Квотирование/ Контингентирование

Наиболее распространенной формой количественных ограничений  является квота или контингент. Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. Два этих понятия имеют практически одно и тоже значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квота - количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта  товара определенным количеством или  суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:

-Экспортные - вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительства страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х годов);

-Импортные - вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижение сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

По охвату квоты делятся  на:

-Глобальные - устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребление товара;

-Индивидуальные - установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты обычно устанавливаются на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты (контингенты) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая.

Лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственным органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может  являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным  инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право  ввезти или вывезти товар в  рамках полученной квоты; во втором - приобретает  ряд конкретных форм:

Разовая лицензия - письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или  вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной  внешнеторговой сделки;

Генеральная лицензия - разрешение на ввоз или вывоз того или иного  товара в течение года без ограничения  количества сделок;

Глобальная лицензия - разрешение ввезти или вывезти данный товар  в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения  количества или стоимости;

Автоматическая лицензия - разрешение, выдаваемое немедленно после  получения от экспортера или импортера  заявки, которая не может быть отклонена  государственным органом.

Лицензирование используются многими странами мира, прежде всего  развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как  документ, подтверждающий право импортера  на ввоз товара в рамках установленной  квоты.

Механизмы распределения  лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:

Аукцион - продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым  экономичным эффективным способом распределения лицензий, способным  принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, которые предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;

Система явных предпочтений - закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально  размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре  спроса со стороны национальных импортеров. Обычно этот метод используется для  поддержания тех фирм, которые  вынуждены сократить импорт товара из-за введения квот.

Распределение лицензий на внеценовой основе - выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведение нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями.

Страны используют при  распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к  первому, наиболее рыночному методу.

«Добровольное»  ограничение экспорта

Количественное ограничение  импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства  по введению импортного тарифа или  импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением  более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

«Добровольное» ограничение  экспорта - количественное ограничение  экспорта, основанное на обязательстве  одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять  объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного  или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

С начала 70-х гг. широкое  распространение получила особая форма  количественного ограничения импорта -- добровольные эк-спортные ограничения (ДЭО), когда не страна-импортер устанав-ливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязатель-ства по ограничению экспорта в данную страну. В настоящее вре-мя заключено несколько десятков подобных соглашений, огра-ничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий и т.д. главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жёсткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).

В принципе ДЭО представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия  такой меры по ограничению внешней  торговли для экономики страны-импортера  носит еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты.

«Добровольное» ограничение  экспорта являются частью более широкой  группы мер, относящихся к понятию  ограничительной деловой практики (ОДП), направленных на завоевание господствующего  положения на рынке и злоупотребление  этим положением. На практике «добровольное» ограничение экспорта применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом.

Наряду с тарифными  методами государства используют нетарифные методы торговой политики, для количественной квалификации которых используются индексы частности, покрытия торговли и воздействия на цены. В политическом плане нетарифные методы торговой политики зачастую считаются предпочтительными  для правительств, поскольку не накладывают  дополнительное налоговое бремя  на население. Количественные ограничения  являются основным нетарифным методом  торговой политики и включает квотирование, лицензирование и “добровольное” ограничение экспорта. Квота определяет количество и номенклатуру товаров разрешенных к экспорту или импорту. Экономическое различие между тарифом и квотой заключается в разном содержании перераспределительного эффекта и в разной силе ограничительного воздействия, которое тариф и квота оказывают на импорт. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования внешней торговли. Лицензии бывают разовые, генеральные, глобальные и автоматические, а их распределение между экспортерами или импортерами происходит на основе либо конкурса, либо явных предпочтений или на внеценовой основе. “Добровольное” ограничение экспорта представляет собой экспортную квоту, в одностороннем порядке вводимую правительством экспортирующей страны под политическим давлением со стороны импортера. Общий экономический эффект для импортера от использования “добровольных” ограничений экспорта экспортером отрицателен, хотя размер потерь уменьшается в результате наращивания импорта аналогичных товаров из стран, не наложивших “добровольные” ограничения на их экспорт.

 

 

 

1.3. Эффективность  использования нетарифных барьеров.

Протекционистская внешнеторговая политика предполагает защиту отечественного производства, и для регулирования  в сфере внешнеторговых операций государство использует тарифные и  нетарифные инструменты.

Когда же тарифные методы регулирования  внешней торговли становятся неэффективными в силу своей «открытости», государство  использует нетарифные методы, степень  воздействия которых на внешнюю  торговлю возросла в последние годы. В политическом плане нетарифные методы торговой политики зачастую считаются  предпочтительными для правительств, поскольку не накладывают дополнительное налоговое бремя на население.

Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является квотирование, государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного  объема продукции и в то же время  запрещает нелицензионную торговлю. У квот есть свои преимущества и  недостатки.3

Во-первых, квота гарантирует  ограничение импорта до определенной величины. Во-вторых, она является более  гибким инструментом внешнеторговой политики. В-третьих, с помощью выборочного  распределения квот государство  оказывает адресную поддержку определенным предприятиям. К негативным эффектам можно отнести повышение монополизации  экономики из-за ограничения ценовой  конкуренции (поскольку местные  производители уверены, что поставка конкурирующих импортных товаров  не превысит квоту, и могут в условиях достаточного спроса взвинчивать цену), а также произвольное, а потому часто неэффективное распределение  лицензий на коррупционной основе. Обычно политика импортных квот легче  поддается административному управлению, чем тарифная политика.


3.Щебарова  Н. Государственное  регулирование: соотношение  свободы торговли  и протекционизма. // МЭ и МО. - 2003. - №3.

Квоты легче и быстрее  вводить в случае чрезвычайных ситуаций, чем тарифы, которые требуют рассмотрения в парламенте. В настоящее время  положения ГАТТ/ВТО разрешают  вводить количественные ограничения  импорта только в случае резкого  неравновесия платежного баланса. Однако в соответствии с правилами ГАТТ/ВТО применение экспортных субсидий запрещено. Если они все-таки используются, то импортирующим странам разрешено принимать ответные меры путём взимания компенсационных импортных пошлин - пошлины, устанавливаемые страной-импортером с целью нейтрализации действия субсидии или льготы, предоставляемой страной-экспортером своим производителям.

Информация о работе Нетарифные барьеры во внешней торговле РФ