Нагорно-Карабахский конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:06, доклад

Краткое описание

В течение приблизительно семидесяти лет Нагорный Карабах существовал как автономная область в составе Азербайджана, и его территория составляла 4400 квадратных километров. Хотя и населенный в большинстве армянами, он не имел общей границы с Армянской Республикой, будучи отделенным от нее узкой полоской азербайджанской земли, (так называемым Лачинским коридором). Область состоит из пяти районов, только в одном из которых - Шушинском азербайджанцев больше, чем армян. С другой стороны, в двух азербайджанских районах, граничащих с Нагорным Карабахом (Шаумянском и Ханларском), этническим большинством являются армяне.

Файлы: 1 файл

Нагорно-карабахский конфликт.docx

— 29.17 Кб (Скачать)

     Санкт-Петербургский государственный университет

Высшая школа  журналистики и массовых коммуникаций

Факультет прикладных коммуникаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нагорно-Карабахский  конфликт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 5 курса, 11 группы

дневного  отделения

специальности

«Связи с  общественностью»

Абутаевой Д.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

История конфликта

 

В течение приблизительно семидесяти лет Нагорный Карабах  существовал как автономная область  в составе Азербайджана, и его  территория составляла 4400 квадратных километров. Хотя и населенный в  большинстве армянами, он не имел общей  границы с Армянской Республикой, будучи отделенным от нее узкой полоской азербайджанской земли, (так называемым Лачинским коридором). Область состоит  из пяти районов, только в одном из которых - Шушинском азербайджанцев больше, чем армян. С другой стороны, в двух азербайджанских районах, граничащих с Нагорным Карабахом (Шаумянском и Ханларском), этническим большинством являются армяне.

Нагорный Карабах впервые  проявил себя как предмет спора  между Арменией и Азербайджаном  в 1918 году, когда обе страны стали  независимыми. Территориальный спор не был разрешен вплоть до 1920 года, когда  оба молодые нации-государства  были советизированы, фактически потеряв  свою независимость из-за действий большевистской России. В декабре 1920 года азербайджанское коммунистическое правительство отказалось от прежних  претензий на Нагорный Карабах и  некоторые другие населенные армянами территории, одновременно признав их частью Советской Армении. Однако в  конечном итоге азербайджанское  руководство возобновило свои претензии  и обратилось в Москву за поддержкой. 4 июля 1921 года так называемое Кавказское бюро (Кавбюро) Центрального комитета Российской коммунистической партии проголосовало  за включение Нагорного Карабаха в состав Армении. Но на следующий  день, 5 июля, было созвано новое заседание  Кавбюро, на котором первое его решение  было пересмотрено в пользу передачи спорной территории Азербайджану. Кавбюро  постановило также, что Нагорному  Карабаху предоставляется территориальная  автономия в составе Азербайджанской  Республики. Эта часть резолюции  Кавбюро была проведена в жизнь  в 1923 году с образованием НКАО.

Сторонники армянской  позиции по проблеме Нагорного Карабаха часто подчеркивают, что резолюция  Кавбюро от 5 июля 1921 года, явно принятая под давлением Иосифа Сталина, со всей очевидностью противоречит принципу самоопределения и, в любом случае, не может рассматриваться как имеющая законную силу: вопрос следует решить странам, которые он непосредственно затрагивает, а не комитетом, созданным специально для этого случая внутри правящей партии третьей страны.

Идея воссоединения Нагорного  Карабаха с Арменией была популярна  среди армян задолго до конца 1980-х годов, но то небольшое число  интеллигентов, которые посмели  открыто высказать ее при Хрущеве  и Брежневе, встречали резкий ответ  со стороны коммунистических властей  как в Армении, так и в Азербайджане. Положение стало изменяться через  два года, после того, как Михаил Горбачев пришел к власти в Москве и развернул свои кампании гласности  и перестройки. Поощренные повсеместным ослаблением политических ограничений, армяне Нагорного Карабаха теперь решили довести информацию о своих проблемах  международным и советским руководителям. В январе 1988 года все районные советы Нагорно-Карабахской области, за исключением  населенного азербайджанцами Шушинского района, приняли резолюции, призывающие  к переходу региона от Азербайджана к Армении. 20 февраля 1988 года областной  совет Нагорного Карабаха направил обращения к парламентам (Верховным  Советам) Армении, Азербайджана и Советского Союза с просьбой о присоединении  области к Армении (азербайджанское  меньшинство в Совете не принимало  участия в голосовании). Эта акция  немедленно вызвала всенародный  отклик в Армении: в Ереване начались массовые митинги, организованные комитетом "Карабах" - группой демократически настроенной интеллигенции. Зарождающееся  национальное движение получило широкую  поддержку масс, как в Нагорном Карабахе, так и в Армении; но в  Нагорном Карабахе оно изначально контролировалось элитой старого типа (партийными функционерами, руководителями предприятий и т.д.), в то время как в Армении  появилось новое руководство, открыто  оппозиционное местной номенклатуре и правящему коммунистическому  режиму в целом.

Хотя в то время многие аналитики верили, что Горбачев и его соратники-реформаторы в Москве симпатизируют армянской стороне. Советские коммунистические лидеры не желали принимать каких-либо изменений границ или статуса регионов многонациональной империи по инициативе "снизу". Советское государственное и партийное руководство, не желавшее создавать прецедент пересмотра существующего национально-территориального устройства, интерпретировало требования карабахских армян и общественности Армении как проявления национализма, противоречащие «интересам трудящихся Азербайджанской и Армянской ССР». Совершенно обоснованно оно опасалось, что одобрение такого изменения может привести к неуправляемому развалу Советского государства. Вдобавок к этому, национально-демократическое движение Армении имело заметную антикоммунистическую окраску, что едва ли способствовало склонению Москвы к удовлетворению этих требований. Поэтому было вполне естественно, что в июле 1988 года Президиум Верховного Совета СССР недвусмысленно отклонил просьбу Нагорного Карабаха о присоединении к Армении (месяцем раньше обращение было поддержано парламентом Армении под сильным давлением народа и, конечно, отклонено азербайджанским парламентом). Между тем армянское движение было искренне поддержано реформистски настроенной интеллигенцией Москвы и других больших российских городов, приветствовавшей его миролюбивый и демократический характер. Однако международный отклик на армянское заявление по самоопределению был, в лучшем случае, осторожным, так как и правительства, и общественность на Западе воспринимали Нагорно-Карабахский кризис как не более чем усложнение, препятствующее горбачевской программе реформ.

Парламентские выборы, проведенные  в Армении в мае 1990 года, означали конец коммунистическому правлению  в стране. Новый парламент под  председательством Левона Тер-Петросяна  принял в августе декларацию независимости. К началу 1991 г. стало очевидным, что  Армения добивается выхода из Советского Союза, не возлагая больших надежд на идею Горбачева о новом союзном  договоре, в то время как Азербайджан, все еще управляемый коммунистической номенклатурой, не проявлял стремления к отделению. Эта ситуация, по-видимому, заставила Москву возвратиться к  откровенно антиармянской позиции  в нагорно-карабахском конфликте. Весной и летом 1991 года советские  войска, поддерживаемые милицией и  войсками МВД Азербайджана атаковали  прилегающие к Нагорному Карабаху армянские деревни с целью  проведения массовой этнической чистки. Так называемая операция "Кольцо" была прекращена только после провала  августовского (1991 г.) путча в Москве.

Психологически конфликт становится все больше самодовлеющим  по мере того как рост числа смертей  и страданий вызывает жажду мести  и “демонизацию” образа врага. Этот порочный круг делает перспективы мирного урегулирования еще более отдаленными.

Кровавая война истощила обе стороны, и 12 мая 1994 года окончательно установилось перемирие. Но временное затишье чрезвычайно непрочно. Между тем продолжаются дипломатические усилия в рамках так называемой “Минской группы” под эгидой ОБСЕ. Финские, шведские, российские и американские дипломаты и эксперты принимают активное участие в этом процессе, но решение вопроса остановилось на проблеме будущего статуса РНК.

Уже с самого начала конфликта  появлялись различные предложения  по его урегулированию. Одно из них  заключалось в том, чтобы поднять  статус Нагорного Карабаха с области  до автономной республики в составе  Азербайджана, но со своей конституцией и высоким уровнем самоуправления. Другое предложение состояло во введении некоторой особой формы правления  Нагорного Карабаха, например, в  создании двойной администрации  по примеру англо-египетского Судана или англо-французского кондоминиума на Новых Гебридах. Рассматривалась  также возможность прямого подчинения Карабаха федеральному центральному правительству  в Москве. До некоторой степени  эта идея была реализована с созданием  поста особого уполномоченного  Коммунистической партии Советского Союза  и особой формы управления СССР в  НКАО в январе 1989 года. 

Существует также так  называемый "российский план урегулирования", предложенный послом Владимиром Казимировым, сопредседателем Минской группы ОБСЕ. Он состоит в следующем:

прекращение огня (которое  уже имеет место);

введение вдоль линии  фронта международных сил для  разделения воюющих сторон, включая  силы России и других стран СНГ; или  вместо этого выведение карабахских  сил по меньшей мере из шести из восьми оккупированных районов Азербайджана и размещение многонациональных  сил на границах РНК;

разведение войск на расстояние по меньшей мере в десять километров;

переговоры о статусе  региона.

Важно то, что переговоры идут, но временами они осложняются требованием Азербайджана, чтобы РНК была исключена из числа полноправных участников переговорного процесса (в ответ Армения сама покидает переговоры). За последние несколько лет новый экономический фактор стал влиять на процесс переговоров - образование Консорциума по строительству нефтепровода, соединяющий каспийский шельф с Турцией и Европой. Географически оптимальный маршрут для этого трубопровода проходит через РНК и южную часть Армении (Зангезур), но нестабильность политической ситуации вынуждает международных участников проекта искать другие, менее благоприятные и более дорогостоящие маршруты.

В настоящее время конфликт является нерешенным, армянская сторона  утверждает, что конфликт будет разрешён после международного признания Арцаха. Азербайджан настаивает на решении конфликта, основанном на уважении к территориальной целостности и нерушимости международно-признанных границ государства и мирном сосуществовании армянской и азербайджанской общин в нагорно-карабахском регионе. С этой целью, согласно официальной позиции Азербайджана, должны быть освобождены все оккупированные территории и возвращены в свои дома насильственно перемещенные лица.

Анализ 

В карабахском конфликте  явное несоответствие внешних формальных и "проговариваемых" причин и причин глубинных, " не проговариваемых" и даже не осознаваемых. Внешне все представляется несложным. Есть Нагорно-Карабахский автономный округ, большинство населения которого составляют армяне и которая территориально фактически примыкает к Армении, но входит в состав Азербайджана. Армяне - и карабахские, и не карабахские - считают, что это несправедливо, и на рубеже 1987-1988 годов начинается массовое движение армян за передачу НКАО от Азербайджанской ССР Армянской ССР. Далее разворачивается цепь событий, приведших к теперешней ситуации, когда нет уже ни Азербайджанской ССР, ни Армянской ССР, но есть независимые Армения и Азербайджан, ведущие полномасштабную, с применением танков и авиации, войну, в ходе которой убито и бежало или было изгнано из родных мест и в Армении, и в Азербайджане значительно больше людей, чем все население Нагорного Карабаха.

Сам по себе факт компактного  проживания армян в Азербайджане на примыкающей к Армении территории не может быть необходимым и достаточным  объяснением конфликта, так как  есть громадное количество примеров, когда ситуация аналогичная - а конфликта нет. У карабахских армян, правда, были еще и многочисленные претензии к Баку (трудности с приемом ереванского телевидения, невнимательное отношение Баку к армянским историческим памятниками т.д.). Но совершенно несомненно, что положение армян в Карабахе было лучше и они обладали большими правами, чем, например, азербайджанцы, так же давно и компактно проживавшие в Армении, в Зангезуре, как армяне в Карабахе, но никакой автономии не имевшие. Но, тем не менее, никакого движения за присоединение к Азербайджану не создали.

Закавказье - это довольно тесное "общежитие", в котором по воле судьбы оказались соседями народы с очень разными культурами и разным прошлым.

Армяне - народ с очень древней и оригинальной культурой, его религия - особая ветвь христианства. Когда-то очень давно существовали армянские царства, но они погибли и вот уже многие столетия история армян - история народа без государства, окруженного чуждыми мусульманскими народами и подчиненного им. Естественно, что у этого народа - сильное ощущение несправедливости, комплекс культурного превосходства над соседями и одновременно - страха над их превосходством и физической силой, острое ощущение униженности своего положения. Такой народ - "трудные соседи", но азербайджанцы, никогда не бывавшие в их "шкуре", искренне удивляются, чего же этим соседям не хватало и для чего они все это затеяли.

У азербайджанцев иная культура и психология. Они не переживают комплекса униженности и страха окруженности врагами, у них значительно  меньшее чувство уникальности вследствие принадлежности к громадной мусульманской  и тюркской общностям. Они относительно легко принимают реальность, уходя  в "быт", в интересы семей и локальных общностей. Их иррациональность заключается в быстрых эмоциональных переходах от судорожной активности к "опусканию рук", принятию реальности такой, какая она есть.

Конфликт возник именно в 1987-1988 годах вследствие ослабления российского контроля и перспективы  его полной ликвидации. Страх армян, страх свободы, когда свободен будешь не только ты, но и твой сосед, который может впоследствии оказать на тебя и твою историю давление, - со страшной силой устремился наружу.

Направлен был конфликт именно на азербайджанцев, так как, во-первых, они относительно более слабы, наиболее этнически близки к туркам, устроившим резню в 1915 году (воевать с турками армяне не могли: Турция - потенциально сильная страна, входящая в НАТО); во-вторых, Карабах получил от Москвы в 20-е годы статус автономной области, в отличие от азербайджанцев, проживающих в Армении, что позволило армянам выдвигать свои "особые" права на карабахские земли; в-третьих, в борьбе с Азербайджаном армяне могли рассчитывать на поддержку влиятельных сил во всем СССР и даже во всем мире. Вдобавок, армяне - христианский, почти западный народ, в отличие от азербайджанцев, мусульман, потенциальных "фундаменталистов".

Информация о работе Нагорно-Карабахский конфликт