Мировая экономика как система. Типологизация стран мир

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:43, контрольная работа

Краткое описание

У каждой страны мира есть свои неповторимые особенности, однако путем выявления каких-либо сходных с другими государствами черт можно все же выделить определенные типы стран.
Тип страны формирует совокупность условий и особенностей развития, которые в каких-то существенных, подчас решающих (типологических) чертах, с одной стороны, роднят ее с рядом схожих с ней стран, а с другой -- выделяют из всех других. Само существование типов стран, их историческая эволюция являются результатом того, что развитие идет в странах разными темпами, в разной обстановке, в разных условиях и разными путями.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие мировая экономика как система. Типологизация стран мира
1.1 Понятие мирового хозяйства………………………………………………4
1.2 Характерные черты мировой экономики…………………………………7
1.3 Критерии выделения подсистем мирового хозяйства…………………...10
1.4 Критерии и принципы типологии стран мира…………………………..13
Глава 2. Экономическое взаимодействие переходных экономик с более развитыми странами как объект научного познания (на примере КНР)…….21
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

международные отношения....doc

— 151.50 Кб (Скачать)

2. Уровень экономического  развития, который, в общем, характеризуется объемом ВВП на душу населения. Уровень развития также включает степень индустриализации хозяйства (перевод производства на машинную основу) и структуру производства, которые являются важными условиями роста национального дохода. По уровню национального дохода на душу населения страны делятся на несколько групп: страны с высоким уровнем национального дохода на душу населения. Это свыше 30 стран. В их число входят большая часть стран Западной Европы (за исключением Албании, Греции и Югославянских республик и др.), США, Канада, Япония, а также Израиль, Южная Корея, Сингапур, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты; страны со средним уровнем национального дохода на душу населения. В эту группу входят свыше 80 стран. Это Греция, ЮАР, целый ряд латиноамериканских стран, в числе которых Венесуэла, Бразилия, Уругвай, Тринидад и Тобаго и др. К ним примыкает большая группа государств стран Центральной и Восточной Европы, отдельные страны Азии и Африки. Они в свою очередь делятся на две подгруппы -- выше среднего (17 стран) и ниже среднего уровня дохода; страны с низким уровнем дохода. Это около 60 государств, в том числе Индия, Китай, Пакистан, население каждой из них превышает 100 млн. чел. Эта группа включает 6 бывших республик СССР (центральноазиатские, Азербайджан, Молдавия). Эту группу замыкают Эфиопия, Танзания, Сомали, ЦАР, Сьера-Лионе.

3. Тип экономического  развития, выражающий не только  количественные изменения в производстве  товаров и услуг, но и определенные  качественные сдвиги. При экстенсивном  типе развития экономический рост достигается за счет количественного увеличения факторов производства при неизменной технической основе, что приводит к практически неизменной эффективности производства. Интенсивный тип экономического развития базируется на увеличении масштабов выпуска продукции путем качественного совершенствования факторов производства. Это предполагает совершенствование средств и предметов труда, повышение квалификации рабочей силы, улучшение организационных параметров производства, благодаря чему прирост производства обеспечивается преимущественно за счет увеличения общественной производительности труда. В реальной действительности нет «чистых» типов экономического развития, тем не менее, применительно к отдельным подсистемам можно говорить о преимущественно экстенсивной иди преимущественно интенсивной формах производства.

4. Ролью в  национальных хозяйствах внешнего  сектора, который находит свое  выражение в экспорте и импорте  товаров и услуг, движении капитала. Он затрагивает направления, меру  и формы участия страны в международном разделении труда. Мировой уровень развития производительных сил, интернационализация производства исключают возможность эффективного ведения хозяйства в рамках замкнутых комплексов. Международный обмен обеспечивает приток недостающих или более дешевых потребительских и капитальных товаров и услуг, а также доступ к дополнительным рынкам сбыта. К основным показателям, характеризующим роль внешнеэкономических связей, относятся экспортные и импортные квоты товаров и услуг, товарная структура внешней торговли, характер участия в международном движении капитала, технологии, рабочей силы, степень открытости (интернационализованности) хозяйства.

5. Величина их  экономического потенциала, зависящая  не только от уровня развития, но и масштаба производительных сил, численности населения, размеров территории, наделенности природными ресурсами. Поэтому такие страны, как Китай, Индия, не без основания выделяются рядом исследователей в отдельные подсистемы.

На основании, прежде всего первого из рассмотренных критериев в мировом хозяйстве выделяется определенное количество подсистем. Наиболее крупными подсистемами, или метасистемами, являются три группы национальных экономик: промышленно развитые (капиталистические) страны; страны с переходной экономикой (в прошлом социалистические или страны с централизованным планированием экономики); развивающиеся страны.

Фактически  из этих трех групп стран единой подсистемой являются промышленно  развитые страны.

Международные организации  не имеют единых подходов к определению подсистем мирового хозяйства. ООН и МВФ выделяют выше названные подсистемы мирового хозяйства, но их состав различается. Так, статистика ООН включает в развивающиеся страны Южную Корею, Сингапур, которые достигли высокого уровня развития и имеют сходную с западными странами социально-экономическую структуру экономики.

Исследователи Мирового банка  основным критерием выделения групп  стран считают уровень ВВП  на душу населения. В учебнике состав подсистем ближе к классификации  МВФ.

1.4 Критерии и принципы типологии стран мира и новые похдоды.

Проблемы типологии  развивающихся стран1 многие годы являются объектом научного анализа как зарубежных, так и отечественных специалистов. Это оправдано, поскольку типология  развивающегося мира и основанная на ней дифференциация развивающихся стран позволяет в той или иной мере полноты и точности увидеть его дифференцированную картину, оценить хозяйственные потенции различных стран, а также их место и роль в международных экономических отношениях. На протяжении десятилетий, прошедших после получения этими странами независимости, выдвигались разные критерии их типологизации. Самые первые критерии вполне корреспондировались с недостаточным уровнем изученности и научных обобщений, касающихся экономики этих стран и направлений их развития. Поэтому выдвигались критерии «первого подхода» и непосредственной очевидности, среди которых - дифференциация развивающихся стран по уровню доходов на душу населения. Как правило, в расчет принимался объем ВВП или национального дохода в расчете на душу населения. В соответствии с этим критерием типологизации развивающиеся страны делились на три группы: страны наиболее развитые, среднего уровня развития и наименее развитые. Такая дифференциация позволяла проводить политику помощи развитию этих стран более адресно и конкретно, давала ориентиры потокам иностранного капитала в развивающиеся страны и т.д. Следующий критерий типологизации развивающихся стран вызван необходимостью изучения и понимания их региональных особенностей. В данной статье использованы статистические данные ООН и международных экономических организаций. С середины 90-х годов база данных этих организаций содержит информацию и прогнозы о состоянии экономики более чем 180 стран. Эти государства делятся на три группы: индустриально развитые (23 государства), страны с переходной экономикой (около 30) и развивающиеся страны (около 130). В группу развивающихся стран входят все страны, не отнесенные к первым из названных двух групп, а также несколько территорий, не являющихся политически признанными государствами, но представляющие в международные экономические организации достаточные статистические данные. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ выделяет развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. Однако этот критерий не позволяет, как правило, найти общие характеристики государств того или иного региона, поскольку каждый из них характеризуется неоднородностью входящих в него групп стран. Особенно это касается африканского и азиатского регионов. В современных условиях предметом особого внимания исследователей (в частности, экспертов МВФ и Мирового банка) являются латиноамериканские страны, группа африканских стран, расположенных южнее Сахары (41 государство), а также новые индустриальные азиатские страны (внимание к ним еще более усилилось в связи с азиатским финансовым кризисом 1997-1998 гг.). В рамках каждого региона выделяются во многих отношениях отличающиеся друг от друга группы стран. Региональный критерий типологизации развивающихся стран широко используется в настоящее время в статистике международных статистических организаций и в научно-исследовательской литературе. Одним из критериев типологизации развивающихся стран является их РОЛЬ И УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА. Выделяется несколько групп. Во-первых, это те страны, которые производят и поставляют на мировой рынок сложные по их технологии товары. Это так называемые новые индустриальные страны (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур). Во-вторых, на базе данного критерия выделяются индустриальные страны более низкого уровня, чем первая группа. Это страны АСЕАН (кроме Сингапура), а также некоторые латиноамериканские и североамериканские страны. Они разнородны по своему промышленному потенциалу и технологическому уровню. Среду оставшихся стран можно выделить еще три группы: 1. Крупные страны с большим потенциальным или реальным внутренним рынком, слабо представленные в международном разделении труда (среди них - Пакистан и Нигерия). 2. Страны, экспортирующие, в основном, традиционные товары. 3. Наименее развитые страны, которые либо практически не имеют материальной основы для участия в международном разделении труда, либо она очень скромная. Наконец, в 70-х - начале 80-х годов вошла в статистический и научный оборот так называемая вертикальная типизация развивающихся стран. Она имела ряд характеристик перечисленных выше критериев. В ее основе главными были два показателя: уровень развития производительных сил и уровень доходов. На основе вертикальной классификации выделяются три группы развивающихся стран. ВЕРХНИЙ ЭШЕЛОН - это страны, максимально приблизившиеся к индустриально развитым государствам. Сюда включены индустриально развитые страны, имеющие достаточно высокий уровень развития производительных сил, а также страны - экспортеры нефти с высоким уровнем дохода на душу населения. На эту группу стран к концу 70-х годов приходилось 62% совокупного ВВП развивающихся стран и почти 75% их экспорта. СРЕДНИЙ ЭШЕЛОН. Это группа стран, которые к моменту получения независимости имели средний уровень ВВП на душу населения, невысокие, но устойчивые темпы экономического роста. Это позволило им в дальнейшем избежать резкой разбалансировки макроэкономических показателей и сравнительно легко перейти к трансформации хозяйственного механизма (конец 70-х - начало 80-х годов), т.е. экономическим реформам. НИЖНИЙ ЭШЕЛОН включает развивающиеся страны с низким уровнем доходов и невысокими темпами экономического роста. Сюда относятся небольшие страны, в которых преобладает сельскохозяйственное производство. Подавляющее большинство этих стран после получения независимости избрали модель строительства на базе развитого государственного комплекса многоотраслевой экономики с высокоразвитой промышленностью и собственной научно-технической базой. Стояла цель построения воспроизводственного комплекса на национальной основе, создание импортозамещающего производства. Это потребовало огромных внешних заимствований, что сделало в дальнейшем долговой кризис в этих странах особенно тяжелым. Все они в конце 70-х - начале 80-х годов приступили к осуществлению адаптационных программ, разработанных экспертами МВФ и при его финансовой поддержке. Это - самая большая по численности группа развивающихся стран, включающая государства всех регионов: Чили, Гана, Марокко, Сенегал, Бангладеш и многие другие. Все перечисленные критерии типологии развивающихся стран относятся к традиционным, т.е. возникшим сравнительно давно используемым многие годы в статистике и научных исследованиях. Практически все они широко применяются и в настоящее время. Вместе с тем, во второй половине 90-х годов обозначились новые подходы к типологизации развивающихся стран. Особенность этих подходов заключается в том, что они «выстраивают» развивающиеся страны в соответствии с критериями и показателями их экономической активности, которые в условиях современных международных экономических отношений, а также с точки зрения развития экономики данных стран признаны ключевыми. Новая типологизация развивающихся стран была разработана МВФ1 . Она включает следующие критерии. ЭКСПОРТНЫЙ КРИТЕРИЙ Для большинства развивающихся стран экспортная выручка в период экономических реформ и особенно в послевоенный период (начиная с середины 90-х годов) стала основой развития рыночной экономики и решения проблем выплаты внешнего долга. Соответственно, экспорт, если исходить из его структуры и преобладающих товаров, позволяет судить о внешнеэкономических потенциях развивающихся стран. Данный критерий отражает и количественные, и качественные характеристики экспортных возможностей развивающихся стран. Выдвижение данного показателя на роль классификатора развивающихся стран связано с той важной ролью, которая отводится ему в решении проблем внутренних инвестиций и в обеспечении устойчивого экономического роста. По данному критерию развивающиеся страны делятся на следующие группы. ЭКСПОРТЕРЫ ТОПЛИВА Сюда относятся не более 15 стран, в которых в совокупной экспортной выручке доля жидкого топлива превышает 50%. Среди стран данной группы Ангола, Алжир, Бахрейн, Конго, Иран, Ирак, Ливия, Нигерия, Оман, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Габон, Тринидад и Тобаго, Венесуэла. СТРАНЫ, НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ЭКСПОРТЕРАМИ ТОПЛИВА. В этой группе более 100 государств, совокупный экспорт которых включает промышленные и сырьевые товары и услуги. Эта группа не однородна; в ней следующие четыре группы: ЭКСПОРТЕРЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ. Сюда относятся развивающиеся страны, в совокупном экспорте которых промышленные товары составляют 50% и более (Китай, Гонконг, Израиль, Южная Корея, Ливан, Сингапур, Тайвань)2. ЭКСПОРТЕРЫ СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ В эту подгруппу входит более 40 стран, в которых в совокупном экспорте минеральное и сельскохозяйственное сырье составляет около половины (Аргентина, Афганистан, Боливия, Бурунди, Чад, Гана, Нигер, Сомали, Танзания и др.). Среди них можно выделить отдельно экспортеров сельскохозяйственного сырья и минерального сырья (к последним относятся Чили, Гвинея, Намибия, Нигер и др.). 1 2 S. World Economic Outlook, May 1996, Wash., 1997, p. 106- 111. Имеется в виду период с 1988 по 1992 год. ЭКСПОРТЕРЫ УСЛУГ И ПОЛУЧАТЕЛИ ЧАСТНЫХ ПЕРЕВОДОВ Сюда входят более 30 стран, в которых доходы от экспорта услуг и переводов работающих за границей граждан составляют более половины совокупных экспортных поступлений (Багамы, Барбадос, Кипр, Ямайка, Гаити, Непал, Панама, Йемен и ДР-) СТРАНЫ С ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫМ ЭКСПОРТОМ. В этой подгруппе около 30 развивающихся стран, в экспорте которых не преобладает на одна из перечисленных выше товарных групп (Бангладеш, Бразилия, Камерун, Колумбия, Индия, Мексика, Марокко, Мозамбик, Пакистан, Сирия, Таиланд, Турция и др.). ВТОРЫМ НОВЫМ КРИТЕРИЕМ классификации развивающихся стран является валютно-финансовый. В его основе лежит сложная проблема - внешний долг развивающихся стран. В соответствии с данным критерием развивающиеся страны подразделяются на: СТРАНЫ НЕТТО-КРЕДИТОРЫ. В этой группе семь государств, которые в международных экономических отношениях выступали как нетго-кредиторы. В эту подгруппу входят: Кувейт, Ливия, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Тайвань, Объединенные Арабские Эмираты. СТРАНЫ НЕТТО-ДОЛЖНИКИ. Здесь более 120 стран, весьма не однородных в соответствии с данным критерием. В основе их неоднородности - преобладающий тип кредитора, т.е. источник заимствования. Выделяются три группы: СТРАНЫ-ЗАЕМЩИКИ НА РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ (более 20 стран). Будучи нетто-должниками, эти страны 2/3 своих непогашенных обязательств имеют перед частными кредиторами (Алжир, Аргентина, Багамы, Бразилия, Чили и др.). ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЗАЕМЩИКИ (более 60 стран) Сюда входят развивающиеся страны, которые, являясь нетто-должниками, 2/3 своих обязательств имеют перед официальными кредиторами (Афганистан, Бангладеш, Камбоджа, Камерун, Гана, Эфиопия, Гренада, Гвинея и др.). ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫЕ ЗАЕМЩИКИ. В эту подгруппу, включающую более 30 развивающихся стран, входят страны, имеющие и частные, и официальные кредиты. В новых подходах к типологизации значится не утративший смысл и значение критерий диверсификации развивающихся стран по уровню ВВП на душу населения. Выделяются две группы государств по следующим критериям: НЕБОЛЬШИЕ РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ С НИЗКИМИ ДОХОДАМИ. Уровень валового дохода на душу населения здесь не превышает 700 долларов. Это 50 стран, включая Бангладеш, Бенин, Бутан, Гвинею, Эфиопию, Судан, Танзанию и др. НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ ИЗ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН. Это - 40 государств как небольших, так и достаточно крупных: Афганистан, Мали, Мозамбик, Гвинея-Бисау, Гаити и др. Рассмотренные новые подходы к типологизации развивающихся стран отмечает большая доля прагматизма. Они типологизированы таким образом, что позволяют международным экономическим и, в частности, валютно-финансовым организациям (в первую очередь МВФ) в наиболее приемлемых для них формах: • дифференцировать направления и масштабы финансовых потоков в развивающиеся станы, особенно в форме помощи развитию; • адаптировать программы экономических реформ к конкретным условиям выделенных групп стран; • более точно прогнозировать условия стабильности международной финансовой системы; • совершенствовать систему мероприятий по управлению внешним долгом развивающихся стран. В 90-х годах ООН приняла новую модель - географическую и типологическую классификацию стран и регионов мира, в которой развивающиеся страны занимают важное место в соответствии с утвердившимися генеральными приоритетами и реалиями в мировой экономике и международных экономических отношениях. Данная глобальная типологическая классификация, по которой ООН осуществляет свою официальную международную ] деятельность, имеет следующую структуру : 1. Развитые страны с рыночной экономикой: страны Северной Америки, страны Южной и Западной Европы ( за исключением Кипра, Мальты и бывшей Югославии), Австралия, Новая Зеландия, Япония. 2. Страны с переходной экономикой: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, бывший СССР, куда входят Балтийские республики, СНГ и Груизя. 3. Развивающиеся страны: страны Латинской Америки и Карибского бассейна, Африки, Азии и Тихого океана (за исключением Австралии, Новой Зеландии и Японии), Кипр, Мальта, бывшая Югославия. В ряде случаев КНР при проведении анализа указывается отдельно. 4. Страны Южной Азии, Юго-Восточной Азии и Восточной Азии (за исключением Китая, если не указано иное). 5. Страны Средиземноморья: Кипр, Мальта, Турция, бывшая Югославия. 6. Страны Западной Азии: Бахрейн, Израиль, Ирак, Иран (Исламская Республика), Йемен, Оман, Саудовская Аравия, Сирийская Арабская Республика.   7. Крупнейшие развитые страны с рыночной экономикой (или страны «большой семерки»): Германия, Италия, Канада, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, США, Франция, Япония. 8. Для целей конкретного анализа развивающиеся страны подразделяются на следующие группы: а) страны с активным платежным балансом (или экспортеры энергоресурсов с активным платежным балансом): Бруней или Бруней Даруссалам, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, ОАЭ, Саудовская Аравия. б) страны с пассивным платежным балансом (или страны импортеры капитала), подразделяемые на следующие две подгруппы: 1. прочие чистые экспортеры энергоресурсов (или экспортеры с пассивным платежным балансом): Алжир, Алгола, Бахрейн, Боливия, Венесуэла, Габон, Египет, Индонезия, Камерун, Конго, Малайзия, Мексика, Нигерия, Оман, Перу, САР, Тринидад и Тобаго, Тунис, Эквадор; 2. чистые импортеры энергоресурсов: все остальные развивающиеся страны. При всем многообразии типологических характеристик развивающихся стран эти критерии, тем не менее, не перманентны и могут видоизменяться в зависимости от прогрессивных или регрессивных тенденций в социально-экономическом и географическом положении государств Азии, Африки и Латинской Америки в мировом хозяйстве и в международных экономических отношениях. Таким образом, очевидно, что новые критерии типологизации развивающихся стран тесно связаны с ключевыми экономическими проблемами самих развивающихся стран, а также с их отношениями с другими странами мирового сообщества и с международными экономическими организациями. Что касается отмеченных в начале статьи традиционных критериев типологизации развивающихся стран, то, как представляется, они не утратили своего значения и в наши дни. Статистические, научно-исследовательские центры и отдельные ученые широко пользуются ими при освещении или решении конкретных исследовательских проблем.

 

Глава 2. Экономическое взаимодействие переходных экономик с более развитыми странами как объект научного познания (на примере КНР)

Существенные  перемены, происходящие в мировой  экономике в последние полтора  десятилетия обуславливают принципиально  новое качество мирохозяйственных  процессов, что в свою очередь требует осмысления происходящих изменений и ставит проблему теоретико-методологического выбора исследования. При анализе практически любой мирохозяйственной проблематики возникает необходимость либо выбора той или иной концепции, либо попытки их синтезировать. В настоящее время в странах с переходной экономикой происходит процесс переосмысления различных теорий под углом зрения их прогрессивности, перспективности, адекватности отражения действительности, а также их совместимости с национальными особенностями. Вместе с тем вопрос об использовании синтеза в качестве действенного средства познания объективной реальности решается далеко не однозначно, поскольку остается нерешенным вопрос о параметрах совместимости существующих теорий, и соответственно, используемых инструментов научного исследования, что в конечном счете зависит от того являются ли они комплиментарными (дополнительными) или альтернативными (взаимоисключающими). По мнению Й.Шумпетера, синтез, как координация методов и результатов различных направлений анализа, является чрезвычайно трудным делом и в результате за него обычно никто не берется. Проблема частично состоит в embarras de richesse (шок от изобилия).[1]

Все вышесказанное имеет  непосредственное отношение к проблемам  хозяйственного взаимодействия Китая с наиболее развитыми странами мировой экономики. Китай встал на путь реформ и внешней открытости после достаточно длительного периода самоизоляции. В настоящее время эта страна входит в тройку ведущих торговых держав мира и является одним из крупнейших реципиентов прямых иностранных инвестиций, что на фоне высокой динамики его развития и трансформационного спада 90-х в российской экономике делает Китай чрезвычайно важным объектом исследования.

Совершенно очевидно, что экономическое взаимодействие КНР с более развитыми странами является системой сложной и противоречивой, которая развивается по определенным параметрам под влиянием целого ряда факторов. Исходным пунктом развития внешнеэкономических связей является интернационализация хозяйственной жизни и международное разделение труда, что находит свое выражение в конкретных формах этих связей. Эти формы экономических связей отражают уровень разделения труда между странами-партнерами и степень экономической взаимозависимости. Однако определяющую роль в развитии этих связей играют национальные интересы и движущие мотивы сторон. Именно система национальных интересов обеспечивает включение стран в процесс развития экономического сотрудничества и задает его направления, хотя существует и обратная связь, а также ощущается возрастание влияния общемировых тенденций развития, которые необходимо учитывать при исследовании международных экономических отношений.

Одним из наиболее сложных  вопросов, имеющих непосредственное отношение к проблема исследования международного экономического сотрудничества КНР является вопрос о трудной типологизируемости Китая, т.е. отнесение его к одной из существующих в настоящее время подсистем мирового хозяйства. А.И.Неклесса отмечает, что, рассматривая даже относительно удачные современные типологии, легко обнаружить, что КНР не вписывается в предлагаемые схемы, в том числе в силу гигантских масштабов, структурных особенностей и богатейшего разнообразия хозяйства.[2]

По мнению известного российского китаеведа А.И. Салицкого, необходимо учитывать специфику этой страны, включая официальную государственную идеологию ( социализм с китайской спецификой), высокую степень централизации экономики, роль КПК как основы политической системы. В этой связи, по мнению А.И. Салицкого, в типологии стран мирового хозяйства Китай следует выделить в отдельную группу качестве социалистической страны. "По-видимому, есть смысл КНР по официально заявленному качеству - как страну рыночного социализма, тем более, что в социалистическом качестве это государство упоминается даже в документах о вступлении в ВТО."[3]

На наш взгляд, если абстрагироваться от оформленного в  виде самостоятельной концепции  понятия "специфики" китайского социализма и рассматривать КНР в качестве социалистической страны, то внешнеэкономические связи этой страны с наиболее развитыми государствами мировой экономики предстают в виде экономического взаимодействия стран, принадлежащих к различным общественным системам.

В этой связи необходимо отметить, что вопросы экономических  отношений между социалистическими и капиталистическими странами в отечественных исследованиях активно разрабатывались в 70-80-е гг. XX века в рамках существовавшего в тот период времени специального направления Восток-Запад. Повышение интереса к вопросам экономического сотрудничества между странами различных общественных систем объяснялось рядом обстоятельств. Прежде всего, в мировой экономике послевоенного периода развивались принципиально новые тенденции, такие как экономическая интеграция социалистических стран, возрастание роли транснациональных корпораций, освобождение бывших колоний и появление развивающихся стран. Поэтому возникала задача обоснования политико-экономической сути понятия всемирного хозяйства, исследование его в качестве своего рода сети между двумя системами мирового хозяйства и нахождение хозяйственного механизма, посредством которого противоположные мировые системы составляли единство (антагонистическое) в вопросах хозяйственного противоборства, экономического соревнования и обмена результатами хозяйственной деятельности. Исследуя политэкономическую природу экономических отношений между двумя системами, советские специалисты пришли к выводу, что на стыке мирохозяйственных систем действуют характерные для обоих способов производства законы: закон стоимости, свойственный обоим способам производства, который, в свою очередь, совмещается с плановым характером социалистического хозяйствования и планомерностью частнопредпринимательского и государственно-монополистического управления. В результате был сделан вывод о том, что существование двух типов хозяйственных систем не исключает действия механизма взаимовыгодного хозяйственного оборота, который является тем более выгодным, что внутренние устои различных способов производства этим межсистемным обменом не затрагивались.[4]

Значение исследований в области экономических отношений  различных формаций заключалось  в выявлении растущей зависимости  развития отдельных стран и мировых  систем от важнейших тенденций в  мировой экономике, разработке понятия "хозяйственный механизм" применительно к данной области исследований, проблем эффективности конкретных форм международного сотрудничества, их допустимых пределов, поиске наиболее целесообразных методов и инструментов управления внешнеэкономическими связями.

Фундаментальные изменения, произошедшие в мире на рубеже веков, привели, помимо прочего, к отказу от прежде практиковавшейся типологизации  стран в качестве субъектов мирового хозяйства. Новая типологизация  исходит из существования трех основных типов стран: развитые, постсоциалистические и развивающиеся. Отпала необходимость и выделения в отдельную группу развивающихся стран социалистической ориентации. По той же причине потеряло в экономических исследованиях свою актуальность проблематика Восток-Запад. Однако, несмотря на распад одной из противоборствующих систем, сохраняются и даже усиливаются национально-государственные интересы.

В новых условиях стоит  непростая задача, связанная с  определением путей выравнивания уровней  развития с наиболее развитыми странами мирового хозяйства, определением места и роли внешнеэкономических связей в решении этой задачи.

Необходимо отметить, что в отечественных исследованиях  проблематика Восток-Запад продолжает разрабатываться в рамках цивилизационного подхода, в соответствии с которым в основе экономического прогресса лежат социо-культурные факторы. Различают три основных уровня, воспроизводящих социально-исторический путь развития любой цивилизации: уровень архаический, где формируется первичная социокультурная среда; уровень "осевой", опосредованный опытом мировых религий и философских учений традиционных эпох; уровень современный, отражающий всемирно-историческое влияние западного рационализма, социоэкономических и политических структур, идейных воззрений. Если процесс модернизации являлся для Западной цивилизации процессом эндогенным, развивавшимся из собственных внутренних предпосылок, то для других цивилизаций модернизационный импульс во многом исходил извне. Такой импульс выступал не только как пример или вызов, но и как угроза и чрезвычайно сложная задача, связанная с необходимостью преодолевать веками складывавшиеся культурные традиции. При разработке цивилизационного подхода решаются в частности задачи обнаружения цивилизационных механизмов, способствующих или препятствующих модернизации, определение глубины и масштабности модернизационных сдвигов в различных цивилизациях, определении их последствий.

Информация о работе Мировая экономика как система. Типологизация стран мир