Межнациональные и межконфессиональные отношения в Чувашской Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:50, реферат

Краткое описание

Целью реферата является исследование межнациональных, межконфессиональных отношений в Чувашской Республике.

В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи:

1) проанализировать особенности межнациональных и межконфессиональных отношений в Чувашской республике

2) определить социальные проблемы межнациональных отношений

3) рассмотреть программы и проекты, направленные на улучшение межнациональных отношений в Чувашии

Оглавление

Введение



1. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Чувашской Республике



2. Программы и проекты, направленные на улучшение межнациональных отношений в Чувашии



3. Этнологические и этнокультурные процессы





Заключение



Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Межнациональных и межконфессиональных отношений в Чувашской Республике.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Действительно, проблема сохранения и полномасштабного функционирования чувашского и других национальных языков имеется. Так, по данным переписи 1989 г., чувашский язык считали родным 85% чувашей, при этом в городах доля таких лиц была заметно ниже – 69,4%. Среди относительно крупных этнических общностей республики выше этот показатель был у русских (99,8%) и татар (90,3%), ниже – у мордвы (71,8%) и марийцев (64,3%). Есть все основания полагать, что активные этнополитические события в конце 1980-х – начале 1990-х годов, пробуждение интереса к истории и культуре родного народа повысили стремление к этнической самоидентификации, что отразилось и на определении родного языка. Данные микропереписи 1994 г. зафиксировали если не повышение, то сохранение доли тех чувашей, которые считают своим родным языком чувашский: 86,0% – все обследованные чуваши и 69,7% – городские. В качестве родного считали язык своей национальности 88,3% татар, 81,5% мордвы и 58,1% марийцев, проживавших в ЧР.

В. Иванов констатирует, что теоретическое и фактическое неравенство государственных языков выражается в том, что знание русского языка, безусловно, обязательно для получения образования, профессии в государственной и производственной сферах и т. п. Знание же чувашского языка на практике не требуется ни где. Особенно это наглядно проявляется среди городского населения: для значительной части молодых чувашей, мордвы и марийцев родной, по сути, чужой и чуждый. Чувашский язык, будучи родным языком абсолютного большинства населения республики, фактически выполняет лишь функции языка деревенско-бытового общения и интенсивно теряет авторитет у подрастающего поколения. По мнению этого автора, двуязычие в Чувашии одностороннее, что создает определенную напряженность в национальных отношениях.

Данные микропереписи 1994 г. фиксируют заметное преобладание русского языка в сфере городского образования и воспитания. Из 1000 городских чувашей в учебном процессе и в общении с детьми в дошкольных учреждениях 993 пользовались русским языком и лишь 7 чел. – чувашским. В сельской местности соотношение в пользу чувашского – 723 чел. предпочитали этот язык и 277 – русский. Среди русских в сельской местности 193 чел. из 1000 пользуются чувашским языком, 807 – языком своей национальности. Абсолютное большинство татар-горожан (983) и 427 – сельчан выбирают для общения в учебных и дошкольных учреждениях русский язык, 20 в городе и 17 на селе – чувашский. Мордва и марийцы, по данным микропереписи, пользовались в этих случаях только русским языком.

За прошедшее время ситуация могла, хотя и немного, измениться в пользу родных языков, поскольку постепенно шла реализация закона «О языках» в части расширения изучения чувашского, татарского и мордовского языков.

В июле 2002 г. Министерству образования Чувашии поручено вести разработку новой государственной программы по реализации закона ЧР «О языках в Чувашской Республике». Летом 2001 г. все положения данного закона были приведены в соответствие с российским законодательством. Еще одним свидетельством снижения уровня политизации этничности в целом и этноязыковых процессов в частности служит спокойное восприятие этих нормотворческих действий населением республики. Безусловно, были и возражения. Весной 2001 г. некоторые депутаты Госсовета ЧР, в том числе его руководитель Н. Иванов, высказывали мнение, что планируемые исправления закона будут иметь отрицательные последствия для развития чувашского языка, в частности для его закрепления в государственно-официальной, учебной, культурной сферах. В марте 2001 г. на одном из собраний, организованном ЧНК, предлагалось в случае отказа Госсовета оставить закон без изменений обратиться в Совет Европы, применять к противникам закона метод морального воздействия и т. п. Тем не менее никаких активных действий летом 2001 г. с их стороны не последовало.

События в межпереписной период и современное состояние этноязыковой ситуации дают основания предполагать, что во время переписи 2002 г. не было отмечено резкого снижения доли чувашей, татар и мордвы, владеющих родным языком. У марийцев, не проживающих компактно в Чувашии, процесс языковой ассимиляции более выражен, что и будет зафиксировано в итогах переписи.

Вероятные трудности в ходе этнической самоидентификации.

В Чувашской Республике, скорее всего, не будет проблем, связанных с определением (или неопределением) этнической принадлежности. Вместе с тем есть основания и для ее разного понимания. В первую очередь имеется в виду возможность отнести себя к категории «россиянин». В Чувашии подобное предпочтение граждан следует ожидать среди городского населения: в его составе достаточно велика доля смешанных (чаще – русско-чувашских) браков, дети которых вполне могут не считать себя ни русскими, ни чувашами, а в большей мере россиянами. Отношение к подобной постановке вопроса в Чувашии неоднозначное. Резкое ее неприятие высказал президент ЧР Н. Федоров на межрегиональной научно-практической конференции «Национально-культурное развитие народов как важный фактор стабильности общества», которая проводилась 6–7 июня 2002 г. в Чебоксарах под эгидой Министерства культуры Российской Федерации и правительства Чувашии.

Президент призвал провести разъяснительную работу в своих диаспорах, отстаивать чувство национальной ответственности, гордости, чтобы не потерять себя, свою нацию, свои корни. Эти же слова были повторены им на заседании республиканской Комиссии по проведению Всероссийской переписи населения 19 сентября 2002 г. Ранее об упорном внедрении в общественное сознание концепта мифической нации «россияне» писал А. Хузангай. Делегаты пятого съезда Чувашского национального конгресса, проходившего 26–27 сентября 2002 г. в Чебоксарах, приняли обращение к чувашскому народу, в котором призывают всех представителей этноса записывать себя только чувашами независимо от региона проживания.

Кроме того, имеется еще одна, общая для многих регионов России, проблема с возможностью выбора для татар. В Чувашии абсолютное большинство татарского населения является мишарским по происхождению, которое ведет свою историю в России с середины XV в. В Чувашию мишари были направлены для службы по охране границ Русского государства после присоединения Казанского ханства в 1552 г. Активного движения в республике по их самоидентификации не проводится. Во время встреч одного из авторов данной статьи с представителями Чебоксарского мусульманского прихода «Нуруль–ислам», а также с президентом Татарского общественного культурного центра Ф. Гибатдиновым ими было заявлено, что «раскол» татарского населения в будущем приведет только к обострению межэтнических отношений и скажется в конце концов и на сохранении российской государственности. Сами же они планируют проводить разъяснительную работу среди татар Чувашии с тем, чтобы во время переписи последние не идентифицировали себя с мишарями. Исключать при этом обострения ситуации нельзя, особенно если начнут вести активную работу сторонники официального восстановления мишарского этноса.

 

 

 

 

Заключение

Анализируя межнациональные отношения, следует рассматривать их через всю гамму социальных процессов, происходящих в конкретной социально-этнической общности. Такое рассмотрение позволит увидеть действительную картину складывающейся этносоциальной ситуации в отдельно взятой подсистеме общества, что в свою очередь диктует управленческим структурам необходимость принятия быстрых и кардинальных решений. Сказанное особенно актуально для современного общества, где происходит поворот к другому общественно-политическому строю, другой системе ценностей, которые, к сожалению, привели к определенной политической, социально-этнической конфронтации различных слоев общества. Такие положительные моменты, как рост национального самосознания, интерес к истории и культуре своего народа, национально-государственному устройству в прошлом и настоящем, приобретают иногда негативный характер. Со стороны общества, естественно, возникает потребность объективного изучения межнациональных отношений в отдельных его регионах. Многоаспектность и сложность проблемы вызвали полемику, дискуссию политиков, ученых, выражавших разнообразие взглядов и подходов к ее решению. В ряде исследований и публикаций обращается внимание на недопустимость игнорирования такого явления, как рост национального самосознания и патриотических настроений среди чувашей.

Таким образом, в целом можно сказать о здоровом состоянии межнациональных отношений в Чувашской Республике. Несмотря на относительно стабильную этносоциальную обстановку, примеры, связанные с беспокойством определенной части населения в межнациональных отношениях, к сожалению, встречаются. На наш взгляд, в республике до сих пор нет подлинной государственной национальной политики, которая должна строиться на основе сильного местного самоуправления, учитывающего как индивидуальные гражданские права, так и коллективные интересы этносоциальных групп.

Проблемы, связанные с межнациональными отношениями, требуют пристального к себе внимания со стороны ученых-обществоведов и всех интересующихся. Конечной целью исследований должно стать смягчение, улучшение межнациональных отношений, их прогнозирование в Чувашии, что в свою очередь требует консолидации исследовательских проектов.

Чувашии необходимо уделять постоянное внимание решению национально-культурных проблем всех национальностей, где не последнюю роль должны сыграть различные национально-общественные объединения.

 

 

Список используемых источников

 

 

  1.  Гузенкова Т. С., Пименов В. В., Филиппов В. Р., Филиппова Е. И.
  2. Иванов В. П. Современная этнополитическая ситуация в Чувашской Республике и проблемы ее оптимизации. Чебоксары, 2010. С. 12–13.
  3.  Иванов В. П. Сборник сочинений. Чебоксары, 2010. С. 18.
  4. Филиппов В. Р. Чувашия девяностых. Этнополитический очерк. М., 2008. С. 30.
  5. Этнополитологическое исследование. М., 2009. С. 82..
  6. Хузангай А. П. Проблема языкового существования чувашского этноса и перспективы языковой политики //Проблемы национального в развитии чувашского народа. Чебоксары, 1999. С. 93, 101.
  7. Хузангай А. П. Сборник сочинений. Чебоксары, 2010 С. 98.

 

 



Информация о работе Межнациональные и межконфессиональные отношения в Чувашской Республике