Межнациональные и межконфессиональные отношения в Чувашской Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:50, реферат

Краткое описание

Целью реферата является исследование межнациональных, межконфессиональных отношений в Чувашской Республике.

В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи:

1) проанализировать особенности межнациональных и межконфессиональных отношений в Чувашской республике

2) определить социальные проблемы межнациональных отношений

3) рассмотреть программы и проекты, направленные на улучшение межнациональных отношений в Чувашии

Оглавление

Введение



1. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Чувашской Республике



2. Программы и проекты, направленные на улучшение межнациональных отношений в Чувашии



3. Этнологические и этнокультурные процессы





Заключение



Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Межнациональных и межконфессиональных отношений в Чувашской Республике.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Интернет-проект «Диаспора. Чувашский мир», созданный на официальном сервере Администрации Президента Чувашской Республики, ориентирован на чувашей, проживающих за пределами республики, он содержит много ценных сведений и справочных материалов.  Лучшие творческие коллективы Чувашии ежегодно выезжают на гастроли в различные регионы страны. На высоком профессиональном уровне проводятся Дни национальной культуры и литературы, праздники, фестивали и конкурсы.

И когда республика оказывает такую помощь чувашам, проживающим в регионах России, то она делает это убежденно, потому что считает, что это делается не только для чувашей, но, прежде всего, это делается для единства многонациональной России.

Как наиболее благоприятная и накопившая положительный опыт развития межнациональных отношений, Чувашская Республика включена в число пилотных регионов по реализации проекта европейской программы ТАСИС «Улучшение межэтнических отношений и развитие толерантности России».

В рамках реализации этого проекта в настоящее время при Администрации Президента Чувашской Республики создается постоянно действующий «круглый стол».

Важную роль в укреплении межнациональных отношений играют средства массовой информации. На страницах республиканских СМИ регулярно освещаются новости многонациональной культуры Чувашии,  жизнь чувашской диаспоры. Организуются специальные выпуски радио и телепрограмм  «Радуга», посвященные деятельности национально-культурных объединений нашей республики. Издается газета «Вакыт» («Время») на татарском языке.

Установлены тесные связи  с редакциями газет, выходящими на чувашском языке в регионах компактного проживания чувашской диаспоры (Башкортостан, Татарстан, Самарская, Ульяновская и другие  области).

Единое информационное пространство России предполагает заинтересованность в пропаганде национальных культур, развитии национальных образований. В современных условиях, когда общественное мнение во многом формируется под влиянием теле- и радиопередач, публикаций в газетах и журналах, неизмеримо возрастает роль и ответственность СМИ за создание атмосферы гражданского мира и согласия. В связи с этим Чувашия поддерживает идею создания федерального теле-радиоканала с передачами на языках народов Российской Федерации. Время для этого назрело.

В республике сохраняется атмосфера взаимоуважения и диалога в отношениях между верующими различных конфессий. В настоящее время в Чувашии зарегистрированы 246 религиозных объединений (200 православных, 24 протестантских, 17 исламских, одно иудаистское, 4 других (Чебоксарское городское религиозное общество «Сознание Кришны», Чебоксарская община Волжского регионального управленческого центра Новоапостольской церкви, Природная экологическая религиозная организация «Академия Чувашской Духовности», Чебоксарская Церковь Последнего Завета).

Оказывается действенная помощь в восстановлении церквей и мечетей, являющихся памятниками истории и культуры. Всего за последние десять лет вновь построены и возрождены 157 монастырей, церквей и мечетей. Религиозным объединениям переданы 15 культовых зданий – памятников архитектуры, из фондов государственных музеев возвращены более 300 предметов религиозного назначения.

С участием представителей конфессий проводятся различные семинары-совещания, конференции, фестивали духовной музыки и песнопений, творческих коллективов воскресных школ, праздники колокольного звона, рождественские елки, презентации религиозных книг.  Стало оказываться больше внимания  гуманитарной и социальной сфере, в том числе созданию условий для совершения богослужения в Домах ветеранов, местах лишения свободы, лечебных учреждениях.

Значительными событиями для жителей республики стали официальные визиты в Чувашскую Республику Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АлексияII (1996 и 2001 годы), Председателя Центрального Духовного управления мусульман России Верховного муфтия Талгата Таджуддина (2002 г.).

С 1998 года в республике действует Межведомственный совет по взаимодействию с религиозными объединениями. Такие советы созданы в каждом районе и городе. Это позволяет своевременно анализировать состояние религиозной ситуации, вырабатывать рекомендации по совершенствованию форм и содержанию работы с различными конфессиями, давать объективные экспертные оценки, что в конечном процессе способствует формированию взаимопонимания и согласия между людьми разных вероисповеданий.  Республика считает  целесообразным создание при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации таких межконфессиональных советов.

В этой связи для Чувашской Республики важное значение приобретает проводимая федеральным центром  работа по подготовке новой редакции Концепции государственной национальной политики. Хотелось бы, чтобы в ней были учтены накопленный опыт, современные научные разработки, новые процессы в духовной сфере страны, итоги последней переписи населения. Важно опираться не только на самостоятельность субъектов Российской Федерации, но,  прежде всего,  на единство и целостность российского государства.

Безусловно, новая редакция Концепции должна сопровождаться уточнением и дополнением Программы ее реализации, включая финансирование крупномасштабных проектов федерального значения.

В 1998 году предпринималась федеральными министерствами попытка разработки федеральной программы развития тюркоязычных народов. Однако она осталась неосуществленной. В 2003 году по инициативе Минкультуры России вновь начата эта работа. Министерство культуры и по делам национальностей Чувашской Республики  в ней принимает активное участие в составе рабочей группы и надеется, на этот раз результат будет положительным. 

Глава 3. Этнополитические и этнокультурные процессы и этническая идентификация

К концу 1980-х годов обсуждение этнических проблем в Чувашии начало постепенно выходить из официальных рамок и обретать собственные координаты. По распространенному убеждению многих местных обществоведов, среди значительной части чувашей имеет довольно широкое распространение национальный нигилизм, комплекс собственной «второсортности» и культурной неполноценности, пренебрежительное отношение к своему языку, соплеменникам. Дети, родившиеся от чувашско-русских браков, доля которых доходит до 15%, в абсолютном большинстве случаев (80–90%) при получении паспорта в графе «национальность» записывали и считали себя русскими. Корни этого явления уходят в дореволюционное российское прошлое, когда чуваши испытывали не только социальное, но и национальное угнетение, а затем они закрепились в условиях советской административно-командной системы.

Во второй половине 1980-х годов активные деятели творческой интеллигенции получили возможность открыто публиковаться и обсуждать проблему «возрождения чувашской нации». В конце 1989 г. создается Чувашский общественно-культурный центр (ЧОКЦ), весной 1990 г. прошли выборы в Верховный Совет Чувашии. В его составе оказалось около 20 депутатов (из 200), в значительной мере делавших упор не только на культурно-просветительную работу, но и на стремление к суверенитету Чувашии. Идеологическим лидером этого движения был филолог А. Хузангай. В октябре 1990 г. Верховный Совет республики проголосовал за Декларацию о государственном суверенитете Чувашии, а также за закон «О языках в Чувашской Республике». Оценки принятых законодательным органом Чувашии документов разнятся. Подробный анализ ситуации имеется в монографии В. Филиппова, который считает, что эти документы легитимизировали фундаментальные, системообразующие элементы национализма как политической доктрины: этническую государственность и дифференциацию населения на первосортное – «коренное» и второсортное – «некоренное».

Активные участники чувашского национального движения, многие представители гуманитарной и творческой интеллигенции убеждены, что, несмотря на то, что местные парламентарии не выдерживали требования российских законов, принятие декларации и закона «О языках» дало возможность «раскрепостить» чувашей, почувствовать себя «равноправными» в своей республике. В марте 1991 г. состоялся первый съезд Партии чувашского национального возрождения. В конце того же года состоялись первые президентские выборы в Чувашии, на которых кандидату на этот пост от Партии чувашского возрождения А. Хузангаю не хватило для победы 0,7% голосов.

Появление независимых СМИ создало возможность для открытого обсуждения проблем этничности в Чувашии, ранее строго табуированных, что усиливало тенденции ее политизации. Оппонент Партии чувашского возрождения Чувашский национальный конгресс обвиняли их лидеров в ущемлении интересов других этносов республики, проведении дискриминационной политики, они пытались проводить альтернативные мероприятия. По мнению В. Филиппова, возникала возможность институционализации межэтнического конфликта в республике накануне первого съезда Чувашского национального конгресса. Тем не менее в октябре 1992 г. съезд состоялся и президентом этой общественной организации чувашского народа был избран А. Хузангай.

Введение в повседневную жизнь большинства граждан Чувашии открытого обсуждения этнических проблем вызывало, в том числе и иллюзии о возможности построения «процветающей» Чувашии с помощью интеллектуальных и экономических усилий всего чувашского народа, под которым одни понимали все этносы, проживающие в республике, другие – представителей только титульной нации, в том числе из других регионов страны. Все это пробудило интерес к самоидентификации этничности. Многими чувашами, не только представителями гуманитарных профессий, был преодолен комплекс «неполноценности»; на улицах, в общественном транспорте чувашский язык стал звучать гораздо чаще, чем прежде. Разрушение подобного психологического препятствия стало одним из реальных достижений этих бурных лет в сфере этнической жизни. Безусловно, этот процесс имел и обратную сторону, поскольку представители других этносов, в первую очередь русского, иногда оправданно, а иногда беспричинно считали многие заявления и действия лидеров идеи чувашского возрождения националистическими, подрывающими давние традиции дружбы и исторического соседства народов на этой земле. Но период этнического ренессанса оказался довольно скоротечным. Тяжелые экономические испытания заставили большинство населения реально оценивать идеи суверенитета, «национального» подъема и т. п. Кроме того, на наш взгляд, события в Карабахе, Югославии, а позднее в Чечне в полной мере показали возможные последствия проведения подобной «национальной» политики.

Индикаторами снижения политизации этничности могут служить результаты выборов президента Чувашии, а также депутатов Федерального Собрания России (Совет Федерации и Госдума), прошедшие в конце 1993 г. Кандидат на высший пост в Чувашии А. Хузангай набрал 6,3% голосов и не прошел во второй тур голосования, а баллотировавшиеся в Госдуму и Совет Федерации активисты ЧНК Г. Волков, В. Тимофеев получили поддержку 8–10% избирателей. Эти цифры с большой долей вероятности можно считать показателем уровня интереса к этническим вопросам в общем перечне актуальных политических, экономических и социальных предвыборных тем. Последующие выборы в органы законодательной власти различного уровня выявили еще большее снижение подобной заинтересованности населения республики.

Дальнейшее развитие этнополитической ситуации в Чувашии определялось как объективными причинами, в первую очередь реалиями российской жизни, так и действиями президента ЧР Н. Федорова, избранного впервые в 1993 г. и переизбранного на эту должность в 1997 и в 2001 гг. С самого начала своей деятельности он ясно дал понять, что в Чувашии невозможны активные действия этнополитических радикалов, которые могут привести к возникновению напряженности на этой почве. Н. Федоров постоянно подчеркивает необходимость осознания единства России, неотъемлемой частью которой является и Чувашия. Следует подчеркнуть и такую черту чувашского президента, как его достаточно независимая позиция по некоторым важнейшим вопросам внутренней и внешней политики России. Высказываемое им публично собственное мнение, безусловно, имеет значительный резонанс в ЧР, вызывая чувство гордости и сопричастности у многих чувашей. Почва, с одной стороны, для укрепления таких настроений, а с другой – для активизации этнической самоидентификации, имеется. По данным опроса 900 сельских жителей Чувашии (500 чувашей и 400 русских), проведенного в июле и сентябре 1995 г. кафедрой этнологии истфака МГУ и Чувашским государственным институтом гуманитарных наук, 49% чувашей полагают, что президентом республики обязательно должен быть чуваш (у русских этот показатель равен 12%). В то же время 40% этой категории респондентов считают, что национальность президента не имеет значения (среди русских с таким вариантом ответа согласились 86%).

К середине 1990-х годов политика занимает все меньшее место в решении этнических проблем. У чувашской интеллигенции, по крайней мере, у творческой ее части, сохраняется лишь болезненное восприятие инициатив о «губернизации» страны; муссирование этого сюжета может привести к повышению напряженности в республике.

Большое внимание в республике уделяется этнокультурным процессам. В 1993 г. Министерство культуры ЧР преобразовано в Министерство культуры и по делам национальностей. В этот период организуются общественные объединения (центры) ряда нетитульных этносов Чувашии: Республиканский центр русской культуры, Всетатарский общественный центр, Татарский общественно-культурный центр, мордовский, еврейский, марийский, немецкий и другие культурные центры. Всего в республике их 16. В уставах этих общественных организаций в качестве основных задач определена работа по сохранению, развитию и пропаганде культур и языков своих народов. В этих целях ими совместно с местными и республиканскими органами управления культуры проводятся традиционные народные праздники, возрождаются старинные обычаи, поддерживается деятельность фольклорных коллективов и т. п. С 1993 г. в Чебоксарах ежегодно проводится Всероссийский фестиваль народного творчества «Родники Поволжья», в котором принимает участие много самодеятельных коллективов не только из Чувашии, но и других регионов страны. В 2001 г. в Чебоксары прибыло около 5 тыс. чел. из 36 республик, краев и областей России. В районах компактного проживания русских, татар и мордвы также проводятся фестивали и праздники народного творчества. Все это способствует популяризации истории, традиций этносов, пробуждению интереса к своим корням у молодежи.

Таким образом, пик активности этнополитических процессов в Чувашии пришелся на конец 1980-х – начало 1990-х годов, и в этот период они были заметным фактором этнической мобилизации. Постепенно эти проблемы ушли как собственно из эпицентра политической жизни, так и перестали быть одними из ведущих событий повседневности. Вопросы сохранения этносов в большей степени стали вопросами сохранения традиционных культур, приобщения к ним молодого поколения, что определенным образом сдерживает процессы ассимиляции этнических общностей Чувашии.

Квинтэссенцией этнополитических и этнокультурных процессов в Чувашии являлась и в определенной степени является этноязыковая ситуация. Именно она зачастую служила отправной точкой в заявлениях и действиях наиболее последовательных сторонников суверенитета Чувашии и вызывала наибольшее беспокойство у их оппонентов. В первую очередь беспокойство у последних вызывали положения упоминавшегося закона ЧР «О языках в Чувашской Республике», принятого в октябре 1990 г. Закон определил статус государственных за чувашским и русским языками, хотя в первоначальном его проекте предполагалось закрепить этот статус только за чувашским языком, а за русским – статус языка межнационального общения и официального языка. Дискуссии о месте и роли языков в политической и общественной жизни республики вызвали серьезную настороженность у русскоязычного населения. По данным упоминавшегося опроса сельских жителей республики 1995 г., треть русских высказалась за придание статуса государственного только русскому языку, а пятая часть респондентов-чувашей считает, что государственным языком должен быть только чувашский. И хотя в целом примерно две трети как чувашского, так и русского сельского населения были удовлетворены сложившимся официальным государственным двуязычием, база для определенного противостояния имелась. Тем более, что некоторые положения закона вторгались в сферы деятельности, регулируемые российским законодательством и вступали с ним в противоречие. Реально принятие этого закона не создало острых этнических конфронтаций во многом и потому, что наиболее спорные положения закона должны были вступить в силу по истечении 10-летнего срока, т. е. в 2000 г. Кроме того, известную роль сыграли общая деполитизация общественной жизни и твердая позиция Н. Федорова в этом вопросе. Не были реализованы и некоторые положения Государственной программы реализации закона «О языках в Чувашской Республике на 1993–2000 и последующие годы», утвержденной в мае 1993 г. Верховным Советом Чувашии. Например, программа предусматривала разработку перечня должностей, занятие которых требовало от претендентов знания обоих государственных языков. Переход к таким новациям диктовался стремлением расширить общественные функции чувашского языка в разных сферах общественной, официальной, культурной жизни, в области образования и т. д. Реально же это могло привести к вытеснению в основном из сферы управления русскоязычных специалистов.

Информация о работе Межнациональные и межконфессиональные отношения в Чувашской Республике