Межкультурные конфликты и пути их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:22, реферат

Краткое описание

Межкультурное общение представляет собой общение представителей разных лингвокультурных сообществ. Сознание каждого из участников межкультурного общения формируется в процессе «присвоения» определенной национальной культуры и представляет собой набор знаний и ценностей, свойственных этой культуре. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, отражающая ее специфическое положение в мире.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Проблемы межкультурной коммуникации….………………………………….5
Межкультурный конфликт. Возникновение и развитие………………...…….8
Типы восприятия межкультурных различий…………………………...……..11
Стратегии разрешения конфликтов…………………………………...……….14
Урегулирование межкультурных конфликтов………..………………...…….16
Заключение………………………………………………………………..…….17
Список использованных источников и литературы…………………...……...18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по МКК.docx

— 46.12 Кб (Скачать)

К. Делхес называет три основные причины коммуникационных конфликтов: личные особенности коммуникантов, социальные отношения (межличностные отношения) и организационные отношения.

К личностным причинам конфликтов относятся  ярко выраженные своенравие и честолюбие, фрустрированные индивидуальные потребности, низкая способность или готовность к адаптации, подавленная злость, несговорчивость, карьеризм, жажда власти или сильное недоверие. Люди, наделенные такими качествами, часто вызывают конфликты.

К социальным причинам возникновения  конфликтов относят сильно выраженное соперничество, недостаточное признание  способностей, недостаточную поддержку  или готовность к компромиссам, противоречащие друг другу цели и средства для  их достижения.

К организационным причинам конфликтов относят перегрузку работой, неточные инструкции, неясные компетенции или ответственность, противоречащие друг другу цели, постоянные изменения правил и предписаний для отдельных участников коммуникации, глубокие изменения или переструктуризацию укоренившихся позиций и ролей.

Возникновение конфликтов наиболее вероятно среди людей, которые находятся  между собой в достаточно зависимых  отношениях (например, партнеры по бизнесу, друзья, коллеги, родственники, супруги). Чем теснее эти отношения, тем  вероятнее возникновение конфликтов; поэтому частота контактов с  другим человеком повышает возможность  возникновения конфликтной ситуации в отношениях с ним. Это верно  и для формальных, и для неформальных отношений.

Таким образом, коммуникативно значимое поведение индивида обусловлено его принадлежностью к определенной социокультурной и языковой общности[3].

 

 

ТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ  РАЗЛИЧИЙ

Главной причиной межкультурных конфликтов служат культурные различия между народами, которые могут принимать форму  противоречия или даже открытого  столкновения. Поскольку современное  общество в культурном плане представляет собой довольно пестрое явление, то в нем вполне естественно возникают  очаги напряжения и конфликты  между различными системами норм и ценностей.

На основе многочисленных исследований коммуникации культур западными  учеными (М. Беннет и др.) выделены шесть типов реакции на другую культуру и ее представителей. Рассмотрим их последовательно, показывая направление прогрессивного развития позиции в отношении к иной культуре. Но сначала отметим, что любой тип восприятия не может рассматриваться как однозначная и константная характеристика индивида. В поведении одного и того же человека в зависимости от ситуации, стоящих перед ним задач отмечаются разные поведенческие установки, изменяющиеся по мере накопления жизненного опыта и знаний.

1. Отрицание различий культур  - тип восприятия, основанный на  уверенности в том, что все  люди в мире разделяют (или  обязаны разделять) одни и те  же убеждения, установки, нормы  поведения, ценности. Это типичная  позиция обывателя, убежденного,  что все должны думать и  поступать так же как он. Однако отрицание как тип реакции на иную культуру со временем обычно претерпевает изменения. Дело в том, что человек не может постоянно проявлять замкнутость и закрытость, сопротивляться давлению новых фактов, избегать встреч и тесного, эмоционально окрашенного общения с представителями других культур. В этом случае отрицание может модифицироваться в защитную реакцию.

2. Защита собственного культурного  превосходства - тип восприятия, в основе которого лежит признание  существования других культур,  но при этом складывается устойчивое  представление о том, что ценности  и обычаи чужой культуры представляют угрозу привычному порядку вещей, мировоззренческим устоям, сложившемуся образу жизни. Это достаточно активная (порой агрессивная) позиция, реализующаяся в утверждении непременного собственного культурного превосходства и пренебрежении к другим культурам.

Межкультурные различия при защитной реакции не просто не игнорируются; напротив, они отчетливо фиксируются  как негативные стереотипы другой культуры. Все люди оказываются разделенными по признаку: "мы" (хорошие, правильные, культурные и т.п.) и "они" (полная противоположность). При этом набор негативных характеристик, как правило, приписывается всем членам инокультурной группы и каждому из них в отдельности. Типичные ситуации, когда формирование защитной реакции практически неизбежно: контакты представителей разных рас, внешне, физически отличающихся друг от друга; взаимодействие групп иммигрантов и коренного населения; адаптация отдельных "чужаков" в новой культуре - студентов и специалистов, обучающихся за рубежом, иностранных рабочих, сотрудников международных организаций и иностранных компаний и т.д.

3. Минимизация культурных различий - достаточно продвинутый способ  восприятия других культур. Ею  характеризуют признание возможности  существования инокультурных ценностей, норм, форм поведения и поиск общих объединяющих черт. Такой была типичная реакция советского человека на межкультурные различия внутри страны, когда ценностное содержание национальных культур, этнических и религиозных групп оказывалось скрытым стереотипными общесоветскими символами (об этом свидетельствует известная формулировка "новая историческая общность людей - советский народ").

Гораздо реже по сравнению с описанными выше типами межкультурного восприятия (даже в стабильной ситуации, а тем  более в моменты кризиса) встречаются  варианты позитивного отношения  к межкультурным различиям, когда  человек способен принять существование  другой самобытной культуры, адаптироваться к ней, интегрироваться в нее.

4. Принятие существования межкультурных  различий - тип межкультурного восприятия, характеризующийся знанием другой культуры, в целом благожелательным к ней отношением, не предполагающим вместе с тем активного проникновения в инокультурную среду.

5. Адаптация к новой культуре - позитивное отношение к другой  культуре, восприятие ее норм  и ценностей, умение жить и  действовать по ее правилам  при сохранении собственной культурной  идентичности.

6. Интеграция и в родную, и в новую культуры - тип реакции поликультурной личности, интериоризирующей инокультурные нормы и ценности в такой степени, в которой они начинают восприниматься как свои собственные, родные.

Следует сделать вывод, что для  того чтобы межкультурный диалог состоялся и не перерос в межкультурный конфликт необходимо позитивное отношение к межкультурным различиям[3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

 

Современная конфликтология утверждает, что любой конфликт можно урегулировать или значительно ослабить, если сознательно придерживаться одного из пяти стилей поведения:

  • соревнование — «прав тот, кто сильнее» — активный, не стремящийся к сотрудничеству стиль. Эта манера поведения необходима в такой ситуации, когда одна из сторон с большим рвением добивается своих целей и стремится действовать в своих интересах независимо от того, какое воздействие это оказывает на других. Подобный способ разрешения конфликта, сопровождаемый созданием ситуации «победа-поражение», использованием соперничества и игры с позиции силы для достижения своих целей, сводится к подчинению одной стороны другой;
  • сотрудничество — «давайте решим это вместе» — активный, стремящийся к сотрудничеству стиль. В данной ситуации обе стороны конфликта стремятся к достижению своих целей. Подобная манера поведения характеризуется стремлением решить проблему, выяснить разногласия, обменяться информацией, видеть в конфликте стимул к конструктивным решениям, выходящим за рамки данной конфликтной ситуации. Поскольку выходом из конфликта считается нахождение решения, выгодного обеим сторонам, такая стратегия часто называется подходом «победа — победа»;
  • уход от конфликта — «оставьте меня в покое» — пассивный и не стремящийся к сотрудничеству стиль. Одна из сторон может признавать, что конфликт имеет место, но ведет себя так, чтобы избежать конфликта или заглушить его. Такой участник конфликта надеется, что он разрешится сам собой. Поэтому разрешение конфликтной ситуации постоянно откладывается, используются различные полумеры, чтобы заглушить конфликт, или скрытые меры, позволяющие избежать более острой конфронтации;
  • уступчивость — «только после вас» — пассивный, стремящийся к сотрудничеству стиль. В отдельных случаях одна из сторон конфликта может попытаться умиротворить другую сторону и поставить ее интересы выше собственных. Подобное стремление успокоить другого предполагает уступчивость, подчинение и податливость;
  • компромисс — «давайте пойдем друг другу навстречу» — при этой манере поведения обе стороны конфликта идут на взаимные уступки, частично отказываясь от своих требований. В этом случае никто не побеждает и никто не проигрывает. Подобный выход из конфликта предваряют переговоры, поиски вариантов и путей к взаимовыгодным соглашениям.

Наряду  с применением того или иного  стиля разрешения конфликта следует  пользоваться следующими приемами и  правилами:

  • не спорить по мелочам;
  • не спорить с тем, с кем спорить бесполезно;
  • стремиться обходиться без резкостей и категоричности;
  • стараться не победить, а найти истину;
  • признавать свою неправоту;
  • не быть мстительным;
  • использовать юмор, если это уместно.

Как и  любой другой аспект межкультурной  коммуникации, стиль разрешения конфликтов определяется особенностями культур  участников конфликта. Например, одной  из главных норм делового сотрудничества в Японии является практика переговоров  при решении различных сложных  вопросов (на основе устной договоренности сторон). Американцы же не могут себе представить, как можно сесть  за стол и спокойно разговаривать  с партнером, который не выполняет  своих обязательств. Значительные культурные различия можно наблюдать в методах  разрешения конфликта между китайскими и британскими менеджерами: китайцы  предпочитают более пассивные стили  поведения типа «компромисс» или  «уступчивость», а британцам более  свойственны активные стили типа «сотрудничество» или «соревнование». Приверженность китайцев объясняется  их стремлением к гармонии и «сохранению  лица»[3].

УРЕГУЛИРОВАНИЕ  МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОНФЛИКТОВ

 

Урегулирование конфликта для  индивидуалистов и коллективистов. Люди с индивидуалистическими культурными тенденциями, которым приходится разрешать конфликты в коллективистской культуре, должны помнить о важности «выражения лица» и его сохранении в коллективистской культуре; быть проактивными в разрешении низкоуровневых конфликтных ситуаций; не проявлять напористости; быть сенситивными к значимости спокойного, осмысленного наблюдения; практиковать навыки активного слушания, особенно по отношению к чувствам других людей; отказаться от модели немедленного разрешения проблем; выходить из конфликтных ситуаций, если другая сторона не желает их непосредственного разрешения.

Люди с коллективистскими тенденциями, которые имеют дело с конфликтами в индивидуалистическом контексте, должны помнить об индивидуалистических допущениях в отношении разрешения проблем; фокусировать внимание на разрешении основных вопросов и открытом выражении своих чувств и мнений; держать себя уверенно во время конфликта; принимать индивидуальную ответственность за урегулирование конфликта; обеспечивать вербальную обратную связь; использовать прямые вербальные сообщения; стремиться к непосредственному разрешению проблемы с другим человеком[6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Формирование навыков компетентного межкультурного взаимодействия требует от его участников понимания причин и механизмов коммуникативных сбоев, вызванных несовпадением когнитивного фонда у представителей разных лингвокультурных сообществ. Внешнее сходство контекстов и ситуаций общения в разных культурах не помогает, а, скорее, мешает коммуникантам осознать культурно значимые различия между ними. В результате такого общения у его участников часто складываются или находят подтверждение негативные стереотипы в отношении партнеров. Все это может стать источником недоразумений и конфликтов в межкультурной коммуникации, поскольку обычно участники общения осуществляют собственные действия и оценивают действия друг друга сквозь призму естественных для них культурных установок, ценностей и представлений об использовании языка и о различных формах коммуникативно значимого поведения. Владение системой языка общения не является гарантией адекватного пользования им в условиях реальной коммуникации. Помимо собственно языковых знаний, участникам межкультурного общения необходимы адекватные интеракциональные и контекстные знания, а также толерантность и особая социокультурная чувствительность, позволяющая преодолевать воздействие стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям коммуникативного взаимодействия при контакте с представителями разных языковых культур.

Как и любой другой аспект межкультурной  коммуникации, стиль разрешения конфликтов определяется особенностями культур  участников конфликта.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Гудков, Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации /Д.Б. Гудков. – М.: Гнозис, 2003. - 288с.
    2. Донец, П.Н. Основы общей теории межкультурной коммуникации/ П.Н. Донец. – Харьков: Штрих, 2001. - 386с.
    3. Межкультурная коммуникация: учебное пособие/А.П.Садохин. – М.:Альфа – М: ИНФРА – М, 2011.-288с.
    4. Тарасов Е.Ф. К построению теории межкультурного общения/Языковое сознание: формирование и функционирование. – М.,1998.с.30
    5. Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение  - новая онтология анализа языкового сознания/ Этнокультурная специфика языкового сознания. –М., 1996.с.85.
    6. Урегулирование конфликта для индивидуалистов и коллективистов. Режим доступа: [www.textfighter.org/raznoe/].

Информация о работе Межкультурные конфликты и пути их преодоления