Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:22, реферат
Межкультурное общение представляет собой общение представителей разных лингвокультурных сообществ. Сознание каждого из участников межкультурного общения формируется в процессе «присвоения» определенной национальной культуры и представляет собой набор знаний и ценностей, свойственных этой культуре. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, отражающая ее специфическое положение в мире.
Введение…………………………………………………………………………..3
Проблемы межкультурной коммуникации….………………………………….5
Межкультурный конфликт. Возникновение и развитие………………...…….8
Типы восприятия межкультурных различий…………………………...……..11
Стратегии разрешения конфликтов…………………………………...……….14
Урегулирование межкультурных конфликтов………..………………...…….16
Заключение………………………………………………………………..…….17
Список использованных источников и литературы…………………...……...18
К. Делхес называет три основные причины коммуникационных конфликтов: личные особенности коммуникантов, социальные отношения (межличностные отношения) и организационные отношения.
К личностным причинам конфликтов относятся ярко выраженные своенравие и честолюбие, фрустрированные индивидуальные потребности, низкая способность или готовность к адаптации, подавленная злость, несговорчивость, карьеризм, жажда власти или сильное недоверие. Люди, наделенные такими качествами, часто вызывают конфликты.
К социальным причинам возникновения конфликтов относят сильно выраженное соперничество, недостаточное признание способностей, недостаточную поддержку или готовность к компромиссам, противоречащие друг другу цели и средства для их достижения.
К организационным причинам конфликтов относят перегрузку работой, неточные инструкции, неясные компетенции или ответственность, противоречащие друг другу цели, постоянные изменения правил и предписаний для отдельных участников коммуникации, глубокие изменения или переструктуризацию укоренившихся позиций и ролей.
Возникновение конфликтов наиболее вероятно
среди людей, которые находятся
между собой в достаточно зависимых
отношениях (например, партнеры по бизнесу,
друзья, коллеги, родственники, супруги).
Чем теснее эти отношения, тем
вероятнее возникновение
Таким образом, коммуникативно значимое поведение индивида обусловлено его принадлежностью к определенной социокультурной и языковой общности[3].
ТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ
Главной причиной межкультурных конфликтов служат культурные различия между народами, которые могут принимать форму противоречия или даже открытого столкновения. Поскольку современное общество в культурном плане представляет собой довольно пестрое явление, то в нем вполне естественно возникают очаги напряжения и конфликты между различными системами норм и ценностей.
На основе многочисленных исследований коммуникации культур западными учеными (М. Беннет и др.) выделены шесть типов реакции на другую культуру и ее представителей. Рассмотрим их последовательно, показывая направление прогрессивного развития позиции в отношении к иной культуре. Но сначала отметим, что любой тип восприятия не может рассматриваться как однозначная и константная характеристика индивида. В поведении одного и того же человека в зависимости от ситуации, стоящих перед ним задач отмечаются разные поведенческие установки, изменяющиеся по мере накопления жизненного опыта и знаний.
1. Отрицание различий культур
- тип восприятия, основанный на
уверенности в том, что все
люди в мире разделяют (или
обязаны разделять) одни и те
же убеждения, установки,
2. Защита собственного
Межкультурные различия при защитной реакции не просто не игнорируются; напротив, они отчетливо фиксируются как негативные стереотипы другой культуры. Все люди оказываются разделенными по признаку: "мы" (хорошие, правильные, культурные и т.п.) и "они" (полная противоположность). При этом набор негативных характеристик, как правило, приписывается всем членам инокультурной группы и каждому из них в отдельности. Типичные ситуации, когда формирование защитной реакции практически неизбежно: контакты представителей разных рас, внешне, физически отличающихся друг от друга; взаимодействие групп иммигрантов и коренного населения; адаптация отдельных "чужаков" в новой культуре - студентов и специалистов, обучающихся за рубежом, иностранных рабочих, сотрудников международных организаций и иностранных компаний и т.д.
3. Минимизация культурных
Гораздо реже по сравнению с описанными выше типами межкультурного восприятия (даже в стабильной ситуации, а тем более в моменты кризиса) встречаются варианты позитивного отношения к межкультурным различиям, когда человек способен принять существование другой самобытной культуры, адаптироваться к ней, интегрироваться в нее.
4. Принятие существования
5. Адаптация к новой культуре
- позитивное отношение к другой
культуре, восприятие ее норм
и ценностей, умение жить и
действовать по ее правилам
при сохранении собственной
6. Интеграция и в родную, и в новую культуры - тип реакции поликультурной личности, интериоризирующей инокультурные нормы и ценности в такой степени, в которой они начинают восприниматься как свои собственные, родные.
Следует сделать вывод, что для того чтобы межкультурный диалог состоялся и не перерос в межкультурный конфликт необходимо позитивное отношение к межкультурным различиям[3].
СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Современная конфликтология утверждает, что любой конфликт можно урегулировать или значительно ослабить, если сознательно придерживаться одного из пяти стилей поведения:
Наряду с применением того или иного стиля разрешения конфликта следует пользоваться следующими приемами и правилами:
Как и любой другой аспект межкультурной коммуникации, стиль разрешения конфликтов определяется особенностями культур участников конфликта. Например, одной из главных норм делового сотрудничества в Японии является практика переговоров при решении различных сложных вопросов (на основе устной договоренности сторон). Американцы же не могут себе представить, как можно сесть за стол и спокойно разговаривать с партнером, который не выполняет своих обязательств. Значительные культурные различия можно наблюдать в методах разрешения конфликта между китайскими и британскими менеджерами: китайцы предпочитают более пассивные стили поведения типа «компромисс» или «уступчивость», а британцам более свойственны активные стили типа «сотрудничество» или «соревнование». Приверженность китайцев объясняется их стремлением к гармонии и «сохранению лица»[3].
УРЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОНФЛИКТОВ
Урегулирование конфликта для
индивидуалистов и
Люди с коллективистскими
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование навыков
Как и любой другой аспект межкультурной коммуникации, стиль разрешения конфликтов определяется особенностями культур участников конфликта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Межкультурные конфликты и пути их преодоления