Международные отношения и международная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:56, контрольная работа

Краткое описание

Исследование политики на международном уровне имеет свои особенности. Эти особенности связаны с характером международных отношений, спецификой внешней политики. Если внутри страны государство имеет монополию на политическую власть, на всю политику в данном обществе, то на международной арене единого центра мировой политики нет, там действуют в принципе равноправные государства, отношения между которыми строятся различно.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава I. Основные понятия международных отношений и
мировой политики…………………………………………………….........4
1.1. Понятие, формы, типология международных
отношений и мировой политики………………………………………….8
1.2. Основные сведения и мировой политике………………………...11
1.3. Цели и задачи мировой политики…………………………………13
1.4. Теория международных отношений………………………………14
1.5. Типология международных отношений………………………….18
Глава II. Геополитика……………………………………………………………19
2.1. Понятие и сущность геополитики…………………………………..21
2.2. Геополитика и мировой политический процесс……………………22
2.3. Геополитические центры мира и система мировых отношений….24
Глава III. Глобальные проблемы, концепции и тенденции
развития международных отношений и мировой политики…………..28
3.1. Проблемы и концепции международных отношений…………….28
3.2. Глобальные проблемы современности и пути их
преодоления Мировым сообществом…………………………………...29
3.3. Современные тенденции развития
международных отношений……………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………………36
Список используемой литературы……………………………………………..37

Файлы: 1 файл

gotovaya_politologiya.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

- иметь достаточно самосознания, самопознания и некоторые формы в коллективной памяти в отношении принимаемых ценностей, а также интерпретацию опыта.

Мировая политика - совокупная деятельность государств на международной арене. Мировая политика включает также политические отношения между государствами на надгосударственном и наднациональном уровне – в рамках ООН и других глобальных и региональных организаций и учреждений.  

Все более заметную роль, играют в формировании международной  среды нетрадиционные факторы, не вытесняющие  государство как главного участника  международных отношений. Под такими нетрадиционными факторами, как правило, понимают транснациональные корпорации, конфессиональные общности, общественные организации.

Международные отношения – система политических, экономических, культурных, военных, дипломатических и других взаимосвязей и взаимоотношений между государствами и народами.

Мировая политика – важный фактор, влияющий на развитие международных отношений. В то же время международные отношения представляют собой то пространство, в котором протекают процессы мировой политики.

При изучении мировой  политики и международных отношений в рамках политической науки особо важное  значение имеют такие ее направления как геополитика и политическая глобалистика.

Жизненно важными проблемами мировой политики и международных  отношений являются проблемы глобальной безопасности.

Единство человечества создается общностью существенных характеристик социальной жизни, однопорядковым характером социологических законов  и форм исторического опыта.  Независимо от степени и характера изолированности  его частей человечество везде решает однотипные проблемы – взаимоотношение личности и общества, мироздание и место в нем человека, проблема свободы личности человека. Действие общих законов в условиях специфического для каждой изолированной общности исторического, географического и этнического комплекса порождает своеобразие политического процесса.

Мировой политический процесс  – это способ взаимодействия и  как новая отрасль знания, представляющая собой сочетание изучения международных  проблем и международной истории, включающей изучение международного сообщества как целого и его институтов и процессов, не только государств и их взаимодействия, но и систему транснациональной политики. Мировая политика – понятие, более полно отражающее сложившуюся ситуацию, чем международные отношения.

Мировой политический процесс (МПП) – переход от хаоса к определенному порядку, единству, самоуправлению и управлению – быстро формирующаяся и развивающаяся теория.  Ее возникновение обусловлено тем, что теория международных отношений уже не отражает реалий превращений современного мира в целостность, в систему. Если  субъектом международных отношений является государство, число субъектов МПП намного шире и больше. Деятельность многих субъектов МПП в отличие от государства ничем не регламентируется. Рассмотрение МПП ведется с точки зрения мирового политического пространства и социального времени, зависимости и взаимозависимости, взаимодействия экономики и политики, вертикальных и горизонтальных связей.

Мировой политический процесс  связан с формированием глобальной политической системы, организующей коллективные действия на глобальном уровне, центральное место в которой занимает управление, лидерство, ведущая сила и соперник, средства массовой коммуникации, наука, знание, структура глобального сообщества, связанные с проблемами солидарности (коализации, союзы, отношения). Предполагается, что в мировой политической системе должно существовать лидерство. Соперничество в МПП приводит к глобальным войнам.

 

1.2. Основные  сведения о мировой политике

С течением времени мировая политика оказывает всё большее влияние на жизнь отдельных граждан и государств. Это связано, прежде всего, с усилением взаимозависимости стран и народов, расширением экономических, научно-технических связей и сотрудничества между государствами, развитием межличностных контактов, созданием общемировых информационных систем.

Политику, выходящую за пределы национальных государств, характеризует  ряд категорий:

- мировая (международная)  политика 

- внешняя политика

- межгосударственная  политика

- наднациональная политика

- мультинациональная  политика

- транснациональная политика 

Сведём все данные в таблицу:

Название  сферы

Действующие лица

Примеры

Мировая, международная  политика

Все субъекты международных  отношений

Любые взаимодействия, в  которых участвуют представители двух или более государств

Внешняя политика

Отдельные государства, правительство  и парламент, их органы

РФ, правительство, министерство иностранных дел, комитет по международным  связям Федерального собрания

Межгосударственная  политика

Любые государства и  их органы в их взаимозависимости

Отношение между РФ и  США, ФРГ, Японией, деятельность ООН, Совета безопасности

Наднациональная политика

Органы, представители  объединенных государств, передавших часть своих суверенных прав

Политика органов ЕС, Союза России и Белоруссии и т.п.

Мультинациональная  политика

Объединение ряда государств и представителей их организаций  для решения определённых вопросов, сохраняющих суверенные права при  принятии решений

СНГ, Контадорская группа, Организация Американских государств, Организация безопасности и сотрудничества в Европе, Организация африканского единства

 

 

 

 

Транснациональная политика

Международные неправительственные  организации, объединения партий, групп  интересов, церковных организаций, транснациональные концерны, воздействия на международные отношения

Greenpeace, Социалистический интернационал, Всемирная конфедерация труда, Международный совет церквей, Транснациональная корпорация IBM


 

Наиболее общей из всех указанных выше категорий является международная политика. Международная (мировая) политика представляет собой целенаправленную политическую деятельность субъектов международного права (государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов и т.д.), подразумевает согласование интересов государств, решение вопросов войны и мира. Политическая деятельность направлена на обеспечение всеобщей безопасности и разоружения, предотвращение и урегулирование глобальных, региональных и национальных конфликтов, охрану окружающей среды, преодоление отсталости и нищеты, голода и болезней, то есть на выживание человечества в целом.

Мировая политика – важный фактор, влияющий на развитие международных  отношений. Её сфера охватывает весь спектр политических отношений, сложившийся  между государствами, а главные приоритеты обусловлены решением проблем, от которых зависит будущее всего человечества. Включая в себя эти составляющие и обладая собственными качественными особенностями, мировая политика оказывает самостоятельное влияние на поведение субъектов международных отношений. Все основные элементы мировой политики тесно связаны между собой и взаимодействуют как части единого целого.

 

1.3. Цели и  задачи мировой политики

Мировая политика представляет собой зону повышенного риска, в  которой каждый участник взаимодействия вынужден исходить зачастую из непредсказуемого поведения других. Она складывается стихийно и не ограничивается деятельностью государств. По своему характеру и целям мировая политика представляет собой особый род политики, имеющий в основе создание и поддержание стабильной международной среды, в которой могли бы реализоваться интересы всех участников. Мировая политика выступает не только как особая сфера, или поле деятельности международных субъектов, но и как процесс и должна становиться гуманистической стратегией по объединению людей независимо от их национальной, государственной или социально-классовой принадлежности. В этом её цель и значение.

Самая ближайшая задача мировой политики – создание системы  международной безопасности, которая базировалась на доверии и мире, свободном от ядерного оружия, насилия, страха, подозрительности и ненависти.

Следующая задача – это  обеспечение безопасности и защищенности человека.

Применение силы в  мировой политике в соперничестве  государств на международной арене опасно. Это грозит уничтожением человечества. Современный мир богат новыми элементами, которые способствуют перераспределением центров экономической и политической активности. Таким образом, наблюдаются крупные перемены в мировой политике, в структуре и содержании международных отношений.

 

1.4. Теория международных  отношений

Путь научного обоснования  международных отношений связан с созданием общеметодологических теорий, призванных сформулировать ключевые принципы и приема научного анализа этих отношений. К числу основных таких теорий относятся: марксистская теория мирового революционного процесса, теория прагматизма и политического реализма, модернистские теории международных отношений и геополитическая теория.

Заметное место среди  теорий международной политики занимает концепция революционной трансформации мирового порядка, разработанная Марксом, Энгельсом и Лениным. Для неё характерны:

-  классовый подход  к анализу мировых проблем

- изучение внешней  политики государства в связи  с внутренней

- рассмотрение международных  отношений в каждую историческую  эпоху в соответствии с закономерностями  развития конкретных общественно-экономических  формаций

- исследование объективных  и субъективных факторов расстановки  сил.

Теория политического  реализма и прагматизма во внешней политики была разработана в середине XX века «реалистами» - Джорджем Фростом Кеннаном, Збигневом Бжезинским, Уолтом Ростоу, Генри Киссинджером и другими учеными и политиками.

Призванным авторитетом  данного направления стал Генри Моргентау. Рассматривая несовершенство положения в мире как результат действия сил, заложенных в человеческой природе, «реалисты» призвали не противостоять этим силам. Согласно Моргентау, «моральные принципы никогда не могут быть полностью осуществлены и должны в любом случае приблизительно соответствовать друг другу через неизменно временный баланс интересов и всегда непрочное урегулирование конфликтов». Международная политика понимается «реалистами» как борьба за власть, начатая суверенными государствами в погоне за превосходством. Из борьбы за власть выводится «политический детерминизм» мировых процессов.

Значительное внимание «реалисты» уделяли определению  целей и задач международной  политики: что движет деятельностью  государств на международной арене, во имя чего они вступают во взаимоотношения друг с другом. «Реалисты» считают, что если в политике всегда выражаются общезначимые или групповые интересы, то в международной политики – преимущественно национальные интересы. Поэтому в их работах получила основательную разработку концепция национальных интересов. Национальный интерес представляет собой осознание и отражение в деятельности его лидеров коренных потребностей национального государства. К постоянным интересам относятся «национальная безопасность» (защита от внешней опасности), «экономические интересы» (сохранение связей с партнерами, наращивание экспортного потенциала и заграничных инвестиций, защита внутреннего рынка), «интересы поддержания мирового порядка». Существуют интересы, играющие подчиненную роль или возникающие одновременно.

Подчеркивая значимость понятий «национальные» и «государственные»  интересы следует отметить, что между  ними существуют и определенные различия. При некоторых обстоятельствах  национальные и государственные  интересы могут не совпадать.

Борьба за реализацию интересов позволяет державе  занять в мире положение, соответствующее  её силе.

«Модернистские» теории, созданные в противовес традиционной теории реализма, заявили о намерении  связать процессы и достижения НТР  с моделями международных отношений. Формирование данных теорий происходило под сильным влиянием количественным методов исследований. Представители данного течения сконцентрировали свои усилия на сборе фактических данных и создании таких моделей, которые можно было бы анализировать с помощью ЭВМ.

Пионерами «модернизма» выступали К. Райт, К. Дойч, М. Каплан. В русле этого направления  сложились школы структурно-функционального  и системного анализа внешней  политики. Модернисты иначе, чем реалисты, анализируют политику государства. Они рассматривает государства как системы, подверженные влиянию извне и изнутри. Были описаны социальные и политико-психологические факторы, действующие на формирование и осуществление внешнеполитического процесса. Это позволило выделить во внешней политике три области:

  • бюрократическая сфера с её вниманием к особенностям функционирования действующих в этой сфере организаций;
  • специфика принятия решений по вопросам внешней политики государственным руководством;
  • роль элит и групп давления в формировании внешней политики.

Все они объединялись изначально концепцией внутриполитических истоков внешней политики.

Повышенное внимание модернисты уделяют международным  организациям, транснациональным корпорациям  и другим субъектам международных  отношений, влияющим на формирование мировой политики.

Делают упор на стимулирование или препятствование развитию процессов  взаимной зависимости.

Главный недостаток этой модели международных отношений, как, впрочем, и многих других, - в абсолютизации  какого-то одного из разнообразных компонентов уравнения мировой политики.

Таковы основные теории внешней политики, лежащие в основе политической науки о международных  отношениях и внешней политике. Многие из них в той или иной степени  берутся на вооружение политическими  деятелями, оказывают влияние на формирование внешнеполитического курса государств нашей планеты. Разумеется, ни одна из этих теорий не является исчерпывающей и не обладает монополией на истину в последней инстанции. Однако, взятые вместе, они с разных сторон и по-разному проливают свет на сложный и противоречивый мир внешней политики.

Информация о работе Международные отношения и международная политика