Международное и государственное регулирование иностранного бизнеса в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 23:02, контрольная работа

Краткое описание

Международная торговля возникла задолго до появления каких-либо теорий. Но на определенном этапе ее развития успешно торговать стало невозможно без обобщения богатого опыта и теоретического обоснования роли, значения и путей развития торговых отношений. Так появились теории, объяснявшие механизм торговых процессов в мире и предлагавшие на научной основе стратегии и концепции дальнейшего развития торговых отношений.

Оглавление

Теоритические основы интернационального бизнеса………………..3
Всемирная торговая организация: глобальное регулирование торговли………………………………………………………………….5
Внешнеторговая политика в эпоху глобализации…………………….8
Республика Беларусь в международной торговле…………………...10
Международное и государственное регулирование иностранного бизнеса в Беларуси…………………………………………….………..13
Список использованных источников…………………………………..19

Файлы: 1 файл

Международный бизнес.docx

— 42.31 Кб (Скачать)

В таких условиях и с  учетом продолжающейся либерализации, растущей сферы услуг и иностранных инвестиций первостепенное значение приобретает национальный режим, т.е. обеспечение равной конкурентной среды на рынке страны-импортера для иностранных поставщиков.

 

4. Республика Беларусь в Международной торговле

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями  разных стран, которая возникает  на основе международного разделения труда и выражает их взаимную экономическую  зависимость. Различные авторы по-разному  определяют это понятие, например:

- «международная торговля  представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах»

- «международная торговля  есть оплачиваемый совокупный  товарооборот, происходящий между  странами мира»;

- «международная торговля  является формой связи между  товаропроизводителями разных стран,  возникающей на основе международного  разделения труда, и выражает  их взаимную экономическую зависимость. 

Понятие «международная торговля» нередко употребляется и в более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента или региона, например, стран Восточной Европы и т.п.

Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение  между которыми называют торговым балансом. Объектом международной торговли является не вся продукция стран-участниц, а наиболее конкурентоспособная. В этом одно из коренных различий между национальной (внутренней) торговлей и торговлей международной. В связи с этим узаконено и определение конкурентоспособной продукции.

«Конкурентоспособная продукция (или услуги) есть продукция (или  услуги), обладающая комплексом потребительских и стоимостных характеристик, которые гарантируют ей предпочтение со стороны покупателя по сравнению с аналогичной продукцией (или услугами) других отечественных и зарубежных производителей».

Особенности промышленного  комплекса Республики Беларусь, ее географическое положение и исторические связи определили высокую степень  открытости экономики республики, ее ориентированность на внешние рынки. Объем экспорта товаров составляет около 50% валового внутреннего продукта страны, импорта – около 60%.

Номенклатура экспортной продукции характеризуется разнообразием  и насчитывает свыше 1000 наименований. К числу важнейших экспортных товаров относятся калийные и азотные удобрения, нефтепродукты, прокат стали, грузовые автомобили, тракторы, химические волокна и нити, шины, металлокорд, капролактам, мебель, холодильники и морозильники, древесина и изделия из нее, одежда, обувь, молочная и мясная продукция, сахар.

Основными покупателями белорусской  продукции в 2010 году являлись: Россия, Нидерланды, Украина, Латвия, Польша, Бразилия, Китай, Казахстан, Германия, Литва.

Импорт представлен, в  основном, энергоресурсами (нефть, нефтепродукты, природный и сжиженный газы, электроэнергия) и сырьем, материалами и комплектующими (металлы и изделия из них; сырье  для химических производств; части  машин, оборудования и транспортных средств).

Удельный вес России в  импорте по сравнению с 2009 годом  сократился. Главной причиной этого  являются принимаемые Правительством меры по диверсификации поставок энергоносителей. Доля Венесуэлы в импорте республики выросла. Одновременно в импорте  увеличилась доля Китая, Украины, Казахстана.

Торговые отношения Беларусь поддерживает более чем со 180 государствами  мира.

Российская Федерация  является основным торговым партнером  Республики Беларусь. На ее долю приходится треть экспорта республики и половина импорта.

Европейский союз занимает второе место среди торговых партнеров. К числу европейских стран, с  которыми Беларусь имеет наиболее развитые торгово-экономические связи, относятся  Германия, Польша, Нидерланды, Латвия, Италия, Литва, Бельгия, Франция, Великобритания, Чехия, Швеция, Венгрия.

Динамично развиваются торговые отношения с Украиной. После Российской Федерации это второй ключевой партнер  республики среди стран СНГ.

В рамках таможенного союза  наблюдается существенный рост объемов  взаимной торговли с Казахстаном. Во внешней торговле Республики Беларусь со странами СНГ Республика Казахстан  является третьим по значению торговым партнером.

Сохраняется позитивная динамика сотрудничества с традиционными  партнерами в афро-азиатском регионе  – Китайской Народной Республикой, Вьетнамом, Ираном, Республикой Корея, Южно-Африканской Республикой, странами Персидского залива.

В последние годы заметно  возросли объемы торговли с ключевыми  партнерами в Латинской Америке  – Венесуэлой, Бразилией, Аргентиной.

Отрицательное сальдо внешней  торговли товарами частично компенсируется положительным результатом торговли услугами.

 

5. Международное и государственное регулирование иностранного бизнеса в Беларуси.

В последние десятилетия  в подавляющем большинстве развитых стран создан либеральный режим национального регулирования международного бизнеса. Для основной части отраслей экономики в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), включая новыхчленов из Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), и для местных, и для иностранных фирм одинаковы вводимые ограничения и предоставляемые льготы. При этом значительная часть и прямых мер стимулирования (инвестиционных субсидий и льгот), и косвенной поддержки (путем развития необходимой инфраструктуры) на практике нацелена именно на оказание помощи проектам транснациональных корпораций (ТНК). Это связано с тем, что многие меры государственного стимулирования привязаны к депрессивным и отсталым районам.

В то же время органы власти стран даже с самым либеральным  регулированием международного бизнеса  обычно оставляют за собой право выдавать предварительные разрешения, требовать предъявления деклараций и контролировать движение иностранных инвестиций. Отдельные секторы экономики по-прежнему закрыты для зарубежных капиталовложений либо процедуры контроля особенно жесткие Тем не менее существующие в развитых странах ограничения для международного бизнеса принято считать незначительными.

Иная ситуация складывается в большинстве развивающихся  стран. В значительной части развивающихся стран иностранным компаниям разрешено создание только совместных предприятий, причем в некоторых отраслях инвестиционные проекты иностранных фирм вообще запрещены. Имеются и другие барьеры для международного бизнеса - ограничения по доступу к иностранной валюте, наложение обязательств по развитию инфраструктуры в прилегающих районах при строительстве зарубежной компанией крупного завода и т.д. Ограничения часто сочетаются с различными стимулами (например, налоговыми льготами, информационной поддержкой).

Все эти различия характера  регулирования международного бизнеса в большинстве развивающихся стран по сравнению с государствами - членами ОЭСР обусловлены стремлением отсталых стран защитить слабые местные компании и активно воздействовать на структуру хозяйства путем привлечения иностранного капитала в определенные (обычно передовые) отрасли.

С учетом разного экономического потенциала и неодинаковых возможностей государственной хозяйственной политики в разных странах формируются собственные, весьма своеобразные системы регулирования международного бизнеса.

 Привлечение иностранного  капитала является одним из  главных государственных приоритетов  Беларуси. Для создания благоприятного  инвестиционного климата в стране  реализован целый комплекс мер:  усовершенствована система налогообложения,  сокращено число лицензированных  видов деятельности, проведена либерализация  ценообразования, введен заявительный  принцип при регистрации субъектов  хозяйствования, четко регламентировано  вмешательство контрольных органов  в работу бизнеса.

 Предпринятые в Беларуси  меры положительно оценены авторитетными  международными организациями, в  том числе Международным валютным  фондом и Всемирным банком. По  мнению Международной финансовой  корпорации (IFC – International Financial Corporation), проводящей анализ инвестиционного климата в разных странах, белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ. В рейтинге стран «DoingBusiness»  Беларуси присвоено 68 место (из 183) Кроме того авторы исследования Doing Business-2011 назвали Беларусь наряду с Грузией и Руандой одними из ведущих в мире реформаторов за последние 5 лет.

 Стоит также отметить, что власти Беларуси придают  большое значение этому рейтингу. Так, президент страны поставил  задачу в течение ближайших  лет войти в число тридцати  стран с наилучшими условиями  для ведения бизнеса. 

 Иностранные инвесторы (международные организации, иностранные юридические лица; иностранные организации) имеют не только государственные гарантии владения, пользования, распоряжения, неухудшения правового режима (неприменения в течение определенного срока законодательных актов, которые могут быть приняты после начала деятельности инвестора и ухудшить условия деятельности), но и государственную поддержку в виде централизованных инвестиционных ресурсов, всего перечня возможных информационных услуг и необходимых административных усилий.

 Среди нефинансовых  факторов благоприятных для иностранного  бизнеса является уровень квалификации  рабочей силы технических и  других специальностей, а также  доступ на рынки стран СНГ.  Иностранные инвесторы высоко  оценивают в первую очередь   дешевизну рабочей силы и уровень  развития системы телекоммуникации  и информации.

 С целью реализации  дорогостоящих инвестиционных проектов  правительством страны внедряются  новые формы инвестирования: концессии,  проектное и венчурное финансирование, лизинг. С инвестором может быть  заключен инвестиционный договор,  который предоставит дополнительные  гарантии инвестору по экономическим  и иным условиям реализации  проекта на белорусском рынке.

 Новый земельный кодекс, принятый в 2009г., является предпосылкой  для улучшения ситуации в решении  вопроса с землей. В частности  кодекс создает основания для  развития рынка недвижимого имущества  посредством предоставления возможности  приобретения права собственности  на землю, использования ее  в качестве залога для получения  банковского кредита.

 Для усовершенствования  условий инвестиционного климата  в Беларуси работает ряд механизмов, таких как свободные экономические  зоны, парк высоких технологий, предлагающих  особые условия ведения бизнеса,  существенно его облегчающие.

Свободные экономические  зоны (СЭЗ)

 В Беларуси функционируют  шесть свободных экономических  зон (СЭЗ). Для того, чтобы стать резидентом СЭЗ, проект должен быть актуальным и соответствовать приоритетам социально–экономической политики государства, не иметь аналогов на территории РБ, стоить не менее 1 млн. евро и иметь экспортную направленность (не менее 70 %, за исключением товаров, относящихся к импортозамещающим). Государственная поддержка организаций, зарегистрированных в качестве резидентов СЭЗ, представляется в виде определенного перечня уплачиваемых налогов и сборов, налоговых льгот и упрощенного таможенного режима.

Парк высоких технологий (ПВТ)

 В целях создания благоприятных условий для повышения конкурентоспособности отраслей экономики Республики Беларусь, основанных на новых и высоких технологиях, привлечения в эту сферу отечественных и иностранных инвестиций руководством страны было принято решение о создании «Парка Высоких Технологий» для разработки в Республике Беларусь программного обеспечения, информационно-коммуникационных, иных новых и высоких технологий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики. 

 В качестве резидентов  Парка высоких технологий могут  быть зарегистрированы юридические  лица и индивидуальные предприниматели,  осуществляющие или планирующие  осуществлять анализ, проектирование  и программное обеспечение информационных  систем; деятельность по обработке  данных с применением программного  обеспечения потребителя или  собственного программного обеспечения;  фундаментальные и прикладные  исследования, экспериментальные разработки  в области естественных и технических  наук (выполнение научно-исследовательских,  опытно-конструкторских или опытно-технологических  работ, связанных с направлениями  деятельности Парка высоких технологий) и реализацию результатов таких  исследований и разработок.

Факторы, негативно влияющие на инвестиционный климат Республики Беларусь

 Несмотря на все  старания белорусских властей,  многие эксперты и сами инвесторы  отмечают уровень налоговой нагрузки, как один из самых неблагоприятных  факторов белорусского инвестиционного  климата. Даже иностранные инвесторы,  имеющие значительные привилегии, все еще негативно отзываются  о белорусской системе налогообложения.

 Вторым негативным  факторов, являются условия получения  финансовой поддержки или льгот  со стороны государства. Зачастую  инвесторы недовольны тем, что  государство создает неравные  условия хозяйствования. Государственные  предприятия имеют преференции  не только по доступу к кредитным  ресурсам, но также по доступу  на внутренний рынок, по участию  в программе государственных  закупок. Даже тарифы, условия  аренды для иностранцев выше, чем для резидентов.

 Еще одним негативным  фактором является уровень бюрократии  в стране. О данной проблеме  говорят уже на протяжении  многих лет, однако государство  пытается устранить последствия  проблемы, а не ее причины. Часто, перспективные инициативы «сверху» (принцип «одного окна» и т.д.) гибнут из-за формализованности местных властей. Иностранные инвесторы недовольны законотворческой деятельностью министерств, Палатой представителей национального собрания и Администрации Президента. Пугают инвесторов даже не сами законопроекты, а то с какой скоростью они сменяют друг друга, внося суматоху в бизнес круги.

Информация о работе Международное и государственное регулирование иностранного бизнеса в Беларуси