Международное и государственное регулирование иностранного бизнеса в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 23:02, контрольная работа

Краткое описание

Международная торговля возникла задолго до появления каких-либо теорий. Но на определенном этапе ее развития успешно торговать стало невозможно без обобщения богатого опыта и теоретического обоснования роли, значения и путей развития торговых отношений. Так появились теории, объяснявшие механизм торговых процессов в мире и предлагавшие на научной основе стратегии и концепции дальнейшего развития торговых отношений.

Оглавление

Теоритические основы интернационального бизнеса………………..3
Всемирная торговая организация: глобальное регулирование торговли………………………………………………………………….5
Внешнеторговая политика в эпоху глобализации…………………….8
Республика Беларусь в международной торговле…………………...10
Международное и государственное регулирование иностранного бизнеса в Беларуси…………………………………………….………..13
Список использованных источников…………………………………..19

Файлы: 1 файл

Международный бизнес.docx

— 42.31 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Теоритические основы интернационального бизнеса………………..3
  2. Всемирная торговая организация: глобальное регулирование торговли………………………………………………………………….5
  3. Внешнеторговая политика в эпоху глобализации…………………….8
  4. Республика Беларусь в международной торговле…………………...10
  5. Международное и государственное регулирование иностранного бизнеса в Беларуси…………………………………………….………..13
  6. Список использованных источников…………………………………..19

 

 

1. Теоритические основы интернационального бизнеса

Международная торговля возникла задолго до появления каких-либо теорий. Но на определенном этапе ее развития успешно торговать стало невозможно без обобщения богатого опыта и теоретического обоснования роли, значения и путей развития торговых отношений. Так появились теории, объяснявшие механизм торговых процессов в мире и предлагавшие на научной основе стратегии и концепции дальнейшего развития торговых отношений.

Первой из таких теорий стала теория меркантилизма (1500-1800). Согласно ей богатство любой страны измеряется количеством получаемых от торговли денег (золота). Поэтому страны, принявшие такой подход к роли и значению торговли в качестве торговой ориентации, старались больше экспортировать и как можно меньше ввозить (импортировать). Многие годы они стремились стать экономически самостоятельными, организуя производство всех товаров внутри страны и ограничивая проникновение к себе иностранных купцов.

Теория абсолютного преимущества стран в международной торговле. Автор ее - видный английский экономист XVIII в. - основоположник классической школы, Адам Смит. Он считал, что гораздо выгоднее покупать товары у той страны, которая в их производстве имеет преимущества, чем производить их самим, при заведомо убыточных условиях. Смит отводил большую роль специализации производства на основе абсолютного преимущества данной страны в природных ресурсах (ископаемые, рабочая сила и т.д.). От этой теории позднее отпочковалась теория размера страны, в силу которой крупные страны рассматривались как страны, имеющие преимущества в развитии ряда отраслей.

Теорию сравнительного преимущества стран в международной торговле разработал еще один крупный английский экономист - Давид Риккардо. Он считал, что торговля может быть взаимовыгодной, если одна страна откажется от менее эффективного производства какого-либо товара и пользу более эффективного производства того же товара другой страны.

Современной разновидностью теории Рикардо является теория соотношения факторов производства. Ее авторы - шведские экономисты Э.Хекшер и Б.Олин. Они разработали практические рекомендации по направлениям и структуре товарных потоков в зависимости от факторов производства. П. Самуэльсон (США) придал им математическую основу. Данную модель на Западе часто называют моделью Хекшера-Олина-Самуэлъсона. Суть теории соотношения факторов сводится к следующему: все страны имеют разный набор факторов производства: труд, земля, капитал. Если одна страна обеспечена в избытке трудом, то трудоемкие товары будут обходиться ей дешевле. В странах же с избытком, например, капитала дешевле производить товары капиталоемкие. Соответственно, первой стране выгодно экспортировать трудоемкую продукцию, а импортировать - капиталоемкую, а второй наоборот - экспортировать капиталоемкую продукцию, а импортировать трудоемкую. Отсюда очень серьезное значение приобретает проблема сбалансированности экспорта и импорта.

Конечно, сравнительные преимущества в разных странах не всегда проявляются столь очевидно. Современная экономическая наука указывает на ограниченность данной теории. Так, страны Западной Европы имеют в наше время сходные с Японией показатели сравнительного преимущества. Но соотношение экспорта и импорта у них более сбалансировано. Или, например, положение Германии и Англии в торговле технически сложной продукции ухудшилось в 70-80 гг. XX в., хотя обе страны имели высокие темпы роста квалифицированного персонала.

Подобные факты поставили  перед экономической наукой проблему поиска новых подходов к развитию мировой торговли.

Существенно обновила сложившиеся  в мировой практике взгляды теория жизненного цикла товара, разработанная американцем Р.Верноном. Суть ее в том, что любая продукции (услуга), выходя на рынок, проходит свой жизненный цикл, состоящий их четырех стадий: внедрение, рост, зрелость, упадок. И производство этой продукции должно соответствовать этим стадиям. Понятие «цикл товара» стало основой не только нового подхода к развитию мирохозяйственных связей, но и для анализа взаимосвязи национального и внешнего рынков.

 

2. Всемирная торговая организация: глобальное регулирование торговли.

 Глобальная международная организация, основанная в 1995 году, которая занимается правилами международной торговли. Основу всемирной торговой организации составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной торговли. Всемирная торговая организация сменила Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое было заключено в 1947 году, и на протяжении полувека фактически выполняло функции международной организации.

 Всемирная торговая  организация разрабатывает и  внедряет новые торговые соглашения, следит за соблюдением членами  организации всех ратифицированных  парламентами соглашений, подписанных  большинством стран мира Обсуждения  возникающих проблем и принятие  решений по либерализации и  перспективам дальнейшего развития  торговли в мире проходят как  многосторонние торговые переговоры (раунды). Штаб-квартира Всемирной  торговой организации расположена  в Женеве, Швейцария. На лето 2008 г. во Всемирной торговой организации  состояло 153 страны. Каждая из стран-участников  обязана предоставлять другим  членам организации наибольшее  благоприятствование в торговле.

Во главе ВТО стоит  Генеральный Директор и подчиненный  ему секретариат. Официальный высший орган - Министерская Конференция ВТО, она собирается не реже одного раза в два года. Совету подчиняется  специальная комиссия по торговой политике всех стран-участниц, которая следит за выполнением ими обязательств в рамках ВТО. Кроме того, под Генеральным  Советом еще несколько комиссий, созданных на основании соглашений, заключенных в рамках ВТО. Самые  важные из них - Совет по товарной торговле (Совет-ГАТТ), Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности, Совет по торговле услугами. Так  же Генеральному Совету подчиняется  ряд комитетов и рабочих групп, имеющих целью давать высшим органам  ВТО информацию о бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и  т. д.

 Деятельность Всемирной  торговой организации ВТО направлена  на оказание помощи в упорядочении  торгового процесса в рамках  основанной на определенных правилах, системы, в урегулировании межправительственных  торговых споров, ей организуются  торговые переговоры. В основе  упомянутой деятельности лежат  соглашения ВТО — 60 основных  правовых норм политики международной  торговли и коммерции. Так же  целью ВТО является борьба  с протекционизмом. Всемирная  торговая организация ВТО требует  от всех своих членов выполнения  основных соглашений и юридических  документов под общим термином  “Многосторонние торговые соглашения”  , такими как Соглашение о таможенной стоимости товаров, Антидемпинговый кодекс, Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах, Конвенция Киото об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Кодекс по техническим барьерам в торговле, Кодекс по импортному лицензированию и др. Эти соглашения уже создали достаточно жесткую систему мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, заменившую более 2000 двусторонних прежних соглашений стран в этой области.

Таким образом, система ВТО является своеобразным многосторонним контрактом (пакет соглашений), нормы и правила которого регулируют около 97% мировой торговли.

Основополагающими принципами и правилами ВТО являются:

- взаимное предоставление  режима наибольшего благоприятствования  (РНБ) в торговле;

- взаимное предоставление  национального режима (НР) товарам  и услугам иностранного происхождения; 

- регулирование торговли  преимущественно тарифными методами;

- отказ от использования  количественных и иных ограничений; 

- транспарентность торговой политики;

- разрешение торговых  споров путем консультаций и  переговоров и др.

 Важнейшими функциями  ВТО являются:

- проведение многосторонних  торговых переговоров между заинтересованными  странами-членами;

- разрешение торговых  споров;

- мониторинг национальной  торговой политики стран-членов;

- техническое содействие  развивающимся государствам в  рамках компетенции ВТО; 

- сотрудничество с международными  специализированными организациями. 

 Общие преимущества  от членства в ВТО можно  суммировать следующим образом: 

получение более благоприятных  условий доступа на мировые рынки  товаров и услуг на основе предсказуемости  и стабильности развития торговых отношений  со странами-членами ВТО, включая  транспарентность их внешнеэкономической политики;

устранение дискриминации  в торговле путем доступа к  механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;

возможность реализации своих  текущих и стратегических торгово-экономических  интересов путем эффективного участия  в МТП при выработке новых  правил международной торговли.

 

 

3. Внешнеторговая политика в эпоху глобализации.

Согласно международно-принятым определениям, в частности в ООН, ВТО, ОЭСР, международная торговля — это трансграничный обмен товарами и услугами, совокупность внешней торговли всех стран мира. Основу международной торговли составляет международное разделение труда, которое проявляется в специализации отдельных стран, национальных отраслей экономики и предприятий в производстве товаров и услуг для внешнего рынка.

Производство товаров, особенно технически сложных, теперь все чаще распределяется между странами, обладающими сравнительными преимуществами. Все большее число товаров и услуг становится не просто предметом международной торговли, но и универсальной торговой системы, важнейшей задачей которой является согласование мер по снижению таможенных, административных и технических барьеров, согласование и унификация правовых норм регулирования внешней торговли в странах-участницах.

Постепенно формируется  целостная многоуровневая система  международного регулирования, которая  характеризуется сосуществованием национальных, транснациональных, региональных и глобальных форм. Растущая взаимозависимость национальных экономик вынуждает государства проводить такую внешнеэкономическую политику, которая учитывала бы не только собственные интересы, но и позиции стран-партнеров, а также интересы транснационального предпринимательского капитала.

Продолжающееся ослабление барьеров на пути движения товаров, услуг и капиталов — суть современной политики либерализации. Несмотря на противоречивые интересы участников, регулирование международной торговли формально приобретает все более упорядоченный мирохозяйственный характер. Однако либерализацию не следует понимать упрощенно. На самом деле регулирование мировых товаропотоков — задача крайне сложная и противоречивая.

Среди большого числа международных  организаций системы ООН и вне ее наиболее универсальной и влиятельной по воздействию на международную торговлю является Всемирная торговая организация (ВТО) —правопреемница Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ),созданного еще в 1947 г. и осуществившего ряд раундов глобальных переговоров по либерализации международной торговли.

Выделяются три составляющие современных национальных торговополитических систем:

1) опора на законоположения,  определяющие конкретные полномочия  исполнительной власти, права и  обязанности хозяйственных субъектов  в сфере внешнеэкономической  деятельности;

2) унификация и гармонизация  инструментов национального регулирования  с принципами, нормами и практикой  ВТО;

3) комплексный характер  применения мер государственного  регулирования и управления внешней  торговлей, в том числе:

— экономических средств (таможенных пошлин, налогов, субсидий и т.п.),

— административных мер (запретов и ограничений, лицензирования и квотирования), добровольных ограничений экспорта и др.,

— технических средств (барьеров) — технических норм, стандартов, методов соответствия, сертификации, санитарно-ветеринарных, экологических норм и норм здравоохранения,

— средств валютно-финансового регулирования (валютных курсов, учетной банковской ставки, кредитования и гарантирования экспортных операций и др.),

— защита национальных производителей от несправедливой (нечестной) иностранной  конкуренции и содействие национальным производителям и экспортерам в  повышении их конкурентоспособности  на мировом рынке.

Традиционно главным принципом  международной торговли является режим  наиболее благоприятствуемой нации. Однако усиливающаяся регионализация торговых потоков и умножение замкнутых экономических группировок может свести к минимуму действие режима наибольшего благоприятствования в отношении этих группировок.

Информация о работе Международное и государственное регулирование иностранного бизнеса в Беларуси