Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:14, реферат
Результативность бюджетно-налоговой политики во многом определяет стабильное функционирование страны, сокращение регионального социально-экономического неравенства, обеспечение государственного единства. Создание устойчиво растущей национальной экономики невозможно без решения проблем выравнивания межрегиональных различий, преодоления кризисных явлений и отставания в развитии отдельных территорий.
Как верно замечают отечественные исследователи /1/, для определенных уровней местного управления исполнение некоторых функций, определенных законодательством, представляется сомнительным ввиду отсутствия маслихатов и местных бюджетов. Речь, в частности, идет об уровне районов в городах республиканского значения, городов районного значения, поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов. Это касается таких функций, как:
- регулирование земельных отношений в пределах своей компетенции;
- организация строительства и ремонта жилищного фонда, эксплуатация и содержание дорог;
- содействие развитию местной социальной инфраструктуры;
- организация движения общественного транспорта;
- содействие организации крестьянских (фермерских) хозяйств, развитию предпринимательской деятельности.
В отечественном законодательстве о местном управлении также не отражены те виды деятельности, которые традиционно осуществляются на локальном уровне управления: 1) уборка мусора и освещение улиц, 2) противопожарная служба, 3) первичная медицинская помощь, 4) ветеринарный и санитарный контроль, 5) начальное и среднее образование. Однако следует отметить, что соответствующие направления расходования средств предусмотрены в Законе РК «О бюджетной системе РК» от 01.04.1999г., где также закрепляются администраторы программ.
Законодательством предусмотрено распределение расходов между республиканским и местными бюджетами, но распределение между различными уровнями местного управления (областными, районными, городскими) не регламентируется.
Местные бюджеты в Казахстане не имеют самостоятельности в бюджетно–налоговой сфере, они не могут устанавливать ставки налогов или определять базу налогообложения. Исключением из этого правила является только земельный налог. Местные представительные органы в пределах своей компетенции имеют право в зависимости от местонахождения земельного участка, его обеспеченности водой, производственных условий хозяйствования понижать или повышать ставки земельного налога в пределах 20%. Также, представительный орган г.Алматы вправе устанавливать порядок и размер сбора за использование юридическими и физическими лицами символики г.Алматы в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках.
В структуре расходов местных бюджетов преобладают расходы на социальную сферу, но возможности областей сильно различаются.
Для бюджетного регулирования с 1999 г. используется механизм бюджетных субвенций и изъятий: в тех областях, где поступления в бюджет превышают расходы, излишек изымается и передается в виде субвенций тем областям, у которых все предусмотренные законом поступления не покрывают их нужд.
Существующая система изъятий из местных бюджетов и предоставления субвенций из республиканского бюджета местным бюджетам вызывает недовольство, как у областей доноров, так и у областей реципиентов. Существующая методика не опирается на экономически обоснованные нормативы и не стимулирует их эффективное расходование.
Значительные (более 30%от общих доходов) размеры трансфертов снижают заинтересованность местных органов в изыскании резервов увеличения доходов бюджета.
У бюджетов доноров отсутствует мотивация к увеличению собираемости налогов и других обязательных платежей в бюджет. Фактически величина субвенций зависит от поступления бюджетных изъятий. Сами бюджетные изъятия, утверждаемые в абсолютных цифрах, являются, по сути, жесткими директивными планами.
Местные органы государственного управления пытаются проводить в жизнь те или иные решения, не располагая достаточными финансовыми ресурсами, так как все вопросы финансирования, порядка налогообложения решаются на правительственном уровне.
В начале 1999 года, в условиях ограниченности средств государственного бюджета, бюджетным законодательством для урегулирования несбалансированности местных бюджетов местным исполнительным органам была предоставлена возможность осуществлять заимствование для подъема и развития экономики своих регионов. Вместе с тем, как показал анализ, займы местными исполнительными органами привлекаются с более высокими ставками вознаграждения и с более короткими сроками погашения по сравнению с заимствованием Правительства Республики Казахстан. При этом, ряд местных исполнительных органов, осуществив заимствование, предлагают уменьшить объемы бюджетных изъятий из областных бюджетов, провести реструктуризацию долга или выделить целевые трансферты с целью балансировки за счет республиканского бюджета затрат, связанных с обслуживанием и погашением займов местных исполнительных органов.
Таким образом, исходя из обозначенных выше проблем, в предстоящем среднесрочном периоде меры по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления в стране, оптимизации состава государственных функций и их эффективного распределения между всеми уровнями государственного управления должны осуществляться только с учетом и тщательной проработкой бюджетных взаимоотношений между различными уровнями управления.